Поможет ли новый Закон сельскому хозяйству?
(Лопатин А. В.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 8)
Текст документа
ПОМОЖЕТ ЛИ НОВЫЙ ЗАКОН СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ?
А. В. ЛОПАТИН
Лопатин А. В., юрист, юридическое агентство "Защита".
29 декабря 2006 года Президентом РФ был подписан долгожданный Федеральный закон N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства". Ситуация в отечественном сельском хозяйстве крайне сложна, именно поэтому данный Закон стал столь долгожданным. Он закрепляет не только принципы и направления аграрной политики государства, но и механизмы их реализации, определяет конкретные меры поддержки сельского хозяйства и регулирования продовольственных рынков на 2007 - 2009 годы.
Позитивно то, что в Законе впервые даются определения понятий "сельскохозяйственный производитель" и "сельскохозяйственное производство", прописываются пусть не конкретные суммы, но основные направления государственной поддержки отрасли на ближайшие 10 - 15 лет, которая предполагает доступные кредиты сельхозпроизводителям.
Основной целью аграрной политики в Законе названо "наблюдение за паритетом индексов цен на сельхозпродукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельхозпроизводителями", а также поддержание паритета индексов данных цен. Однако в Законе не предусмотрено конкретных мер по обеспечению технического перевооружения производства, более эффективного регулирования рынка сельхозпродукции и улучшения доступа к нему сельхозпроизводителей.
Государственная поддержка
Значительная часть Закона посвящена решению вопросов, касающихся государственной поддержки развития сельского хозяйства. В частности, определяется порядок финансирования соответствующих мероприятий за счет средств федерального бюджета. Существенно усилена роль отраслевых ассоциаций и союзов, которые в соответствии с Законом становятся участниками государственной политики, субъектами отношений со всеми уровнями власти.
Кроме того, Законом определяется порядок подготовки и реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В качестве инструмента поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагается в том числе упомянутая выше система кредитования. В соответствии с ней государством предоставляются субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов за использование кредитов в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка (для малых форм хозяйствования в АПК - 95% от ставки рефинансирования). Но получат ли эти субсидии селяне, остается загадкой, так как механизм до сих пор до конца не разработан, да и сроки растянуты на года.
Интерес представляет ст. 10 Закона, требующая разработки Национального доклада о ходе и результатах реализации Государственной программы на основе работы специально создаваемой независимой экспертной комиссии. Экспертная комиссия - важнейший инструмент контроля и обратной связи, не имеющий аналогов в централизованном планировании во времена СССР и весьма полезный в условиях рынка.
Однако будет ли независима экспертная комиссия? Представительные органы (палаты парламента) отстранены от ее формирования. Нет реальных гарантий, что экспертная комиссия будет учитывать интересы потребителей, она не сможет быть сформирована на основе предложений ведомственного органа управления.
Поскольку поддержка сельскохозяйственного производства отнесена к полномочиям субъектов РФ, Закон детально определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной агропродовольственной политики. Указанные полномочия позволят проводить единую государственную агропродовольственную политику. Однако без принятия кардинальных мер поправить ситуацию в агропромышленном комплексе невозможно. Прежде всего это касается вопроса источников финансирования поддержки сельского хозяйства.
Бюрократический акцент только на роли органа власти создает основу для административных барьеров. Поэтому государственная программа будет реализовываться, лишь если и она сама, и управляющий орган будут ориентированы на учет баланса интересов производителей и потребителей сельхозпродукции.
Международные рынки
Отдельный вопрос - недооценка возможностей, открываемых вступлением в ВТО: наша сельхозпродукция (по данным Минэкономразвития) вполне может быть конкурентоспособна за рубежом. Вступление в ВТО необходимо, так как экономика России с точки зрения мира - малая экономика. Она вынуждена быть открытой, чтобы стать эффективной. К тому же в силу меньшей экономической мощи наша аграрно-продовольственная политика "либеральна" (т. е. несравнима по субсидиям с развитыми странами). Данную слабость нужно обратить в силу, используя инструменты ВТО: следует не допускать дискриминации нашей продукции и снижать сельскохозяйственный протекционизм иных стран на зарубежных рынках.
Закон важен в связи с нарастающими проблемами конкурентоспособности сельского хозяйства России, отставанием села по уровню жизни и производительности труда от города, а также ввиду низкой мотивации к труду на селе. Тем не менее, по сути, Закон является рамочным.
Основной недостаток Закона заключается в том, что в нем нет норм прямого действия, а основной его смысл - принятие рассчитанной на пять лет государственной программы развития сельского хозяйства, разработка которой должна закончиться 1 июня 2007 года. Что касается вступления в действие Закона, то момент его официальной публикации весьма сомнителен ввиду необходимой разработки дополнительных подзаконных актов, а это целый комплекс вопросов регулирования, без решения которых Закон станет попросту мертвым.
Принятый Закон существенно отличается от его первоначальных вариантов, в разработке которых принимали активное участие экономисты-аграрники. Изначально предполагалось, что Закон будет содержать нормы прямого действия, размеры или нормативы государственной поддержки растениеводства и животноводства. Предусматривались меры по постепенному устранению сложившегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию, механизмы компенсации удорожания материально-технических ресурсов, особенно горючего, поддержки и удешевления лизинга, приобретения минеральных удобрений и т. п. Закон всего этого не содержит.
Как отметил руководитель аппарата Комитета по аграрно-продовольственной политике Совета Федерации Сергей Опенышев, "лучше было бы принять закон прямого действия (когда объемы финансирования прописаны в самом законе). Но сейчас сделать это мешает позиция финансово-экономического блока правительства. Закон - это стратегия, политика и тактика, считают они, а финансы должны быть в законе о бюджете. Когда Закон принимали в Совете Федерации, то понимали, что он не тот, который хотели бы сейчас видеть, но тот, который позволяет работать".
Значит, остается надеяться только на государственную программу, которую будет готовить Правительство РФ, но нынешнее отношение экономического блока правительства к сельскому хозяйству оптимизма не прибавляет...
Название документа