Банковские кредиты - источник инвестирования промышленности
(Магомедов В. Н.)
("Банковское право", 2007, N 2)
Текст документа
БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ - ИСТОЧНИК ИНВЕСТИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В. Н. МАГОМЕДОВ
Магомедов В. Н., аспирант кафедры "Бухгалтерский учет" Дагестанского государственного университета, главный государственный налоговый инспектор отдела оперативного контроля ИФНС РФ.
В настоящее время во многих регионах страны сложилась достаточно благоприятная макроэкономическая ситуация для расширения взаимодействия коммерческих банков с предприятиями реального сектора экономики.
Устойчивый экономический рост реального сектора региональной экономики во многом определяется активным участием банковской системы в инвестиционном процессе. Однако если учесть нынешнее состояние банковской сферы, то его положительное воздействие на развитие отраслей экономики довольно проблематично.
Основная сложность российской и региональной банковской системы заключается, во-первых, в недостаточности банковского капитала для расширения инвестиционной деятельности; во-вторых, в банковском секторе все еще сохраняется высокий уровень кредитных рисков, при отсутствии достаточных сумм пассивов. В результате кредиты реальному сектору в среднем по России едва достигают 12% объема валового внутреннего продукта страны, тогда как этот показатель в западных странах составляет 60%.
Обнадеживает то обстоятельство, что этот показатель в динамике растет, и прежде всего за счет улучшения макроэкономической ситуации в регионах. Во многих из них она характеризовалась началом экономического роста, некоторым снижением темпов роста инфляции и повышением инвестиционной активности кредитных организаций.
Целям создания механизма финансирования реального хозяйства в этих субъектах коммерческими банками служит также программа развития лизинговой и другой инвестиционной деятельности для поддержки сельхозтоваропроизводителей и связанных с ними перерабатывающих предприятий. В рамках такой программы предусматривается порядок субсидирования за счет средств бюджета части процентной ставки по кредитам, полученным в банках лизинговыми компаниями при приобретении и последующей передаче в лизинг предприятиям АПК машин, механизмов, оборудования и племенного скота. При стопроцентном использовании заложенных в бюджете средств на выплату субсидий сумма дополнительно привлеченных в экономику финансовых средств коммерческих банков увеличится более чем в 2,3 раза. Участие коммерческих банков и лизинговых компаний в лизинговых схемах кредитования необходимо, так как при большой доле государственных закупок техники для ее последующих поставок сельхозпроизводителям на условиях лизинга нарушается действие механизма ценообразования.
В мировой экономике лизинг широко используется как нетрадиционная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, элементы кредитного финансирования под залог, расчеты по долговым обязательствам и прочие финансовые механизмы. В России же доля лизинга составляет лишь 1% суммарных инвестиций в основные фонды при 25 - 30% в западных странах.
Развитие лизинговых операций на российском рынке сдерживается их долгосрочным характером, ограниченным кругом надежных финансово устойчивых предприятий-лизингополучателей, отсутствием механизма предоставления государственных гарантий под крупномасштабные лизинговые проекты, слабой законодательной базой.
Кроме того, при успешной реализации программы возникает эффект мультипликации за счет рефинансирования прямых доходов и возвращенных ресурсов в следующие лизинговые проекты, за счет чего реальный эффект от реализации программы будет значительно выше.
Предпосылки для инвестиционного оживления в реальном секторе могут быть созданы только при постоянном стремлении власти и институтов финансового рынка к скоординированным действиям в интересах устойчивого развития региональной экономики.
Но все же важнейшей причиной сдерживания кредитных операций выступают высокие риски. Создание благоприятного кредитного климата является одной из основных задач государства на современном этапе трансформации ориентиров банковской деятельности, в первую очередь это ряд законодательно-нормотворческих решений. Развитию кредитной деятельности банков будет способствовать принятие или современная переработка целого блока Федеральных законов: о банковском кредите, о залоге, о государственном архиве кредитных историй, о банковских холдингах, о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, в том числе по кредитным организациям.
Достаточно значимым в нормотворческом отношении является повышение эффективности залоговых прав. Залог оценивается как способ обеспечения обязательств заемщика по кредитному договору. Широкому распространению в банковской практике залога способствовало продвижение данного способа обеспечения обязательств со стороны Банка России. В частности, это выражается в установлении нормативных требований по обеспеченным ссудам, которые однозначно должны обеспечиваться залогом либо поручительством Правительства страны или субъекта Федерации.
На практическом уровне залог как средство защиты интересов кредитора носит относительно условный характер. Например, банки могут использовать залог не в качестве реального пути возврата денежных средств, а в целях соблюдения текущих требований Банка России.
Расширение участия банков в развитии реального сектора экономики должно стоять в числе приоритетных задач и государства, и банковской системы. В связи с этим вполне допустимым является разумное распределение рисков, принимаемых банками в целях развития экономики, между ними и государством. Эта возможность касается создания оптимальных условий формирования резервов под возможные потери по ссудам. Полный объем резервов по рискам, принятым банками, должен учитываться при определении налоговой базы. Специалисты банковской сферы считают необходимым учитывать при налогообложении банков их участие в инновационных и инвестиционных процессах предприятий. Принятие такого фискального решения обеспечивало бы разнозначные условия функционирования действующих кредитных организаций.
Проблема взаимодействия банков с реальным производством связана с формированием ресурсной банковской базы. Остро ощущается ее недостаточность, хотя в настоящее время распространилось мнение о чрезмерной ликвидности банков. Считается, что излишняя осторожность банков препятствует притоку дополнительных средств в реальную экономику в виде банковских кредитов. Действительно, в послекризисный период ликвидность в банковском секторе повысилась. Однако следует учитывать уровень соотношения ликвидных активов и обязательств. Он остался на уровне 75 - 80%. Произошло замещение потерявших ликвидность государственных ценных бумаг на сохранившие ликвидность денежные средства. По мнению специалистов, данное решение неэффективно, но в посткризисный этап оптимально для банков.
Важным условием реализации этой задачи станут Концептуальные основы развития банковской системы России, одобренные 10-м съездом Ассоциации российских банков. Указанный документ объединяет мнение банковского сообщества на среднесрочную перспективу по основным направлениям развития банковской индустрии. Среди основных направлений рассматриваются проблемы реструктуризации и рекапитализации банков, обосновывается необходимость обновления структуры банковской системы, развития внешнеэкономической деятельности российских банков и их вхождения в мировое банковское хозяйство. Достаточно значимо с точки зрения проводимого исследования раскрывается роль региональных банков, взаимодействие банковской сферы с реальным сектором экономики, потребность в активизации инвестиционной деятельности банков. Этот аналитический документ учитывает результаты общественных и профессиональных дискуссий по актуальным проблемам развития отечественного банковского сектора.
Интеграция банковского и реального секторов экономики действительно зависима от принятия значительного количества общих экономических и конкретизированных инвестиционных решений. К числу таких мер можно отнести систему льготирования налогообложения реинвестируемой прибыли. Многократно высказывалось мнение о том, что необходимо освободить от налогов ту часть доходов предприятий, которая направляется на инвестиции. Указанная мера расширит возможности предприятия самофинансирования технического перевооружения и реконструкции производственного процесса. Одновременно сократится потребность предприятия покрывать эти расходы с помощью заемных ресурсов. Действительно, без соответствующего контроля принятие такого решения может привести не к расширению инвестиций в реальном секторе, а использоваться как еще одна возможность снижения уровня налогообложения без адекватного восстановления материальной базы реальной экономики.
Целесообразно с принятием решения об освобождении реинвестируемой прибыли от налогов внедрить метод резервирования этих средств на специализированных банковских счетах (инвест-счет). Это позволит предприятиям производить накопления средств, а кредитным организациям концентрировать дополнительные ресурсы на долгосрочное заимствование. Механизм взаимодействия в данном случае сроится следующим образом: банк кредитует конкретные инвестиционные программы в соответствии со сроками их проведения; предварительно предприятие накапливает средства на инвест-счете. В рассмотренном механизме следует предусмотреть лимит накоплений, т. е. уровень сконцентрированных на инвест-счете средств должен составлять 30 - 50 процентов от стоимости инвестиционного проекта. Также банк может взять на себя роль контролера за целевым использованием ресурсов, обеспечивая государственные интересы, за регулированием льготного порядка налогообложения прибыли, направленной на инвестирование. Заинтересованность банковской структуры состоит в том, что для накопления лимита предприятию потребуется определенный период времени, при этом средства, находящиеся на инвест-счетах, могут быть использованы в банковском обороте, принося дополнительный доход. Кроме расширения инвестиционных возможностей резервирование названных ресурсов обеспечивает возвратность кредитов.
Льготирование налогообложения для банков, осуществляющих долгосрочное кредитование, также относится к направлениям, способствующим расширению интеграции банковского и индустриального сектора. Результативность внедрения данного предложения очевидна. Можно продвинуть целесообразность его принятия возможностью для банков использовать определенный вариант льготирования. Первый вариант - в соответствии с объемом долгосрочного кредитования пропорциональное снижение резервных требований. Второй вариант - уменьшение налогооблагаемой прибыли в части, полученной в результате долгосрочного кредитования инвестиционных проектов индустриального сектора. Третий - снижение ставки налогообложения названной прибыли. Четвертый - полное освобождение прибыли от налогообложения в случае широкомасштабной инвестиционной деятельности банка, например, 50 или более процентов банковских активов направлено на долгосрочное кредитование. Многовариантность льгот может быть использована в зависимости от социально-экономической значимости отрасли, предприятие которой кредитуется банком на долговременной основе. Обязательным требованием внедрения льготного порядка является сохранение параметров льгот на весь период кредитования инвестиционного проекта.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности с участием кредитных ресурсов в настоящее время требует значительного упорядочения. Уже отмечалось, что долевое бюджетное финансирование определенного объекта служит ориентиром для самостоятельных инвесторов, в том числе и для банков. Корректировка долевого участия связана не с регулированием удельного веса средств, вкладываемых бюджетом, а с выгодностью для банков долгосрочного кредитования данного инвестиционного проекта. Призывы государственных органов и высокая доля бюджетных средств не стимулируют банки к участию в малопривлекательных проектах.
Государством должна обеспечиваться определенная классификационная характеристика инвестиций, которые предлагаются для банковского участия. Целесообразна ориентация на экономически перспективные, с оптимальным сроком окупаемости, технологически конкурентоспособные проекты в машиностроении, нефтяной отрасли, АПК, ТЭК, легкой и пищевой промышленности. Разработка инвестиционных программ по отраслевому и территориальному направлению требует определенной четкости и законодательного закрепления порядка финансирования с определением схемы прохождения денежных потоков в экономически и социально значимых проектах. Банковские структуры, особенно регионального уровня, сотрудничают с ограниченным кругом хозяйственных субъектов, не обладая полной информацией об инвестиционных потребностях текущих и потенциальных клиентов, об их финансовом положении и имеющихся инвестиционных проектах. При государственной поддержке и соответствующей регламентации целесообразно создание специального органа, формирующего специфический "мониторинг-инвестпроект". Данный механизм способен создать дополнительные стимулы для инвестиционной активности предприятий и расширить сферу приложения банковского капитала. Государственные органы могут формировать стратегический план и предоставлять полную информацию об инвестиционных проектах, в которых предполагается участие бюджетных ресурсов с закреплением определенной доли. Действующие кредитные организации, получив такую информацию, подвергают ее тщательному анализу, производят выбор объекта и обозначают собственную заинтересованность, а бюджетная доля служит своеобразным критерием при выборе соответствующего решения. Возможно конкурсное участие в проекте конкретного банка или группы банков по признаку более значительной доли ресурсов для вложения в инвестиционный проект. Такая практика целесообразна для построения интеграционных связей индустриального и банковского сектора в региональном масштабе.
Название документа