Полеты над населенными пунктами

(Мельник В.)

("Законность", 2006, N 12)

Текст документа

ПОЛЕТЫ НАД НАСЕЛЕННЫМИ ПУНКТАМИ

В. МЕЛЬНИК

В. Мельник, старший прокурор отдела прокуратуры Санкт-Петербурга.

Анализ надзорной практики прокуратуры Санкт-Петербурга показывает, что в настоящее время нет единой государственной политики, устанавливающей единые правовые и организационные основы государственного регулирования деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации в сфере обеспечения безопасности полетов авиации в России.

Прокуратура Санкт-Петербурга выявила проблемы, возникающие в правоприменительной практике, а также пробелы в законодательстве, касающиеся организации полетов воздушных судов над населенными пунктами.

Так, в текущем году руководство НП "Невский аэроклуб" совместно с Центральным аэроклубом им. Чкалова РОСТО осуществляли подготовительные мероприятия по организации проведения в период с 15 по 17 июля 5-го этапа Мирового турнира по авиационному слалому и высшему пилотажу "Red Bull Air-Race 2006". Авиашоу предполагалось провести в Санкт-Петербурге в воздушном пространстве над акваторией Невы на участке между Дворцовой набережной и Петропавловской крепостью, ограниченном Васильевским островом, Дворцовым, Биржевым и Троицким мостами.

В соответствии со ст. 73 Воздушного кодекса РФ демонстрационный полет воздушного судна выполняется в соответствии с требованиями безопасности полетов воздушных судов, установленными соответствующим уполномоченным органом. Порядок организации и проведения демонстрационных полетов воздушных судов устанавливается Правительством РФ. До настоящего времени какой-либо общий порядок организации и проведения демонстрационных полетов Правительством РФ не установлен.

Поскольку практического опыта проведения подобного рода мероприятий в России не было, организаторы авиашоу, воспользовавшись законодательным пробелом и получив предварительное согласие органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, разработали Временную инструкцию по производству полетов над Санкт-Петербургом при проведении 5-го этапа Мирового турнира "Red Bull Air-Race 2006".

В соответствии со ст. 72 Воздушного кодекса РФ и п. 103 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г., полеты воздушных судов над населенными пунктами должны выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воздушного судна произвести посадку за пределами населенных пунктов или на специально предусмотренных для этих целей взлетно-посадочных площадках в пределах населенных пунктов. Схемы полета в районе аэродрома, в том числе на курсах взлета и посадки, должны исключать, а при невозможности исключения - максимально ограничивать пролет воздушных судов над населенными пунктами, взрывоопасными и другими объектами.

Согласно п. п. 148 - 152 Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве РФ, утвержденных Приказом Минобороны России, Минтранса России и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г., демонстрационные полеты выполняются по плану воздушного полета на высотах, установленных программой (планом). При выполнении демонстрационных полетов пилотаж (проходы) необходимо выполнять в пределах пилотажной зоны строго по ее оси, не уклоняясь в сторону зрителей ближе ограничительной линии 200 м.

Как показала прокурорская проверка, при составлении Временной инструкции организаторы соревнований выполнили не все перечисленные требования воздушного законодательства.

В частности, авиашоу планировалось провести над историческим центром Санкт-Петербурга в непосредственной близости от объектов культурного наследия РФ (Эрмитаж, Петропавловская крепость, Стрелка Васильевского острова), выполнение показательных упражнений допускало приближение самолетов в сторону зрителей на дистанцию менее 200 метров. Перелет участников от места базирования воздушных судов к месту выполнения фигур высшего пилотажа предполагался над городом, при этом в качестве аварийных взлетно-посадочных площадок предполагалось использовать водную поверхность рек и каналов города.

Несмотря на очевидное несоблюдение мер безопасности полетов, Временная инструкция по производству указанных полетов прошла согласование должностными лицами военных гражданских органов Единой системы организации воздушного движения РФ.

Поскольку было основание полагать, что организаторы авиашоу могут нарушить требования безопасности полетов над населенными пунктами, руководителю НП "Невский аэроклуб" прокуратурой Санкт-Петербурга было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона.

Таким образом, лишь благодаря действиям прокуратуры Санкт-Петербурга, органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в лице Северо-Западного управления государственного авиационного надзора, а также вновь образованной Федеральной аэронавигационной службы авиационное мероприятие не состоялось. Проведение авиашоу могло привести к наступлению непоправимых последствий в виде гибели людей и памятников федерального значения.

Представляется, в целях государственного регулирования правоотношений, контроля (надзора) за авиационной деятельностью, в интересах национальной безопасности, сохранения целостности и суверенитета воздушного пространства РФ необходимо издание федерального закона, закрепляющего основы единой государственной политики в сфере обеспечения безопасности полетов авиации и использования воздушного пространства России. Этот нормативный правовой акт также должен разграничить полномочия РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления в сфере безопасности полетов с учетом Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г., а также упорядочить действия органов Минобороны России, Ространснадзора, Роскосмоса и Федеральной аэронавигационной службы в части обеспечения безопасности полетов воздушных судов.

Кроме того, во исполнение ст. 73 Воздушного кодекса необходимо в кратчайшие сроки разработать и принять порядок организации и проведения демонстрационных полетов воздушных судов в России.

При этом до принятия соответствующих нормативных правовых актов органам прокуратуры следует обеспечить соблюдение законности при организации полетов воздушных судов над населенными пунктами, в том числе путем координации деятельности правоохранительных и контролирующих (надзорных) органов.

Название документа