Управление ценовыми рисками
(Субботин В. Н.) ("Банковское право", 2006, N 2) Текст документаУПРАВЛЕНИЕ ЦЕНОВЫМИ РИСКАМИ
В. Н. СУББОТИН
Субботин В. Н., декан факультета права и экономической безопасности, кандидат политологических наук, доцент.
Хозяйственная деятельность предприятия на всем протяжении ее осуществления сопряжена с многочисленными рисками, уровень которых возрастает с расширением объемов деятельности и с желанием руководителей хозяйствующего субъекта увеличить размер получаемой прибыли. Риски, сопровождающие предпринимательскую деятельность, формируют обширный портфель рисков предприятия. Одними из наиболее важных и опасных видов риска являются ценовые риски, так как они оказывают существенное влияние на возможность потери доходов и прибыли в хозяйственной деятельности предприятий. Они проявляются в повышении уровня цен на закупаемые товары, в росте уровня цен и тарифов на услуги сторонних организаций, в снижении уровня цен на реализуемые товары. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность, так как любая неопределенность и изменения во внешней и внутренней среде предприятия оказывают влияние на уровень цен и динамику ценового риска. Наиболее важные решения, с принятием которых сталкивается предприниматель, определяются тем, какой уровень ценового риска приемлем для предприятия и как снизить действие рисков. Работа по снижению ценового риска, как правило, ведется предпринимателем в двух направлениях: избежание появления возможных ценовых рисков; снижение воздействия ценового риска на результаты финансово-хозяйственной деятельности. Первое направление заключается в попытке избежать любого возможного для предприятия риска. Данное направление позволяет полностью избежать возможных потерь и неопределенности, но при использовании этого направления следует учитывать следующие моменты: - избежание возможных ценовых рисков может быть просто невозможным; - избежание одного вида риска может привести к возникновению других; - возможный объем прибыли от ценового решения может значительно превышать возможные потери в случае наступления рисковой ситуации. С целью снижения вероятности возникновения рисковых ситуаций необходимо разделять факторы ценовых рисков на управляемые (регулируемые), условно нерегулируемые и неуправляемые (нерегулируемые). Управляемые (регулируемые) факторы - характеризуют качество работы коллектива, уровень организации производства и труда, качество управленческой работы, степень использования ресурсов, эффективность выполнения совокупных затрат. Условно нерегулируемые (труднорегулируемые) факторы - зависят в основном от предыстории функционирования предприятия и в исследуемом периоде с трудом или частично поддающиеся воздействию со стороны предпринимателя (к ним относятся объем и структура финансовых ресурсов, характеристики технического уровня торгового предприятия, структура торгового персонала и др.). Неуправляемые (нерегулируемые) факторы - они не могут быть изменены предприятием (климатические, геологические и политические условия, изменение налогового и др. законодательства, уровень цен и др.). Отнесение фактора к той или иной группе зависит от рассматриваемого уровня управления (магазин, объединение предприятий торговли, отрасль) и от длительности периода реализации принятого решения. Усилить возможность управления труднорегулируемыми и регулируемыми факторами, обеспечить снижение уровня ценового риска, определить его допустимый уровень и измерить ожидаемый результат невозможно без достаточно точного расчета совокупных затрат. Из рис. 1 следует, что при снижении суммарных затрат (С'') точка безубыточности (БУ) перемещается в точку (БУ''), для которой необходим меньший объем продаж (О''). Другими словами, снижение затрат позволяет максимизировать прибыль и понизить розничные цены, что имеет важное социальное значение. Если цена продукции складывается на рынке на основе соотношений совокупных затрат, предложения продавца товаров (услуг) и платежеспособного спроса покупателей, то стержневым управляемым фактором среди этих параметров для предпринимателя являются совокупные затраты. С одной стороны, цена на рынке может превышать совокупные затраты лишь настолько, насколько это допускает платежеспособный спрос потребителей. С другой - при снижении цены на товар, с целью повышения его конкурентоспособности, она, как правило, не может быть ниже затрат, так как должна обеспечивать определенную величину прибыли. Исключение составляет политика бросовых цен, потери от которой могут временно компенсироваться из фонда коммерческого риска.
Рис. 1. График взаимосвязи показателей объема продаж, затрат и прибыли <*>
Общие направления оптимизации совокупных затрат в торговле
Направления Направления Направления Направления оптимизации оптимизации оптимизации оптимизации себестоимости издержек внереализационных налоговых обращения расходов платежей
оптимизация оптимизация совершенствование эффективного структуры ресурсного финансовой использования поставщиков потенциала дисциплины льгот оптимизация предприятия (в отношении максимизации ассортиментной выбор с клиентами) затрат и основы оптимальных повышение минимизации путей собственной доходов товародвижения ответственности за счет оптимизация за выполнение оптимизации организационно - договорных структуры управленческой обязательств сделки структуры усиление предприятия коммерческой эффективное работы использование средств, направленных на продвижение товаров
Рис. 2. Общие направления оптимизации совокупных затрат в торговле
Поэтому в условиях рыночной экономики фактор оптимизации совокупных затрат (рис. 2), при прочих равных условиях, будет одним из важнейших средств минимизации ценового риска. Пропорционально снижению совокупных затрат снижается предельно допустимая нижняя граница цены, что повышает вероятность реализации товара. Снижение цен ведет к увеличению скорости оборачиваемости оборотного капитала, что обеспечивает рост объемов реализации и прибыли. Оптимизация совокупных затрат имеет два важных значения. Во-первых, увеличиваются доходы предприятия. Во-вторых, происходит снижение цен, что имеет важное социальное значение, так как позволяет сократить расходы населения на приобретение товаров и уменьшить вероятность наступления рискового события. Как бы предприятие ни расходовало средства на изменение качества продукции и услуг, на их обновление, каких бы значительных объемов спроса потребителей ни достигал реализуемый товар на рынке, эффективность от реализации окажется больше в той мере, в какой успех был достигнут с наименьшими расходами. Поскольку финансовые ресурсы любого предприятия не безграничны, каждая сэкономленная денежная сумма может стать средством инвестирования мероприятий, которые, в современных условиях, обеспечивают наибольшее снижение риска и повышение конкурентоспособности. Для этого нужно обладать большей гибкостью, способностью быстро менять ассортимент реализуемой продукции, не упускать новые возможности, открываемые НТП, что требует изыскания новых источников и резервов. Поэтому при минимизации ценовых рисков задача точного выбора наиболее эффективных с точки зрения оптимизации объектов затрат усложняется. В связи с этим выбор товарных групп при обновлении или изначальном подборе ассортимента, необходимо проводить не только по величине спроса покупателей, но и по уровням затратоемкости и рентабельности рассматриваемых видов товара, так как наименее затратоемкие и наиболее рентабельные изделия, при прочих равных условиях, обеспечат большую прибыль и финансовую устойчивость предприятия. Использование механизма оптимизации совокупных затрат позволяет существенно снизить ценовой риск, а следовательно и размер возможных финансовых потерь в процессе осуществления хозяйственной деятельности в условиях нестабильной экономики и частого изменения конъюнктуры товарного рынка.
Название документа