Некоторые аспекты использования прибора регистрации данных о рейсе при расследовании преступлений против безопасности движения и эксплуатации морского транспорта
(Чепцов Н. Р.) ("Транспортное право", 2006, N 3) Текст документаНЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБОРА РЕГИСТРАЦИИ ДАННЫХ О РЕЙСЕ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА
Н. Р. ЧЕПЦОВ
Чепцов Н. Р., капитан дальнего плавания, начальник кафедры морского права Морского государственного университета им. адмирала Г. И. Невельского.
Расследование морских происшествий, например столкновения судов, всегда связано с рядом объективных трудностей при описании обстановки происшествия и механизма происшествия. Это объясняется в первую очередь тем, что водная среда не оставляет следов траектории движения столкнувшихся судов. Достаточно часто в результате такого происшествия суда гибнут, унося с собой все вещественные доказательства, по которым можно было бы установить обстоятельства происшествия. В таких случаях восстановление обстановки происшествия и его механизм строится на показаниях свидетелей и иных, как правило косвенных, доказательствах. Свидетельские показания всегда в той или иной степени носят субъективный характер. Это зависит от ряда факторов, таких, как степень причастности к происшествию, т. е. заинтересованности, место нахождения свидетеля в момент аварии, степень его профессиональной подготовки, время суток, состояние погодных условий и др. Орган, проводящий расследование, заинтересован главным образом в получении наиболее достоверной и объективной информации. Это в равной степени относится как к производству расследования по уголовным, административным делам, так и к производству ведомственного расследования. В целях оказания помощи в расследовании аварий на морском транспорте при совершении международных рейсов согласно правилу 20 гл. V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (далее - СОЛАС-74) суда оборудуются прибором регистрации данных о рейсе (далее - ПРД). В Резолюции IMO A.861(20) о назначении прибора говорится следующее: "Регистратор путевой информации (ПРД) предназначен для безопасного накопления и хранения информации о местоположении, движении, физическом состоянии судна, командах и управлении судном за период времени, предшествующий происшествию с данным судном и следующий за ним, с возможностью ее последующего извлечения. К сохраненной в ПДР информации должен быть обеспечен доступ Администрации и владельца судна. Эта информация предназначена для использования во время последующего расследования с целью идентификации причин(ы) происшествия" <*>. -------------------------------- <*> См.: Резолюция ИМО от 27 ноября 1997 г. N А.861(20) // Сборник N 8 резолюций ИМО. СПб.: ЦНИИМФ, 1998.
В настоящее время эти приборы устанавливаются на всех пассажирских судах и иных судах вместимостью более 3000, построенных 1 июля 2002 г. и позднее. В мировом флоте наибольшее распространение получили ПРД японской компании FURUNO и европейской компании Consilium Marine Group, которая выпускает навигационное оборудование и инструменты под фирменным наименованием Consilium. Головное предприятие компании Consilium Marine Group расположено в Швеции в Стокгольме. Филиалы компании расположены в Италии, Германии, Великобритании, Дании, США, Сингапуре, Республике Корее, КНР. Представительства компании расположены более чем в 40 странах, в том числе и в Российской Федерации. На Дальнем Востоке компанию представляет российская компания ZORA, расположенная в г. Владивосток. В европейской части России ОАО "Транзас Евразия", расположенное в г. Санкт-Петербург. На судах, плавающих под флагом Российской Федерации, устанавливаются ПРД компании Consilium. Это объясняется тем, что ПРД Consilium имеют одобрение РМРС, а также наличием сети обслуживания аппаратуры по всему миру, в том числе и в РФ. По информации компании ZORA, на 1 декабря 2005 г. на российских судах было установлено 46 ПРД Consilium. Рассмотрим технические характеристики ПРД Consilium <*>. Компания выпускает два вида ПРД - для пассажирских судов (Consilium VDR) и для грузовых судов (Consilium S-VDR). Основным отличием ПДР для пассажирских судов является его возможность записывать больший объем информации от большего числа датчиков информации. В целом ПРД состоит из следующих блоков: -------------------------------- <*> См.: Руководство пользователя Consilium VDR и Consilium S-VDR завода изготовителя Consilium Marine Group.
- главный блок регистратора; - блок питания; - блок аналого-цифрового интерфейса; - капсула. Главный блок предназначен для записи на жестком диске информации от лага, эхолота, авторулевого, радара, УКВ-станций, микрофонов. Контроль за работой главного блока и всего ПРД осуществляется на выносном дисплее, расположенном на мостике судна. В случае неисправности ПРД он обеспечивает подачу звуковых и световых аварийных сигналов и предупреждений. Шкаф главного блока должен запираться на замок для предотвращения несанкционированного доступа и обеспечения полной секретности. Главный блок ПРД для пассажирских судов (Consilium VDR) записывает информацию в течение 24 часов, для грузовых судов (Consilium S-VDR) - 12 часов. По желанию заказчика эти периоды могут быть увеличены. Блок аналого-цифрового интерфейса преобразует сигналы от различных датчиков (отверстия в корпусе судна, пожарная сигнализация, противопожарные двери, сила и направление ветра и др.) для записи на главном блоке. Капсула ПРД предназначена для дублирования хранения информации, записанной в главном блоке на случай гибели судна. При затоплении судна капсула является единственным хранилищем записанной информации. В капсуле ПРД как для пассажирских (Consilium VDR), так и для грузовых судов (Consilium S-VDR) хранится информация, записанная за последние 12 часов. Капсула способна выдержать нагревание до 1100°С в течение 60 минут, до 260°С в течение 10 часов, нахождение на глубине до 6000 метров в течение 30 суток, значительные механические нагрузки без потери записанной информации. При попадании в воду капсула через определенное время блокируется от внешнего воздействия. Капсула легко отсоединяется от основания, устанавливаемого на верхней открытой палубе со свободным доступом, и может быть поднята с затонувшего судна с помощью водолаза или глубоководного аппарата, оборудованного манипулятором. Блок питания обеспечивает ПРД непрерывным электропитанием. ПРД Consilium предназначен для записи следующего минимального набора информации от различных источников сигналов: 1) дата и время; 2) местоположение судна; 3) скорость судна; 4) курс судна; 5) аудиоинформация с мостика; 6) аудиоинформация с УКВ; 7) данные радара, отметки на дисплее; 8) данные эхолота; 9) основные аварийные сигналы; 10) команды на перемещение руля и его реакция; 11) команды на главный двигатель и его реакция; 12) скорость и направление ветра; 13) состояние отверстий в корпусе судна; 14) состояние водонепроницаемых и противопожарных дверей; 15) ускорения и нагрузки на корпус. По желанию заказчика конфигурация ПРД и объем дополнительной записываемой информации могут быть увеличены. Знание технических возможностей конкретного ПРД, установленного на судне, которое вовлечено в происшествие, для следователя крайне полезно для извлечения всего записанного объема информации. Информацию о технических характеристиках он может получить из Руководства пользователя ПРД, разработанного изготовителем, и лиц, занимающихся установкой и эксплуатацией ПРД на судне. Важнейшим вопросом при эксплуатации ПРД является порядок считывания записанной информации. Согласно Резолюции IMO A.861(20) доступ к информации должен быть обеспечен Администрации и владельцу судна. Под Администрацией в международных конвенциях и резолюциях ИМО понимается правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавания <*>. Таким образом, доступ к информации должны иметь владелец судна и Правительство РФ. Нетрудно увидеть, что это положение резолюции носит самый общий характер. В Российской Федерации надзор за соблюдением международных договоров в сфере торгового мореплавания возложен на Министерство транспорта (ст. 6 КТМ РФ). В настоящее время каких-либо ведомственных документов, регламентирующих порядок доступа к информации, записанной в ПРД, не существует. -------------------------------- <*> См.: Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 (текст, измененный Протоколом 1988 г. к ней, и с поправками). СПб.: ЗАО ЦНИИМФ, 2002. С. 36.
В Руководстве пользователя ПРД Consilium указано, что право доступа для работы с ПРД имеют: - капитан судна или другие члены команды, уполномоченные владельцем судна или действующими правилами; - квалифицированный технический персонал компании Consilium. Анализ указанных документов показывает, что в Российской Федерации до сих пор не определен конкретный орган, уполномоченный на извлечение и расшифровку информации, и не установлен порядок извлечения и расшифровки информации, записанной в ПРД и предшествующей аварийному происшествию с судном. Кроме правового аспекта, существует и технический аспект, который ставит под вопрос извлечение и расшифровку информации, записанной в ПРД. Так, по информации компании ZORA, техническая возможность для считывания информации из главного блока ПРД Consilium имеется у сервисного инженера. Учитывая это, если аварийное судно осталось на плаву, следователь имеет возможность доступа к информации ПРД, привлекая сервисного инженера в качестве специалиста, руководствуясь при этом ст. 58, 164, 168 УПК РФ. При проведении первоначальных следственных действий необходимо также помнить, что квалифицированное лицо, имеющее соответствующее оборудование, имеет реальную возможность внести изменения в записанную информацию, несмотря на наличие защиты программы ПРД от подобного вмешательства. В этом случае необходимо принять все меры для исключения какого-либо доступа к главному блоку ПРД (опечатать, опломбировать, изъять). Более сложной ситуацией является ситуация, связанная с затоплением судна. Как уже было сказано, единственным хранилищем информации в этом случае является капсула. Помимо проблемы извлечения самой капсулы с затонувшего судна имеется и проблема извлечения и расшифровки информации. Специалисты компании ZORA, ссылаясь на Руководство пользователя ПРД Consilium, указывают, что программное обеспечение для воспроизведения путевой информации не входит в стандартный ПРД. Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить в самой компании Consilium. Считывание информации из самой капсулы невозможно без наличия соответствующей аппаратуры, которая в Российской Федерации в настоящее время отсутствует. Для выполнения этой работы уже сейчас необходимо иметь программно-аппаратный комплекс. Выполнение требований конвенции СОЛАС-74 не обязывает судовладельца закупать соответствующий программно-аппаратный комплекс. Как показывает практика, российские судовладельцы не склонны выполнять требования больше, чем предписано нормативными документами. Более того, для некрупных судоходных компаний закупка подобного комплекса становится экономически невозможной и нецелесообразной. Аварийные происшествия с судами не носят массового характера, поэтому становится очевидным, что в Российской Федерации достаточно иметь один центр (лабораторию), способный считывать и расшифровывать информацию из ПРД любого производителя, установленного на судах под российским флагом. Нетрудно сделать общий вывод, что в настоящее время, несмотря на наличие ПРД на ряде судов под российским флагом, в случае аварийного происшествия с такими судами, имеющими признаки уголовного преступления, для следователя будут иметь место ряд трудностей правового и технического характера для получения самой объективной информации о месте, времени, навигационной обстановке, погодных условиях, механизме самого происшествия, а также действиях лиц по управлению судном. На наш взгляд, уже сейчас необходимо предпринять ряд правовых и технических мер для исключения возможных трудностей при считывании и расшифровке информации, записанной в ПРД. Как итог изложенного нами предлагается следующее. 1. Создать в одном из центральных государственных судебно-экспертных учреждений центр (лабораторию) по считыванию и расшифровке информации из ПРД. Как альтернативный вариант - создание подобного центра (лаборатории) предусмотреть в одном из ведомственных научно-исследовательских институтов (например, ЦНИИМФ). 2. Издать ведомственный нормативный акт, в котором: - обязать российских судовладельцев устанавливать на судах ПРД, одобренные РМРС; - обязать российских судовладельцев передавать копию технической документации на новые образцы ПРД в вышеуказанный центр (лабораторию); - определить порядок обращения с ПРД при наступлении аварийного судна для российских судовладельцев и капитанов судов. По нашему мнению, принятие таких мер позволит создать действенную систему по использованию информации ПРД как при производстве ведомственного расследования, так и при производстве следственных действий.
Название документа