Роль налогов в развитии инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Московской области
(Бобиков А. А.)
("Налоги" (журнал), 2007, N 4)
Текст документа
РОЛЬ НАЛОГОВ В РАЗВИТИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
А. А. БОБИКОВ
Бобиков А. А., соискатель Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (ВНИИЭСХ).
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер, направленных на формирование налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Налогообложение выполняет фискальную и экономическую (регулирующую) функции. Фискальная функция создает специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Регулирующая функция осуществляет стимулирующее влияние на экономику путем воздействия на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства. Фискальная функция показывает обязанности налогоплательщиков перед государством, а регулирующая - обязанность государства перед налогоплательщиками. Рациональность налогообложения определяется степенью соблюдения относительного равновесия между функциями налогов.
В Налоговом кодексе Российской Федерации понятие "налог" трактуется как "обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований". В данной трактовке делается акцент на фискальной функции налогов, тогда как для развития экономики необходимо усиление регулирующей функции налогообложения.
Сельское хозяйство подлежит налогообложению наряду с другими секторами экономики. Вместе с тем в налоговой политике должны быть учтены специфические особенности сельскохозяйственного производства: сезонность, зависимость от природно-климатических условий, многофункциональность, выпуск социально значимой продукции, экологический аспект. Сельское хозяйство чувствительно не только к самому уровню налогов, но и их комбинации.
Сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают от 12 до 16 видов налогов, основными из которых являются следующие: налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, единый сельскохозяйственный налог, налоги на прибыль и на землю, на охрану окружающей среды и другие. Анализ начисленных налогов показывает, что для сельскохозяйственных предприятий установлен высокий уровень изъятия средств через налоги и сборы.
Например, в 2004 г. налоги, по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области, в полной себестоимости составляли - 20,8%, в выручке - 20,4%.
Налоговая нагрузка на сельское хозяйство Московской области в сравнении с другими отраслями экономики, исчисленная по отношению к объему продукции, является относительно умеренной за счет предоставляемых налоговых льгот. Но учитывая сложное финансово-экономическое положение большинства сельхозпредприятий (в 2003 г. убыточно - 46,6% хозяйств, в 2004 г. - 50,4%, в 2005 г. - 46,0%), даже пониженная налоговая нагрузка является крайне тяжелой. Положение усугубляет действующая система пени и штрафов (табл. 1).
Таблица 1
Уровень и структура налогов и сборов в сельском хозяйстве
Московской области в 2004 г.
Из них штрафы Уплачено
N Вид налога млн. руб. и пени в % от
начисленного
млн. руб. в %
1 Налог на прибыль
Начислено за отчетный год 273,30 7,55 2,76 113,67
Уплачено за отчетный год 310,65 14,78 4,76
2 НДС
Начислено за отчетный год 1274,05 23,31 1,83 100,23
Уплачено за отчетный год 1276,98 38,49 3,01
3 Акцизы
Начислено за отчетный год 217,90 0,35 0,16 96,72
Уплачено за отчетный год 210,75 0,35 0,17
4 Налог на имущество
Начислено за отчетный год 195,72 0,95 0,48 62,05
Уплачено за отчетный год 121,44 0,64 0,53
5 Земельный налог
Начислено за отчетный год 83,53 2,48 2,97 105,83
Уплачено за отчетный год 88,40 4,01 4,53
6 Единый сельскохозяйственный налог
Начислено за отчетный год 27,96 76,02
Уплачено за отчетный год 21,26
7 Единый социальный налог
Начислено за отчетный год 994,09 65,63 6,60 130,05
Уплачено за отчетный год 1292,79 132,81 10,27
8 Налог на доходы физ. лиц
Начислено за отчетный год 726,98 19,97 2,75 93,67
Уплачено за отчетный год 680,93 17,49 2,57
9 Другие налоги и сборы
Начислено за отчетный год 623,39 60,55 9,71 48,55
Уплачено за отчетный год 302,67 24,21 8,00
10 Всего налогов и обязательных платежей
Начислено за отчетный год 4416,92 180,78 4,09 97,49
Уплачено за отчетный год 4305,86 232,76 5,41
11 В т. ч. в федеральный бюджет
Начислено за отчетный год 1461,97 43,29 2,96 95,97
Уплачено за отчетный год 1403,11 50,20 3,58
12 В т. ч. в бюджет Московской области
Начислено за отчетный год 1697,66 47,68 2,81 91,50
Уплачено за отчетный год 1553,30 44,18 2,84
13 Во внебюджетные фонды
Начислено за отчетный год 1257,29 89,81 7,14 107,33
Уплачено за отчетный год 1349,45 138,38 10,25
Отметим, что в развитых европейских странах и США доля налогов в совокупных фермерских затратах составляет от 2,5% до 6,0% (без социальных налогов), при этом до половины всех налогов приходится на подоходный налог и налог на недвижимость.
Стимулирующее действие пониженных налогов на экономику выражается в высвобождении части финансовых ресурсов предприятий в целях активизации инвестиционной деятельности. Но в настоящее время в аграрной сфере Подмосковья относительно умеренный уровень налогообложения не оказывает стимулирующего воздействия на экономику из-за низкой рентабельности или убыточности сельскохозяйственного производства. Более того, взыскание налогов, не обеспеченных реальными источниками, дестабилизирует экономику сельхозпредприятий, предопределяет рост кредиторской задолженности, невозможность увеличения оплаты труда и влечет другие негативные последствия.
По Закону Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" все сельскохозяйственные товаропроизводители, находящиеся на общем режиме налогообложения, уплачивают налог на прибыль, полученную от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции по льготной ставке - 0%, которую планируется постепенно увеличивать и довести к 2015 г. до 24% (табл. 2). Воспользоваться льготой по налогу на прибыль могут только те сельхозпроизводители, которые отвечают критериям, установленным в гл. 26.1 НК РФ. Необходимо отметить, что сельхозпредприятия могут иметь доходы от переработки продукции на давальческих условиях и другие виды доходов, которые подлежат налогообложению в обычном порядке.
Таблица 2
Сроки действия льготных ставок по налогу на прибыль
для сельскохозяйственных предприятий
Налоговая До вступления в силу ст. 2 После вступления в силу ст. 2
ставка, % Федерального закона N 39-ФЗ Федерального закона N 39-ФЗ
0 2004 - 2005 гг. 2004 - 2007 гг.
6 2006 - 2008 гг. 2008 - 2009 гг.
12 2009 - 2011 гг. 2010 - 2011 гг.
18 2012 - 2014 гг. 2012 - 2014 гг.
24 Начиная с 1 января 2015 г. Начиная с 1 января 2015 г.
В структуре налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными организациями Московской области, налог на прибыль составляет 6,2%.
Целью введения земельного налога является стимулирование рационального использования земельных угодий, охрана и освоение земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
На современном этапе земельный налог не играет роли эффективного регулятора земельных отношений. На его долю приходится 1,9% от общей суммы налогов и сборов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями Московской области.
С 1 января 2006 г. в Московской области действует новый порядок расчета земельного налога, который теперь напрямую зависит от кадастровой стоимости земли, которая, в свою очередь, также зависит от ряда критериев: градостроительной ценности, наличия развитой инфраструктуры, рыночной стоимости и т. д.
На наш взгляд, новый порядок расчета земельного налога не приведет к существенному увеличению налогового бремени для сельхозпредприятий, так как кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения достаточно низкая.
В то же время новый порядок исчисления земельного налога ухудшит и без того тяжелое положение сельских жителей в некоторых районах области. Так, в Люберецком районе установлена минимальная ставка земельного налога 0,1% от кадастровой стоимости участка, следовательно, за среднестатистический участок в 12 соток придется платить порядка 500 руб. в год. Тогда как в Одинцовском районе (например, в деревне Усово) ставка земельного налога составляет 0,3%, и за те же 12 соток придется платить 12,5 тыс. рублей в год.
В соответствии с п. 1 ст. 241 НК РФ в 2004 г. сельскохозяйственные товаропроизводители уплачивают единый социальный налог (ЕСН) по максимальной ставке 26,1%, а с 2005 г. - по максимальной ставке 20% от фонда оплаты труда. При этом статус сельскохозяйственного товаропроизводителя для целей уплаты ЕСН определяется в соответствии с Законом N 193-ФЗ. С учетом того, что максимальная ставка взносов на обязательное пенсионное страхование составляет для них 10,3%, фактическая ставка ЕСН в 2004 г. не превышала 15,8%. В 2005 г. максимальная ставка налога не превышала 20%, а фактическая - 9,7% (за вычетом суммы страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд по ставке 10,3%). Отметим, что выплаты в виде материальной помощи, осуществляемые сельскохозяйственной продукцией, в размере до 1000 руб. за календарный месяц на одного работника не облагаются данным налогом. Фермерские хозяйства в течение пяти лет с момента регистрации освобождены от уплаты ЕСН. Но, несмотря на имеющиеся льготы, в удельном весе всех начисленных налогов ЕСН занимает 2-е место и составляет 22,5%.
При уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) сельхозпредприятия выступают в роли налоговых агентов, т. е. они не являются плательщиками данного налога, но перечисляют его за своих работников с начисленных им доходов. Если предприятие вовремя не оплатит налог или неверно определит налогооблагаемую базу, то штрафные санкции и пени оно будет уплачивать из чистой прибыли. В платежеспособных сельскохозяйственных организациях его удельный вес составляет от 19% до 40% в общей сумме налогов и сборов, что свидетельствует о достаточно высоком уровне оплаты труда, тогда как в убыточных организациях его доля - от 2% до 7%. В среднем по Московской области в 2004 г. НДФЛ составлял 16,5%.
Налог на добавленную стоимость (НДС) на реализуемую сельскохозяйственную продукцию начисляется по льготной ставке 10%, в то время как сельхозпредприятия, приобретая основные и оборотные средства, уплачивают НДС по ставке 18%. Длительность и сложность процедуры возмещения НДС вынуждает сельхозпроизводителей отвлекать собственные оборотные средства, что отрицательно сказывается на воспроизводственном процессе. В удельном весе всех начисленных налогов НДС занимает 1-е место и составляет 28,8%.
Отметим, что, например, в Республике Беларусь действует аналогичная ставка НДС на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, но при этом начисленные суммы налога в бюджет не вносятся, а остаются в распоряжении сельских товаропроизводителей и используются для инвестиций в основные и оборотные средства.
Таким образом, общий режим налогообложения является тяжелым бременем для большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей области, следствием которого является сложное финансовое положение и невозможность наращивать объемы инвестиций в основной и оборотный капитал.
В 2004 г. сумма внесенных сельхозпроизводителями Московской области налогов и сборов в федеральный бюджет в 14,6 раза превышала сумму фактических ассигнований из него, а в региональный в 7,9 раза. Отметим, что на современном этапе механизм бюджетной поддержки аграрной сферы, несмотря на принятие Закона "О развитии сельского хозяйства", не является системным, не имеет долгосрочной основы и зависит от состояния федерального и областного бюджетов и приоритетов государственной инвестиционной политики. В такой ситуации, на наш взгляд, наиболее перспективным является не увеличение доли бюджетного финансирования, а снижение налоговой нагрузки на отрасль и использование налогообложения как средства стимулирования инвестиционной деятельности.
Отражением данной концепции стало введение единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), призванного снизить налоговое бремя, упростить механизм налоговых расчетов, способствовать соблюдению установленных налоговым законодательством норм, уменьшить количество налоговых правонарушений, снизить размеры финансовых санкций.
В первоначальном варианте глава 26.1 НК РФ была далека от совершенства и содержала массу недоработок, в результате которых сумма обязательных платежей в бюджет не уменьшалась, а, наоборот, возрастала. Но в настоящее время в действующий законопроект внесены существенные изменения, которые упростили процесс перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, расширили число налогоплательщиков, изменили объект налогообложения, установили единую ставку, увеличили налоговый и отчетный периоды.
Так, нововведения, вступившие в силу с 1 января 2007 г., позволяют сельхозпроизводителям применять ЕСХН наряду с иными режимами налогообложения (ЕНВД, УСН). В предыдущей редакции система ЕСХН применялась наряду с общим режимом налогообложения, и в большинстве случаев данный режим был невыгоден для налогоплательщика.
Для стимулирования развития добровольного страхования сельскохозяйственных рисков новой редакцией закона разрешается отнесение затрат, связанных с добровольным страхованием, к расходам, уменьшающим налоговую базу.
Помимо страхования новая редакция ст. 346.5 НК РФ дает сельхозпроизводителям возможность обращаться за юридической помощью, относя к расходам, уменьшающим налоговую базу, затраты на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. В ранее действовавшем законодательстве к расходам относились только затраты на аудиторские услуги.
Следует отметить, что перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, был существенно расширен по сравнению с ранее действовавшим законодательством, добавлено 12 новых подпунктов, в частности, помимо названных, добавились: расходы на приобретение молодняка скота; расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки; расходы на сертификацию продукции и др.
Переход на уплату ЕСХН освобождает сельхозпредприятия от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, единого социального налога, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), позволяет снизить налоговую нагрузку в 2 - 3 раза, из-за значительного расширения перечня расходов, уменьшающих налоговую базу.
Основными недостатками ЕСХН являются утрата права на возмещение из бюджета сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) и закрытость перечня расходов (ст. 346.5 НК РФ), уменьшающих налоговую базу. В результате расходы на проведение научных разработок, модернизацию и реконструкцию основных средств и некоторые другие не могут быть учтены при обложении ЕСХН.
Исправить ситуацию с невозможностью возмещения НДС, по нашему мнению, могло бы введение нулевой ставки по данному налогу.
В заключение отметим, что для преодоления кризисных явлений и активизации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве Московской области необходимо не только дальнейшее совершенствование налогообложения сельхозтоваропроизводителей, направленное на снижение налоговой нагрузки, но и предоставление налоговых преференций и распространение льготных налоговых режимов на предприятия из других сфер экономики, инвестирующих в сельское хозяйство или способствующих развитию инвестиционных процессов в аграрной сфере.
Литература
1. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. М.: Омега-Л, 2007.
2. Черник И. Д. Все о поправках в Налоговый кодекс РФ. М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007.
3. Бондина Н. Н., Бондин И. А., Мартемьянова Е. И., Зубкова Т. В. Бухгалтерский учет в аграрно-промышленном комплексе. М.: Кнорус, 2006.
4. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет. М.: Проспект, 2006.
5. Волохов Ю. Н. Единый сельхозналог: последние изменения. М.: Аграрный эксперт, 2007. N 2, N 3, N 4.
Название документа