Вопросы применения главы 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях
(Россинский Б. В., Кузякин Ю. П.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2007, N 1) Текст документаВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 12 КОДЕКСА РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Б. В. РОССИНСКИЙ, Ю. П. КУЗЯКИН
Борис Вульфович Россинский, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой административного права Российской правовой академии Минюста России.
Юрий Петрович Кузякин, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права Московского государственного индустриального университета.
Изучив практику применения судами главы 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) "Административные правонарушения в области дорожного движения", Пленум Верховного Суда РФ дал судам необходимые разъяснения <1>, которые комментируются в данной статье. -------------------------------- <1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
1. При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению. Гражданам в соответствии со ст. ст. 25 и 27 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" <2> предоставляется право на управление транспортными средствами. Согласно этому Закону и Правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений <3> все транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления ими подразделяются на категории: "A", "B", "C", "D", "E", трамвай, троллейбус, на право управления которыми выдается водительское удостоверение. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). <3> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. N 1396.
В водительском удостоверении делаются отметки, транспортными средствами каких категорий вправе управлять данное лицо. Лица, имеющие водительские удостоверения с разрешающими отметками в соответствующих графах, могут управлять: "A" - мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами; "B" - автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8; "C" - автомобилями, за исключением относящихся к категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; "D" - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; "E" - составами транспортных средств с тягачом, относящихся к категориям "B", "C" или "D", которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории. Водителю трамвая разрешается управлять только трамваем, водителю троллейбуса - только троллейбусом, водителю мотоколяски - только мотоколяской. Водителям транспортных средств категорий "B", "C" и "D" разрешается управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг. Для управления сочлененным автобусом требуется разрешение отметки в графах "D" и "E" водительского удостоверения. Если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории "B", а разрешенная максимальная масса сцепленного состава транспортных средств не превышает 3500 кг, для управления ими достаточно водительского удостоверения с разрешающей отметкой в графе "B". Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает право управлять тракторами, другими самоходными дорожно-строительными и иными машинами. В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД) <4> к водителям приравнивается в том числе и обучающий вождению. -------------------------------- <4> Утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с послед. изм. и доп.).
Под транспортным средством в главе 12 КоАП РФ понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы (примечание к статье 12.1 КоАП РФ). Согласно ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ПДД под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Этот термин охватывает любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам, причем как механические, так и немеханические транспортные средства. Данный термин в тексте ПДД используется в тех случаях, когда то или иное требование относится ко всем видам транспортных средств. Поэтому в статьях гл. 12 КоАП РФ этим термином также обозначаются любые виды транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов по дорогам, включая трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы. 2. Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, исходя из положений статьи 3.8 КоАП РФ, возможно только лицам, имеющим такое право либо лишенным его в установленном законом порядке. При рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в главе 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое не получало право управления транспортными средствами либо его утратило на основании статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (за исключением случаев лишения права управления в предусмотренном законом порядке), необходимо учитывать, что санкция в виде лишения права управления транспортными средствами к данному лицу не может быть применена. В соответствии со ст. 28 ФЗ "О безопасности дорожного движения" основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: а) истечение установленного срока действия водительского удостоверения; б) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; в) лишение права на управление транспортными средствами. Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ подчеркнул, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, перечисленных в гл. 12 КоАП РФ, когда субъектом правонарушения является лицо, которое, во-первых, не получало право управления транспортными средствами, а, во-вторых, его утратило вследствие истечения установленного срока действия водительского удостоверения либо ухудшения здоровья водителя, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами, санкция в виде лишения права управления транспортными средствами не может быть применена. 3. Учитывая, что Правила дорожного движения Российской Федерации распространяются на все транспортные средства, лишение лица за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления и другими транспортными средствами, указанными в примечании к статье 12.1 КоАП РФ. Уже отмечалось, что, согласно данному примечанию, под транспортным средством в гл. 12 КоАП РФ понимается автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см и максимальной конструктивной скоростью более 50 км в час, в том числе с прицепом, подлежащие государственной регистрации, трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы. 4. Лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, могут быть лишены права управления только теми транспортными средствами, право управления которыми им предоставлено (лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, вправе управлять транспортными средствами категории "A" и самоходными машинами категории "A", а лица, достигшие возраста семнадцати лет, - самоходными машинами категорий "B", "C", "E" и "F"). Выше было определено, какие транспортные средства в зависимости от их типа, назначения и особенностей управления относятся к той или иной категории. 5. Установленный частью 1 статьи 31.9 КоАП РФ годичный срок исполнения административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами, назначенного лицу, уже лишенному такого права, исчисляется исходя из части 3 статьи 32.7 КоАП РФ не со времени вступления в законную силу постановления о применении данного вида наказания, а со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Однако согласно ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. 6. При совершении водителем, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным такого права, правонарушений, предусмотренных другими статьями главы 12 КоАП РФ, его действия следует квалифицировать по части 1 либо части 2 статьи 12.7 КоАП РФ и соответствующим статьям главы 12 КоАП РФ. При этом необходимо иметь в виду, что действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами, управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по статьям 12.8 или 12.26 КоАП РФ, поскольку к этим лицам не может быть применено установленное указанными статьями КоАП РФ наказание в виде лишения права управления транспортными средствами. В соответствии с ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортными средствами (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от семи до десяти минимальных размеров оплаты труда, а, согласно ч. 2 этой же статьи, управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Пленум Верховного Суда РФ особо подчеркнул, что действия водителей, не имеющих права управления транспортными средствами и управлявших ими в состоянии опьянения, не подлежат квалификации по ст. ст. 12.8 или 12.26 КоАП РФ. Действительно, этими статьями установлено безальтернативное наказание виновного водителя в виде лишения права управления транспортными средствами, которое нельзя применить к лицам, не имеющим такого права. Представляется, что ст. 12.7 КоАП РФ должна быть дополнена четвертой частью, предусматривающей повышенную штрафную ответственность или возможность назначения административного ареста за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления или лишенным этого права и управляющим транспортным средством в состоянии опьянения. В настоящее же время за подобное деяние следует назначать наказание с учетом наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность (совершения правонарушения в состоянии опьянения), исходя из максимальных размеров административного штрафа, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП РФ. Очевидно, одним из решений вопроса может стать дополнение ст. 12.26 КоАП РФ второй частью, предусматривающей ответственность водителей, не имеющих права управления транспортными средствами или лишенных этого права, за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В отсутствие же такой нормы подобное деяния водителей следует квалифицировать по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Поступивший на рассмотрение судьи протокол, составленный в связи с совершением одним лицом нескольких административных правонарушений, должен быть возвращен в орган или должностному лицу, его составившим, если среди зафиксированных в нем правонарушений имеются правонарушения, рассмотрение дел по которым не относится к компетенции судьи. В определении, вынесенном на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, следует указать на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных этим Кодексом, рассматриваются судьями, органами и должностными лицами лишь в пределах их компетенции, установленной его гл. 23. В частности, компетенция судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях определена ст. 23.1 КоАП РФ. Рассмотрение судьями дел о правонарушениях, не указанных в данной статье, недопустимо. Следует также иметь в виду, что, согласно ст. 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. При этом в случае совершения лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В связи с этим п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае неправильного составления протокола об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола в орган, должностному лицу, которые его составили. Пленум Верховного Суда РФ подчеркнул обязательность указания в таком определении на необходимость составления отдельного протокола только в отношении подведомственных судье дел об административных правонарушениях. 7. По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, надлежит учитывать, что доказательством состояния опьянения водителя является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, выданный врачом, проводившим освидетельствование. Такое освидетельствование вправе проводить врач (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом - фельдшер), прошедший в установленном порядке соответствующую подготовку. Наряду с указанным актом не исключается подтверждение факта нахождения водителя в состоянии опьянения и иными доказательствами (например, показаниями свидетелей, показаниями специального технического средства - индикаторной трубки "контроль трезвости", оформленными надлежащим образом в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, в присутствии понятых). Учитывая, что в силу статей 26.2, 26.11 КоАП РФ акт медицинского освидетельствования является доказательством по делу об административном правонарушении, он должен исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не может быть оспорен в порядке гражданского судопроизводства. При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства. Если в отношении водителя автомототранспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, он отстраняется от управления транспортным средством и направляется на медицинское освидетельствование должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения. Такими лицами являются сотрудники милиции, в том числе ГИБДД. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование составляется протокол, копия которого вручается нарушителю. Внесение соответствующих записей в протокол об административном правонарушении или в иные имеющиеся по делу протоколы (например, в протокол об административном задержании) взамен самостоятельного протокола не допускается. В протоколе указываются дата, время, место, причина отстранения от управления (направления на медицинское освидетельствование), должность, фамилия и инициалы составителя протокола, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого составлен протокол. Факт опьянения должен устанавливаться только медицинским освидетельствованием в порядке, определенном Правительством РФ <5> и ведомственной Инструкцией <6>. -------------------------------- <5> Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 "Об утверждении Правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов". <6> Инструкция по проведению медицинского освидетельствования водителей. Утверждена Приказом Минздрава России от 14 июля 2003 г. N 308 (Приказ зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 2003 г., регистрационный N 4913).
Медицинское освидетельствование на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, должно проводиться в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Освидетельствование может проводиться как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения РФ требованиям. Освидетельствование должно проводиться врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку на базе наркологических учреждений органов управления здравоохранением субъектов РФ. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта с аналогичной специальной подготовкой. Средство (вещество), вызвавшее опьянение, должно определяться по результатам соответствующего химико-токсикологического исследования. Для освидетельствования должны применяться технические средства индикации и измерения, зарегистрированные и разрешенные для использования в медицинских целях, которые рекомендованы для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя, наркотических средств, психотропных и других вызывающих опьянение веществ в биологических средах человека могут использоваться только те технические средства, которые поверены в установленном порядке. Такие приборы внесены в Государственный реестр средств измерения, а их поверка в процессе эксплуатации осуществляется с периодичностью, определенной при утверждении данного типа средств измерений. На основании результатов освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого на момент освидетельствования. В случае отказа лица, которое управляет транспортным средством, от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом или фельдшером, проводящим освидетельствование, в журнале регистрации должна быть сделана запись о том, что водитель от освидетельствования отказался. Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого лица, в акте должны быть указаны причины, по которым не было выполнено то или иное исследование. Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований. При наличии клинических признаков опьянения и невозможности лабораторным исследованием установить вызвавшее опьянение вещество заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков опьянения. В случае если из-за тяжести состояния освидетельствуемого (тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) клинических признаков опьянения выявить не удается и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, допускается вынесение заключения о наличии опьянения вследствие употребления алкоголя на основании результатов лабораторного исследования крови методами аналитической диагностики. В этом случае заключение о наличии алкогольного опьянения выносится при концентрации алкоголя в крови 0,5 и более промилле. По завершении всей процедуры освидетельствования, включая получение результатов лабораторных исследований, должен быть составлен в двух экземплярах акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством. Акт подписывается врачом (фельдшером), осуществлявшим освидетельствование, и заверяется печатью организации здравоохранения, в которой оно проводилось. Первый экземпляр такого акта выдается должностному лицу, доставившему водителя транспортного средства в организацию здравоохранения. Этот экземпляр акта приобщается к протоколу об отстранении лица от управления транспортным средством и направлении его на медицинское освидетельствование. Ко второму экземпляру акта, который остается в организации здравоохранения, где произведено освидетельствование, приобщается подлинник результатов лабораторных исследований, заверенный подписью специалиста, проводившего исследование. 8. Основанием привлечения к административной ответственности по статье 12.26 КоАП РФ является зафиксированный в протоколе об административном правонарушении отказ лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, заявленный как непосредственно должностному лицу Государственной инспекции безопасности дорожного движения, так и медицинскому работнику. В качестве отказа от освидетельствования, заявленного медицинскому работнику, следует рассматривать не только отказ от освидетельствования в целом, но и отказ от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования. При рассмотрении таких дел необходимо проверять наличие законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В соответствии с частью 1 статьи 27.12 КоАП РФ требование о направлении водителя на медицинское освидетельствование является законным, если у должностного лица, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, имелись достаточные основания полагать, что лицо, управляющее транспортным средством, находится в состоянии опьянения. О наличии признаков опьянения, в частности, могут свидетельствовать характер движения данного транспортного средства, внешний вид водителя, его поведение, запах алкоголя, показания индикаторной трубки "контроль трезвости". Основания, по которым должностное лицо пришло к выводу о нахождении водителя в состоянии опьянения, должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении. Представление впоследствии в суд водителем, который отказался от прохождения медицинского освидетельствования, акта освидетельствования, опровергающего факт его нахождения в состоянии опьянения, само по себе не свидетельствует о незаконности требования сотрудника милиции. Судье в указанном случае необходимо учитывать обстоятельства отказа от прохождения медицинского освидетельствования, временной промежуток между отказом от освидетельствования и прохождением освидетельствования по инициативе самого водителя, соблюдение правил проведения такого освидетельствования и т. п. Достаточными основаниями полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. Для того чтобы направить на медицинское освидетельствование, достаточно также заявления граждан или признания самого водителя. При этом важно уяснить, что под управлением следует понимать деятельность водителя только во время движения транспортного средства. Наличие перечисленных факторов, когда водитель находится в транспортном средстве, стоящем в гараже, на парковке, стоянке, исключает направление его на освидетельствование. С учетом сложившейся в стране реальной ситуации с управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, а также имеющегося зарубежного опыта критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, дополнены еще одним основанием. Это наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения <7>. -------------------------------- <7> Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 сентября 2004 г. N 115 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28 сентября 2004 г., регистрационный N 6045).
Думается, что это первый шаг к изменению рассмотренного выше порядка освидетельствования водителей на состояние опьянения: возвращению к их первоначальному освидетельствованию сотрудниками ДПС, обеспеченными соответствующими техническими средствами, а затем проведению повторного освидетельствования (в случае несогласия водителей с результатами первичного освидетельствования) врачами. Конечно, сотрудники ДПС должны иметь не примитивные приборы индикаторного типа - трубки "контроль трезвости", а современные измерительные приборы, позволяющие осуществлять количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе. Для этого могут использоваться только те технические средства, которые внесены в Государственный реестр средств измерения и поверены в установленном порядке. Еще раз подчеркнем, что при несогласии водителя с результатами такого освидетельствования он должен будет иметь возможность пройти повторное, теперь уже медицинское освидетельствование. Заметим, что право проводить анализ пробы выдыхаемого водителем воздуха на содержание этанола с помощью соответствующих приборов предоставлено дорожной полиции многих стран. В Австрии, Дании, Нидерландах, Польше, Швеции полицейские это делают всегда, когда сочтут нужным, независимо от того, подозревается ли водитель, управляющий транспортным средством, в употреблении алкоголя или нет. В Бельгии, Великобритании, Италии, Чехии, Швейцарии такая проверка осуществляется только при подозрении на управление транспортным средством в состоянии опьянения и в случае ДТП. В Великобритании и Испании полиция может проверить водителей с помощью алкометров и при остановке за иное нарушение правил дорожного движения. Во многих государствах (Австрии, Великобритании, Италии, Нидерландах, Польше, Финляндии, Франции, Швеции и др.) такие показания имеют даже значение доказательств факта управления транспортным средством в нетрезвом состоянии. 9. При назначении наказания за правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 и 12.26 КоАП РФ, надлежит учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица - освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести. В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судей на те обстоятельства, что правонарушения, предусмотренные ст. ст. 12.8 и 12.26 КоАП РФ, не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица - освобождены от административной ответственности. Управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством в любом случае требует назначения административного наказания. 10. При пересмотре постановлений органов ГИБДД по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.37 КоАП РФ, надлежит исходить из того, что неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию гражданской ответственности, установленной статьей 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также управление транспортным средством, владелец которого не исполнил обязанность по страхованию, подлежат квалификации по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, а управление транспортным средством с нарушением условий договора об обязательном страховании, содержащихся в страховом полисе, в том числе управление транспортным средством лицом, не указанным в страховом полисе, - по части 1 названной статьи. Проверяя обоснованность привлечения лица к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 КоАП РФ, следует принимать во внимание положения статьи 10 названного Федерального закона о том, что договор обязательного страхования не прекращает своего действия в течение 30 дней по истечении периода страхования, если страхователь не позднее чем за два месяца до окончания срока действия договора не заявил о его расторжении. В соответствии с ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны за свой счет страховать в качестве страхователей риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением указанных ниже. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев: транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 км в час; транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации; транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба (за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности воинских формирований и органов); транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах (если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация). Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется также на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован иным лицом. По ст. 12.37 КоАП РФ нельзя квалифицировать управление транспортным средством в случае, если гражданская ответственность владельца транспортного средства застрахована, но водитель не имеет при себе соответствующего страхового полиса. Такое правонарушение предусмотрено ст. 12.3 этого Кодекса <8>. -------------------------------- <8> См. комментарий к п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, являются водители транспортных средств, а правонарушения, предусмотренного ч. 2 этой статьи, - владельцы транспортных средств и водители. Следует отметить, что если водитель не является владельцем данного транспортного средства (например, работает по найму), то его ответственность по ч. 2 этой статьи наступает вне зависимости от ответственности владельца этого транспортного средства. По смыслу ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ ответственность за неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности несут как граждане, так и юридические лица - владельцы транспортных средств. Однако юридическое лицо как субъект ответственности прямо не указано в ч. 2 этой статьи. Между тем, согласно ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных статьями его Особенной части или законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Это противоречие следует устранить при внесении изменений в КоАП РФ. 11. В тех случаях, когда владелец транспортного средства выполнил обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, однако на момент проведения проверки у водителя отсутствовал страховой полис, его действия следует квалифицировать по части 1 статьи 12.3 КоАП РФ. При этом водитель несет административную ответственность независимо от того, управляет ли он транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании. В соответствии с п. 2.1.1 ПДД водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки, в частности, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом. Как уже отмечалось выше, по требованию ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" они обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. В связи с этим водители обязаны иметь при себе страховой полис. Его отсутствие является правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ. При этом ответственность наступает независимо от того, управляет ли водитель транспортным средством по доверенности, договору аренды либо на ином законном основании. 12. По части 3 статьи 12.15 КоАП РФ следует квалифицировать прямо запрещенные ПДД действия, которые связаны с выездом на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Непосредственно ПДД такой запрет установлен в следующих случаях: а) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более, запрещается выезжать для обгона, разворота, поворота на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД). Такой запрет должен быть обозначен дорожной разметкой 1.3; б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД); в) запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной, за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа (абзац второй пункта 11.5 ПДД). Также запрещен обгон в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения (абзац шестой пункта 11.5 ПДД); г) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД); д) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю (пункт 9.6 ПДД). Нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по части 3 статьи 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к статье 12.16 КоАП РФ. Такие ситуации могут возникнуть, например, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков: 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", а также дорожной разметки 1.1. Нарушение водителем требований дорожного знака 3.1 "Въезд запрещен", повлекшее движение во встречном направлении по дороге, предназначенной для одностороннего движения, также образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.15 КоАП РФ. В практике назначения наказаний за выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в случаях, если это запрещено ПДД (ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ), возникает много коллизий из-за неправильной квалификации подобных действий. В связи с этим Пленум Верховного Суда РФ счел необходимым перечислить случаи, когда непосредственно ПДД установлен запрет выезда на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения. Особенно много жалоб от участников дорожного движения поступает на якобы неправильную квалификацию сотрудниками ГИБДД и судьями нарушения водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, как деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, а не по ст. 12.16 КоАП РФ ("Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги"). Учитывая это, Пленум Верховного Суда РФ особо подчеркнул, что нарушение водителями требований дорожных знаков или разметки, которые повлекли выезд на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, также следует квалифицировать по ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ, поскольку эта норма является специальной по отношению к ст. 12.16 КоАП РФ <9>. В комментируемом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ приведены подобные ситуации, возникающие в процессе дорожного движения. -------------------------------- <9> Заметим, кстати, что диспозиция ст. 12.16 КоАП РФ сформулирована как несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями гл. 12 КоАП РФ.
Название документа