К вопросу об обычае как основном источнике права судоходства в античный период

(Покровский И. Ф.)

("Таможенное дело", 2007, N 1)

Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОБЫЧАЕ КАК ОСНОВНОМ ИСТОЧНИКЕ ПРАВА

СУДОХОДСТВА В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД

И. Ф. ПОКРОВСКИЙ

Покровский И. Ф., ректор Института морского права, доктор юридических наук, профессор.

Общепринято считать, что наиболее древней формой права является правовой обычай, возникший еще в родоплеменном строе. В теории права под правовым обычаем понимается правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай закрепляет уже сложившиеся отношения. Характерно, что процесс формирования правовых обычаев античной Эллады складывался под влиянием множества субъективных и объективных факторов и был крайне многосторонен и весьма сложен. В настоящее время в науке не представлено классификаций обычаев древних греков. Поэтому обращает на себя внимание исследование А. А. Георга-Копулоса, который предлагает все правовые обычаи Древней Эллады разделить на полисные и международные. К полисным обычаям он предлагает отнести правовые обыкновения, сложившиеся и применяемые в отдельном полисе или общине. Примечательно, что такие социальные регуляторы не были известны в других государствах. Межполисными обычаями становятся правила, активно применяемые не одной, а несколькими общинами. Обычно такие обычаи присущи определенному локальному межполисному объединению и носят территориальный характер. Обращает на себя внимание такое обстоятельство - многие межгосударственные обычаи стали всеобщими. Это прежде всего относится к институту проксении. Правовые обычаи древности принято классифицировать по сфере их регулирования.

Следует признать удачной попытку автора дифференцировать морские обычаи по двум принципам: территориальная сфера воздействия (в смысле юридического пространства) и предметная сфера воздействия (по виду отношений, которые регламентировал обычай). Автором предлагается следующая классификация морских обычаев древности по предметному признаку: обычаи торгового судоходства, пиратские обычаи, обычаи по борьбе с пиратством, обычаи военного судоходства. Внутри некоторых типов представленной классификации он выделяет группы обычаев судоходства. Самой содержательной группой являются обычаи торгового судоходства, подразделяющиеся на: 1) навигационные, 2) портовые, 3) проксенические и 4) непосредственно коммерческие. Проведенные исследования убеждают нас, что самой большой группой являются проксенические обычаи, о которых сегодня известно больше всего в связи с огромным количеством античных источников. Портовые обычаи устанавливали правила портового судоходства, устройства, оснащения и надзора. Навигационные обычаи регламентировали правила судовождения и судостроения и начали складываться позже всех, примерно в IX в до н. э. Коммерческие морские обычаи относились к правилам заключения сделок для перевоза груза и пассажиров морем.

Проксенические обычаи в Древней Элладе играли важнейшую роль вплоть до вхождения последних полисов в состав Римской империи и утраты ими статуса элевтерий. Истоки зарождения института проксении следует искать в традиции гостеприимства архаических эллинов. Согласно данной традиции, носившей всеобщий характер у многих народов Средиземноморья, гостям общины, которые юридически были абсолютно бесправны в чужом полисе или племени, обеспечивалась неприкосновенность жизни и личного имущества. Для реализации права на гостеприимство путник должен был обратиться к вождю или царю общины с просьбой о защите. В свою очередь, община должна была принять путника, предоставить ему кров и в случае необходимости обеспечить ему отправление на родину. Процедура прошения гостеприимства достаточно любопытна и была примерно идентична и у эллинов, и у римлян. Принципиальную роль в формировании особого вида процедуры сыграли религиозный культ Зевса Гостеприимства, где центральное место занимал очаг дома - традиционный центр домашнего мира в Древнем мире. Фукидид так описывает прошение Фомистокла к царю Адмету о защите. Когда Фомистокл бежал из Афин и Керкиры, он по неблагоприятным обстоятельствам оказался в стране молоссов, где правил царь Адмет, которому Фомистокл нанес немалый ущерб, будучи архонтом, отказав ему в помощи. Когда Фомистокл прибыл в дом царя, того не было дома, и беглец был вынужден обратиться к супруге Адмета. Та посоветовала Фомистоклу взять в руки ребенка царя и сесть у очага дома. По возвращении царя домой Фомистокл обратился к нему с мольбой о помощи и защите, прося не мстить ему. Адмет в соответствии с обычаем гостеприимства отказал спартанцам и афинянам в выдаче героя войны с персами и обеспечил его свободный проезд через свою страну. С развитием торговых отношений между полисами самого института гостеприимства стало не хватать для надлежащего урегулирования взаимоотношений между гражданами полиса и приезжими купцами, дипломатами, просто путешественниками. Развитие межполисных отношений и связей существенно тормозилось в связи с правовой дискриминацией и бесправностью чужаков. Вступить в любые официальные отношения с властями государства чужестранец мог только с помощью простата из числа полноправных граждан. Поэтому из традиции гостеприимства появляется институт проксении. Приблизительно данный институт появляется в VIII в. до н. э. Самая ранняя дошедшая до нас проксения - Керкирская конца VII в. до н. э. Сущность проксении состояла в том, что метеку (иностранцу) даровались определенные привилегии на территории полиса, выдающего проксению. Обычно проксения закреплялась изданием декрета в честь лица, которому она даровалась. Декрет помещался на территории какого-либо важного государственного органа на видном, обозримом месте. Кроме того, копия декрета направлялась в родной полис проксена. Таким образом, проксения представляла собой односторонний акт доброй воли государства в отношении какого-либо лица в частном порядке. Анализируя институт проксении в целом, следует указать на его комплексную, как частную, так и публичную, правовую природу. В проксению были включены и нормы административно-правового характера, и нормы торгового регулирования. Для античного судоходства этот институт имел принципиальное значение, так как регламентировал вопросы свободного входа и выхода в порты и гавани греческих полисов, устанавливал определенные таможенные льготы для перевозки грузов морем, неприкосновенность судна проксена. Проксении могли предусматривать и какие-либо особые привилегии для метеков в вопросах пользования портом и рыбными рынками полиса-ксена.

Помимо проксении обычаями, регулировавшими торговое судоходство в вопросах коммерции и торговли, были деловые традиции купцов и судовладельцев - коммерческая практика, сложившаяся при деятельности фиасов и трапедз - товариществ купцов и капитанов, и морских торговых контор.

Из навигационных обычаев самым известным является принцип "свободного моря", согласно которому все морские пространства являлись открытыми для судоходства любого флага.

Портовые обычаи складывались из практики морской администрации полисов - должностных лиц, ответственных за деятельность порта и функции торгового надзора. Пожалуй, самыми любопытными обычаями древнего судоходства, активно применявшимися на практике, являлись, как бы дико это ни звучало, традиции морских разбоев. Все названные обычаи, безусловно, вызывают вполне объяснимый интерес и нуждаются во всестороннем объективном исследовании.

Название документа