О совершенствовании Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
(Королева И. Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА
ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 14 февраля 2007 года
И. Б. КОРОЛЕВА
Королева И. Б., ФСАиСЭП.
Алкогольная отрасль является одной из важнейших сфер общественных отношений, эффективность регулирования которой во многом определяет состояние социальной защищенности населения и экономической устойчивости государственного функционирования.
Юридический механизм государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выступает в роли основного инструментария, посредством которого осуществляется государственная политика в обозначенной сфере деятельности.
В связи с этим чрезвычайно важно, чтобы нормативно-правовые акты, регулирующие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляли собой согласованную систему норм, последовательно отражающих государственную концепцию правового регулирования и обеспечивающих способы ее реализации.
Основным нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выступает Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон).
К сожалению, данный Закон обладает несовершенством и противоречивостью правовых норм, что существенно затрудняет возможность его эффективной реализации, включая исполнение Закона участниками алкогольного бизнеса, с одной стороны, и контроль за соблюдением законодательства в указанной области уполномоченных органов государственной власти, с другой стороны.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение некоторых правовых норм, которые нуждаются в дополнительной доработке, в целях исключения противоречий и пробелов, существующих в Законе.
1) В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 1 Закона государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Указанную норму права целесообразно изложить в следующей редакции: государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических и социальных интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей указанной продукции, прав и законных интересов других лиц, повышение качества указанной продукции, проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статья 34 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В то же время согласно статье 55 Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Согласно статье 1 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Таким образом, во исполнение указанных целей Закон устанавливает ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Вместе с тем в некоторых случаях организации считают, что ограничения, установленные Законом, не согласуются с целями, изложенными в статье 55 Конституции Российской Федерации, и являются необоснованными.
В связи с этим целесообразно привести пункт 1 статьи 1 Закона в соответствие со статьей 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, в абзаце 2 пункта 1 статьи 1 Закона целесообразно предусмотреть, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено не только на защиту прав и законных интересов потребителей указанной продукции, но и на защиту прав и законных интересов организаций.
К сожалению, действующее законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции недостаточно внимания уделяет правам организаций-участников данного сегмента экономического рынка. Вместе с тем, в условиях широкого распространения нелегальных производителей суррогатной продукции, права и законные интересы организаций нуждаются в особой защите и поддержке со стороны государства, наряду с правами потребителей указанной продукции. Гармоничное существование и развитие рынка этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции должно осуществляться не только и не столько в условиях строгого государственного контроля, сколько в условиях, обеспечивающих возможность полной реализации предоставленных организациям полномочий (усиление контроля государства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не является полноценной гарантией эффективности регулирования данной сферы общественных отношений, поскольку соблюдение установленных предписаний осуществляется не государственными органами, а организациями. В целях соблюдения установленных Законом норм организациям необходимо предоставить соответствующие экономические, правовые, организационные и иные возможности).
2) В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона действие Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции.
В пункте 2 статьи 1 Закона целесообразно указать, что действие Закона распространяется:
во-первых, на отношения, участниками которых являются коммерческие организации, отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
во-вторых, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже спиртосодержащей продукции;
в-третьих, органы государственной власти, осуществляющие полномочия в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Данное предложение обусловлено нижеследующим. В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации четко определяет, что государственное регулирование может распространяться как на российские организации, так и на иностранные юридические лица. Гражданский кодекс Российской Федерации разграничивает организации на коммерческие и некоммерческие.
Вместе с тем действующая редакция Закона четко не определяет круг субъектов, на которые распространяется действие Закона (коммерческие организации или некоммерческие организации; организации, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, иностранных государств и т. д.).
Данный законодательный пробел порождает проблемы, связанные с тем, что некоммерческие организации, применяющие особые режимы налогообложения, фактически могут заниматься предпринимательской деятельностью по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, пункт 2 статьи 1 Закона необходимо привести в соответствие с пунктом 9 статьи 8 и пунктом 2 статьи 11 Закона, которыми к организациям предъявляются требования относительно оплаты уставного капитала или уставного фонда.
Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами предусмотрено формирование уставного капитала (уставного фонда) у являющихся коммерческими организациями хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, закрытых акционерных обществ, открытых акционерных обществ) и унитарных предприятий. Формирование уставного капитала (уставного фонда) у других организаций Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. (Согласно действующей редакции пункта 2 статьи 1 Закона действие Закона распространяется на юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм.)
3) В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 1 Закона действие Закона не распространяется на деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт.
Формулировка "не в целях сбыта", используемая в абзаце втором пункта 3 статьи 1 Закона, является расплывчатой и не определена в Законе. В целях законодательного единообразия действующую редакцию абзаца второго пункта 3 статьи 1 Закона целесообразно привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, в соответствие с нормами пункта 1 статьи 492 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанная норма права устанавливает, что договором розничной купли-продажи признается договор, в соответствии с которым продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью). С учетом изложенных норм, в новой редакции Закона можно указать, что действие Закона не может распространяться на деятельность физических лиц, производящих этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
4) В соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 1 Закона действие Закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Таким образом, по смыслу действующей редакции пункта 3 статьи 1 Закона его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии с этой же нормой права действие Закона не распространяется на деятельность по обороту спиртосодержащей непищевой продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров.
Согласно пункту 1 статьи 10.2 Закона оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
По смыслу пункта 5 статьи 2 Закона спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
Таким образом, действие Закона не распространяется на деятельность по обороту спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции, расфасованной в металлическую аэрозольную упаковку емкостью не более 450 миллилитров.
Оборот иной спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции может осуществляться только при наличии сопроводительных документов, определенных пунктом 1 статьи 10.2 Закона. Исключение установлено для аптечных учреждений, осуществляющих деятельность по изготовлению средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона; к аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.
Некоторые специалисты толкуют пункт 3 статьи 1 Закона таким образом, что действие Закона не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом парфюмерно-косметической продукции, прошедшей государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
Чтобы избежать неоднозначного понимания абзаца третьего пункта 3 статьи 1 Закона, целесообразно указать раздельно, что действие Закона не распространяется:
во-первых, на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения;
во-вторых, на деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.
5) В статье 2 Закона определены основные понятия, используемые в Законе. Перечень указанных понятий не является исчерпывающим. В Законе нередко встречаются формулировки, содержание которых не раскрывается, а потому являются не совсем понятными для лиц, применяющих данный нормативный правовой акт.
Например, отсутствие четких формулировок того, что следует считать лицензионными требованиями (условиями), приводит к противоположным мнениям о том, обязательны ли к соблюдению в процессе осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции требования Закона, предъявляемые к организациям на стадии получения лицензии.
Поскольку лицензирование представляет собой одну из форм государственного контроля, посредством которой обеспечиваются публично-правовые интересы и создаются гарантии защиты частных интересов, в Законе целесообразно более детально регламентировать вопросы, связанные с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, определить понятийно-категориальный аппарат, раскрыть понятия "лицензия", "лицензионные требования (условия)" и т. д.
Например, можно указать, что лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющий условия их осуществления; под лицензионными требованиями и условиями необходимо понимать совокупность установленных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции требований и условий, выполнение которых обязательно при получении лицензии, а также в процессе осуществления лицензируемого вида деятельности.
6) В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Закона производство этилового спирта вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей.
Как известно, Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами предусмотрено формирование уставного капитала (уставного фонда) у являющихся коммерческими организациями хозяйственных обществ (обществ с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, закрытых акционерных обществ, открытых акционерных обществ) и унитарных предприятий. Формирование уставного капитала (уставного фонда) у других организаций Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с этим целесообразно конкретизировать редакцию пункта 9 статьи 8 Закона с тем, чтобы избежать возможной неясности данной нормы со стороны организаций, имеющих иные организационно-правовые формы и вносящих изменения в уставы, предусматривающие возможность формирования уставного капитала (уставного фонда).
В указанной правовой норме можно отметить, что производство этилового спирта вправе осуществлять хозяйственные общества и унитарные предприятия (в том числе казенные предприятия, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей), таким образом четко очертив круг юридических лиц, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.
7) В соответствии с пунктом 2.1 статьи 11 Закона производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
Закон не устанавливает, какие организации следует считать расположенными в районах Крайнего Севера. В Налоговом кодексе Российской Федерации используется категория "место нахождения организации". Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Аналогичная норма приводится в пункте 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Пункт 2.1 статьи 11 Закона необходимо привести в соответствие с указанными нормами права, например вместо формулировки "организации, расположенные в районах Крайнего Севера" использовать формулировку "организации, зарегистрированные в районах Крайнего Севера" или "организации, осуществляющие свою деятельность в районах Крайнего Севера" и т. д.
8) В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 миллионов рублей.
Данную норму права также целесообразно привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, по смыслу уставный капитал или уставный фонд могут формироваться только у хозяйственных обществ (включая общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, закрытые акционерные общества, открытые акционерные общества) и унитарных предприятий.
9) Действующей редакцией пункта 2 статьи 18 Закона предусмотрена выдача лицензий на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
Вместе с тем, что следует понимать под хранением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в рамках Закона, какой смысл вкладывается в понятие "хранения" при разграничении лицензий на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции и хранении алкогольной продукции, не сопряженном с ее закупкой и последующей поставкой, Закон не определяет.
По мнению коммерческих организаций, наличие лицензии на закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предоставляет организации право осуществлять хранение продукции, находящейся в собственности организации, а также хранение продукции, принятой во временное владение от другой организации, то есть хранение продукции, не находящейся в собственности лицензиата.
По мнению лицензирующего органа, в рамках лицензии на закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возможно лишь хранение закупленной продукции в целях последующей ее поставки другим организациям.
В письме от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ "О хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности" Федеральная налоговая служба указанную правовую норму разъяснила следующим образом.
Хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности должны лицензироваться.
Подлежит лицензированию хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, не являющихся собственностью данной организации, например:
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, изъятых из незаконного оборота;
хранение алкогольной продукции, связанное с оказанием услуг по наклеиванию региональных идентификационных марок;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции на таможенных складах временного хранения;
хранение на аптечных складах этилового спирта, закупленного организациями системы здравоохранения для своих нужд в соответствии с установленной квотой.
Наличие у организаций лицензий на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
производство, хранение и поставки произведенного вина;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,
не дает право этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.
Таким образом, по мнению лицензирующего органа, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не являющихся собственностью организации, должно осуществляться только при наличии лицензии на хранение, поскольку в данном случае осуществляется хранение продукции как самостоятельный вид деятельности. Наличие у организации лицензий на осуществление видов деятельности, сопряженных с хранением (лицензий на закупку, хранение и поставки, на производство, хранение и поставки), не исключает обязанности организаций на получение самостоятельной лицензии на хранение в случае осуществления хранения продукции, не принадлежащей лицензиату.
Сторонники указанного подхода в качестве аргумента в обоснование своей позиции также ссылаются на то, что конструкция статьи 18 Закона свидетельствует о том, что лицензированию подлежат не отдельные операции, перечисленные в лицензиях на закупку, хранение и поставки либо на производство, хранение и поставки (т. е. операции по производству, по закупке, по хранению, по поставке), а их совокупность, как это сформулировано в Законе. Таким образом, действие лицензии, выданной на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции, распространяется только на хранение, осуществляемое в рамках закупки и поставки, а действие лицензии на производство, хранение и поставки распространяется только на хранение, осуществляемое как часть производственного процесса.
Следует обратить внимание, что представленная позиция находит отражение в судебно-арбитражной практике.
Так, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 08.02.2006 по делу N Ф03-А73/05-2/4933 отметил, что лицензированию подлежит не только хранение приобретенного лицензиатом этилового спирта в рамках лицензии на закупку, хранение и поставки этилового спирта, но и хранение как самостоятельный вид оборота, предполагающий хранение не принадлежащего хранителю этилового спирта. Аналогичные выводы в отношении хранения алкогольной и спиртосодержащей продукции содержатся в Постановлении указанного Суда от 17.12.2003 по делу N Ф03-А04/03-2/2853.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10.11.2003 по делу N Ф04/5765-1259/А03-2003 указал, что из смысла положений статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" следует, что хранение алкогольной продукции подлежит лицензированию, если оно осуществляется как самостоятельный вид деятельности.
Другая, противоположная позиция по вопросу о лицензировании деятельности по хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции основана на том, что Законом в отношении хранения алкогольной продукции как вида лицензируемой деятельности предусмотрены два вида лицензий - лицензия на закупку, хранение и поставки алкогольной продукции и лицензия на хранение алкогольной продукции.
Необходимость в выделении лицензии только на хранение обусловлена возможностью осуществления предпринимательской деятельности только по договору хранения (в соответствии с главой 47 Гражданского кодекса Российской Федерации), при котором на хранение принимается "чужая" продукция. В соответствии с указанной главой Гражданского кодекса Российской Федерации не является хранением, как видом предпринимательской деятельности, удержание на складе "собственной" продукции. Именно поэтому в наименование лицензируемого вида деятельности "закупка, хранение и поставки алкогольной продукции" включено слово "хранение", что подразумевает осуществление в рамках указанного лицензируемого вида деятельности и хранения "чужой" продукции, то есть без ее закупки. В противном случае указанный вид деятельности именовался бы "закупка и поставки алкогольной продукции" (либо "производство и поставки").
Ввиду отсутствия в законодательстве о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции термина "хранение", возможно обратиться к аналогии права и применять термин "хранение", закрепленный в гражданском законодательстве.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Предметом договора хранения является совокупность услуг, которые хранитель оказывает поклажедателю. Объектом оказываемых услуг являются движимые вещи (в том числе этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция - продукция, ограниченная в обороте).
По договору хранения хранителю не может быть передано право распоряжения переданным имуществом. Реализация такого права предполагает извлечение имущественной выгоды. А предоставление этой возможности соответствует направленности договора займа. Наиболее наглядно это видно при сравнении возмездных договоров займа и хранения. За предоставленное право распоряжения платить должно лицо, получившее имущество, а за оказание услуг по хранению - передавшее имущество. Кроме того, реализация права распоряжения влечет за собой выбытие имущества из владения хранителя, в то время как, не владея имуществом, невозможно оказывать услуги по обеспечению его сохранности. Передача хранителю права распоряжения вещью противоречит сущности данного договора, поэтому чистого обязательства хранения с такими правомочиями быть не может.
С учетом изложенного, при выдаче лицензий на закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (либо производство, хранение и поставки) хранение указанной продукции не может употребляться в контексте, придаваемом термину "хранение" гражданским законодательством. Иначе может сложиться абсурдная ситуация, при которой продукция, переданная на хранение, в соответствии с лицензией на закупку, хранение и поставки подлежит дальнейшей реализации (поставке) лицом, которому она передана на хранение.
Реализация (распоряжение, передача права собственности) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранителем противоречит сущности договора хранения, поскольку на хранение вещь может передаваться только во временное владение (а не пользование и распоряжение).
Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства выдача лицензии на закупку, хранение и поставки продукции предполагает возможность осуществления:
во-первых, закупки указанной продукции в рамках договора купли-продажи, при котором к организации, закупающей этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию переходит право собственности на данную продукцию;
во-вторых, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, полученной в рамках договора хранения. Право собственности (пользования и распоряжения) на указанную продукцию сохраняется за поклажедателем и не может быть реализовано хранителем без его согласия;
в-третьих, поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией-лицензиатом, обладающей правом собственности на указанную продукцию либо реализующей указанную продукцию с согласия ее собственника (например, в рамках договора агентирования, по которому агент совершает сделку с третьим лицом от имени и за счет принципала).
Наличие лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции предоставляет хранителю-лицензиату лишь возможность хранить указанную продукцию в течение установленного в договоре хранения срока. Реализация хранителем указанной продукции будет возможна по поручению собственника (например, в рамках договора агентирования, заключенного собственником продукции и ее хранителем) и при наличии у хранителя лицензии, предоставляющей ему право осуществлять поставки этилового спирта, алкогольной либо спиртосодержащей продукции.
С учетом изложенного, пункт 2 статьи 18 Закона целесообразно уточнить, указав о каком хранении идет речь в лицензиях, выдаваемых на осуществление:
производства, хранения и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производства, хранения и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупки, хранения и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производства, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции.
10) В соответствии с действующей редакцией пункта 17 статьи 19 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный организацией, но не более чем на пять лет. Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе организации на основании представляемых ею в лицензирующий орган заявления в письменной форме, справки налогового органа об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов и копии документа об уплате сбора в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи. Такая лицензия по просьбе организации может быть продлена и на срок менее чем пять лет. Лицензирующий орган рассматривает заявление о продлении срока действия лицензии в течение 15 дней, принимает решение о продлении срока действия лицензии или об отказе в продлении этого срока и в течение трех дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении организации, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия лицензии и о причинах отказа.
Указанную норму права целесообразно уточнить. В частности, целесообразно указать, что заявление о продлении срока действия лицензии подается в лицензирующий орган не позднее чем за месяц до окончания срока действия лицензии; предусмотреть возможность отказа лицензирующего органа в рассмотрении вопроса о продлении срока действия лицензии в случае, если заявление о продлении срока действия лицензии подано организацией в более поздние сроки.
Также целесообразно определить, что в продлении срока действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано по основаниям, предусмотренным Законом для отказа в выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и т. д.
12) Пункт 3 статьи 20 Закона целесообразно конкретизировать, изложив в следующей редакции:
лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:
1) обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;
2) поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий или уведомлений.
Организация, осуществляющая поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, вправе запрашивать у них копии соответствующих лицензий или уведомлений.
3) оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками;
4) поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции организациям, не имеющим предусмотренных законом лицензий, организациям, действие лицензий которых приостановлено.
(При этом в Законе целесообразно предусмотреть право организации, которая осуществляет поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой, запрашивать у лицензирующего органа либо своего контрагента информацию о наличии и юридической силе лицензий, имеющихся у контрагента по договору.)
5) невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии;
6) повторное в течение одного календарного года сообщение недостоверных сведений в декларациях об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или повторное в течение одного календарного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган;
7) производство продукции, не соответствующей государственным стандартам;
8) производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на договорной или бездоговорной основе для организаций, не имеющих соответствующих лицензий;
9) повторное приостановление действия лицензии за совершение одного и того же нарушения в течение одного календарного года;
10) непредставление лицензирующему органу возможности провести обследование организации на соответствие лицензионным требованиям, контроль за эксплуатацией автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему и снятие с них показателей;
11) эксплуатация основного технологического оборудования при отсутствии или повреждении пломб на коммуникациях либо автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, опломбированных (опечатанных) лицензирующим органом;
12) производство и оборот спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более установленного максимального содержания этилового спирта в спиртосодержащей продукции в соответствии с абзацем семнадцатым статьи 5 настоящего Федерального закона;
13) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в единой государственной автоматизированной информационной системе, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
14) поставки денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным настоящим Федеральным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;
15) поставки этилового спирта организациям, не имеющим соответствующих лицензий, и повторные в течение одного календарного года поставки этилового спирта без уведомлений;
16) неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
С момента принятия судом заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии организации и до вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.
Внесение соответствующих изменений обусловлено следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона закупка этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд осуществляется при условии представления уведомления.
Согласно пункту 5 статьи 9 Закона порядок представления организациями уведомлений и их форма утверждаются Правительством Российской Федерации.
По смыслу пунктов 2 - 4 Положения о представлении организациями уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 857, уведомления подлежат представлению в налоговый орган.
Таким образом, Положение предусматривает необходимость представления соответствующих уведомлений только в налоговый орган.
В то же время в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае поставки этилового спирта, в том числе денатурата, потребителям, не имеющим соответствующих лицензий или уведомлений.
В целях избежания негативных последствий, связанных с аннулированием лицензий организаций, в Законе целесообразно установить прямую норму, предоставляющую возможность организации - поставщику этилового спирта требовать от организации-покупателя представления копии уведомления о закупке этилового спирта, которая осуществляется в целях производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования этилового спирта для собственных нужд.
Кроме того, действующая редакция пункта 3 статьи 20 Закона не содержит четкого определения момента времени, с которого лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на основании пункта 3 статьи 20 Закона: с момента обращения в суд, с момента принятия судебного решения по существу дела или с какого-либо другого момента времени. Указанный пробел также целесообразно восполнить.
Название документа