Государственная сельскохозяйственная политика в России (XVII - XVIII вв.)

(Дерюгин В. Ю.) ("История государства и права", 2006, N 12) Текст документа

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ (XVII - XVIII ВВ.)

В. Ю. ДЕРЮГИН

С возникновением российского государства после тяжелого времени Смуты XVII в. наступает новый период в эволюции форм устойчивого сельского хозяйства. Этот период достаточно условно можно назвать периодом реформ. Первые крупные изменения условий сельского хозяйства наблюдаются после террора, развязанного Иваном IV (Грозным), во времена крайне непоследовательных реформ Бориса Годунова и Смуты (конец XVI - начало XVII вв.). В конце XVI в. территория центральной России обезлюдела. Происходил самозахват лесных земель в удаленных от центра районах и их сведение под распашку, одновременно с забросом и зарастанием земель в неспокойных центральных районах. Возможно, крупные изменения в структуре земельных угодий явились одной из главных причин голода начала XVII в., первого в России крестьянского восстания 1606 г. (под предводительством Ивана Болотникова). В 1601 - 1602 годах случились подряд два неурожая, которые породили страшный голод и унесли множество жизней (одной Москве умерло около 127000 человек). Тот же автор утверждает, что в окрестностях Курска, в Северной земле, около Владимира и в разных уездах окраинных городов урожаи были очень хороши <1>. Это подтверждает непосредственную связь изменения структуры земельных угодий, голода и народных волнений. -------------------------------- <1> Бажанов А. Отчет о путешествии за границей // Журнал Министерства государственных имуществ. Ч. 81. СПб.: Типография Леонида Демиса, 1862. С. 127 - 146.

С 1613 г. начинается правление новой династии Романовых, а в 1649 г. происходит юридическое закрепление крепостной зависимости Соборным уложением. Эти события сопровождались сильнейшей милитаризацией государства: военные расходы во второй половине XVII в. достигали 67% от общих расходов казны, численность армии составляла не менее 100 - 150 тысяч человек. Подобные расходы требовали налоговых поступлений в казну. По мнению Е. и С. Пономаренко (возможно, слишком категоричному), "крепостное право в России и родилось вследствие необходимости стабильно собирать налоги" <2>. Важно также обратить внимание на единовременность событий: официальное введение крепостного права сопровождается централизацией власти в середине XVII в. Одной из основных идей, пронизывающих Соборное уложение, стало усиление государственного контроля над обществом. Обозначившиеся в царствование Михаила Федоровича предпосылки сотрудничества сословий, которые в Смутное время обрели независимость от властей, в полной мере так и не реализовались, возобладал принцип жесткой регламентации хозяйственной деятельности людей, их социальных взаимоотношений. Этому способствует и противостояние Церкви и государства, закончившееся безусловным торжеством монархического принципа и одновременным сближением с Церковью: по словам П. Н. Милюкова, "государственное покровительство превратилось мало-помалу в государственную опеку над церковью" <3>. Середина XVII в. - это не только необходимость собирать налоги, но и появление возможности у государства это делать и ломка старого мышления - новая Церковь ненавистного Никона перестала быть символом власти; эту роль на себя теперь полностью брало государство, которому надо было платить. Раздача новым чиновникам государственных земель вблизи столицы и прикрепление крестьян к земле сопровождается в первой половине XVII в. исчерпанием государственного земельного запаса в приближенных к столице районах и сведение под распашку лесов на бывших черных землях. -------------------------------- <2> Пономаренко Е. В., Пономаренко С. В., Хавкин В. П., Офман Г. Ю. Земельная реформа в России. М: Лаборатория экологического проектирования СОЭС, 1996. С. 25. <3> Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. Ч. 1. М.: Прогресс, 1994. С. 46.

Новый передел земли и ужесточение крепостной зависимости, в свою очередь, вызвали крупнейшее крестьянское восстание под руководством Степана Разина в 1667 - 1671 гг. Несмотря на указанную возможность государства взимать налоги, землевладельцам было крайне невыгодно продолжать платить налоги за необрабатываемые земли, которых довольно много осталось после Смутного времени. В связи с этим в конце XVII - первой половине XVIII вв. происходил ряд изменений форм налогообложения. Так, еще в 80-х годах XVII в. была произведена подворная перепись и произошел переход от поземельного к подворному налогообложению. Петр I продолжил эти реформы, протекавшие в направлении: от обезличенной территории - к субъекту, от косвенных налогов - к прямым <4>. В 1718 г. была произведена подушная перепись и финансовые службы перешли к подушному налогообложению населения. Результатом этих реформ было дальнейшее сведение леса под пашню (именно в это время наблюдалась максимальная распаханность центральных районов России): новая площадь уже не облагалась налогом <5>. -------------------------------- <4> Исаев И. А. История государства и права России. М.: Юристъ, 1999. С. 608. <5> Пономаренко Е. В., Пономаренко С. В., Хавкин В. П., Офман Г. Ю. Земельная реформа в России. М.: Лаборатория экологического проектирования СОЭС, 1996. С. 210.

Что касается южных районов России, то к середине XVIII в. площадь пашни здесь, напротив, сильно сократилась. Это было связано со следующим обстоятельством. Сильный сектор государственной промышленности в то время основывался на труде крепостных. Право уравнивало единоличных крестьян-однодворцев с государственными крестьянами. Эксплуатация крепостных-отходников (оброчников) была невыгодна помещикам (барщинные дни крестьян, работающих в хозяйстве помещика, не регламентировались законом), поэтому они препятствовали самостоятельной деятельности крестьян. В результате сильно ограничивалась миграция крестьян: южные земли осваивали либо помещики, либо беглые крестьяне; единоличное хозяйство там не развивалось. Несмотря на это, усиливается интерес к южным землям, что можно связать с возрастающим дефицитом земель центральных районов в результате налоговой реформы. В 1766 г. по инициативе Екатерины II было начато Генеральное межевание - инвентаризация земель. Сразу после его проведения была начата масштабная продажа государственных земель в частное пользование в южных и восточных регионах. Выкупленные земли использовались новыми владельцами лишь частично - другая часть использовалась лишь как средство вложения денег, то есть удерживалась во владении без использования или как пастбище до момента перепродажи. Фактическое освоение и распашка значительной части выкупленных земель в южных и восточных малонаселенных районах произошли почти на 50 - 100 лет позже и были связаны с целенаправленной политикой по переселению крестьян. Это совпало по времени с присоединением Средней Азии к Российской империи. К концу XVIII в. были определены лишь общие границы спорных земель - эти земли были оставлены неучтенными до следующего - Специального - межевания, которое проводилось, как правило, спустя несколько десятилетий, без оговаривания условий землепользования в этот период. Период неопределенности статуса использовался спорящими сторонами в целях получения по возможности максимальной выгоды с того, что может быть отнято. Пожалуй, одним из главных последствий усиливающегося общественного интереса к степным территориям, прежде всего со стороны казачества, беглых крестьян, отходников и государственных крестьян, явилась последняя и самая мощная из крестьянских войн в России - восстание под руководством Емельяна Пугачева. Восстание, бушевавшее в 1773 - 1775 гг., охватило огромные территории. Причиной этого интереса, как уже говорилось, явился сложный комплекс общественных явлений - прежде всего неконтролируемая барщина, ограничение крестьян-единоличников, дефицит земельных ресурсов в результате налоговой реформы, освобождение дворян от обязательной службы (они превратились в помещиков и полностью использовали рабский труд крестьян). Нельзя забывать и о том, что крестьяне после освобождения дворян от службы ожидали и естественного, с их точки зрения, продолжения - отмены крепостного права.

Название документа