Проблемы управления ценовой политикой на предприятии

(Чибинев В. М., Гриб В. В.)

("Банковское право", 2006, N 2)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКОЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

В. М. ЧИБИНЕВ, В. В. ГРИБ

Чибинев В. М., доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор, СПб Государственный инженерно-экономический университет, заведующий кафедрой государственного и административного права.

Гриб В. В., кандидат юридических наук, доцент, главный редактор ИГ "Юрист".

Ценовая политика является не только одной из главных составляющих системы управления предприятием, но и важнейшим механизмом укрепления его финансового состояния.

В условиях рыночной экономики ценовая политика предприятия приобрела особую значимость, так как она позволяет решить многие проблемы выживания, дальнейшего развития или может привести к банкротству предприятия.

В процессе формирования ценовой политики предприятиям необходимо соблюдать следующие основные принципы:

1. Увязка ценовой политики предприятия с общей политикой управления прибылью и приоритетными целями деятельности предприятия. Ценовая политика рассматривается как важнейшая, основная часть общей политики управления предприятием.

2. Обеспечение увязки ценовой политики предприятия с конъюнктурой товарного рынка и особенностями избранной рыночной стратегии развития, что позволяет учесть условия формирования уровня цен на товар и характер требований к этой цене отдельных категорий покупателей.

3. Гарантия комплексного подхода к установлению уровня цен на товар в сочетании с уровнем послепродажного обслуживания покупателей. Для технически сложных товаров (автомобили, видео-, аудиотехника, компьютеры и др.) большое значение имеет обслуживание покупателей не только в момент продажи (квалифицированная консультация и др.), но также и послепродажное обслуживание покупателей. Уровень послепродажного обслуживания и его продолжительность, с одной стороны, формируют степень покупательских предпочтений, а с другой - требуют соответствующего возмещения дополнительных затрат предприятия. Поэтому в процессе формирования ценовой политики оба эти параметра должны учитываться в комплексе.

4. Осуществление активной ценовой политики на рынке, которая определяется такими факторами, как самостоятельность в решении вопросов установления уровня цен, дифференциация подходов к формированию уровней цен на отдельные качественные разновидности товаров и т. п.

5. Высокий динамизм политики цен обусловлен быстротой реагирования ценовой политики на изменение внутренних условий и факторов внешней среды, т. е. своевременностью пересмотра отдельных параметров цены в увязке с динамикой товарного рынка, изменениями норм правового и налогового регулирования в хозяйственной деятельности.

Ценовая политика должна обеспечить достижение следующих целей:

- максимизации рентабельности продаж;

- максимизации рентабельности чистого собственного капитала предприятия;

- максимизации рентабельности всех активов предприятия;

- стабилизации цен, прибыльности и укрепления рыночной позиции.

Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет:

- восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке определенного вида продукции;

- увеличить чистую прибыль предприятия.

Политика и стратегия ценообразования должна разрабатываться в соответствии с общей стратегией развития предприятия. Такой стратегией, например, может быть:

- проникновение на новый рынок уже освоенной продукции;

- развитие и расширение рынка продукции;

- сегментация рынка продукции (т. е. выделение наиболее предпочтительных отдельных групп потребителей);

- разработка или реализация новых видов продукции (например, для удовлетворения особых требований потребителей).

С учетом изложенных принципов разрабатывается ценовая политика предприятия, которая состоит из ряда этапов и стадий. Можно предложить следующий механизм формирования ценовой политики предприятия (рис. 1).

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ВЫБОР ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЦЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ

> 1 ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ

ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕГОСЯ УРОВНЯ ЦЕН НА

> 2 ПРОДУКЦИЮ

ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛА И ОСОБЕННОСТЕЙ

> 3 ТОВАРНОГО РЫНКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ В

> 4 РАЗРЕЗЕ ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ С УЧЕТОМ

ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЫНКА И УРОВНЯ ИЗДЕРЖЕК

ВЫБОР МОДЕЛИ РАСЧЕТА УРОВНЯ ЦЕН НА

> 5 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКРЕТНОГО УРОВНЯ ЦЕН

> 6 НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ПРОДУКЦИИ

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА СВОЕВРЕМЕННОЙ

> 7 КОРРЕКТИРОВКИ УРОВНЯ ЦЕН

Рис. 1. Содержание и последовательность основных этапов

формирования ценовой политики предприятия

1. Выбор определяющих целей формирования ценовой политики обусловлен задачами обеспечения стратегического развития хозяйственной деятельности предприятия. Формирование ценовой политики на предприятиях осуществляется исходя из трех принципиальных целевых ориентиров:

а) ориентира на покупателя;

б) ориентира на текущие затраты;

в) ориентира на прибыль.

2. Оценка сложившегося уровня цен на продукцию. Целью такой оценки является определение минимального уровня цены, ниже которого она не может быть установлена (исходя из требований самоокупаемости). В процессе оценки уровня цен на продукцию анализируется:

а) средний уровень цен на отдельные виды продукции и ее динамика;

б) сложившаяся дифференциация уровня цен в разрезе конкретных наименований продукции в сопоставлении с ценообразующими факторами;

в) возможности снижения уровня затрат.

3. Оценка потенциала и особенностей товарного рынка. Основной целью осуществления такой оценки является изучение возможностей дифференциации уровня цен с учетом покупательских предпочтений отдельных категорий обслуживаемых потребителей, при этом анализируются:

а) возможности дифференциации цен на отдельные виды продукции в рамках сложившегося "конкурентного поля" на данном сегменте товарного рынка;

б) возможности дифференциации уровня цен на отдельные виды продукции в разрезе отдельных категорий потребителей;

в) возможности расширения объема сбыта отдельных видов продукции за счет снижения уровня цены.

Результаты оценки потенциала и особенностей товарного рынка позволяют выявить: верхний предел формирования уровня цены на товар и возможности дифференциации уровня цен на конкретные ее разновидности.

4. Дифференциация целей ценовой политики в разрезе конкретных видов продукции с учетом возможностей рынка и уровня операционных издержек. Производится по следующим основным классификационным признакам:

а) по роли продукции в удовлетворении потребностей. Выделяют товары массового спроса; продукцию периодического спроса и продукцию эпизодического спроса;

б) по уровню качества продукции и характеру послепродажного обслуживания потребителей;

в) по стадии жизненного цикла товара - используются различные целевые ориентиры ценовой политики.

Результаты дифференциации позволяют сгруппировать все виды производимой и реализуемой продукции по различным целевым ориентирам осуществления ценовой политики.

5. Выбор модели расчета уровня цен на отдельные виды продукции. Этот выбор определяется конкретным целевым ориентиром, избранным для осуществления ценовой политики по данному виду продукции.

а) при ориентире ценовой политики на покупателя базовым элементом расчета принимается уровень цены товара, приемлемый для соответствующих категорий покупателей. Модель расчета при данном подходе исходит из следующего равенства:

УЦ = Ц , где

пок п

УЦ - уровень цены, устанавливаемый на реализуемую продукцию в ориентире

пок на покупателя;

Ц - цена, приемлемая для соответствующих категорий покупателей и

п обеспечивающая реализацию всего объема товара в минимальные сроки;

б) при ориентире ценовой политики на текущие затраты базовым элементом уровня цены принимается сумма издержек, приходящихся на единицу продукции.

(И + ВП ) x 100

о о

УЦ = ---------------;

тз 100 - С

И x У

о вп

ВП = ----------, где

о 100

УЦ - уровень цены, устанавливаемый на реализуемый товар в ориентире на

тз текущие затраты;

И - средняя сумма издержек, приходящихся на единицу продукции;

о

ВП - средняя расчетная сумма валовой прибыли, приходящаяся на единицу

о товара;

С - ставка налогов уплачиваемых за счет валового дохода предприятия, %;

У - средний уровень валовой прибыли к издержкам, в % (по товарным группам

вп с ориентиром на покупателя);

в) при ориентире ценовой политики на прибыль базовым элементом расчета уровня цены принимается целевой коэффициент текущих издержек, определяемый отношением целевой прибыли к плановой сумме издержек в процентах. Расчет производится по следующей модели:

(ЦОП + И ) x 100

о

УЦ = ----------------;

пр 100 - С

И x КР

о иц

ЦОП = ----------, где

100

УЦ - уровень цены, устанавливаемый на товар в ориентире на прибыль;

пр

ЦОП - расчетная сумма целевой прибыли (валовой), приходящаяся на единицу

реализуемой продукции;

И - средняя сумма издержек, приходящаяся на единицу продукции;

о

С - ставка налогов уплачиваемых за счет валового дохода предприятия, %;

КР - средний по предприятию целевой коэффициент рентабельности текущих

иц издержек, в %.

6. Формирование конкретного уровня цен на отдельные виды товара. Основное внимание необходимо уделять расчету калькуляционных затрат по различным товарным группам.

7. Формирование механизма своевременной корректировки уровня цен. Такая корректировка может носить характер запланированных и незапланированных отклонений от расчетного уровня цены.

Запланированное уменьшение уровня цены может регулироваться системой заранее обусловленных скидок с нее, предоставляемых: на покупку определенного количества продукции отдельных видов; на определенный суммарный объем покупки продукции и в других случаях.

Запланированное увеличение уровня цены может быть обусловлено специфическими условиями доставки продукции покупателю, необходимостью ее повышенного страхования при транспортировании, уровнем и продолжительностью периода послепродажного обслуживания и др.

Незапланированное отклонение от расчетного уровня цены может вызываться изменением конъюнктуры товарного рынка; изменением ставок налогообложения предприятия; изменением условий хозяйствования и др.

Механизм корректировки расчетного уровня цен должен быть разработан на предприятии заранее, в процессе формирования ценовой политики, с учетом меняющейся конъюнктуры, инфляционных процессов и других объективных и субъективных причин.

Название документа

Вопрос: Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость бесплатно выдаваемого молока или других равноценных продуктов по установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и лечебно-профилактического питания, предоставляемого работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда?

("Налоги" (газета), 2006, N 11)

Текст документа

Вопрос: Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость бесплатно выдаваемого молока или других равноценных продуктов по установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и лечебно-профилактического питания, предоставляемого работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.

Согласно ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты; на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.

Постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда" установлено, что организации обязаны обеспечить выдачу 0,5 л бесплатного молока одному работнику за смену независимо от ее продолжительности.

Бесплатное молоко или другие равноценные пищевые продукты работники должны получать в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с пунктом вышеуказанных норм и условий бесплатной выдачи нельзя заменять молоко денежной компенсацией и другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, а также выдавать молоко за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпускать его на дом.

Перечень равноценных молоку пищевых продуктов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2002 г. N 849.

Таким образом, стоимость молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подпадает под понятие компенсационных выплат и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц согласно п. 3 ст. 217 Кодекса.

Т. В.Богданова

Советник налоговой службы III ранга

Название документа