Штраф - не средство обогащения

(Артюхов А. А.) ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 14) Текст документа

ШТРАФ - НЕ СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ

А. А. АРТЮХОВ

Андрей Артюхов, управляющий партнер юридической компании "Артюхов, Глухова и партнеры".

Правомерно ли взыскивать штраф за искажение наименований грузов на основании статьи 98 Устава железнодорожного транспорта РФ, в результате чего снижается стоимость их перевозок? Давайте разберемся...

"За искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика". Какие "такие грузы" имеет в виду законодатель: указанные в перевозочных документах или перевозимые в действительности? Вопрос не праздный - размер платы за перевозку может разниться в 8 - 25 раз. Плата за перевозку груза - это тариф на перевозку груза в соответствующем подвижном составе, право выбора которого принадлежит грузоотправителю. Неоднозначная формулировка статьи 98 Устава ЖДТ РФ позволяет исчислять "пятикратку" не исходя из тарифа на перевозку в фактически использовавшемся подвижном составе, а исходя из предложенного перевозчиком наиболее дорогостоящего специализированного подвижного состава (ИВ-термосы, рефрижераторы и т. п.). Однако штраф не может исчисляться исходя из предположения - вида подвижного состава, который фактически не эксплуатировался и не мог быть выбран грузоотправителем. Базисом для начисления штрафа может быть только согласованная сторонами цена обязательства - договора перевозки, что подтверждается порядком взыскания штрафа: "...перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа" (пункт 6 Приказа от 18.06.2003 N 43 МПС РФ "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом"). Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов (пункт 2.3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС от 18.06.2003 N 45). Таким образом, штраф в размере пятикратной платы перевозчик может исчислить только исходя из данных, указанных в железнодорожной накладной. Перевозчику в этом случае предоставлено право требования возмещения убытков в виде недобора провозной платы, если груз фактически перевезен. Однако суды по-разному применяют норму статьи 98 УЖДТ <*>. -------------------------------- <*> См. напр.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.01.2004 по делу N Ф08-5207/03 и Постановление ФАС Московского округа от 25.02.2005 по делу N КГ-Ф41/84-05.

В делах с участием юристов ЮК "АГП" суды прислушивались к изложенной выше позиции, снижали размер штрафа до исчисленного по низшему тарифу, но решения мотивировали только несоразмерностью ответственности последствиям нарушения обязательства. Норма статьи 98 УЖДТ заимствована из Устава железных дорог Союза ССР 1964 года, пунктом "б" статьи 155 которого предусматривалась ответственность "в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу, установленному для мелких отправок за все расстояние перевозки". Современный законодатель просто "забыл" установить предел ответственности. Недопустимо толкование статьи 98 Устава ЖДТ, при котором штраф из меры гражданско-правовой ответственности превращается в источник обогащения перевозчика. Такое толкование противоречит принципу соразмерности ответственности последствиям нарушения обязательства и должно расцениваться как злоупотребление правом. Кроме того, при таком толковании возникает абсурдная ситуация с взысканием штрафов за перевозку запрещенных грузов. Для таких грузов невозможно рассчитать тариф, а соответственно и пятикратный штраф. В своем Постановлении Пленум от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" ВАС РФ обошел вопрос о том, какие "такие грузы" имеются в виду в статье 98 Устава ЖДТ. Остается надеяться, что в Президиум ВАС поступит на рассмотрение хотя бы одно дело данной категории.

Название документа Интервью: О качестве услуг перевозчика ("ЭЖ-Юрист", 2006, N 14) Текст документа

О КАЧЕСТВЕ УСЛУГ ПЕРЕВОЗЧИКА

Е. В. АППОЛОНОВ

Евгений Васильевич Апполонов, начальник Правового управления ООО "Управляющая компания Автолайн-транслайт".

Транспортных компаний, оказывающих услуги по перевозке пассажиров, большое количество. Вместе с тем приходится констатировать, что, включаясь в конкурентную гонку в целях извлечения прибыли, предприниматели не заботятся о качестве оказываемых ими услуг. Нередко автопарки создаются с нарушением всевозможных норм законодательства, что не способствует развитию сферы обслуживания населения. Представленное интервью свидетельствует о наличии указанных проблем в сфере транспортных перевозок, которые должны решаться путем законодательного регулирования.

Евгений Васильевич, насколько сегодня правовое регулирование перевозчиков отвечает требованиям надлежащего качества оказываемых услуг? - Действующее в настоящее время законодательство в области транспортного обслуживания населения не учитывает реалий сегодняшних дней и зачастую основывается на устаревших принципах, порожденных административной системой управления экономическими отношениями. Принимаемые нормативные акты, регулирующие правоотношения в транспортной сфере, по существу являются "латанием дыр" в этом разделе законодательства. Действующие нормативные акты уже устарели, а новые носят разрозненный характер. Так, основополагающий Устав автомобильного транспорта РСФСР утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.69, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР утверждены 24.12.87. Отсутствие единого законодательного акта, регулирующего правоотношения в области организации транспортного обслуживания населения, организации регулярных автотранспортных маршрутов, привело к тому, что, например, до сих пор не существует закона города Москвы об организации транспортного обслуживания населения, хотя такой Закон был принят в Московской области 14.12.2005. Одной из причин присутствия на рынке перевозчиков, оказывающих транспортные услуги ненадлежащего качества, является то, что по существующим нормам практически любой предприниматель может получить лицензию на осуществление перевозочной деятельности и беспрепятственно перевозить пассажиров в удобное для него время по самостоятельно установленному маршруту и тарифу.

А государственные органы правопорядка и иные контролирующие органы не могут отследить "незаконнорожденных" перевозчиков, выявить и привлечь к ответственности? - Обращения в органы МВД РФ по поводу необходимости принятия мер по несанкционированным перевозкам не приносят должного результата в связи с "неподконтрольностью" этим структурам данных вопросов. В случае ДТП или нахождения водителя в нетрезвом состоянии к водителям применяют меры административной, уголовной ответственности, при этом организаторы таких перевозок, являющиеся фактическими работодателями, на машинах которых работают указанные водители, всегда остаются вне зоны внимания правоохранительных органов. Даже отсутствие лицензии на перевозку пассажиров не является для правоохранительных органов правонарушением, а полномочий по выявлению и привлечению к ответственности у Центрального управления Государственного автодорожного надзора г. Москвы недостаточно.

Стоит отметить, что в соответствии с действующими нормами причинение вреда здоровью пассажиров в случае ДТП в настоящее время возмещается в размере 240000 рублей независимо от количества лиц, пострадавших в автоаварии. Указанная сумма предусмотрена правилами ОСАГО, и, несмотря на кажущуюся значительность, производимые платежи страховыми компаниями лишь в малой степени покрывают расходы на необходимое лечение и восстановление здоровья тех пассажиров, которым при аварии причинен вред здоровью.

Без сомнения, в практике вашей компании имели место судебные дела как административного, так и уголовного характера. Какова статистика? - Можно привести несколько отчетных цифр за 2005 год по судебной практике нашего предприятия по аварийным делам. Так, за год к предприятиям "Автолайна" было предъявлено 233 иска. В свою очередь, в интересах предприятий "Автолайна" за тот же период было предъявлено 339 исков на сумму 2,5 миллиона рублей, и практически все эти иски были нами выиграны (97,6% всех исковых требований). Одним из направлений деятельности Правового управления является защита товарного знака компании. Лица, незаконно использующие наш бренд, скорее всего, не задумываются о последствиях, которые могут их ожидать. А последствия могут быть серьезными - гражданская, административная и даже уголовная ответственность. Как исключение можно привести пример, когда в марте этого года предприниматель (кстати, не имеющий лицензии) незаконно использовал эмблему нашего предприятия, за что и был привлечен ОВД Рязанского района г. Москвы к уголовной ответственности. А вот другой пример. Санкт-Петербургское рекламное агентство разработало логотип и название для официального дилера Peugeot и Samand компании "АвтоЛайн". В указанном логотипе незаконно использовался товарный знак - словесное обозначение нашей компании. Данная информация была размещена рекламным агентством на своем интернет-сайте. Таким образом, рекламное агентство изготовило средства индивидуализации предпринимательской деятельности для своих клиентов и разместило информацию рекламного характера в СМИ о своих услугах, незаконно используя наш товарный знак. Заказчиком рекламного агентства, которое поручило разработать агентству указанные логотипы, явилось ООО, которое планировало использовать разработанный логотип в своей коммерческой деятельности. После проведенных переговоров ООО прислало письмо, в котором принесло свои извинения и обязалось в дальнейшем не использовать наш товарный знак, что и соблюдается. В настоящее время организацией перевозок пассажиров и соответствующей транспортной инфраструктурой занимаются и муниципальные образования, и специализированные транспортные ведомства, но в силу своих специфичных задач они решают свои проблемы, а организационной, объединяющей всех, единой системы не существует. Только вновь созданная нормативно-правовая база позволит разграничить полномочия, учесть интересы коммерческих организаций и пассажиров, навести порядок в транспортном законодательстве.

Интервью провел Михаил Чеботарев, корреспондент "ЭЖ-Юрист"

Название документа