Общие направления государственного регулирования отношений в промышленной сфере второй половины XIX - начала XX века в Российской империи

(Ковалева Н. В.) ("История государства и права", 2006, N 7) Текст документа

ОБЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Н. В. КОВАЛЕВА

Ковалева Н. В., генеральный директор ЗАО "Костромская хлопкопрядильная мануфактура", начальник юридического отдела группы компаний "КОХЛОМА", аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Костромского государственного технологического университета.

Фундаментальные изменения во всех сферах государственного устройства Российской империи второй половины XIX в. заложили основу совершенно нового подхода к правовому регулированию промышленного производства. При этом необходимо констатировать, что регулирование отношений в промышленной сфере являлось в прошлом и является в настоящее время достаточно сложной проблемой в правовом аспекте. Определяя объект правового регулирования промышленного производства в рассматриваемый период как совокупность общественных отношений в промышленной сфере, в его структуре можно условно выделить три элемента: предмет промышленного права как основной элемент объекта; сбор и систематизацию статистических сведений о промышленном производстве; теорию промышленного права как основу для формирования политики государства в промышленной сфере. Предметом правового регулирования промышленного производства являлись промышленные предприятия и организации, созданные усилиями правительства, частных физических и юридических лиц Российской империи. Применяя системный подход к изучению предмета правового регулирования промышленного производства рассматриваемого периода, в нем также условно можно выделить три элемента: регулирование отношений в процессе учреждения и создания промышленных заведений; регулирование функционирования всего производственного цикла предприятий; регулирование прекращения деятельности промышленных заведений. Процесс учреждения и создания промышленных заведений охватывал вопросы учреждения промышленных заведений, используя положения зарождающегося акционерного права, а также затрагивал вопросы размещения и строительства промышленных заведений на основе имеющейся нормативной базы. В главе первой "О праве учреждать заведения фабричные и заводские" Устава о промышленности были отражены наиболее важные моменты в учреждении промышленных заведений <1>. Казенные заводы, фабрики и мануфактуры учреждались и содержались правительством, когда оно считало их необходимыми для потребностей государства или "полезными для народной промышленности" <2>, при этом частные заводы, фабрики и мануфактуры могли быть учреждены частными лицами, товариществами и компаниями как в городах, так и в уездах <3>. Для иностранных подданных было установлено ограничение на учреждение пороховых заводов и заводов, изготавливающих взрывчатые вещества, в соответствии с которым собственниками и содержателями, а также управляющими такими заведениями могли быть лишь русские подданные <4>. Для учреждения промышленного заведения в губернских, уездных городах и округах требовалось дозволение губернского начальства. В случае если проситель был вправе содержать предполагаемое им заведение, а также согласился с учреждением заведения в соответствии с необходимыми правилами, губернское начальство давало разрешение немедленно и доводило об этом до сведения министра финансов в годовых ведомостях <5>. С введением в действие Городового положения 1870 г. разрешение устраивать в городских поселениях фабрики, заводы и иные промышленные заведения с учетом их безвредности предоставлялось городским управам, а список заведений, разрешение которых выходило "из пределов власти общественного управления", ежегодно публиковался министром внутренних дел по соглашению с министром финансов <6>. В округах казенных горных заводов мануфактуры, фабрики и иные промышленные заведения могли учреждаться не иначе как с дозволения горного начальства и с соблюдением правил, изложенных в Уставе горном <7>. -------------------------------- <1> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 65 - 74. <2> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 65. <3> Устав о промышленности. Там же. Ст. 67. <4> Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной. СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1913. Ст. 204, 241. <5> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 69. <6> Устав о промышленности. Там же. Ст. 70. <7> Устав о промышленности. Там же. Ст. 74.

Уже с начала XIX в. были введены основополагающие меры предосторожности в устройстве фабрик и заводов. Раздел пятый Устава строительного рассматривал требования при постройке, содержании и перестройке фабрик, заводов и иных торговых и промышленных зданий <*>. -------------------------------- <*> Устав строительный. СЗРИ. Т. XII. Ч. I. СПб., 1900. Ст. 164 - 176.

Второй элемент предмета правового регулирования промышленного производства включал весь спектр отношений внутри производственного цикла, который затрагивал использование в производственной деятельности различных процессов и механизмов, осуществление особых работ, складирование, процесс реализации готовой продукции. Повсеместное использование паровых механизмов явилось основой для создания правовой базы для урегулирования данных отношений <1>. Законодательно были закреплены положения об испытании, перевозке, хранении и продаже минеральных масел, нефти и продуктов ее перегонки <2>, регламентировался порядок производства горнопромышленниками подземных работ <3>, регулировались отношения в сфере устройства и функционирования складов как неотъемлемой части производства <4>, вводились положения об использовании единых измерительных приборов в торговле и промышленности, особо регулировались отношения в сфере клеймения промышленных изделий <5>. Глава вторая Устава о промышленности "О привилегиях на новые изобретения и открытия" содержала положения об открытиях, изобретениях или усовершенствованиях в искусствах, мануфактурах и ремеслах, а права изобретателя рисунка или модели, предназначенных для воспроизведения в заводских, фабричных или ремесленных изделиях, были отражены в главе третьей Устава о промышленности "О праве собственности на фабричные рисунки и модели" <6>. Особое внимание было уделено регулированию деятельности по реализации готовой продукции промышленных предприятий: функционированию выставок изделий мануфактур, фабрик и заводов была посвящена целая глава Устава о промышленности <7>. -------------------------------- <1> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XIX. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 76 - 78, 82, 83; ГАКО, ф. 457, оп. 1, д. 73, л. 19; ГАКО, ф. 457, оп. 2, д. 2, л. 2 - 8, 27, 35 - 41. <2> Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной. СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1913. Ст. 165, 167. <3> Устав горный. СЗРИ. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 714 - 740. <4> Устав о промышленности фабрично-заводской и ремесленной. СЗРИ. Т. XI. Ч. 2. СПб., 1913. Ст. 182, 184, 186, 187, 189, 190, 197, 210, 212, 225, 227, 231, 235, 247; Устав горный. СЗРИ. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 741 - 761. <5> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 157, 160; Устав пробирный. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 503 - 508, 491 - 493, 500, 518. <6> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 167 - 209. <7> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 210 - 245.

Третьим элементом предмета правового регулирования промышленного производства Российской империи можно считать процесс прекращения деятельности промышленных заведений, который был недостаточно урегулирован. Существовавшие нормы не носили системного характера и не отражали реальной ситуации в этой области. Определенная непоследовательность относительно реорганизации промышленных заведений прослеживалась при анализе некоторых статей Устава о промышленности. С одной стороны, владельцам давалось право "усилить, уменьшить или вовсе уничтожить действие своего заведения, не давая в том никому отчета", при этом от владельца фабрики зависело - продать все заведение "в совокупности или по частям", с другой стороны, дробление фабрик, заводов и мануфактур при переходе от одного владельца к другому не приветствовалось <*>. Горные заводы со всеми их принадлежностями могли быть проданы или заложены исключительно "с ведома и дозволения Горного Департамента" <*>. Со стороны государства в той или иной мере предпринимались попытки по созданию норм в сфере урегулирования вопроса прекращения деятельности промышленных заведений, однако серьезной законодательной базы в рассматриваемый период так и не было создано. -------------------------------- <*> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 87, 88, 89. <**> Устав горный. СЗРИ. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 218.

Сбор и систематизация статистических сведений о промышленном производстве России во второй половине XIX в. как элементы объекта правового регулирования промышленного производства были необходимым фактором для формирования направлений правового регулирования тех или иных промышленных отношений. Государство требовало от владельцев промышленных заведений и от чиновников необходимых сведений, что в дальнейшем служило ориентиром для разработки и усовершенствования нормативной базы в сфере промышленного производства. Статья 62 Устава о промышленности обязывала владельцев фабричных и заводских заведений ежегодно предоставлять полиции краткие сведения по установленной форме <1>. Ведомость предусматривала кроме общих сведений о местонахождении и принадлежности фабричного заведения указания на особые сведения об используемых материалах, преимущественном сбыте продукции, улучшениях, произведенных в течение года, особых изобретениях, а также отмечались количество строений, занимаемых фабрикой, и материал изготовления данных строений (дерево или камень). Краткое историческое описание учреждения требовалось при первой подаче ведомости <2>. Указанные сведения предоставлялись губернатору, а затем в первых числах января - министру финансов <3>. Губернаторы в свою очередь были обязаны предоставлять в годовых ведомостях следующие сведения: о всех новых учреждаемых по губерниям мануфактурах, фабриках и заводах с подробным описанием новых изобретений по данным заведениям; о распространении и уменьшении производства с указанием причин; о всех продажах мануфактур, фабрик и заводов; а также обо всех переменах в правилах их владения <4>. -------------------------------- <1> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 62. <2> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Приложение к ст. 62. <3> Устав о промышленности. Там же. Ст. 62. <4> Устав о промышленности. Там же. Ст. 63.

В обязанность Комитета торговли и мануфактур входило предоставление в Министерство финансов ежегодного обзора о положении и ходе торговли и промышленности <*>. -------------------------------- <*> Устав о промышленности. Там же. Ст. 23.

Для обеспечения надлежащего единообразия и правильности собирания статистических сведений о промышленных заведениях Департаментом торговли и мануфактур была выработана и одобрена по соглашению с Министерством внутренних дел процедура сбора и обработки таких сведений. Ведомость о промышленных заведениях с брошюрой и циркуляром Министерства финансов (от 7 июня 1895 г. N 11446) направлялась областному и окружному начальству, градоначальникам и обер-полицмейстерам для вручения их через полицию всем заведующим промышленными заведениями. Промышленные заведения, которым выручались данные документы, должны были иметь не менее 15 рабочих, при числе рабочих менее 15 иметь паровую машину или другие механические двигатели и машины или заводские и фабричные устройства <*>. -------------------------------- <*> Государственный архив Костромской области, ф. 457, оп. 1, д. 73, л. 9.

Теория промышленного права как элемент объекта правового регулирования промышленного производства России рассматривается прежде всего в аспекте государственной политики по способствованию развития тех общественных отношений, которые формируются в сфере промышленного производства. В изучаемый период правительственной опеке были подвергнуты устанавливающиеся отношения в промышленной сфере. Раздел "О пособиях к поощрению фабричной и заводской промышленности" в главе "О преимуществах и льготах владельцев заводов, фабрик и мануфактур" Устава о промышленности устанавливал ряд льгот для русских подданных. Промышленные заведения, "действующие водою" на Нарвском водопаде, пользовались льготой в течение десяти лет при условии, что "заведения будут находиться в действии". Лицам, желающим устраивать новые фабрики и заводы "в городах уездных и заштатных", а также в казенных местечках, приписанных к уездным городам, предоставлялось по усмотрению Министра финансов право на льготы от платежа гильдейских пошлин на шесть лет <1>. В Уставе горном предусматривались положения, в соответствии с которыми министр государственных имуществ "старается преимущественно одобрять тех заводчиков, коих произведениями заменяются произведения иностранные, употребляемые внутри Государства, или производится внешняя торговля" <2>. Русским фабрикантам разрешалось выписывать через Департамент торговли и мануфактур, посредством русских консулов, с разрешения Министра финансов, образцы тех иностранных изделий, которые требовались "для подражания и руководства при изготовлении таковых же" и которые действующим в это время тарифом были запрещены к ввозу в страну <3>. Лица еврейской национальности, учреждающие промышленные заведения в местах, назначенных для их постоянного проживания, также могли получать пособия от правительства "по особенному рассмотрению нужды в пользе таких заведений" <4>. -------------------------------- <1> Устав о промышленности. СЗРИ. Т. XI. Ч. II. СПб., 1887. Ст. 162, 163, 164. <2> Устав горный. СЗРИ. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 31. <3> Устав о промышленности. Там же. Ст. 165. <4> Устав о промышленности. Там же. Ст. 166.

Регулирование развития промышленности через налоговую систему имеет свои глубокие корни в различных правовых системах. Это явление нашло свое отражение в нормативных актах Российской империи начала XIX в. Министр государственных имуществ для цели "умножения или уменьшения податей с заводов частных людей" <*> наблюдал за тем, чтобы заводчики, обремененные уплатой излишних налогов, не останавливали производство, чтобы соблюдался баланс интересов как государства, так и производителей. Принималось во внимание, что изделия, идущие на экспорт, должны были облагаться "податями, соразмерными обстоятельствам и существу сей торговли", рассматривалась возможность помощи промышленным заведениям, выпускающим продукцию для внешней торговли, через "всевозможное пособие и, где нужно, льготные годы" <**>. -------------------------------- <*> Устав горный. СЗРИ. Т. VII. СПб., 1893. Ст. 33. <**> Устав горный. Там же. Ст. 33.

Государство через систему своих органов поддерживало отечественных промышленников. Программа отчетов чинов фабричной инспекции содержала общее положение о поощрении владельцев и заведующих промышленными заведениями, которые отличались особой заботливостью в вопросах совершенствования технической постановки производства, о своих рабочих. По пункту III циркуляра Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов от 7 июня 1895 г. N 11446 предоставлялась возможность ходатайств перед министром финансов о поощрении владельцев промышленных заведений "теми способами, которые его Превосходительство изволит признать возможными и целесообразными", с указанием среди прочих сведений: хода расширения производства; введение усовершенствований; качества товаров; заслуг перед заведением в отношении заботливости о подчиненных ему рабочих <*>. -------------------------------- <*> Государственный архив Костромской области, ф. 457, оп. 1, д. 73, л. 10, 10, об., 11, 12.

Деятельность государства в сфере правового регулирования промышленного производства страны является основой экономически независимого и политически стабильного общества на любом историческом этапе. Обращение к опыту России второй половины XIX - начала XX вв. обусловлено рядом объективных причин. В рассматриваемый период Российская империя за короткий срок сумела превратиться из отсталой аграрной станы в промышленно развитую державу. На общеимперском уровне были выработаны основные направления промышленной политики. Выдающиеся экономические успехи России заслуживают особого внимания с правовой точки зрения, так как в это время было сформировано законодательство, регулирующее промышленное производство. Изучение огромного массива нормативного материала указывает на то, что, если бы не было адекватного правового регулирования отношений в производственной сфере, не было бы и тех экономических достижений России во второй половине XIX - начале XX вв.

Название документа