Защита прав обманутых долевых участников строительства

(Сушина Т.)

("Законность", 2007, N 2)

Текст документа

ЗАЩИТА ПРАВ ОБМАНУТЫХ ДОЛЕВЫХ УЧАСТНИКОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

Т. СУШИНА

Сушина Т., следователь по особо важным делам прокуратуры Московской области.

Во многих регионах Российской Федерации сложилась ситуация, когда оказались обманутыми тысячи граждан, которые были долевыми участниками строительства многоквартирных жилых домов.

Масштабный характер явления породил массовое недовольство и социальную напряженность, что в итоге привело к публичным выступлениям обманутых вкладчиков, носящим политический характер.

Только в Москве правительство города насчитало 70 строек, где около 1,5 тыс. человек не получили квартиры. В Подмосковье "проблемных" домов - 143, пострадавших - десятки тысяч человек.

В этой связи наблюдается повышенный интерес общества к тому, насколько эффективно осуществляется защита их прав и законных интересов.

Анализ сложившейся ситуации свидетельствует о том, что основными причинами многочисленных нарушений в этой сфере стали коррумпированность строительного бизнеса; криминализация рынка жилья; преступный профессионализм недобросовестных застройщиков, использующих зачастую нетрадиционные формы мошенничества, изощренные методы конспирации и противодействия правоохранительным органам; несовершенство законодательной регламентации долевого строительства; несвоевременное включение механизма правовой охраны; слабый уровень профессиональной подготовки следователей и сотрудников подразделений по борьбе с организованной преступностью и преступлениями экономической направленности, недостатки их материально-технического обеспечения. Немаловажную роль играют также правовая безграмотность населения и ненадлежащий контроль со стороны органов исполнительной власти за деятельностью инвестиционных и строительных компаний.

Большое значение в предупреждении и пресечении нарушений прав и законных интересов долевых участников строительства многоквартирных домов имеют уголовно-правовые средства.

По фактам преступных действий недобросовестных застройщиков возбуждены тысячи уголовных дел.

Если в 2002 - 2003 гг. в Московской области расследовались единичные случаи подобных преступлений, то в 2005 - 2006 гг. возбуждено 87 уголовных дел по фактам мошеннических действий, присвоения и растраты денежных средств, легализации преступных доходов, злоупотребления и превышения чиновниками своих должностных полномочий.

Неподготовленность следственных органов к работе в таких масштабах потребовала создания практически новой методики расследования уголовных дел этой категории.

В настоящее время накоплен определенный опыт такой деятельности, позволяющий анализировать ее положительные и отрицательные стороны.

Рассмотрим некоторые актуальные вопросы расследования уголовных дел о преступлениях в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов. Так, определенную сложность у работников правоохранительных органов вызывает вопрос о юридической квалификации действий представителей различных финансовых и финансово-строительных структур, которые, незаконно завладев целевыми денежными средствами граждан, для создания видимости исполнения инвестиционных обязательств начинали строительство без соответствующего разрешения и за счет привлечения денежных средств новых вкладчиков.

В подобных случаях, несмотря на большой риск, квартиры продавались, как правило, до начала строительства домов, в том числе под видом планируемого строительства новых домов на земельных участках, обремененных заселенным ветхим жилым фондом.

Для завладения привлеченными денежными средствами компании-застройщики предлагали покупателям квартир совершенно "экзотические" схемы: договоры переуступки права требования и безвозмездного кредитования, схемы с векселями, предварительные договоры купли-продажи, "карманные" паевые фонды. Получило широкое распространение подписание пустых "болванок" договоров без проставленных сумм с последующей оплатой части стоимости квартиры "черным налом" или по фиктивным страховым договорам.

Подобного рода деятельность расценивается как мошенничество по типу операции "Пирамида". Одной из форм обмана стало умолчание, т. е. непредставление информации о существенных аспектах проблемы, необходимых для принятия обоснованного решения.

Следовательно, даже на стадии ознакомления с рекламными роликами и текстами о низких ценах на квартиры в домах повышенной комфортности, расположенных в экологически чистых кварталах и микрорайонах с развитой инфраструктурой, быстрых сроках строительства этих домов и обеспечения их транспортной доступности можно было сделать однозначный вывод о призыве граждан принять участие в самой обычной финансовой спекуляции, а не в инвестировании коммерческих проектов жилищного строительства.

В этих случаях действия таких продавцов подлежат квалификации по ст. 159 УК РФ, поскольку налицо хищение денежных средств, переданных предпринимателю для коммерческого использования под видом оформления формальной сделки. Объект мошенничества - чужое имущество (денежные средства граждан). Объективная сторона состоит в хищении чужого имущества путем обмана. Субъективная сторона выражается в наличии у виновного прямого умысла, направленного на хищение чужого имущества из корыстных побуждений. Однако нередко уголовные дела возбуждаются по ст. ст. 330, 160 либо ст. 201 УК.

Обращение потерпевшего по факту нарушения его интересов неправомерными действиями обвиняемого по прошествии длительного периода времени с момента совершения деяния (что бывает в большинстве случаев незаконного строительства) недопустимо квалифицировать по ст. 330 УК. Конструкция состава самоуправства такова, что действия преступника должны отвечать всем признакам, предусмотренным ст. 330, в момент их совершения. Это означает, что оспаривание действий виновного гражданином или организацией должно осуществляться непосредственно в момент их совершения, а лицо в силу объективных обстоятельств обязано понимать, что заинтересованный субъект выражает несогласие с его самовольными действиями, противоречащими порядку управления.

Присвоение и растрата отличаются от других форм хищения тем, что виновный неправомерно удерживает либо отчуждает имущество, находящееся в его правомерном владении, т. е. в силу должностных обязанностей, договорных отношений или специального поручения осуществляет правомочия по распоряжению этим имуществом, управлению им, доставке или хранению. Представители недобросовестных компаний-застройщиков не обладают указанными выше правомочиями, так как привлекают денежные средства граждан путем продажи им квартир в многоквартирных жилых домах до начала или на нулевом цикле их строительства, не имея на то законных оснований.

Квалификация их действий по ст. 160 УК допустима тогда, когда финансовая или финансово-строительная компания после получения в установленном порядке разрешения на строительство привлекала денежные средства граждан путем продажи им квартир (нежилых помещений) и безвозмездно обращала целевые инвестиции в свою собственность или собственность других лиц, не расходуя их по назначению.

Использование руководителем коммерческой структуры своих полномочий вопреки законным интересам этой организации, если это деяние причинило существенный вред в виде ущерба различным собственникам, повлекло нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов, может быть квалифицировано по ст. 201 УК. Однако, с учетом того что объективная сторона содеянного выражена в совершении хищения путем обмана, т. е. общеуголовного преступления, полностью охваченного диспозициями ст. 159 или ст. 160 УК, дополнительной квалификации по ст. 201 не требуется.

Еще один вопрос перед следствием возник в связи с необходимостью определения субъектов преступлений. Фактически имел место обман граждан с прямым умыслом, замаскированный под некую экономическую деятельность. Граждане вступали в финансовые отношения с юридическими лицами, не подозревая о том, что большинство этих юридических лиц создавались специально для использования их в качестве орудия мошенничества. Это позволяло мошенникам в течение длительного времени обманывать граждан и избегать привлечения к уголовной ответственности. Субъектами преступлений стали, как правило, лица, фактически организовавшие эту деятельность и руководившие ею. Иногда они были официальными учредителями коммерческих структур. В других случаях учредители были номинальными, поскольку в силу разных причин согласились подписать регистрационные и банковские документы об учреждении фирмы. Никакого реального руководства деятельностью созданной коммерческой структуры они не осуществляли, так как были подконтрольны ее фактическому руководителю либо зависимы от него. По большинству уголовных дел в учредителях числились совсем молодые люди, не обладавшие ни жизненным, ни тем более предпринимательским опытом. Они, равно как и рядовые наемные сотрудники подобных организаций, могут нести уголовную ответственность только тогда, когда отдавали отчет в том, что своими действиями способствуют совершению мошенничества, т. е. умышленно содействовали наступлению преступного результата.

Одна из проблем при расследовании уголовных дел о преступлениях в сфере долевого жилищного строительства - неопределенность места совершения преступления. Зачастую продажа квартир осуществлялась в одном субъекте РФ, например в Москве, по юридическому адресу компании либо там, где она арендовала помещения под офисы продаж, а мероприятия по незаконному началу строительства проводились в другом субъекте РФ, например на территории Московской области. Нередко компания-застройщик располагала филиалами в разных районах или даже городах. Это служило поводом для пересылки заявлений граждан из одного подразделения органов внутренних дел или прокуратуры в другое и приводило к неоправданной волоките при решении вопроса о возбуждении уголовного дела.

Проблема была решена путем передачи дел для расследования из районных следственных подразделений в ГСУ при ГУВД Московской области, областную прокуратуру, Генеральную прокуратуру РФ.

Привлечение инициативных групп, созданных практически на всех объектах жилищного строительства, где функционировали компании-мошенники, к производству таких рутинных, но необходимых действий, как составление реестров обманутых вкладчиков, организация вызовов на допрос потерпевших и свидетелей, оказание помощи в установлении лиц, причастных к организации мошеннических действий, и многих других, позволило ускорить работу следователей с потерпевшими, численность которых составляла от нескольких сот до сотен тысяч человек.

Наиболее слабым местом в расследовании дел этой категории оказалось получение ответа на вопрос о расходовании целевых инвестиций. Как показала практика, решение этих вопросов невозможно без анализа всей финансово-хозяйственной деятельности компании.

Учитывая, что УПК определенно указывает на использование результатов ревизии лишь на стадии возбуждения уголовного дела, а акты ревизии хотя и играют определенную роль в формировании доказательственной базы по уголовным делам, но не указаны в ч. 2 ст. 74 УПК как самостоятельный вид источников доказательств, представляется целесообразным проведение специального исследования финансово-хозяйственных операций сразу посредством судебно-бухгалтерской экспертизы.

Некоторую помощь в установлении законности и правомерности расходования денежных средств обманутых вкладчиков может оказать Федеральная служба по финансовому мониторингу, называемая также финансовой разведкой.

При получении в ходе предварительного расследования уголовного дела сведений о подозрительных и необычных операциях и сделках финансовая разведка может провести проверку, главная цель которой - получение данных о том, направлена ли совершенная операция (сделка) прямо или косвенно на легализацию преступных доходов. Однако служба финансового мониторинга не субъект оперативно-розыскной деятельности и в этой связи не способна обеспечить правоохранительные органы полной информацией и документальными подтверждениями, достаточными для начала уголовного преследования. Поэтому выявление процесса легализации преступных доходов будет более результативным, если к проверке также подключить оперативно-розыскные органы, которые, используя присущие только им методы оперативной работы, могут дополнить информацию финансовой разведки оперативными данными, необходимыми для возбуждения на законных основаниях уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 174, 174.1 УК.

Следует отметить, что большую практическую помощь при расследовании рассматриваемых преступных деяний оказывают результаты проведения органами внутренних дел и иными органами в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" таких оперативно-технических мероприятий, как прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Требуемая информация может быть получена в процессе оперативной разработки, осуществления личного сыска, оперативного наблюдения, контрольной проверки, экономического анализа.

С учетом изложенного, заслуживает внимания опыт работы следственно-оперативных групп, укомплектованных квалифицированными следователями и оперативными работниками. Причем в состав этих групп обязательно должны быть включены сотрудники тех подразделений, на территории которых было событие преступления. Позитивно привлечение к работе представителей Росфинмониторинга, Федеральной налоговой службы, лицензирующих органов, органов государственного архитектурно-строительного надзора, государственной вневедомственной экспертизы, Центробанка и других структур.

В связи с тем что на момент возбуждения уголовных дел большая часть активов компаний-мошенников была расхищена, обеспечение возмещения материального ущерба обманутым вкладчикам, в том числе путем его взыскания через судебные процессы, не давало, как правило, существенных результатов. Ситуация осложнялась и тем, что граждане, принимая во внимание неконтролируемый рост цен на жилье, требовали предоставить не ранее уплаченные денежные средства, а квартиры. Их логически обоснованные претензии к структурам государственной власти и местного самоуправления, не обеспечившим надлежащий контроль за создаваемым рынком жилья, учитывались при разработке мер по преодолению возникших проблем применительно к каждому объекту строительства. Известны примеры, когда органы местного самоуправления с целью погашения социальных возмущений граждан отказались в пользу обманутых вкладчиков от доли муниципального образования в инвестиционных контрактах или значительно уменьшали эту долю.

Анализ причин, способствующих совершению этих преступлений, показал, что государственные службы, призванные стоять на страже интересов государства и граждан, во многом не дорабатывают в силу как объективных, так и субъективных факторов. Например, некоторые из коммерческих структур были зарегистрированы на основании подложных документов, что свидетельствует о серьезных недостатках в работе регистрационной палаты. Это стало возможным потому, что регистрацией занимались не сами учредители, а всевозможные посредники, установившие личные контакты с работниками регистрационной службы.

Другой причиной стало явное бездействие правоохранительных органов.

Представляется, должного эффекта в наведении порядка можно достичь только путем активной и наступательной координации усилий, предусматривающей учет накопленного положительного опыта, активное внедрение уже существующих новаций, объединение усилий федеральной власти, российских регионов и муниципалитетов, а также функционирование эффективного правозащитного механизма. Достаточно энергичные и системные меры позволят предотвратить социальную напряженность и обеспечат достижение позитивных результатов по противодействию современной преступности в сфере инвестиционного строительства многоквартирных жилых домов.

Название документа