Проблемы организационно-правовой формы ОАО "РЖД"

(Ходырев А.) ("Транспортное право", 2007, N 1) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ОАО "РЖД"

А. ХОДЫРЕВ

18 сентября 2003 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 585 было создано открытое акционерное общество "Российские железные дороги". Постановлением от 20 декабря 2004 г. N 810 были внесены изменения в предлагаемый Устав ОАО "Российские железные дороги", который определил основные цели, задачи, виды деятельности акционерного общества, порядок организации его деятельности, а также особенности управления <1>. Устав ОАО "РЖД" был создан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "Об акционерных обществах", "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". На основании вышеперечисленных нормативных актов ОАО "Российские железные дороги" является юридическим лицом и организует свою деятельность на основании законодательства Российской Федерации. -------------------------------- <1> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 г. N 585 "О создании открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 810) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.

Следует отметить, что создание открытого акционерного общества "Российские железные дороги" стало одним из этапов реформы в области железнодорожного транспорта, направленной в первую очередь на отказ государства (в лице Правительства Российской Федерации) от статуса монополиста в сфере железнодорожного транспорта. Однако, внимательно прочитав Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги", можно найти ряд несоответствий и противоречий принципам создания открытых акционерных обществ. Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах" акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. В соответствии со ст. 7 гл. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах" можно определить основные признаки открытого акционерного общества. Открытое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований Федерального закона "Об акционерных обществах" и иных правовых актов Российской Федерации. Открытое акционерное общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возможность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества неограниченно. В открытом акционерном обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества <2>. -------------------------------- <2> Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1996 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ) // Российская газета. 1995. 29 дек.; Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Аналогичные положения определены и в Гражданском кодексе Российской Федерации, в соответствии со ст. 97 гл. 4 (части первой) которого открытым признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, а закрытым признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц <3>. -------------------------------- <3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. (в ред. от 2 июля 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; Российская газета. 1994. 8 дек.

Формально акционерное общество "Российские железные дороги" является открытым, однако на деле мы видим, что это далеко не так. В ч. 5 Устава ОАО "РЖД" сказано: "Статья 37. Единственным акционером общества является Российская Федерация. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации" <4>. -------------------------------- <4> Устав открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (в ред. Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 г. N 810), утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 // Собрание законодательства РФ. 2003. N 39. Ст. 3766.

Налицо наличие одного акционера единого хозяйствующего субъекта ОАО "РЖД". В ч. 1 ст. 4 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" сказано: "1. Учредителем единого хозяйствующего субъекта является Российская Федерация. Решение об учреждении единого хозяйствующего субъекта принимается Правительством Российской Федерации" <5>. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта". Принят ГД ФС РФ 7 февраля 2003 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 9. Ст. 805; Парламентская газета. 2003. 5 марта; Российская газета. 2003. 5 марта.

Это также соответствует скорее принципам закрытого акционерного общества. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Таким учредителем как раз и является Российская Федерация в лице Правительства РФ. Противоречия принципам открытого акционерного общества можно также наблюдать и в организации порядка управления ОАО "РЖД". В соответствии со ст. 47 Федерального закона "Об акционерных обществах" высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров, акционерное общество обязано ежегодно проводить годовое общее собрание акционеров. Сразу же сам собой напрашивается вопрос: каким образом возможно существование собрания акционеров, если в акционерном обществе "Российские железные дороги" всего один-единственный акционер - ГОСУДАРСТВО (выделено мною. - Авт.)? В формальном плане статус акционерного общества "Российские железные дороги" как открытого обусловлен Положением Федерального закона "Об акционерных обществах" (ч. 4 ст. 7), которое гласит: "Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми". В результате мы видим, что государство (в лице ОАО "РЖД") является единственным акционером данного акционерного общества и, как следствие, монополистом в сфере железнодорожного транспорта, что никак не укладывается в тот курс демократизации и отказа от государственных монополий, который был провозглашен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. Итак, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в Уставе открытого акционерного общества "Российские железные дороги" налицо противоречия принципам организации открытого акционерного общества. На данный момент ОАО "РЖД" представляет собой скорее закрытое акционерное общество, нежели открытое. По моему мнению, для выхода из данной ситуации необходимо продолжение реформы железнодорожного транспорта, определение на конкурсной основе кандидатов на роль акционеров ОАО "Российские железные дороги", кандидатура и деятельность которых будут отвечать национальным интересам Российской Федерации, так как качественное функционирование и развитие железнодорожного транспорта и всего с ним связанного является приоритетным направлением национальной политики Российской Федерации. Следует отметить, что мероприятия в данном направлении имеют место и имеют перспективу. Так, например, с 12 по 14 сентября 2005 г. в Ростове-на-Дону прошла первая в рамках ОАО "Российские железные дороги" Ассамблея начальников железных дорог России. Основной темой Ассамблеи стала тема реформирования крупнейшей ветви транспортной отрасли страны - компании "Российские железные дороги". Основным мероприятием по реформированию ОАО "РЖД" является его демократизация и, как следствие, его преобразование в более демократичное объединение, которое будет на самом деле представлять собой открытое акционерное общество <6>. Однако сразу же напрашивается вопрос: что понимается под демократизацией? Создание дочерних и зависимых обществ? Но ведь это не приблизит АО "РЖД" к открытому АО, так как на открытую подписку выпускают акции дочерних и зависимых обществ, а не ОАО "РЖД". -------------------------------- <6> VOGZALL. 2005. N 2(02). Сентябрь/октябрь. Издательство ООО "ЛитерА".

Наличие одного-единственного акционера ОАО "РЖД" порождает проблемы в управлении. Реформа ОАО "РЖД" заключается в создании холдинга, т. е. в создании ряда дочерних и зависимых предприятий, подчиняющихся одному предприятию - ОАО "РЖД". Подразумевается такая схема управления предприятием, при которой государственный представитель, с одной стороны, не несет ответственности за результаты хозяйственной деятельности, а с другой - загружен составлением отчетов и повязан необходимостью согласовывать с аппаратными чиновниками голосование по наиболее принципиальным вопросам управления акционерным обществом. Очевидно, что представитель государства должен иметь более широкие правомочия и нести реальную имущественную ответственность за результаты деятельности АО - только в этом случае можно рассчитывать на его заинтересованность в укреплении и развитии компании. Примером холдинговой системы, подобной той, к которой стремится сейчас ОАО "РЖД", может являться система железных дорог Германии, где отказались от системы государственного управления железными дорогами, частично приватизировав их, однако это не оправдало себя экономически.

Название документа