Основные факторы эффективного функционирования и современного развития фирмы в сфере услуг связи

(Омарова Д. М., Абакарова П. М.) ("Транспортное право", 2006, N 4) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ В СФЕРЕ УСЛУГ СВЯЗИ

Д. М. ОМАРОВА, П. М. АБАКАРОВА

Омарова Д. М., кандидат экономических наук, профессор Дагестанского государственного технического университета, декан инженерно-экономического факультета.

Абакарова П. М., аспирант Дагестанского государственного технического университета.

В данной статье рассматриваются факторы развития предприятий связи, где главным является снижение трансакционных издержек. Рассмотрены особенности и причины международного партнерства, предложена блок-схема комплексной стратегии экономической безопасности фирмы по услугам связи, дана оценка роли государственного регулирования на рынке услуг связи. Серьезным фактором повышения эффективности и развития предприятий связи является снижение трансакционных издержек. Как известно, под трансакциями в самом общем виде понимаются формы и виды экономического взаимодействия в бизнесе, а трансакционные издержки можно определять как издержки экономического взаимодействия. Последние часто рассматриваются как издержки использования рыночного механизма, а точнее (для ситуации в России) - как издержки несовершенства цивилизованных рыночных отношений. Важно подчеркнуть, что в теоретическом аспекте всегда имеется в виду, что трансакционные издержки не связаны непосредственно с производственными издержками, а вызваны затратами экономических агентов на совершение и реализацию контрактов (поиск информации, партнеров; ведение переговоров; определение и защита прав собственности; привлечение посредников; дополнительные затраты на охрану; потери от ошибок, неточностей, бюрократии и т. п.). По оценке ученых, в переходной период трансакционные издержки выросли многократно. Причем этот процесс носил мультипликативный характер. Сегодня любое предприятие помимо своих прямых трансакционных издержек несет нагрузку в виде дополнительных издержек включенных в стоимость материальных затрат и оплаченных на предыдущих этапах технологических цепочек. Даже по довольно грубым оценкам эти мультипликативные трансакционные издержки выросли в разных отраслях до 30 - 50% от уровня цен конечного потребления <*>. Тем самым трансакционные издержки выступают как разновидность косвенных налогов, рост которых крайне негативно изменяет структуру личного, производственного и общественного потребления. -------------------------------- <*> Макаров Г. А. Роль трансакционных издержек в повышении эффективности предприятий связи. Санкт-Петербург: Издательство СПП ГУЭФ, 2003. 213 с.

Предприятия связи не являются исключением в этом отечественном явлении. Рост трансакционных издержек в сфере услуг связи обусловливается такими обстоятельствами: необходимость приобретения программных продуктов и разработок баз данных; ошибочные маркетинговые действия; важность защиты от конкурентов; нехватка и несовершенство сетевой инфраструктуры; слабая рыночная инфраструктура; высокие риски; дефицит квалифицированных кадров; необходимость приобретения лицензий; множество стандартов (особенно в системе сотовой связи); несогласованность регулирующих и контрольных органов и др. Поэтому упорядочение и значительное сокращение трансакционных издержек - бесспорно весомый фактор более эффективного функционирования и развития фирм в сфере услуг связи. Важным фактором сбалансированного развития предприятия связи остается дальнейшая рационализация его организационной и производственно-сервисной структуры. Одной из сравнительно новых форм организации бизнеса в современной экономике стал аутсорсинг, представляющий собой передачу стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. При этом компания-заказчик может, используя аутсорсинг второстепенных функций, сконцентрироваться на базовых функциях (тех, которые свойственны именно ей), на своей специфике. В отличие от субподряда аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию внутрикорпоративных процессов и внешних отношений компании <*>. К слову сказать, использование аутсорсинга получило стремительный размах во всем мире в течение последнего десятилетия, во многом благодаря бурному развитию информационных технологий, и сейчас получает признание в нашей стране. Возможности применения аутсорсинга актуальны и в сфере услуг связи, поскольку многие крупные компании в настоящее время обременены некоторыми несвойственными функциями, рядом вспомогательных служб и подразделений (в том числе транспортных, бухгалтерских, логистических, рекламных). -------------------------------- <*> Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. N 2. С. 15 - 28.

В современных условиях развития труднопереоценимое значение приобретают стратегические партнерства, в том числе международные. Это особенно важно для высокотехнологичных фирм, использующих общемировые достижения либо производство которых базируется на оборудовании и технологиях зарубежных компаний, к числу которых относятся и предприятия связи. В условиях глобализации производственные и сервисные сети между странами создаются посредством дезинтеграции стоимостной цепи в более или менее завершенные функции, которые могут выполняться независимыми производителями, где бы они ни находились <*>. Страны и компании соединяются с этими глобальными сетями производства и обслуживания через товары и услуги, которые они поставляют на международные рынки. -------------------------------- <*> Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. N 9. С. 15 - 27.

Главные причины вступления фирм в глобальные партнерства заключаются в их следующих вполне понятных желаниях: приобрести знания о зарубежных рынках, новых продуктах, технологиях, услугах; создать связи и более тесные отношения с новыми поставщиками и потребителями; преодолеть ограничения, используя кардинально новые возможности международных рынков; использовать преимущества специализации зарубежных партнеров; получить ресурсы и инфраструктуру, которой нет у себя в стране; контролировать ресурсы, интегрируя свои операции с теми партнерами, которые могут обеспечить недостающие элементы в производстве, распределении, сервисе; блокировать конкуренцию за счет создания партнерства с сильными зарубежными компаниями. Следовательно, вступление отечественных предприятий связи в стратегические партнерства будет формировать определенную движущую силу их развития. В целях обеспечения развития предприятий связи необычайно большая роль принадлежит формированию стратегии экономической безопасности, включающей множество значимых факторов и элементов, авторская компоновка которых приводится в блок-схеме на рис. 1.

Блок-схема комплексной стратегии экономической безопасности фирмы по услугам связи

Условия внешней Стратегия долгосрочного среды развития

Комплексная стратегия экономической безопасности Потенциал фирмы фирмы по услугам связи Маркетинг

Бизнес-стратегия Кадровая стратегия Стратегия конкурентной борьбы

Производственная Подбор, отбор стратегия Стратегия опережения конкурентов Обучение, Сервисная переподготовка политика Стратегия вытеснения конкурентов Закрепление Технологическое кадров развитие Стратегия превосход - ства и лидерства Продвижение, стратегия вытеснения Коммерческая рост конкурентов политика

Повышение Стратегия завоевания Учетная квалификации рынков политика

Политика Стратегия укрепления Стратегия вне - преданности партнерства шнеэкономической деятельности Защита Стратегия коммерческой информатизации Стратегия тайны реструктуризации

Критерии

Удовлетворение Устойчивое Рентабельная Рост имиджа потребностей функционирование деятельность фирмы клиентов

Каждый из обозначенных элементов заслуживает отдельного подробного описания, однако в этом нет нужды, поскольку они нашли соответствующее отражение в экономической литературе по отдельности либо в определенных комбинациях. Не претендуя на окончательность и завершенность такой компоновки, авторы тем не менее считают возможным использовать данную схему в теоретико-методических обоснованиях факторов современного развития фирмы в сфере услуг связи. Кроме рассмотренных выше внутренних факторов развития фирмы по услугам связи присутствует и играет существенную роль внешний фактор - государственное регулирование. Обеспечение конкуренции на рынке услуг связи (как, впрочем, и на других рынках) осуществляется посредством ограничения монополистической деятельности и запрещения недобросовестной конкуренции, а также предупреждения и пресечения подобного рода деятельности. Действующим законодательством РФ предусматривается применение рыночных механизмов регулирования. Вместе с тем в российском законодательстве применительно к отрасли "Связь и информатизация" продолжает использоваться понятие "естественная монополия", а потому сохраняется государственный контроль за деятельностью предприятий в этой сфере. Между тем развитие услуг связи показывает, что в результате технического прогресса, значительного увеличения спроса и предложения на услуги связи данный рынок по ряду секторов перестал быть естественной монополией. Поэтому деятельность хозяйствующих субъектов в конкурентной среде требует новых принципов госрегулирования, предусматривающих переход от прямого контроля и регулирования деятельности операторов связи в целом к регулированию их работы на тех рынках, где операторы занимают монопольное положение. Государственное регулирование выступает мощным фактором, способным наложить серьезный отпечаток на функционирующую систему услуг связи, причем настолько глубокий, что может оказать определяющее воздействие на многие стороны жизнедеятельности фирм в этой сфере. Следовательно, госрегулирование должно быть взвешенным, четко выверенным, а значит, базироваться на научных принципах. Таким образом, установленные факторы могут составить одну из теоретико-методических основ для разработки концептуальных положений по научному обеспечению развития предприятий в сфере услуг связи в современных условиях.

Литература

1. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых проблем // Российский экономический журнал. 2001. N 2. С. 15 - 28. 2. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. N 9. С. 15 - 27. 3. Макаров Г. А. Роль трансакционных издержек в повышении эффективности предприятий связи. Санкт-Петербург: Издательство СПП ГУЭФ, 2003. 213 с. 4. Омарова Д. М., Абакарова П. М. Теоретические аспекты управления в сфере муниципальных услуг. Сборник второй Всероссийской научно-практической конференции: Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем.

Название документа