Европейский модульный подход и отечественные способы подтверждения качества и безопасности продукции

(Панова А. С.) ("Гражданское право", 2006, N 4) Текст документа

ЕВРОПЕЙСКИЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД И ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПРОДУКЦИИ

А. С. ПАНОВА

Панова А. С., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры юридических дисциплин Казанского филиала Владимирского юридического института ФСИН России, старший лейтенант внутренней службы.

Для оценки соответствия продукции европейским стандартам <1> в рамках Европейского союза (далее - ЕС) используются так называемые модули (их восемь). Модули представляют собой совокупность определенных типовых процедур, в том числе таких как декларация поставщика о соответствии, испытания, оценка системы качества, сертификация. Модули дополняют друг друга и в то же время их можно использовать независимо один от другого. Такой подход является более удобным по сравнению с отечественными схемами сертификации, так как он обеспечивает выбор способа подтверждения соответствия, адекватный степени потенциальной опасности продукции. -------------------------------- <1> Европейские стандарты - это гармонизированные стандарты, обеспечивающие реализацию директив "нового" подхода, подлежащие применению в странах - членах ЕС.

В конкретной Директиве ЕС <2> обычно устанавливается возможность применения нескольких (двух-трех) модулей по усмотрению поставщика или изготовителя товара (заявителя). -------------------------------- <2> Директива ЕС, устанавливающая требования по безопасности продукции, является эквивалентом технического регламента, содержащего такие требования.

Процедуры оценки соответствия, как правило, носят смешанный характер: в них присутствуют действия изготовителя и уполномоченного органа по сертификации, в соответствии с чем используются заявление - декларация изготовителя, а также сертификат соответствия и знак соответствия как атрибуты сертификации. Модули в разной степени приближаются к процедуре сертификации, особенно если уполномоченный орган - третья сторона. Сочетание действий изготовителя и уполномоченного органа позволяет рассматривать модули как способ не только оценки, но и обеспечения соответствия <3>. При этом изготовители вправе выбрать модули в установленных директивами пределах с учетом условий рынка. -------------------------------- <3> Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учеб. для вузов / Г. Д. Крылова. М: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 419.

Положения Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <4> (далее - Федеральный закон) в части декларирования соответствия адекватны модульному подходу, предусмотренному в Директиве 93/465/ЕЭС, хотя есть и некоторые отличия. Так, установленные Законом схемы декларирования соответствия не позволяют применять некоторые элементы европейских модулей, в т. ч. сертификацию типа, инспекционный контроль над декларированной продукцией, оценку систем качества, анализ технической документации, сертификацию проекта. Все это не лучшим образом сказывается на гармонизации схем обязательного подтверждения соответствия, основанных на нормах закона, с европейским модульным подходом <5>. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140; СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752. <5> Верст В. Г. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия / В. Г. Версан, Б. С. Алешин // Стандарты и качество. 2003. N 3.

Проект Закона "О подтверждении соответствия продукции и услуг нормативным требованиям" закреплял новое, ранее неизвестное российскому законодательству понятие - "схема подтверждения соответствия". Это установленная совокупность действий, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям. Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает термины "схема подтверждения соответствия" (п. 3 ст. 7, п. 1 ст. 28), "схема обязательного подтверждения соответствия" (п. 1 ст. 19, п. 2 - 3 ст. 23), "схема декларирования соответствия" (п. 1, 5 ст. 24), "схема сертификации" (п. 1 ст. 25, п. 2 ст. 26). К сожалению, Закон не содержит определений перечисленных терминов. Согласно п. 1.4 "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" <6> схемы сертификации, применяемые при обязательной сертификации, определяются Госстандартом России <7>, другими федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Схему добровольной сертификации определяет заявитель и предлагает ее органу по сертификации <8>. -------------------------------- <6> Постановление Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 г. N 15 "Об утверждении "Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации" // БНА РФ. 1995. N 7; 1996. N 5; 2002. N 36. <7> В настоящее время на основании абз. 3 п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и абз. 2 п. 5 Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Госстандарт России преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, подведомственное Министерству промышленности и энергетики РФ // СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2004. N 21. Ст. 2023; 2004. N 31. Ст. 3234; 2004. N 38. Ст. 3775; 2004. N 42. Ст. 4107; 2004. N 47. Ст. 4635; 2004. N 49. Ст. 4889; 2005. N 12. Ст. 1023. <8> БНА РФ. 1995. N 7; 1996. N 5; 2002. N 36.

На практике органы по сертификации зачастую используют неоправданно дорогостоящие и жесткие схемы подтверждения соответствия без учета степени потенциальной опасности сертифицируемой продукции. Следовательно, возникает необходимость законодательного закрепления условий использования схем подтверждения соответствия. В европейских директивах, являющихся обязательными к применению в странах - членах ЕС, данный подход применяется и позволяет избежать злоупотреблений при выборе схем подтверждения соответствия со стороны органов по сертификации. Федеральный закон "О техническом регулировании" устанавливает в п. 2 ст. 23, что схемы обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции должны предусматриваться в соответствующих технических регламентах с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов. Способы подтверждения соответствия, по мнению В. Г. Версана, В. И. Седова и др., нужно формировать исходя из модульного принципа (по аналогии с европейскими модулями с учетом положительного опыта работы по отечественным схемам сертификации) и ранжировать по уровню "жесткости" - от использования только декларации поставщика о соответствии до сплошного контроля продукции органом по сертификации - в зависимости от степени опасности и характера продукции <9>. -------------------------------- <9> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г. П. Воронин, В. Г. Версан, В. И. Седов и др. М: ВНИИС, 1998. С. 43 - 44.

Таким образом, в целях дальнейшего повышения качества и безопасности продукции необходимо внести дополнение в Федеральный закон "О техническом регулировании", определив условия использования схем подтверждения соответствия с учетом опыта Европейского союза в данной сфере.

Название документа