Право потребителей на просвещение: итоги и перспективы

(Бычко М. А.) ("Ленинградский юридический журнал", 2013, N 2) Текст документа

ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПРОСВЕЩЕНИЕ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М. А. БЫЧКО

Бычко Марина Алексеевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Северо-Кавказского федерального университета.

В статье рассмотрен опыт реализации права потребителей на просвещение в Ставропольском крае и России в целом.

Ключевые слова: потребитель, право на просвещение, проблемы, тенденции, перспективы.

The paper describes the experience of the right to education of consumers in the Stavropol region and Russia as a whole.

Key words: consumer, the right to education, issues, trends and prospects.

В сфере защиты прав потребителей 2012 г. является юбилейным как для нашей страны, так и для всего мирового сообщества. В этом году исполнилось 20 лет со дня принятия Закона РФ "О защите прав потребителей" <1>, а также отмечается 50 лет со дня мирового признания прав потребителей, которые нашли свое отражение в Послании президента Кеннеди Конгрессу США в 1962 г. В 2012 г. свое 50-летие отмечает Европейская организация потребителей BEUC. -------------------------------- <1> См.: Федеральный закон РФ от 17.12.99 N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" // Российская газета. 1999. N 253. Ст. 2429.

Юбилей - это подходящий повод, чтобы оглянуться назад на успехи и достижения, недостатки и просчеты и посмотреть вперед, увидеть перспективы и выработать стратегии. Анализ практики реализации закона в России показывает, что самое необеспеченное механизмами защиты остается до сих пор право потребителей на просвещение. Статья 3 Закона РФ "О защите прав потребителей" так и называется "Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей" и гласит: "Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы..." Предусматривают ли государственные образовательные стандарты изучение прав потребителей? Знают ли молодые люди, окончившие школу и вступающие во взаимоотношения с продавцами, изготовителями, исполнителями, свои потребительские права? Проводимое автором на протяжении 12 лет анкетирование студентов II - III курсов юридических факультетов высших учебных заведений Ставропольского края позволяет утверждать, что только 10% студентов-юристов ориентируются в потребительском законодательстве до момента изучения его в рамках учебной дисциплины. При этом их осведомленность ограничивается знаниями о правах потребителей при приобретении товаров ненадлежащего качества, праве на информацию. Остальной объем знаний студенты получают только в процессе изучения учебной дисциплины "Защита прав потребителей". Иными словами, граждане в возрасте 19 - 20 лет не знают основ потребительского законодательства, с которым они сталкиваются ежедневно на протяжении уже 11 - 12 лет. Действительно, в повседневной жизни дети в возрасте 7 - 8 лет начинают самостоятельно совершать покупки. Купить булочку, шоколадку, ручку, карандаш мы разрешаем своим детям. Кроме того, это право им предоставляет и действующее гражданское законодательство: малолетние, достигшие 6 лет, вправе самостоятельно совершать "мелкие бытовые сделки; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения" (ст. 28 ГК РФ). Получается, что в возрасте 6 - 8 лет дети уже знают об обязанности покупателя заплатить деньги за товар. Но знают ли они, что продавец обязан продать вкусное сочное яблоко, а не гнилое; выдать товарный чек, хорошо починить игрушку?! Кто учит наших детей быть грамотными потребителями: покупая товар, обращать внимание на его срок годности и службы, читать маркировку и не приобретать в случае аллергии на компоненты? Мы видим, что государственный образовательный стандарт не обязывает школу изучать права потребителей, в школьной программе нет ни одной специальной дисциплины. А ведь можно было бы, на наш взгляд, включить изучение Закона РФ "О защите прав потребителей" в курс "Основы безопасности жизнедеятельности". Этот курс 10 часов изучается в начальной и 10 - в средней школе. Но сразу возникает вопрос, кто будет его читать, ведь по большому счету учителя сами его досконально не знают. Ответ напрашивается сам по себе: давайте проводить учебу с преподавателями средних общеобразовательных учреждений по основам потребительских знаний. Можно сразу решить несколько проблем и поставленных перед государством задач - провести просветительскую работу среди учителей, а они, в свою очередь, начнут обучать наших детей. Эта деятельность закономерна и в соответствии с утвержденными Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 "Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". На наш взгляд, знание потребительских прав не менее важно, чем знания культурных и религиозных традиций многонационального народа России, являющиеся объектом изучения вводимого сейчас в начальную школу курса "Основы религиозных культур и светской этики". Разработчики курса утверждают, что он должен сыграть "важную роль как в расширении образовательного кругозора учащихся, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина <2>". А разве представление россиян об их правах как потребителей должно складываться не с детского (юношеского) возраста? Ведь эти права тоже основываются на таких нравственных принципах, как честность, добросовестность, порядочность. Воспитав в человеке эти качества, в будущем можно не опасаться, что он будет участвовать в производстве некачественных товаров, работ, услуг, будет обманывать клиентов и покупателей. Если же эти основные человеческие черты не удалось сформировать в детском возрасте, то привить их людям пожилого и среднего возраста практически невозможно, так как в зрелые годы человеку очень тяжело перестроится, поменять свои взгляды, принципы. -------------------------------- <2> Данилюк А. Я. Программы общеобразовательных учреждений 4 - 5 классы. М.: Просвещение, 2012. С. 4.

Постоянное и системное обучение потребительским знаниям, начиная с раннего возраста, решительным образом влияет на выработку у людей разумного и адекватного поведения в процессе потребления работ, услуг, помогает потребителям осуществлять качественный и безопасный выбор товаров работ, услуг и эффективно противостоять негативным проявлениям рынка. Потребительское образование способствует формированию в обществе слоя цивилизованных, культурных потребителей, способных в массовом порядке предъявлять рынку в целом и предпринимателям в частности обоснованные потребительские требования и добиваться от них добросовестного ведения бизнеса и качественного обслуживания потребителей. О необходимости потребительского образования много говорилось в 2002 г. на первой Международной конференции по потребительскому образованию и просвещению потребителей, проходившей в Костроме как первое международное мероприятие по реализации Резолюции ЮНКТАД от 19 октября 2001 г. Конференция проходила под эгидой и при поддержке Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе в рамках международного сотрудничества стран - участниц Содружества Независимых Государств. Участники конференции укрепились в своем убеждении, что потребительское образование и просвещение потребителей в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, в том числе в странах - участницах Содружества Независимых Государств, являются главными формами приспособления людей к новым и быстроменяющимся условиям жизни, основанной на рыночной экономике. Участники конференции с особой настойчивостью отмечали, что "необходимо формировать у молодежи с детства и отрочества потребительское мышление, основанное на законах потребления, на природной потребности человека в качественном и безопасном материальном и духовном потреблении, на естественном стремлении людей к улучшению качества своей жизни". Конференция дала правительствам стран - участниц Содружества Независимых Государств рекомендации по осуществлению и развитию образования и просвещения потребителей, среди которых на первом месте значилось: "Ввести, начиная с начальных классов и вплоть до окончания школы, во все образовательные стандарты обязательное потребительское образование, имеющее своей целью осуществление потребительского воспитания с младшего школьного возраста, привития с детства потребительского внимания и по мере взросления - обучение школьников навыкам разумного потребительского поведения, накопления ими знаний о потреблении и защите своих потребительских прав, понимания ими принципов культурного потребительского поведения и добросовестного ведения бизнеса, а также создать научно-исследовательские и учебно-методические центры потребительского образования и просвещения потребителей для разработки учебно-методической, популярно-массовой литературы, учебников, пособий, словарей, справочников, энциклопедий, игр по потребительской тематике для различных возрастов и различных форм и уровней образования и просвещения потребителей, а также учителей, преподавателей, предпринимателей, руководителей предприятий, государственных и муниципальных служащих". Как видим, по истечении 10 лет данные рекомендации не только не реализованы, но и деятельность по потребительскому просвещению стала еще менее активной, чем была в 2002 - 2004 гг. Взять, к примеру, Ставропольский край, в частности город Ставрополь. В тот период существовала примерная программа по курсу "Основы законодательства о защите прав потребителей", разработанная в ТО МАП совместно с управлением образования и краевым учебно-методическим центром профессионального образования, в которой на изучение указанного курса в высших учебных заведениях отводилось 24 часа учебного времени, в учебных заведениях среднего и начального профессионального образования - 18 часов. Существовали экспериментальные классы, в которых велся курс "Основы потребительских знаний", активно проходила всероссийская олимпиада школьников по основам предпринимательской деятельности и потребительских знаний, в вузах читался данный курс. Сейчас нет таких экспериментальных классов, нет олимпиады школьников по указанному направлению, данный курс есть только на юридических факультетах некоторых вузов. Но неужели только будущим юристам необходимо знать права потребителей?! На наш взгляд, юрист обязан разбираться в особенностях и специфике защиты потребителей, а знать основные потребительские права и способы их защиты должна вся современная российская молодежь, независимо от того, на каком факультете обучается и какую специальность получит в будущем. В последние годы даже в рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей просветительские мероприятия либо не проводятся, либо проводятся настолько тихо, что знают о них лишь контролирующие органы из отчетов своих "подшефных". Грустно читать госдоклад "Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации", сделанный в г. Саранске в 2012 г. по поручению Президента РФ: "Повышенное внимание в работе, приуроченной к Всемирному дню защиты прав потребителей, было уделено проведению информационно-просветительской работы среди молодежи. Так, более чем в 1,5 тыс. образовательных учреждений 77 субъектов Российской Федерации (по данным Министра образования РФ, в России только школ более 50 тыс., не считая как минимум 557 вузов и ссузы) <3> проведено 2,6 тыс. мероприятий, среди которых анкетирование (которым охвачено 20,4 тыс. человек); 83 круглых стола; 3013 семинаров, лекций, уроков-практикумов (что практически в полтора раза больше, чем в 2010 г.); более 20 конкурсов, олимпиад по основам потребительских знаний". А если учесть, что по данным Росстата численность населения РФ на 1 января 2012 г. составляет 143030106 человек <4>, а анкетированием охвачено "20,4 тыс. человек..." и проведено "более 20 конкурсов и олимпиад" на всю Россию, становится еще грустнее. В данном докладе о Ставропольском крае, как одном из лидеров в потребительском движении, нет ни единого упоминания, а ведь согласно рейтингу субъектов Федерации по уровню защищенности потребителей 2011 г., который ведет общероссийское общественное движение в защиту прав и интересов потребителей, Ставропольский край находится на 2 месте в России, набрав 157 баллов. Выше потребительская защищенность только в Белгородской области, набравшей 158 баллов. Это позволяет сделать вывод, что на других территориях просвещение потребителей находится еще на более низком уровне. -------------------------------- <3> Российская газета. 2012. N 12. <4> Официальный сайт Росстата. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat/rosstatsite/about (дата доступа - 30.11.2012).

О недостаточном уровне реализации права потребителей на просвещение говорилось на международной конференции "Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей в современных условиях глобальной общественно-экономической интеграции", прошедшей 5, 6 апреля 2012 г. в Москве. Об обучении достаточно подробно говорил Тамаш Молнар, проводя градацию между субъектами обучения: выделяя необходимость обучения взрослых - DOLCETA; обучение тинэйджеров - Europa Diary; обучение профессионалов. На конференции было отмечено, что в центре внимания Европейского союза - учителя и общественные организации, как ключевые звенья, обмен учебными материалами, использование новых эффективных программ; национальные информационные кампании по защите прав потребителей. Быть может теперь, в результате проведенных в рамках празднования двойного юбилея потребительского законодательства, мы все же вспомним о необходимости потребительского просвещения. Организация системы потребительского воспитания и потребительского обучения школьников и студентов всех уровней, развитие потребительского просвещения - одна из важнейших задач правительств стран с переходной экономикой.

Название документа