Правила для передачи данных

(Мокров А., Шуманова Е.)

("Бизнес-адвокат", 2006, N 8)

Текст документа

ПРАВИЛА ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

А. МОКРОВ, Е. ШУМАНОВА

Андрей Мокров, руководитель проекта "Аналитика и Право".

Елена Шуманова, юрисконсульт проекта "Аналитика и Право".

Телекоммуникационные технологии в последние 10 - 15 лет стремительно развивались во всем мире, в том числе в нашей стране.

Процессы, происходившие в российской телекоммуникационной отрасли в последние годы, ясно показывают, что общество вступило в новую фазу своего развития, требующую создания глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, темпы развития которой должны быть опережающими по отношению к темпам развития экономики в целом.

Развитию технологий помимо недостаточного финансирования и слабой инвестиционной активности препятствуют множество других проблем. В частности, необходимы совершенствование государственного регулирования функционирования телекоммуникационного сектора, определение новых форм административного и экономического воздействия на субъекты телекоммуникационных отношений.

Правила оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июня 2005 г. N 353, Правила оказания услуг подвижной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328 (в ред. от 30 июня 2005 г.), Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 (в ред. от 29 декабря 2005 г.), изданные в их развитие приказы Мининформсвязи России решили проблему государственного регулирования оказания названных услуг. На сегодняшний день насчитывается уже около 40 правовых актов, регулирующих эти услуги.

Однако до недавнего времени отсутствовало должное государственное регулирование не менее значимой отрасли - оказания услуг связи по передаче данных. Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32, утвердившее Правила оказания услуг связи по передаче данных (далее - Правила), призвано решить эту проблему.

Правила вводятся в действие с 1 июля 2006 г. Предметом их регулирования стали отношения между гражданами, юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, являющимися абонентами и (или) пользователями, с одной стороны, и операторами связи - с другой, в сфере предоставления услуг связи по передаче данных, а также услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефония). Согласно п. 2 Правил абонент - пользователь услугами связи по передаче данных, с которым заключен договор об оказании услуг связи по передаче данных при выделении для этих целей уникального кода идентификации; пользователь услугами связи по передаче данных - лицо, заказывающее и (или) использующее услуги связи по передаче данных. Остановимся на основных, на наш взгляд, моментах, которые будут интересны простым пользователям указанных услуг.

Договор на оказание услуг связи. Отношения между абонентами и (или) пользователями услуг связи и операторами строятся на договорной основе; при этом договор, заключаемый с гражданином, является публичным. Для заключения договора необходимо подать оператору связи заявление в 2 экземплярах. В срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации заявления, оператор проверяет, есть ли техническая возможность предоставить доступ к сети передачи данных, и при ее наличии заключает с заявителем договор.

Договор заключается в письменной форме на неопределенный срок (по желанию абонента может быть заключен срочный договор) или же путем осуществления конклюдентных действий (срочный договор об оказании разовых услуг), т. е. с момента осуществления абонентом и (или) пользователем действий, направленных на установление соединения по сети передачи данных (сеанса связи) в пунктах коллективного доступа.

Наряду с такими условиями договора, как дата и место его заключения, наименование оператора связи, сведения об абоненте, адрес установки оборудования, вид (тип) оборудования и другие, Правила определяют и существенные условия, к которым относятся:

- используемые абонентские интерфейсы и протоколы передачи данных;

- оказываемые услуги связи по передаче данных;

- система оплаты услуг связи по передаче данных;

- порядок, сроки и форма расчетов.

Дополнительные услуги. Наряду с оказанием услуг связи оператор обязан для предоставления абонентам и (или) пользователям информации, связанной с оказанием таких услуг, создавать систему информационно-справочного обслуживания, которая будет действовать как на возмездной, так и на безвозмездной основе.

Абоненты и (или) пользователи услуг имеют право круглосуточно и на безвозмездной основе получить от оператора связи следующую информацию:

- о тарифах на услуги связи по передаче данных;

- о территории оказания услуг связи по передаче данных (зоне обслуживания);

- о состоянии своего лицевого счета,

- об оказываемых услугах связи по передаче данных (с предоставлением необходимых разъяснений).

На оператора возложена также обязанность принять от абонента и (или) пользователя информацию о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами связи по передаче данных.

Этот перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен оператором.

Оказание бесплатных информационно-справочных услуг может производиться с использованием автоинформаторов.

Оплата услуг. Оплата услуг связи по передаче данных может осуществляться по наличному или безналичному расчету в российских рублях (как по абонентской или повременной системе оплаты, так и по объему принятой и (или) переданной информации). Тарифы устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен нормативными актами РФ, и могут дифференцироваться по времени суток, дням недели, выходным и праздничным дням, по объему принятой и (или) переданной информации, а также в зависимости от расстояния между оборудованием, являющимся одной стороной установленного соединения по сети передачи данных (сеанса связи), и оборудованием, являющимся другой стороной данного соединения (сеанса связи). Плата за предоставление оператором связи доступа к сети передачи данных взимается однократно за каждый факт предоставления такого доступа.

Единица тарификации соединения по сети передачи данных (сеанса связи) устанавливается оператором связи, но не может быть более 1 минуты для услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. При этом продолжительность соединения по сети передачи данных (сеанса связи), используемая для определения размера платы, при передаче голосовой информации отсчитывается с 1-й секунды после ответа вызываемого оборудования до момента отбоя вызывающего или вызываемого оборудования или оборудования, заменяющего абонента в его отсутствие, а при передаче неголосовой информации - с 1-го переданного байта. Соединение по сети передачи данных (сеанс связи) при передаче голосовой информации продолжительностью менее 2 секунд не учитывается в объеме оказанных услуг связи при повременной системе оплаты.

Оплата услуг связи по передаче данных может производиться посредством авансового либо отложенного платежа или непосредственно после оказания таких услуг в пунктах коллективного доступа.

Услуги связи по передаче данных оплачиваются в срок, устанавливаемый оператором связи, причем указанный срок не должен быть менее 10 дней с даты окончания расчетного периода. Расчетный период, за который выставляется счет за оказание услуг связи, не должен превышать 1 месяца, а срок оплаты услуг (кроме абонентской платы) не должен быть менее 15 дней с даты выставления счета.

При оплате услуг связи с применением абонентской системы оплаты расчет за оказанные услуги связи по передаче данных производится не позднее 10 дней с даты окончания расчетного периода.

Абонент и (или) пользователь имеют право обратиться к оператору связи с требованием возвратить средства, внесенные ими в качестве авансового платежа, а также средства, уплаченные за пользование услугами связи, за период, когда отсутствовала возможность воспользоваться такими услугами не по вине этого абонента и (или) пользователя.

Претензии. При неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг связи по передаче данных абонент и (или) пользователь до обращения в суд предъявляют оператору связи претензию в письменной форме. Претензия подлежит регистрации в день ее получения и должна быть рассмотрена в срок не более 60 дней с даты ее регистрации. К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения претензии по существу документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба - о факте и размере причиненного ущерба.

Все претензии по вопросам, связанным с отказом в оказании услуг связи по передаче данных, несвоевременным или ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются оператору в течение 6 месяцев со дня оказания услуг, отказа в их оказании или выставления счета за оказанную услугу.

Ответственность сторон. В случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг связи, несоблюдения правил эксплуатации оборудования или несоблюдения запрета на подключение к абонентской линии оборудования, не соответствующего установленным требованиям, абонент и (или) пользователь несут ответственность перед оператором. Так, в случае неоплаты, неполной или несвоевременной оплаты услуг связи абонент и (или) пользователь уплачивают оператору неустойку в размере 1% стоимости неоплаченных, оплаченных не в полном объеме или несвоевременно оплаченных услуг связи по передаче данных (если меньший размер не указан в договоре) за каждый день просрочки вплоть до дня погашения задолженности, но не более суммы, подлежащей оплате.

Наряду с ответственностью абонентов и (или) пользователей установлена и ответственность для операторов связи. В частности, при нарушении сроков предоставления доступа к сети передачи данных неустойка составляет 3% платы за предоставление доступа за каждый день просрочки вплоть до начала обеспечения доступа (если более высокий размер неустойки не указан в договоре), но не более размера указанной в договоре платы, при нарушении установленных сроков оказания услуг связи по передаче данных - 3% стоимости услуги связи по передаче данных за каждый час просрочки вплоть до начала оказания услуги связи (если более высокий размер неустойки не указан в договоре), но не более стоимости услуги связи по передаче данных.

Как видно из приведенных выше примеров, Правила, на наш взгляд, в полной мере охватили и урегулировали сложившиеся на сегодняшний день отношения между абонентами и (или) пользователями услуг и операторами. Подтвердится ли это на практике, после того как Правила будут введены в действие, и не потребуется ли внесение дополнительных изменении, покажет время.

Название документа