Что нового внесено в закон о правовом регулировании оценочной деятельности?

(Елизарова Н. В.)

("Налоги" (газета), 2006, N 42)

Текст документа

ЧТО НОВОГО ВНЕСЕНО В ЗАКОН О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?

Н. В. ЕЛИЗАРОВА

Елизарова Н. В., главный специалист отдела корпоративной политики ОАО "Московская городская электросетевая компания", старший преподаватель кафедры правовых дисциплин МФЮА.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - один из актуальнейших, принятых в последнее время и регулирующих российский рынок оценки. Это обусловлено важностью регулируемых в нем отношений, а также переходом к новой системе регулирования оценочной деятельности.

Данный нормативный акт был инициирован Правительством Российской Федерации в связи с проводимой сейчас административной реформой, а также отменой с 1 июля 2006 г. лицензирования оценочной деятельности.

При этом в документе уточнено, что лица, получившие лицензию на оценочную деятельность до 30 июня 2006 г., вправе осуществлять оценочную деятельность, не являясь членами саморегулируемых организаций, еще год - до 1 июля 2007 г.

Какие же изменения в регулировании оценочной деятельности внесены вышеуказанным Законом и чему законодатель уделил особое внимание?

1. Прежде всего нововведения коснулись самого понятия субъекта оценочной деятельности. В настоящее время под субъектами оценочной деятельности признаются физические лица: другими словами, законодатель предъявляет свои требования уже не к юридическим, а к физическим лицам.

Основное требование, как и ранее, - наличие специального высшего образования или профессиональной переподготовки.

Следующим требованием является обязательное членство в саморегулируемой организации (далее - СРО) и соблюдение в своей работе как федеральных стандартов оценки, так и стандартов и правил данной организации, что связано с передачей СРО полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере оценочной деятельности. Кроме того, в ст. 24 Закона детально прописаны требования к членству в СРО, в том числе: порядок вступления в члены СРО оценщиков, перечень оснований для отказа в принятии в члены СРО оценщиков, порядок принятия решения о прекращении членства в СРО и другие требования.

Более того, кроме обязательного членства в СРО теперь оценщику надлежит в обязательном порядке страховать свою деятельность, что является обеспечением имущественной ответственности при осуществлении оценочной деятельности. Закон устанавливает размер страховой суммы, которая не может быть менее чем 300 тысяч рублей. В ст. 24.7 Закона четко прописаны условия договора обязательного страхования ответственности оценщика при осуществлении оценочной деятельности, в том числе дано определение объекта страхования, установлены конкретные страховые случаи, установлены минимальный срок договора и его существенные условия.

2. Кроме того, нельзя не обратить внимание на законодательное закрепление в Законе понятия "саморегулируемая организация оценщиков", которая обязательно должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке именно как СРО. Каждая СРО обязана вести реестр своих членов и предоставлять информацию, содержащуюся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Законодатель определяет порядок и критерии для включения в Единый государственный реестр СРО оценщиков. В реестр может быть включено некоммерческое объединение, членами которого являются не менее 300 оценщиков (физических лиц). Предусматривается наличие компенсационного фонда, который формируется за счет членских взносов (не менее чем 30 тысяч рублей), а также коллегиального органа управления. При этом сама организация и ее штатные сотрудники не вправе вести оценочную деятельность. Прописаны порядок вступления в члены такой организации и перечень оснований для отказа в принятии. Более того, если один из членов перестает соответствовать установленным требованиям, объединение должно сообщить об этом в уполномоченный федеральный орган в течение 10 дней.

Необходимо отметить, что оценщики единовременно могут быть членами только одной саморегулируемой организации.

Установлено, что к 1 июля 2007 г. должен быть утвержден порядок государственной регистрации СРО, определен федеральный орган, который будет осуществлять эту регистрацию, и, более того, заинтересованные в развитии своей деятельности как уже действующие СРО, а их в настоящее время насчитывается не больше десяти, так и вновь созданные смогут подтвердить свой статус и приступить к активной работе с новыми возможностями. До 1 июля 2007 г. контроль за деятельностью оценщиков по-прежнему будет осуществлять Росимущество.

3. Особое внимание уделено формированию новой системы регулирования оценочной деятельности, основанной на принципах сбалансированного сочетания государственных и негосударственных механизмов контроля, которое призвано обеспечивать защиту интересов потребителя оценочных услуг и третьих лиц. С принятием Закона СРО стала самостоятельным институтом регулирования отношений, отвечающим за развитие оценочных услуг и их качество, создаваемым не властным велением "сверху", а путем принятия решения профессиональным сообществом.

Законом проведена четкая грань между тремя уровнями системы регулирования оценочной деятельности и строго разграничены полномочия в этой сфере.

- Верхняя ступень в иерархии принадлежит государственным органам. В соответствии со ст. 19 Закона функциями уполномоченных федеральных органов являются: выработка государственной политики в области оценочной деятельности; установление нормативно-правовых основ деятельности СРО, определение основных требований к оценщикам и оценочной деятельности, а также осуществление надзора за выполнением СРО требований настоящего федерального законодательства.

- Законом предусмотрено создание Национального совета по оценочной деятельности, являющегося негосударственным институтом, который также участвует в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности. Его функциями являются: разработка федеральных стандартов оценки; представление интересов отрасли в органах государственной власти и местного самоуправления, формирование предложений по вопросам государственной политики в сфере оценочной деятельности, разработка кодекса этики оценщиков, рекомендации по его применению и контролю за соблюдением норм профессиональной этики, осуществление предварительной экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы регулирования оценочной деятельности.

Статьей 24.10 детально регламентирован процесс создания совета, порядок образования органов управления и критерии отбора лиц, входящих в их состав.

Необходимо иметь в виду, что Национальный совет по оценочной деятельности может быть зарегистрирован не ранее 1 июля 2007 г., а до даты его регистрации разработка федеральных стандартов оценки обеспечивается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

- На третьем уровне системы регулирования оценочной деятельности находятся СРО. К функциям таких организаций отнесены разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил и условий приема в члены организации, ведение реестра, определение прав и обязанностей таких организаций, в том числе: формирование компенсационного фонда для обеспечения ответственности своих членов, контроль за соблюдением членами организации требований законов, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности. В некоторых случаях СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, также отказывать в принятии новых и исключать из состава СРО членов.

Конечно, не все вопросы можно решить одним законом, и в настоящее время во исполнение и дополнение Закона разрабатываются проекты нормативно-правовых актов, призванных служить совершенствованию правового регулирования оценочной деятельности.

Но необходимо отдать должное и отметить: в новой редакции Закона прописаны не только общие положения и основные принципы регулирования российского рынка оценки, но и подробно прописаны механизмы функционирования новой системы регулирования, установлены требования и порядок взаимодействия всех уровней регулирования: от государства до самих независимых оценщиков. Это позволило на данном этапе без необходимости принятия многочисленных подзаконных актов обеспечить максимально полную реализацию Закона.

Таким образом, надлежит сделать вывод, что формирование новой системы регулирования российского рынка оценки, основанной на принципах сбалансированного сочетания государственных и негосударственных механизмов контроля с учетом публичного характера профессии, должно реально способствовать созданию в России основ для развития цивилизованной бизнес-среды и принципов свободной рыночной экономики через введение экономических механизмов регулирования и ответственности за результаты своей деятельности.

Название документа