Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Комментарий к новой редакции ч. ч. 2, 3 и 4 статьи 14.16 КоАП РФ

(Маринушкина О. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ПРОДАЖИ ЭТИЛОВОГО СПИРТА,

АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ,

А ТАКЖЕ ПИВА И НАПИТКОВ, ИЗГОТАВЛИВАЕМЫХ НА ЕГО ОСНОВЕ.

КОММЕНТАРИЙ К НОВОЙ РЕДАКЦИИ Ч. Ч. 2, 3 И 4

СТАТЬИ 14.16 КОАП РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 25 апреля 2006 года

О. В. МАРИНУШКИНА

Маринушкина Ольга Викторовна, ведущий специалист отдела юридического обеспечения территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), введенный в действие с 1 июля 2002 года Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ за период своего действия претерпел многие изменения, которые коснулось и главы 14 КоАП РФ, посвященной административным правонарушениям в сфере предпринимательской деятельности, к которой относится оборот алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" статья 14.16 КоАП РФ была дополнена частью 4, которая предусматривает ответственность за нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Ответственность за нарушения Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается частями 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В частях 2, 3 и 4 комментируемой статьи можно выделить следующие составы административных правонарушений:

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов;

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции;

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию);

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям;

- нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

Продажа алкогольной продукции относится к одной из областей коммерческой деятельности, правовые основы которой устанавливают прежде всего Федеральный закон от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ) (далее - Закон о регулировании оборота алкогольной продукции) и Постановление Правительства РФ от 19.01.98 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" N 55 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г. N 1222, от 2 октября 1999 г. N 1104, от 6 февраля 2002 г. N 81, от 12 июля 2003 г. N 421, от 1 февраля 2005 г. N 49, от 8 февраля 2006 г. N 80) (далее - Правила продажи товаров), а также другие нормативно-правовые акты. Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 года "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" N 987 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. N 1364, от 14 июля 1997 г. N 867, от 13 октября 1999 г. N 1150, от 2 ноября 2000 г. N 840) признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2006 г. N 80.

Розничная продажа пива регулируется Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (далее Закон об ограничениях продажи пива).

Поставка и розничная продажа алкогольной продукции осуществляются организациями. Индивидуальные предприниматели осуществляют розничную продажу алкогольной продукции. Указанная деятельность осуществляется только при наличии соответствующих лицензий (статья 16 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции). С 1 июля 2006 года поставку и розничную продажу алкогольной продукции будут осуществлять организации.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции "государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области".

Одним из государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор), которой в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" переданы функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического надзора, в сфере надзора на потребительском рынке и защиты прав потребителей.

Мероприятия по контролю организаций торговли и общественного питания сотрудниками Роспотребнадзора показывают, что не только продавцы, но и поставщики алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не знают нормативно-правовой базы, действующей в Российской Федерации на этом рынке.

Проанализировав материалы проверок, можно сделать вывод, что основную массу нарушений составляет продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия, подтверждения легальности ее производства и оборота без справки к товарно-транспортной накладной (ТТН) или справки к грузовой таможенной декларации на импортную алкогольную продукцию (ГТД) или их копий, заверенных в установленном порядке, надлежаще оформленной копии справки к ТТН или копии справки к ГТД на продукцию иностранного производства, без удостоверений качества и безопасности, установленной информации о товаре и его изготовителе, продажа алкогольной продукции и пива несовершеннолетним и др.

Таким образом, правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, действительно имеют место.

Понятие алкогольной и спиртосодержащей продукции дано в статье 2 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции. Из данной статьи следует:

алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино);

спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции; спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, дистилляты (спиртосодержащее сырье) виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5 процента объема готовой продукции; спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях" установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе в части 4 статьи 14.16 КоАП РФ следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемых на основе пива напитков с указанным содержанием этилового спирта.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции "не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" "сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов положениям стандартов или условиям договора".

Согласно подпункту 2 пункта 9 Правил "не допускается продажа алкогольной продукции без информации о проведении обязательной сертификации".

Пунктом 12 Правил продажи товаров устанавливается, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Таким образом, в подтверждение факта сертификации продавец может предоставлять покупателю один из вышеперечисленных документов.

В Законе об ограничениях продажи пива не говорится о наличии сертификатов соответствия на пиво и напитки, изготавливаемых на его основе при их розничной продаже. Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" являются пищевыми продуктами и входят в номенклатуру продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации, утвержденной Постановлением Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64. Ответственность за продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, а не частью 4 статьи 14.16 КоАП РФ, т. к. последняя статья предусматривает ответственность лишь за нарушения требований, установленных Законом об ограничениях продажи пива.

Продавец обязан своевременно предоставлять информацию о проведении сертификации алкогольной продукции. На практике зачастую встречаются случаи, когда при проверке по требованию контролирующего органа сертификат не предъявляется, а предоставляется в территориальное управление Роспотребнадзора в другой день. Многие индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие торговлю, считают, что этим они не нарушают установленные требования и применение к ним за это мер административного взыскания является необоснованным. Однако продавец забывает о том, что данная информация необходима не только контролирующему органу, а прежде всего потребителю, который вправе получать своевременно необходимую и достоверную информацию о товаре. Данные права закреплены в статье 495 Гражданского кодекса РФ и статье 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Пункт 3 статьи 495 Гражданского кодекса РФ гласит, что если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Таким образом, сертификат соответствия должен предоставляться своевременно по требованию покупателя.

Согласно статье 10.2 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции оборот (в рассматриваемом случае поставка и розничная продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортной накладной;

2) справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации (для импортированной алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

Алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

Форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и форма справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, и порядок заполнения таких справок устанавливаются соответственно Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" (далее Постановление о справке к ТТН) и Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации" (далее Постановление о справке к ГТД). Ранее действовавшие Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 года "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ" N 1019 и Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 года "Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной табачной продукции иностранного производства" N 435, Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 года "О порядке доведения до потребителей информации о происхождении пива, ввозимого на территорию РФ" N 1597 утратили силу.

Иногда предприниматели и юридические лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, считают, что справка к ТТН и справка к ГТД - одинаковые документы. Да, основное их направление - это довести до потребителя информацию о производстве и обороте алкогольной продукции. Но главное отличие между ними есть, и заключается оно в том, что справка к ТТН оформляется на алкогольную продукцию отечественного производства, а копия справки к ГТД - на импортную алкогольную продукцию, импортированное пиво.

Справка к ТТН состоит из раздела А и раздела Б.

В разделе А справки к ТТН указываются: наименование, количество отгруженной продукции (дал/бут); сертификат соответствия (орган, его выдавший, номер, дата выдачи); маркировка федеральными специальными марками (разряд и номер федеральных специальных марок); производитель продукции (наименование организации, адрес места ее нахождения, адрес производства), номер лицензии, орган, ее выдавший, дата выдачи, ИНН, КПП; дата отгрузки; номер товарно-транспортной накладной, фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации отправителя; получатель продукции (наименование организации, адрес места ее нахождения, адрес производства), номер лицензии, орган, ее выдавший, дата выдачи, ИНН, КПП; фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации получателя. Раздел А справки к ТТН подписывается уполномоченным должностным лицом отправителя и получателя и заверяется их печатями.

Раздел Б справки к ТТН должен содержать следующие реквизиты: наименование организации-продавца; наименование организации-покупателя, адреса их местонахождения, адреса поставки, номера лицензий, органов, их выдавших, даты выдачи, ИНН, КПП, количество продукции в дал (бут), маркировка продукции федеральными специальными марками (разряд и номер), дата отгрузки, номер товарно-транспортной накладной, должность, фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации-продавца, фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица организации-отправителя.

Согласно Постановлению о справке к ТТН справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - продукция) последним собственником (отправителем) на каждую партию отгружаемой продукции. Организация-производитель продукции заполняет при ее отгрузке разделы "А" и "Б" справки по утвержденной форме, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица организации-покупателя, и заверяет данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью. Организация-покупатель при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. При заполнении справки все записи, а также оттиски печатей на ней должны быть четкими и ясными.

Справка к ГТД состоит также из двух разделов - А и Б, которые заверяются печатью таможенного органа.

Раздел А содержит сведения о: наименовании, количестве, производителе товара, акцизных марках (для товаров, подлежащих обязательной маркировке), документах, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов, лицах, заключивших внешнеторговый договор, собственнике товара (ОГРН, ИНН/КПП, адрес), получателе товара (ОГРН, ИНН/КПП, адрес), о наименовании таможенного органа, месте проведения таможенного оформления.

Раздел Б содержит сведения о продавце и покупателе, которые подписываются руководителем организации продавца и организации покупателя, и заверяется оригиналами оттисков их печати.

При реализации товара собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки, прилагаемой к ГТД, заверенную оригиналом оттиска печати собственника товара. Контроль наличия у торговых организаций и индивидуальных предпринимателей справки, прилагаемой к ГТД, ее копии и соответствия реализуемого товара указанным в справке сведениям осуществляется Федеральной службой Роспотребнадзора.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, необходимо обращать внимание на следующий момент.

Сведения, заявленные в справке к ТТН или ГТД, всегда должны соответствовать данным, указанным на маркировке. Так, на практике было выявлено нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией, которое заключалось в следующем. Импортер, указанный на маркировке, не соответствовал импортеру, указанному в справке к ГТД, следовательно, данное несоответствие не позволяет идентифицировать продаваемый товар со сведениями, заявленными в справке к ГТД. В данном случае продажа алкогольной продукции будет производиться без подтверждения легальности ее производства и оборота (т. е. без справки к ГТД).

Другой пример. Расхождение номеров акцизных марок с номерами акцизных марок, указанных в справке к ГТД, также говорит о том, что данный документ выдан на другую партию товара.

Указанные нарушения часто оспариваются в судебном порядке. Но, как показывает судебная практика, в обоих приведенных случаях нарушение правильно квалифицировано должностным лицом контролирующего органа.

Алкогольная и спиртосодержащая продукция, на которую отсутствуют сертификаты соответствия и документы, подтверждающие легальность ее производства и оборота, подлежит изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 25 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции).

Как уже было отмечено, частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за поставку или розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям.

Так, например, требования к упаковке коньяка следующие. Коньяки разливают в стеклянные бутылки по ГОСТ 10117 и ГОСТ 26586, сувенирные хрустальные, керамические и стеклянные сосуды других форм и размеров по нормативному документу. Розлив коньяков в бутылки производят по объему или по уровню. Полноту налива определяют по ГОСТ 23943. Особенности упаковки в потребительскую тару должны быть предусмотрены технологическими инструкциями по розливу коньяков, утвержденными в установленном порядке. Коньяки, отгружаемые для розлива на другие предприятия, разливают в емкости, разрешенные для контакта с данным видом продукта. В бочках с коньяком, предназначенных для транспортирования, должно быть 1 - 2 процента свободного пространства от общей вместимости бочки. Дубовые бочки закрывают поперечными шпунтами, под которые подкладывают чистый холст. Сверху шпунта прибивают жестяную пластинку (пункты 5.3.1, 5.3.2, 5.3.5 ГОСТа Р 51818-2000 "Коньяки Российские. Общие технические условия", введенного Постановлением Госстандарта России от 27 июня 2000 г.).

Согласно части 4 статьи 11 Закона о регулировании оборота алкогольной продукции Правительством Российской Федерации устанавливаются общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающие возможность визуального определения факта вскрытия тары. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 822, а именно:

1. Средства укупорки потребительской тары алкогольной продукции подразделяются на пробки, колпачки, капсулы, металлические укупорочные средства (мюзле), крышки, кронен-пробки и другие укупорочные средства.

2. Общими требованиями к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающими возможность визуального определения факта вскрытия тары, являются:

а) разрушение (разрывание) укупорочного средства - для следующих видов укупорочных средств:

защитное средство, устанавливаемое поверх пробки цилиндрической из натуральной пробковой коры или инертного полимерного материала, вводимой в горловину бутылки, и не подлежащее повторному использованию в связи с его разрушением в момент вскрытия (колпачок из алюминиевой фольги, металлического сплава, усадочного полимерного материала, поливинилхлорида с алюминиевым диском или покрытие из окрашенных смолистых веществ и воска - сургуч);

колпачок из металлического или полимерного материала, одновременно закрывающий венчик горловины бутылки и пробку из натуральной пробковой коры или инертного полимерного материала с фланцем, корпус которой вводится в горловину бутылки, и разрушающийся в момент вскрытия;

мюзле, закрепляющее на венчике горловины бутылки пробку грибовидной формы из натуральной пробковой коры или инертного полимерного материала и разрушающееся в момент вскрытия, а также капсула из металлической фольги или полиламината, покрывающая сверху пробку и мюзле и разрывающаяся в момент вскрытия;

предохранительное отрывное кольцо, являющееся составной частью винтового колпачка из алюминия или жести, который имеет уплотнительную прокладку из натуральной пробковой коры или инертного полимерного материала, и отрывающееся или разрушающееся в момент вскрытия;

защитное приспособление (отрывной поясок, диск выдвижного клапана, контрольное стопорное кольцо, предохранительное кольцо), являющееся составной частью винтового колпачка металлического или из полимерного материала и разрушающееся в момент вскрытия;

колпачок из алюминия, полимерного материала, комбинированного материала (алюминий и полимерный материал), разрывающийся в момент вскрытия;

б) деформация укупорочного средства - для кронен-пробки (металлический колпачок корончатой формы с прокладкой из натуральной пробковой коры или инертного полимерного материала), деформирующейся в момент вскрытия;

в) нарушение целостности укупорочного средства - для следующих видов укупорочных средств:

укупорочные средства (крышки, колпачки, клапаны и т. д.), являющиеся неотъемлемой частью потребительской тары, которая после вскрытия не подлежит повторному использованию (жестяные банки, алюминиевые банки, картонные упаковки, упаковки из полимерных материалов, гибкие пакеты из полимерных материалов, гибкие пакеты из комбинированных материалов);

винтовой колпачок из полимерного материала без предохранительного кольца, целостность которого нарушается в момент вскрытия.

3. Визуальное определение факта вскрытия тары алкогольной продукции осуществляется в соответствии с методикой, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Приказом Минсельхоза РФ от 1 февраля 2006 г. N 18 утверждена методика визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции.

При осуществлении данного вида деятельности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо знать, что в соответствии с пунктом 136 Правил продажи товаров не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах; не маркированной в установленном законодательством РФ порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории РФ) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию РФ); если на этикетке отсутствует предупреждающая надпись о вреде употребления алкогольной продукции для здоровья человека; несовершеннолетним; в детских, образовательных и медицинских организациях. Согласно пункту 137 Правил продажи товаров организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег.

В соответствии со статьями 2 и 3 Закона об ограничениях продажи пива не допускается розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе: в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях); органы местного самоуправления определяют места общественного питания, в которых не разрешается розничная продажа, в том числе в розлив пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований.

Постановлением губернатора Тульской области от 14 февраля 2000 г. N 40 утвержден порядок определения прилегающих территорий и порядок реализации на них алкогольной продукции в Тульской области. Пунктами 6, 7 данного Постановления установлено, что прилегающая территория - это территория, которая охватывает земельный участок, предусмотренный проектно-сметной документацией на объект либо свидетельством на право владения (пользования) или аренды, и отстоит от его границ на расстояние, определенное органом местного самоуправления, исходя из особенностей и функций конкретного объекта. Границы прилегающей территории для каждого конкретного объекта с их содержательным описанием определяются постановлением главы муниципального образования.

Так, Постановлением главы Плавского района от 24 августа 2005 г. N 361 установлено, что не допускается розничная продажа:

1) алкогольной продукции на прилегающих территориях муниципального образования Плавский район:

- на расстоянии 25 метров от границ земельных участков детских, учебных и лечебно-профилактических учреждений;

- на расстоянии 50 метров границ земельных участков культовых учреждений;

2) спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции на прилегающих территориях к местам массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности:

- на расстоянии 15 метров от границ земельных участков вокзалов;

- на расстоянии 25 метров от границ земельных участков объектов военного назначения.

Решением Собрания представителей муниципального образования Дубенский района от 4 октября 2005 г. N 37-13 определено следующее.

Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

- на расстоянии 40 метров от границ земельных участков детских, образовательных и медицинских организаций;

- на расстоянии 30 метров от границ земельных участков организаций культуры.

Запрещается розничная продажа спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на расстоянии 20 метров от границ земельных участков вокзала, парков п. Дубна и с. Воскресенское, скверов;

- на расстоянии 25 метров от границ земельных участков промышленных объектов, объектов военного назначения.

Согласно части 3 статьи 11 Закона алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о: наименовании и цене алкогольной продукции, наименовании производителя (юридическом адресе), стране происхождения алкогольной продукции; сертификации алкогольной продукции; государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать; объеме алкогольной продукции в потребительской таре; наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции; содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и противопоказаниях к ее применению; дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования. Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Перечисленный объем информации является обязательным.

Общие требования к информации о пиве и напитках, изготавливаемых на его основе (наименование и местонахождение изготовителя, дата розлива, срок годности, условия хранения, объем, состав (наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат), обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, информация о подтверждении соответствия), предусмотрены пунктами 11, 32 Правил продажи товаров.

"Наименование продукта должно быть понятным потребителю, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать данный продукт от других. Наименования пищевых продуктов должны соответствовать наименованиям, установленным в национальных стандартах РФ. Пищевые продукты, поступающие по импорту, могут иметь наименования, соответствующие международным, зарубежным, региональным и национальным стандартам и регламентам, если это не противоречит национальным стандартам РФ" (пункт 3.5.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст (далее ГОСТ)).

Также необходимо отметить, данный ГОСТ устанавливает дополнительный перечень информации для алкогольной продукции, пива, солодовых напитков, напитков на зерновом сырье, слабоалкогольных напитков.

Так, в соответствии с пунктом 4.17 ГОСТа для винодельческих продуктов кроме информации, предусмотренной Законом, также указывается:

- наименование предприятия, производившего розлив;

- дата розлива или дата оформления (для шампанского, полученного бутылочным способом, коллекционных, марочных, выдержанных вин в бутылках);

- товарный знак;

- объемная доля этилового спирта;

- массовая концентрация сахаров (кроме сухих вин, коньяков, бренди, кальвадосов); для шампанских, игристых, ароматизированных вин и сидров - наименование по содержанию сахара. Для игристых вин наименование по содержанию сахара может быть заменено указанием массовой концентрации сахаров. Для сладких ароматизированных вин дополнительно указывают массовую концентрацию сахаров;

- наименования ароматизаторов, пищевкусовых веществ и красителей (для бренди, винных напитков и коктейлей). Перечень основных ароматизаторов и пищевкусовых веществ определяет изготовитель. Для бренди дополнительно указывают наличие спирта этилового ректификованного из пищевого сырья; для винных напитков и коктейлей - наличие спирта этилового ректификованного из пищевого сырья и воды;

- год урожая (для вин с указанием места происхождения, коллекционных, марочных, выдержанных вин, приготовленных из винограда одного года урожая);

- средний возраст коньячных спиртов для коньяков и кальвадосных спиртов для кальвадосов;

- срок годности для винных напитков, коктейлей и других винодельческих продуктов, объемная доля этилового спирта в которых менее 10%.

Для пива пунктом 4.18.4 ГОСТа установлено доведение дополнительной информации о:

- наименовании и типе пива;

- товарного знака изготовителя (при наличии);

- величине экстрактивности начального сусла в процентах (кроме безалкогольного пива и специального пива со вкусовыми и ароматическими добавками);

- минимальной величине объемной доли этилового спирта;

- составе основного сырья, использованного при изготовлении пива;

- пищевой ценности.

Для солодовых напитков, напитков на зерновом сырье, слабоалкогольных напитков п. 4.18.5 предусматривает следующую дополнительную информацию:

- тип напитка (для слабоалкогольных напитков);

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- объемная доля этилового спирта;

- пищевые добавки, ароматизаторы, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

В соответствии с пунктом 4.19 ГОСТа для водки, ликероводочных изделий на этикетку наносится также информация о:

- крепости в процентах;

- наличии используемого сорта ректификованного этилового спирта из пищевого сырья (например: высшей очистки, экстра, люкс и т. п.), воды по усмотрению изготовителя ее отличительные свойства и/или приемы подготовки; пищевые добавки, биологически активные добавки к пище, ингредиенты продуктов нетрадиционного состава;

- сроке годности для алкогольных напитков с объемной долей спирта менее 10%;

- массовой концентрации сахара для ликероводочных изделий, если сахар предусмотрен рецептурой;

- надписи "Выдержанный" для выдержанных ликеров.

При розничной продаже алкогольной продукции продавец (организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу по договору розничной купли-продажи) доводит до сведения покупателей в наглядной и доступной форме Правила продажи товаров и информацию о номере и сроке действия лицензии, а также органе, ее выдавшем.

Из пунктов 140, 141 Правил продажи товаров следует, что перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике). Алкогольная продукция размещается в торговом зале по видам (водка, вино, шампанское, коньяк и др.); при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники, на которых указаны наименование продукции и цена (общие требования оформления ценников установлены в 19 пункте указанных правил: продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника). При продаже вина в розлив указываются наименование и цена за 1 л и 0,1 л. В организациях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию указываются наименование алкогольной продукции, объем алкогольной продукции в потребительской таре, цена за весь объем алкогольной продукции в потребительской таре, а также за 0,1 л или 0,05 л.

Законодатель устанавливает следующие штрафные санкции за нарушения правил продажи алкогольной продукции:

- в соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции;

- в соответствии с частью 2 статьи 14.16 поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой (часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ).

Нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой (часть 4 статьи 14.16 КоАП РФ).

Руководители и другие работники организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное (статья 2.4 КоАП РФ).

Комментируя данную статью, необходимо отметить, что административный штраф за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в пункте 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда (статья 3.5 КоАП РФ). Однако превышение установленных законом санкций должно быть мотивированным и обоснованным, как этого требует новый КоАП РФ.

При рассмотрении данного вопроса следует указать, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

- частями 2 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ составляют уполномоченные должностные лица органов внутренних дел (часть 2 пункт 1 статьи 28.3 КоАП РФ, Приказ МВД РФ от 02.07.2005 г. N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию"); Федеральной службы Роспотребнадзора (в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 июня 2005 г. N 421 "Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"; органов, осуществляющих государственный контроль за производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506);

- частью 4 статьи 14.16 КоАП РФ составляют уполномоченные должностные лица органов внутренних дел; Федеральной службы Роспотребнадзора.

Согласно статье 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных: частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ рассматриваются судьями арбитражных судов; частями 3 и 4 статьи 14.16 КоАП РФ - мировыми судьями, но только в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов. В случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование (часть 1 статьи 28.7 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.16 рассматривают органы Федеральной службы Роспотребнадзора; частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ - органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 23.50 КоАП РФ).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995).

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995).

Федеральный закон от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи пива и напитков, изготавливаемых на его основе" (принят ГД ФС РФ 09.02.2005).

Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996 N 435 "Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства".

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

Постановление Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" (вместе с Правилами продажи алкогольной продукции).

Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1019 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 19.12.1997 N 1597 "О порядке доведения до потребителей информации о происхождении пива, ввозимого на территорию Российской федерации".

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. N 822 "Об утверждении общих требований к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары".

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию".

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. N 872 "О справке, прилагаемой к грузовой таможенной декларации".

Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".

"Коньяки российские. Общие технические условия" ГОСТ Р 51818-2000 (утв. Постановлением Госстандарта России от 27.06.2000).

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. N 401-ст).

Приказ Минсельхоза РФ от 1 февраля 2006 г. N 18 "Об утверждении Методики визуального определения факта вскрытия тары алкогольной продукции".

Приказ МВД РФ от 02.07.2005 N 444 "О полномочиях должностных лиц МВД России и ФМС России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию".

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 июня 2005 г. N 421 "Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

Постановление Госстандарта РФ от 30 июля 2002 г. N 64 "О номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации и номенклатуре продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии".

Постановление губернатора Тульской области от 14 февраля 2000 г. N 40 "Об утверждении порядка определения прилегающих территорий и реализации на них алкогольной продукции в Тульской области".

Постановление главы Плавского района от 24 августа 2005 г. N 361 "Об установлении границ прилегающих территорий и реализации на них алкогольной продукции в муниципальном образовании Плавский район".

Решение Собрания представителей муниципального образования Дубенский район от 4 октября 2005 г. N 37-13 "Об утверждении порядка определения прилегающих территорий и реализации на них алкогольной продукции".

Название документа