Лица, освобожденные от применения ККТ
(Кожедубова И. И.)
("Налоги" (газета), 2006, N 46)
Текст документа
ЛИЦА, ОСВОБОЖДЕННЫЕ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ ККТ
И. И. КОЖЕДУБОВА
Кожедубова И. И., консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит".
В соответствии с Законом N 54-ФЗ определены виды деятельности, при осуществлении которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Виды деятельности, при осуществлении которых не нужно применять кассовые аппараты, приведены в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ. Законом N 54-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, когда можно осуществлять операции без ККТ:
- продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
- продажа ценных бумаг. При покупке же ценных бумаг у населения за наличный расчет или при оплате услуг профессионального участника рынка ценных бумаг необходимо использовать ККТ, так как расчет производится наличными денежными средствами. Аналогичное разъяснение изложено в письме МНС Российской Федерации от 5 мая 2004 г. N 33-0-11/320. Напомним, что в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (п. 1 ст. 142 ГК РФ).
Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" определено, что брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом (п. 1 ст. 3 Закона N 39-ФЗ);
- продажа лотерейных билетов;
- продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте. В письме Минтранса России от 5 ноября 2003 г. N УАПТ-1/1-784-ис дано определение, что следует понимать под городским общественным транспортом. Под городским общественным транспортом следует понимать транспорт общего пользования, так как его услугами может воспользоваться любой гражданин или юридическое лицо.
При применении контрольно-кассовой техники на маршрутном такси, осуществляющем перевозки пассажиров, следует исходить из того, относится ли указанный транспорт к транспорту общего пользования или нет. Так, на основании п. 1 ст. 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками общего пользования, публикуется в установленном порядке. Таким образом, в случае если перевозка пассажиров в маршрутных такси будет признана в соответствии с нормативными актами субъекта Российской Федерации как перевозка городским транспортом общего пользования, то продажа проездных билетов и талонов при проезде в них может осуществляться без обязательного применения контрольно-кассовой техники. Аналогичное разъяснение изложено в письме Минфина РФ от 23 сентября 2005 г. N 03-01-20/5-192. В случае если нормативными актами субъектов РФ не будут признаны перевозки пассажиров в маршрутных такси, то применять ККТ необходимо. Обязанность применять ККТ при перевозке пассажиров подтверждена Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 23 июня 2005 г. N Ф03-А51/05-2/1556; Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 11 января 2005 г. N Ф04-9257/2004(7504-А03-29). Однако следует отметить, что Постановлением Президиума ВАС РФ от 11 октября 2005 г. N 8206/05 двухгодичный спор между налогоплательщиками и налоговыми ведомствами по поводу применения бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси разрешился в пользу налогоплательщиков;
- обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами (определения отдельных понятий даны: "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99", утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. N 242-ст);
- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). Особенности продажи продовольственных товаров установлены разд. 2 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации";
- продажа в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
- продажа в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
- торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
- торговля из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
- прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома. Наличные денежные расчеты при приеме от населения металлолома в обязательном порядке производятся с применением ККТ. При приеме от населения металлолома могут применяться любые модели ККТ, включенной в Государственный реестр и разрешенной для применения в торговле. При этом фиксируемые в фискальной памяти ККТ данные о выручке будут соответствовать суммам, выданным сдатчикам металлолома. В этом случае в кассовом чеке следует пробивать сумму, выданную сдатчику за принятый металлолом, а порядок снятия сменного Z-отчета и фискального отчета регламентирован технической документацией на применяемую ККТ. В графе 10 формы N КМ-4 (журнал кассира-операциониста) данные будут соответствовать сумме выданных денег за принятый от сдатчиков металлолом (см. письмо МНС РФ от 1 ноября 2004 г. N 33-0-14/684@; письмо ФНС РФ от 17 мая 2005 г. N 22-3-11/868@);
- реализация предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- продажа по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Закон N 54-ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с оплатой нотариальных действий. За совершение нотариальных действий нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают плату (тариф) наличными денежными средствами с обязательным отражением ее в реестре регистрации нотариальных действий. При этом ККТ частными нотариусами не применяется (письмо МНС РФ от 14 апреля 2004 г. N 33-0-11/285@); письмо Минфина РФ от 3 марта 2004 г. N 04-04-10/04).
В письме Минфина РФ от 6 мая 2004 г. N 04-01-14/2-59 указано, что адвокатские образования (в том числе адвокатские кабинеты) не подпадают под сферу деятельности Закона N 54-ФЗ и не должны использовать ККТ при осуществлении своей деятельности.
В письме ФНС РФ от 20 июня 2005 г. N 22-3-11/1115 дано разъяснение, что не нужно применять ККТ, если прием наличных денежных средств не связан с осуществлением расчетов за товары (работы, услуги).
Применение ККТ не требуется при осуществлении расчетов по договору займа или при получении (возврате) залога (см. письмо МНС РФ от 5 мая 2004 г. N 33-0-11/320).
Применение ККТ не требуется при получении неустойки (штрафа, пени) в связи с нарушением контрагентом условий договора (см. письмо Минфина РФ от 13 июля 2005 г. N 03-01-20/4-130).
Применение ККТ не требуется при приеме членских взносов в гаражно-строительные и садовые кооперативы (см. письмо УМНС РФ по городу Москве от 22 июля 2003 г. N 29-12/40633).
Применение ККТ не требуется при внесении в кассу товарищества собственников жилья (ТСЖ) взносов от жильцов, являющихся членами ТСЖ (см. письмо ФНС РФ от 11 мая 2005 г. N 22-3-14/722@).
Название документа