Об осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в режиме беспошлинной торговли
(Королева И. Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОЗНИЧНОЙ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
В РЕЖИМЕ БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 12 января 2007 года
И. Б. КОРОЛЕВА
Королева И. Б., юрист ФСАиСЭП.
В связи с вступлением в силу изменений в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон о государственном регулировании), затронувших виды деятельности, подлежащие лицензированию, в правоприменительной практике стали возникать вопросы о необходимости лицензирования тех или иных видов деятельности.
В частности, сложности с применением норм Закона о государственном регулировании возникают при рассмотрении вопросов розничной продажи алкогольной продукции в режиме беспошлинной торговли. У организаций нередко возникают вопросы, требуется ли получать лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли, необходимо ли при этом получать лицензию на закупку алкогольной продукции с целью последующей ее розничной продажи, на хранение и т. д.
Режим беспошлинной торговли товарами регламентируется главой 21 Таможенного кодекса Российской Федерации "Специальные таможенные режимы" (далее - ТК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 258 ТК РФ беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Продажа указанных в п. 1 ст. 258 ТК РФ товаров в магазинах беспошлинной торговли осуществляется под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
При помещении российских товаров под таможенный режим беспошлинной торговли производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статьей 259 ТК РФ поставлены условия помещения товаров под таможенный режим беспошлинной торговли.
Согласно п. 1 ст. 259 ТК РФ под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Таможенным кодексом Российской Федерации установлены следующие основные положения, являющиеся важными для решения вопроса о правомерном осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в магазине беспошлинной торговли.
Во-первых, при осуществлении торговли в таможенном режиме беспошлинной торговли не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Во-вторых, под таможенный режим беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением тех, которые запрещены к обороту на территории Российской Федерации, а также тех, перечень которых определен Правительством Российской Федерации.
Статьей 26 Закона о государственном регулировании определено, что в области производства и оборота (в том числе импорта и экспорта) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот указанных видов продукции без соответствующей лицензии.
В связи с этим некоторые специалисты считают, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция не могут помещаться под таможенный режим беспошлинной торговли.
Представляется, что данная позиция является недостаточно обоснованной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота, либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Нахождение алкогольной и спиртосодержащей продукции в обороте в соответствии с Законом о государственном регулировании допускается по специальному разрешению - лицензии (ст. 18).
Следовательно, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не запрещен вовсе, а запрещен в случае отсутствия у организаций лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности. Алкогольная и спиртосодержащая продукция является в соответствии с гражданским законодательством объектами, ограниченными в обороте.
Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенный режим беспошлинной торговли, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 1642-р. К ним относятся:
- товары, не предназначенные для личного пользования или потребления физическими лицами;
- тяжеловесные товары (весом более 20 кг);
- громоздкие товары (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
- товары, предназначенные для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенный режим беспошлинной торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания);
- российские товары, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за некоторыми исключениями.
Таким образом, алкогольная продукция не входит в перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенный режим беспошлинной торговли.
Следовательно, такие товары, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, могут помещаться под таможенный режим беспошлинной торговли.
Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности установлены Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон о внешнеторговой деятельности). Закон о внешнеторговой деятельности применяется к отношениям в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также к отношениям, непосредственно связанным с такой деятельностью.
При этом п. 8 ст. 2 Закона о внешнеторговой деятельности установлено, что под внешней торговлей товарами понимается импорт и (или) экспорт товаров. Импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе. Экспорт товара - вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.
Законом о государственном регулировании также установлено, что его действие распространяется на деятельность, связанную с импортом и экспортом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В частности, ст. 2 Закона о государственном регулировании установлено, что оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
При этом импорт и экспорт алкогольной продукции подлежат лицензированию в соответствии со ст. 18 Закона о государственном регулировании.
Возникает вопрос, какими законами следует руководствоваться при осуществлении импорта и экспорта алкогольной и спиртосодержащей продукции: Законом о внешнеторговой деятельности или Законом о государственном регулировании.
Для решения вопроса о том, распространяются ли положения Закона о государственном регулировании относительно необходимости получения лицензии на импорт и экспорт товаров на отношения по продаже алкогольной продукции в режиме беспошлинной торговли, обратимся к нормам законодательства о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности выступают в том числе защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а также обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В п. 1 ст. 1 Закона о государственном регулировании указаны цели государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в целом аналогичные названным принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В частности, в Законе о государственном регулировании отмечается, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В статье 13 Закона о внешнеторговой деятельности, раскрывающей основные полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определено, что Правительство Российской Федерации:
устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан (п. 5 ст. 13);
определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий (п. 6 ст. 13);
определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (п. 8 ст. 13).
В соответствии со ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности лицензирование в сфере внешней торговли устанавливается в случаях:
1) введения временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
2) реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
3) предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;
4) выполнения Российской Федерацией международных обязательств.
Основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в указанных случаях является лицензия, выдаваемая федеральным органом исполнительной власти, указанным в ч. 3 ст. 13 настоящего Закона о внешнеторговой деятельности.
В пункте 3 ст. 13 Закона о внешнеторговой деятельности указано, что разработка предложений, касающихся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который Правительство Российской Федерации наделило правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В настоящее время порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами регулируется Положением о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с п. 1 Положения о лицензировании под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.
Пунктом 3 Положения о лицензировании предусмотрена выдача разовых лицензий, генеральных лицензий и исключительных.
Какие конкретно виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с указанным Положением о лицензировании, Закон о внешнеторговой деятельности, а также указанное Положение о лицензировании не определяют.
До принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364 действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299 "О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений в лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации", которым было утверждено Положение о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации. Указанное Положение определяло порядок лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также устанавливало (п. 4), что выдача лицензий осуществляется Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации через своих уполномоченных в регионах, а в случае импорта спирта этилового и алкогольной продукции отдельных наименований - через уполномоченного по Центральному региону.
Таким образом, в соответствии с ранее действующим Положением о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации лицензирование деятельности по экспорту и импорту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществлялось на основании данного документа.
Действующее в настоящее время Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2005 N 364 не конкретизирует, какие виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии с указанным нормативным правовым актом. В связи с этим некоторые участники алкогольного рынка, занимающиеся импортом алкогольной и спиртосодержащей продукции, считают, что необходимость лицензирования оборота (импорта и экспорта) алкогольной и спиртосодержащей продукции отсутствует.
Другие специалисты полагают, что законодательство о внешнеторговой деятельности все же содержит нормы, обязывающие организации, занимающиеся импортом и экспортом алкогольной и спиртосодержащей продукции, получать соответствующие лицензии в порядке, предусмотренном Законом о государственном регулировании.
В то же время указанная обязанность не распространяется на осуществление торговли в таможенном режиме беспошлинной торговли, поскольку в соответствии со ст. 258 и 259 ТК РФ при осуществлении торговли в таможенном режиме беспошлинной торговли не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Возникает вопрос, относится ли к запретам и ограничениям экономического характера требование Закона о государственном регулировании относительно лицензирования деятельности по импорту и экспорту алкогольной продукции.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона о государственном регулировании государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Лицензирование выступает способом обеспечения указанных целей Закона о государственном регулировании. Поэтому рассматривать необходимость лицензирования оборота алкогольной продукции (в том числе импорта и экспорта) в качестве ограничения исключительно экономического характера не совсем обоснованно.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о государственном регулировании деятельность, связанная с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежит лицензированию.
Согласно п. 2 ст. 18 Закона о государственном регулировании лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии со ст. 2 Закона о государственном регулировании под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
При осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в таможенном режиме беспошлинной торговли производится операция закупки алкогольной продукции по импорту и реализация данной продукции на таможенной территории Российской Федерации.
Следовательно, деятельность по закупке (импорту) алкогольной продукции для осуществления последующей розничной продажи указанной продукции в режиме беспошлинной торговли подлежит лицензированию в соответствии с Законом о государственном регулировании.
Иначе вопрос необходимо решать при рассмотрении деятельности по хранению алкогольной продукции.
По смыслу ст. 18 Закона о государственном регулировании хранение алкогольной продукции, как и розничная продажа алкогольной продукции, являются самостоятельными видами деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии. Хранение алкогольной продукции подлежит лицензированию, если оно осуществляется как самостоятельный вид деятельности.
Поэтому если хранение алкогольной продукции является неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже указанной продукции, на такое хранение не требуется получения самостоятельной лицензии.
Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.05.2001 N 14пв-2001, в котором отмечено следующее.
"Из смысла положений статьи 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ (ред. от 07.01.1999), регулирующей подлежащие лицензированию виды деятельности, следует, что хранение алкогольной продукции подлежит лицензированию, если оно осуществляется как самостоятельный вид деятельности.
Из материалов дела следует, что основным видом хозяйственной уставной деятельности ООО "Ронк" является торговля алкогольной продукцией. Хранение алкогольной продукции к предмету предпринимательской деятельности общества не относится... Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда пришла к правильному выводу о том, что хранением алкогольной продукции как самостоятельным видом лицензионной деятельности ООО "Ронк" не занимался. В данном случае хранение алкогольной продукции являлось неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже. На такое хранение отдельной лицензии не требовалось".
Название документа