Методика выбора подрядных организаций и поставщиков материальных ресурсов в строительстве
(Борисова Л. А., Кадыров Р. А., Эльдерханов А. В.) ("Российский следователь", 2006, N 8) Текст документаМЕТОДИКА ВЫБОРА ПОДРЯДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОСТАВЩИКОВ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Л. А. БОРИСОВА, Р. А. КАДЫРОВ, А. В. ЭЛЬДЕРХАНОВ
Борисова Л. А, кандидат экономических наук, доцент, докторант.
Кадыров Р. А., соискатель.
Эльдерханов А. В., аспирант, Дагестанский государственный технический университет.
Строительство представляет собой сложный производственный процесс, в котором помимо строительного предприятия участвует большое количество различных партнеров. В строительстве любого объекта принимают участие десятки, а при строительстве крупных сооружении - сотни проектно-изыскательских, научно-исследовательских, строительных и монтажных организаций, заводы - изготовители основного технологического оборудования, поставщики строительно-монтажного оборудования и строительных материалов, банки и другие субъекты экономики, чей капитал тем или иным образом участвует в строительстве. Несмотря на то что конечная цель у всех участников инвестиционного процесса одна и заключается в получении максимально возможной прибыли, в процессе строительства каждый из участников имеет свои частные интересы и вытекающие из них цели и задачи. Однако опыт показывает, что в условиях, когда частные интересы начинают доминировать над общими интересами, ситуация приводит к потере прибыли для всех участников строительства. В связи с этим возникает объективная необходимость создания таких оптимальных экономических критериев, которые бы объединяли всех участников инвестиционного процесса в деле достижения общей цели - завершения строительства в заданные сроки с минимальными затратами, а не соблюдение только собственных интересов. Кооперирование связей в процессе строительства осуществляется как в сфере поставок и услуг (предусматривает обязательные поставки определенного количества, комплектность и сроки поставки изделий и материалов), так и в сфере производства, т. е. непосредственно на объекте строительства путем разделения единого технологического процесса на составные взаимосвязанные элементы, выполнение которых производится различными исполнителями - субподрядчиками. Это требует согласования во времени, пространстве, по видам применяемых средств механизации, степени готовности отдельных элементов зданий и сооружений для продолжения работ другими исполнителями. Большое число организаций, сложность взаимных связей требуют четкой организации и координации работы всех участников строительного процесса. Учитывая, что связи взаимодействия в строительстве реализуются в условиях динамично развивающихся производственных процессов, воздействия на которых имеют случайный характер (погодные условия, сбои поставок и др.), система организации и управления строительством должна предусматривать эффективную систему регуляторов, которая призвана обеспечивать надежность связей взаимодействия и придание им максимально возможной степени гибкости и устойчивости. Это может быть достигнуто путем создания оптимальных резервных мощностей, производственных запасов, резервных фондов, а также эффективных договорных отношений между всеми участниками инвестиционного процесса. Как известно основными участниками строительства являются <*>: -------------------------------- <*> Ручьев А. П. Организация управления деятельностью строительных предприятий в условиях рыночных отношений. Новосибирск: НГАС, 1995.
1. Застройщики - предприятия и специализированные организации, осуществляющие строительство. В их функции входят: - организация строительства; - заключение договоров с поставщиками основных средств и материалов, с финансирующими организациями (инвесторами), подрядчиками, проектными и другими организациями, непосредственно занятыми в строительстве; - контроль за ходом строительства и вводом в действие объектов, наличием и использованием источников финансирования; - ведение бухгалтерского учета затрат, связанных со строительством. 2. Заказчики (инвесторы) - потребители продукта капитального строительства. Ими могут выступать физические и юридические лица, использующие для финансирования собственные или заемные (привлеченные) средства. Заказчик и застройщик могут представлять одно юридическое лицо, например, предприятие имеет собственный отдел капитального строительства (ОКС), который ведет капитальные работы. Застройщики могут выполнять строительно-монтажные работы собственными силами, а также с привлечением сторонних подрядных организаций. 3. Подрядные организации (подрядчики) - специализированные организации, выполняющие строительные, монтажные и другие виды работ для застройщика по договору на строительство. Общестроительные работы выполняет, как правило, генподрядная организация, ответственная за весь ход строительства и ввод объекта в эксплуатацию. Отдельные (специализированные) виды строительно-монтажных работ по заказам генерального подрядчика, а также заказчика с согласия генподрядчика выполняют субподрядные организации. 4. Проектные организации, специализирующиеся на разработке проектов для объектов строительства. Выполнение проектно-изыскательных работ по сложным комплексам разбивается на ряд этапов: проектные изыскания; разработка технико-экономического обоснования (ТЭО); выбор и утверждение площадки для строительства; выдача задания на проектирование; инженерные изыскания; проектирование. 5. Поставщики, в том числе иностранные фирмы, осуществляющие поставку оборудования (как требующее, так и не требующее монтажа), включенного в сметы на строительство, а также поставку материалов. 6. Финансовые структуры, кредитующие при необходимости участников строительного производства. В частности, выдающие кредиты строительному предприятию при отсутствии у него средств для скорейшего завершения строительства. Таким образом, ядром взаимоотношений между всеми участниками строительства является застройщик, осуществляющий строительство. В самом общем случае основные производственно-экономические связи застройщика с партнерами можно представить с помощью следующего пятиугольника (см. рис. 1).
\/
Заказчики < > Подрядчики
/\ /\ /\
> Застройщик <
/\ /\ /\ \/
Поставщики < > Финансовые \/ структуры /\ Проектные /\ организации
/\
\/ \/ \/
Рис. 1. Основные партнеры строительного производства
Углубление рыночных отношений между заказчиками и подрядчиками в строительстве в рыночных условиях связано прежде всего с внедрением практики подрядных торгов (тендеров). Основная цель таких торгов сводится к заключению контракта на строительство с партнером, который, по мнению заказчика, является самым надежным и способным наиболее эффективным образом реализовать подрядный проект. В настоящее время имеются серьезные недостатки при заключении договоров в отечественной практике. Прежде всего заказчиками допускается упрощенный подход к подготовке и проведению торгов, не проводится предварительная квалификация претендентов, что приводит к ошибкам в выборе подрядчика и, как следствие, к срыву договорных обязательств. С другой стороны, крупные подрядные организации проявляют монополизм, все чаще сохраняют стремление диктовать заказчику свои условия и предпочитают получение подряда на правах приоритета местной строительной организации. Очень часто договора составляются по упрощенной схеме, на принципах взаимного амнистирования, без использования мер имущественной ответственности. Существенным недостатком в договорных отношениях является и отсутствие практики банковских гарантий, финансового обеспечения строек и страхования рисков <*>. -------------------------------- <*> Дронь А. В. Формы организации материально-технического обеспечения строительства в современных условиях // Экономика строительства. 1999. N 4.
Отмеченные выше обстоятельства показывают необходимость разработки эффективных механизмов проведения торгов, позволяющих исключить субъективизм из выбора подрядной строительной организации. Для этого требуется разработка методики оценки возможностей строительных предприятий, претендующих на подряд, с точки зрения эффективности реализации ими конкретного строительного проекта. На наш взгляд, для решения данной задачи необходимо создание на временной основе дирекции торгов, куда входили бы представители заинтересованных сторон (заказчика и инвестора), представители контролирующих организаций и группа независимых экспертов. При этом выбор претендентов может осуществляться по следующей методике. 1. На первом этапе проводится выбор системы показателей, позволяющей оценить потенциальные возможности строительных предприятий, претендующих на заключение подрядного договора на строительство. Причем в эту систему должны входить не только показатели, раскрывающие потенциальные возможности предприятия, но и показатели, подтверждающие наличие таких возможностей, например результаты периодической аудиторской проверки, перечень проектов, в реализации которых участвовало данное предприятие, а также показатели, определяющие состояние потенциала строительного предприятия в будущем, перспектив его развития и т. п. 2. На следующем этапе, используя принятую систему показателей, формируется модель гипотетического подрядного предприятия, наиболее полно удовлетворяющего требованиям подрядного проекта. 3. Далее разрабатывается специальная анкета-модель, которую заполняет претендент и представляет в дирекцию торгов. 4. После этого модель гипотетического предприятия сравнивается с моделями претендентов, причем такое сравнение должно заканчиваться оценкой, определяющей степень удовлетворения претендентов заданным требованиям. По результатам сравнения выбирается претендент, наиболее полно удовлетворяющий требованиям гипотетического строительного предприятия. Причем задается пороговое значения данной оценки, и если ни один из претендентов не превосходит этого порогового значения, то они все получают отказ. 5. После отбора с выбранным претендентом заключается контракт на выполнение подрядных работ. При этом все участники дирекции проведения торгов должны нести установленную в законодательном порядке ответственность за разглашение данных об экономическом состоянии претендентов любым заинтересованным в получении этой информации физическим и юридическим лицам. Для реализации предложенной методики оценки и выбора наиболее подходящего подрядчика все показатели гипотетической и фактической модели строительного предприятия определяются в виде следующих троек: "x, c(x), T", где х - количественное значение показателя; с(х) - степень принадлежности количественного значения показателя х к интервалу численных значений терма Т (нечеткого значения) лингвистической переменной, определяющей различные качественные его значения. Данная степень принадлежности определяется как отношение значения показателя к максимальному значению интервала численных значений соответствующего терма. При этом значения одноименного показателя гипотетической и фактической моделей равны, если выполняется следующее условие:
X - X* <= Эпсилон с чертой, где
Э - допустимое отклонение заданного и фактического значений сравниваемого параметра. Сравниваемые значения нечетко равны, если между ними выполняется соотношение:
X - X* > Эпсилон с чертой,
и оба значения показателя попадают в интервал численных значений одного и того же терма Т. В этом случае равенство показателей определяется через степень нечеткого равенства:
p(c(x),c(x*)) = с(x) < > с(x*) = min(max(c(x), 1-с(x*)), max(c(x*), 1-c(x))).
В случае же когда значения сравниваемого параметра попадают в интервалы различных термов, то принимается решение, что они не равны, и степень различия в этом случае значений параметров определяется как разность между номерами интервалов численных значений, куда они попадают. Например, если одно значение сравниваемого параметра попадает в первый интервал, а второе - в пятый интервал, то степень их различия равна четырем. В этом случае значения параметров ранжируются по значимости и выбирается подрядчик, имеющий наименьшую оценку степени различия для наиболее значимого параметра. Проведенный авторами анализ показал, что в Республике Дагестан не менее остро в строительстве стоит проблема взаимодействия предприятий с поставщиками стройматериалов. Предварительный отбор потенциальных поставщиков материально-технических ресурсов строительного производства обычно осуществляется на основе изучения их квалификационных анкет. Окончательный же выбор поставщиков выполняется путем проведения торгов. Для формирования квалификационных анкет поставщиков на практике используются определенные данные, а выбор поставщиков осуществляется на основе рейтингового голосования по балльной системе. К основным показателям выбора поставщиков относятся <*>: -------------------------------- <*> Дронь А. В. Формы организации материально-технического обеспечения строительства в современных условиях // Экономика строительства. 1999. N 4.
а) надежность поставщика, которая определяется его способностью полностью выполнить свои договорные обязательства. Этот показатель может определяться на основе анализа предыдущей деятельности поставщика следующим образом (данные можно получить путем опроса работающих с поставщиком клиентов). На первом этапе определяется коэффициент надежности поставщика, равный
(V*/m)* К(н) = 1 - , V/n
где V* - общие объемы сорванных поставок (в натуральном или стоимостном выражении); m - общее количество сорванных поставок на заданном интервале времени (например, в течение года); V - годовые объемы поставок; n - количество поставок, выполненных в отчетный период. При этом отношение:
Гамма = (V*/m) / (v/n) 0
можно рассматривать как степень риска взаимодействия строительного предприятия с соответствующим поставщиком. При этом минимизацию затрат на поставки следует проводить с использованием данной степени, т. к. ее величина практически меньше единицы. На втором этапе полученное значение коэффициента сравнивается с заданным К(зад) пороговым значением этого коэффициента. Если
К(н) >= К(зад),
то поставщику присваивается соответствующий проходной балл г(1) допуска к торгам на поставки ресурсов. Причем чем больше проходной балл поставщика, тем вероятнее становятся его шансы на заключение контракта на поставки. Значение величин К(зад) определяется проект-менеджером путем проведения консультаций с отделами УСП, отвечающими за материально-техническое обеспечение строительного предприятия и его субъектов; б) кредитоспособность поставщика определяется возможностью закупки у него материально-технических ресурсов без предоплаты или иных гарантий (например, залогов недвижимости) платежеспособности строительной фирмы. В этом случае поставщику присваивается балл г(2), если система расчета с поставщиком определяется последующей оплатой счетов после поступления закупленных материально-технических ресурсов; в) продажная цена ресурсов. В этом случае, если продажная цена ресурсов у поставщика меньше или равна средней рыночной стоимости товаров, то ему присваивается проходной балл г(3); г) сервис поставки ресурсов, под которым понимается способность поставщика не только поставить необходимые материально-технические ресурсы, но и обеспечить комплекс услуг, сопровождающих эти поставки. Сервис таких услуг, определяемый менеджером проекта, может быть достаточно широким и включать доставку материально-технических ресурсов к месту потребления силами поставщика, подготовку закупаемых материалов к производственному потреблению и т. д. При наличии сервиса поставок поставщику присваивается балл г(4); д) техническая сопряженность поставок, которая заключается в возможности организации материально-технического обеспечения строек материалами и оборудованием с высокой степенью готовности к производственному потреблению, балл поставок при удовлетворении требований заказчика равен в этом случае г(5); е) закупочные издержки, под которыми понимается совокупность затрат строительной фирмы на организацию материально-технического обеспечения. Основным критерием данного показателя можно считать географическое положение поставщика (его удаленность от различных путей сообщения с заказчиком, влияющая на стоимость перевозок). В этом случае балл, присваиваемый поставщику г(6), равен произведению коэффициента важности К(в) оценки данного пункта, одинакового для всех поставщиков, умноженному на стоимость поставки, без учета стоимости поставленных ресурсов; ж) форма материалодвижения может быть транзитной (в этом случае поставщику присваивается балл г(7)) и складской (при этом поставщик получает балл, равный г(7*)). Суммарное количество баллов, набираемых каждым поставщиком, определяет его имидж и является основанием для отбора в число конкурсантов при проведении торгов. При этом умножение суммарного количества баллов на степень г(0) позволяет учитывать риски, связанные с заключением договоров на поставки с соответствующим поставщиком.
Литература
1. Ручьев А. П. Организация управления деятельностью строительных предприятий в условиях рыночных отношений. Новосибирск: НГАС, 1995. 2. Дронь А. В. Формы организации материально-технического обеспечения строительства в современных условиях // Экономика строительства. 1999. N 4.
Название документа