Обратная связь

(Герасименко Н. В.)

("Законодательство и экономика", 2006, N 12)

Текст документа

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Н. В. ГЕРАСИМЕНКО

На вопросы читателей по налоговому законодательству отвечает заместитель начальника отдела обобщения практики правоприменения и методического сопровождения Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы России, кандидат юридических наук Н. В. Герасименко.

Предусматривает ли законодательство о налогах и сборах возможность освобождения от обложения единым социальным налогом выплат в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания, принадлежащих российским судоходным компаниям?

В. С. Огнев, г. Мурманск

В пункте 1 ст. 236 Главы 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ установлен объект обложения данным видом налогового платежа для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам. Это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. При этом налоговая база для соответствующих категорий налогоплательщиков определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных вышеназванной нормой, и начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ). Указанные выплаты могут быть связаны с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 апреля 2006 г. N 13692/05, НК РФ не содержит понятия "компенсация". Однако оно раскрывается в трудовом законодательстве. К компенсации относится денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Выплаты иностранной валюты экипажам судов, произведенные взамен суточных, направлены на компенсацию расходов их членов. Тем не менее по своей сути данные выплаты нельзя отнести к суточным, поскольку нахождение экипажа на судне в заграничном плавании во время его эксплуатации не является командировкой. Исходя из распоряжения Правительства РФ от 1 июня 1994 г. N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний" данные выплаты по своей правовой природе соответствуют установленным нормам и относятся к компенсационным выплатам, связанным с особыми условиями труда. В число подобных компенсационных выплат следует включить и выплаты иностранной валюты взамен суточных, осуществляемые в отношении судов заграничного плавания флота рыбной промышленности. На основании ст. 238 НК РФ названные выплаты освобождаются от налогообложения.

Вправе ли налоговый орган проводить выездную налоговую проверку в отношении налогоплательщика - физического лица?

Б. А. Ефимов, г. Москва

Формально законодатель предоставил такое право налоговому органу в ст. 87 НК РФ. В силу данной нормы налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Следует отметить, что в силу п. 3 ст. 11 НК РФ такие понятия, как "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база", "налоговый период" и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах, используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса. На основании положений ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Кодексом возложена обязанность по уплате налогов и (или) сборов. Анализ положений главы 14 "Налоговый контроль" НК РФ также позволяет сделать вывод о том, что при осуществлении соответствующих мероприятий к налогоплательщикам следует относить как организации, так и физических лиц - граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Однако важно учесть, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В практике деятельности налоговых органов назначение выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика - физического лица встречается в том случае, если налоговая инспекция пытается скрыть нарушения законодательства о налогах и сборах, допущенные ее сотрудниками в ходе осуществления камеральной налоговой проверки. К наиболее распространенным из них относятся: отсутствие акта налоговой проверки и решения налогового органа. При этом инспекции вынуждены проводить так называемую "выездную проверку" по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, что по существу является еще одной камеральной проверкой деятельности налогоплательщика. Физическому лицу в подобной ситуации необходимо руководствоваться, прежде всего, положением подп. 9 ст. 21 НК РФ (получить копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов), подп. 8 и 10 ст. 21, подп. 7 ст. 32 и подп. 3 ст. 33 НК РФ.

Разъясните, пожалуйста, какие изменения будут внесены в действующее законодательство в связи с появлением в нем института "консолидированного налогоплательщика".

А. П. Мирошников, г. Люберцы

Обсуждаемая в настоящее время проблема формирования института консолидированного налогоплательщика и установление специального налогового режима консолидированного налогообложения в законодательстве о налогах и сборах, связана с необходимостью защиты экономических интересов бизнес-групп. Государство, оказывающее активное влияние на развитие макроэкономической ситуации в стране, определяющее промышленную политику, заинтересовано в поддержке крупных корпораций на международном рынке и обеспечении их конкурентоспособности. Создание конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов возможно путем внесение необходимых изменений и дополнений в корпоративное и налоговое законодательство.

Совершенствование корпоративного законодательства потребует выбора критериев для объединения лиц в консолидированную группу с учетом опыта развитых зарубежных стран, внесение поправок, позволяющих установить единое управление в рамках группы лиц, определение порядка защиты прав миноритарных акционеров и т. д.

Специальный налоговый режим консолидированного налогообложения должен предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, введение ограничений для использования указанного режима, потребуется изменить ряд статей, в частности, ст. 40 НК РФ, главу 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Переход к подобному налоговому режиму должен осуществляться в добровольном порядке, что даст возможность увеличить прибыль хозяйствующих субъектов и стимулировать развитие экономики в целом. В связи с этим законодателю будет необходимо внести некоторые поправки в Бюджетный кодекс РФ, процессуальное законодательство и законодательство об исполнительном производстве.

Название документа