Соотношение услуг по пропуску трафика и услуг связи
(Вайпан В. А.)
("Право и экономика", 2006, N 5)
Текст документа
СООТНОШЕНИЕ УСЛУГ ПО ПРОПУСКУ ТРАФИКА И УСЛУГ СВЯЗИ
В. А. ВАЙПАН
Вайпан Виктор Алексеевич
Управляющий партнер Консалтинговой группы "Юстицинформ", главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник Арбитражного Суда" города Москвы, ответственный секретарь Собрания действующего законодательства г. Москвы, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы. Специалист по гражданскому законодательству, сделкам по купле-продаже бизнеса.
Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи и транспорта. В качестве эксперта или руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных законопроектов и иных нормативных правовых актов. Участвовал во многих сложных арбитражных делах.
Автор (соавтор) более 60 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике).
В деятельности операторов связи нередко возникают трудности, связанные с толкованием норм Закона о связи в части определений ключевых терминов. Одной из таких проблем является выявление соотношения понятий услуг по пропуску трафика и услуг связи.
Некоторые специалисты полагают, что услуги по пропуску трафика относятся к услугам связи. Такой подход представляется ошибочным. Смешение указанных понятий не основано на буквальном толковании Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в ред. Федерального закона от 3 марта 2006 г. N 32-ФЗ) (далее - Закон о связи), не соответствует его смыслу и может повлечь правовые последствия, которые не заложены в нормах законодательства о связи. Наиболее явным негативным последствием признания услуг по пропуску трафика услугами связи является необходимость получения операторами связи специальной лицензии на возмездное оказание услуг по пропуску трафика, что явно не соответствует действующему законодательству о связи. Следовательно, при наличии технической возможности, но при отсутствии лицензии, содержащей разрешение на осуществление деятельности по пропуску трафика, организация связи не сможет возмездно пропускать трафик операторов связи. Такие выводы являются неправомерными. Действующее законодательство о связи предусматривает существенные различия между услугами по пропуску трафика и услугами связи.
Прежде всего, сравним формулировки Закона о связи, касающиеся основных определений.
В соответствии со ст. 2 Закона о связи электросвязь - это любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи. Пропуск трафика - осуществление процесса установления соединения и передачи информации между сетями связи.
Услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Пользователем услуги связи может быть любое лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи.
Услуга по пропуску трафика - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи. Сеть связи - это технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
Таким образом, пропуск трафика осуществляется операторами связи по сетям электросвязи. Соответственно, пользователями услуг по пропуску трафика являются только операторы связи, которые не подпадают под приведенное в Законе определение абонента.
На основании приведенных формулировок можно сделать вывод о том, что относительно услуг по пропуску трафика и услуг связи в законодательстве РФ предусмотрены различные правовые режимы.
1. Услуги по пропуску трафика в Законе о связи выступают в качестве самостоятельных услуг и не приравниваются к услугам связи.
В статье 2 указанного Закона даны разные определения услуг связи и услуг по пропуску трафика. Содержание указанных определений не совпадает.
Сущность услуг связи заключается в полноценном приеме, обработке, хранении, передаче или доставке индивидуальной информации по заказу конкретного пользователя.
В то же время пропуск трафика - это удовлетворение потребностей взаимодействующих операторов связи в их полноценной деятельности по оказанию услуг связи индивидуальным пользователям. Пропуск трафика не носит характера законченной услуги связи, предоставляемой конечному пользователю.
2. Услуги по пропуску трафика оказываются только в интересах операторов связи. Услуги связи могут оказываться любым заинтересованным лицам, в том числе одним оператором связи другому оператору связи.
Согласно ст. 2 Закона о связи пользователем услуг связи может быть любое лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи. В качестве более узкой подкатегории из числа пользователей выделяются абоненты услуг связи, как пользователи услугами связи, с которыми заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.
3. Услуги по пропуску трафика отражаются в договоре о присоединении или в договоре о межсетевом взаимодействии.
Услуги связи отражаются в договоре об оказании услуг связи.
Указанные договоры являются разными правовыми основаниями деятельности по оказанию предусмотренных в них услуг и отличаются по своим существенным условиям.
4. Услуги по пропуску трафика в отличие от услуг связи не подлежат лицензированию (не включены в Перечень лицензируемых услуг, определенный Постановлением Правительства от 18 февраля 2005 г. N 87). Ни Закон о связи, ни Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не предусматривают необходимости лицензирования услуг по пропуску трафика. Лицензируются только услуги связи, указанные в Постановлении N 87, перечень которых не подлежит расширительному толкованию без внесения в него изменений в установленном порядке.
Законом о связи предусмотрена в качестве самостоятельной услуга по пропуску трафика. Согласно указанному Закону право оказания такой услуги предоставлено операторам связи. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161 порядок пропуска трафика по сетям электросвязи регулируется операторами связи самостоятельно в договорном порядке, без получения лицензии на такой вид деятельности. При этом требования к порядку пропуска трафика устанавливаются Мининформсвязи России в пределах своей компетенции (п. 6 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия).
Согласно Закону о связи лицензированию подлежат только услуги связи. Несмотря на то что гл. 6 Закона озаглавлена как "Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и подтверждение соответствия средств связи", следует подчеркнуть, что в ст. 29 Закона о связи речь идет не о лицензировании всех возмездных услуг, а о лицензировании только возмездных услуг связи.
Отсутствие в Постановлении Правительства РФ N 87 такой лицензируемой услуги, как пропуск трафика, не означает запрета на оказание данных услуг в РФ. Оператор связи вправе осуществлять данную деятельность без лицензии.
Согласно ст. 1 и 49 ГК РФ юридические лица свободны в осуществлении любой деятельности, если это не противоречит законодательству и их учредительным документам, а гражданские права могут быть ограничены только законом. Запрет на занятие какими-либо отдельными видами деятельности или их лицензирование может устанавливаться только законом.
Лицензирование услуги по пропуску трафика не предусмотрено Законом о связи и не может устанавливаться в Постановлении Правительства РФ N 87 как подзаконном акте, т. к.:
в соответствии с законом лицензированию подлежат только услуги связи, а не услуги по пропуску трафика, соответственно, не допускается ограничение в форме лицензирования оказания услуг по пропуску трафика;
лицензирование услуг по пропуску трафика не может относиться к предмету регулирования Постановлением N 87, которое касается только лицензирования услуг связи;
введение лицензирования услуг по пропуску трафика возможно только путем внесения соответствующих изменений в Закон о связи.
Кроме того, следует учесть, что примечание к Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи также допускает одновременное оказание услуг связи и иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами связи и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
Название документа