Нормативно-правовое регулирование проведения аттестации в рамках саморегулирования строительной отрасли

(Воропаева С.) ("Административное право", 2013, N 1) Текст документа

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ В РАМКАХ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

С. ВОРОПАЕВА

Светлана Воропаева, специалист нормативно-методического отдела Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация строителей Тюменской области".

Федеральным законом Российской Федерации N 240-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" введено обязательное проведение аттестации работников строительных организаций, когда работники обращаются в саморегулируемую организацию для получения допуска к выполнению видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства (подписан Президентом РФ 27 июля 2010 г.).

Фрагмент документа

Градостроительный кодекс Российской Федерации 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ Статья 55.5. Документы саморегулируемой организации 6. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны содержать: ... б) требование к повышению квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке... 8. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: ... 3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации... работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением аттестации. 8.1. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации подготовки проектной документации являются: ... 3) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации... работниками и индивидуальным предпринимателем с проведением их аттестации. 8.2. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам по организации строительства являются: ... 2) требование к повышению не реже чем один раз в пять лет квалификации... с проведением их аттестации.

Как видно из текста, саморегулируемым организациям не даются законные полномочия по вмешательству в квалификационно-должностную аттестацию работодателя, по итогам которой может последовать расторжение трудового договора (п. 3. ч. 1. ст. 81 Трудового кодекса РФ). Претендент на получение свидетельства должен предоставить информацию о наличии в штате персонала, обладающего в полном объеме знаниями по вопросам безопасного осуществления видов работ, включенных в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Министерства регионального развития РФ N 624 <1>. -------------------------------- <1> Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (с изменениями от 26.05.2011 N 38, от 14.11.2011 N 536) // Российская газета. N 88. 26.04.2010.

Градостроительным кодексом закреплено требование о предоставлении данной информации. Однако не определены нормы, раскрывающие понятие аттестации и порядка ее проведения. Обратимся к "Большому энциклопедическому словарю", где под аттестацией (от лат. Attestatio - свидетельство, подтверждение) понимается определение квалификации работника, уровня знаний и умений чего-либо, а также соответствие требованиям качества продукции, рабочих мест. В Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" <2> прописано, что саморегулируемые организации (далее по тексту - СРО) организовывают аттестацию работников - членов СРО. -------------------------------- <2> Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (ред. от 25.06.2012) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.

В соответствии с указанным Законом СРО не ограничено в выборе способа организации такой аттестации, не запрещается использовать для аттестации своих членов уже действующие системы аттестации, либо формировать собственную систему аттестации, либо принять участие в формировании единой системы аттестации для сообщества саморегулируемых организаций.

Фрагмент документа

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" ...Статья 6. Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации ... 6) организует... аттестацию работников - членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами...

Следует отметить, что в международном стандарте качества ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2011 "...политика и процедуры органа по аттестации должны быть привязаны к критериям аттестации, справедливы и одинаковы для всех кандидатов, а также соответствовать всем применяемым правилам и установленным требованиям...". Советом Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) была проведена работа по формированию системы аттестации и утверждено Положение "О Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса" <3> (далее по тексту - Положение), которое в рамках саморегулирования закрепляет следующие вопросы: -------------------------------- <3> Положение "О Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса" (решения: от 20.04.2011, протокол N 18, с изменениями от 30.12.2011, протокол N 24, от 25.10.2012, протокол N 36).

- цели и принципы аттестации (подп. 1.2, 1.3); - распределение компетенции специальных структур в системе аттестации: саморегулируемые организации (подп. 2.1), аттестационная комиссия (подп. 2.2), Совет Национального объединения строителей (подп. 2.3), Комитет по профессиональному образованию Национального объединения строителей (подп. 2.4), отраслевые комитеты Национального объединения строителей (подп. 2.5), аппарат Национального объединения строителей (подп. 2.6), центры по тестированию (подп. 2.7), координатор Национального объединения строителей по федеральному округу (городу федерального значения) (подп. 2.8); - единые требования подачи документов и допуск к оценке уровня знаний (§ 3); - проведение оценки уровня знаний претендента на аттестацию в форме компьютерного тестирования (§ 4); - порядок выдачи и аннулирования аттестатов (§ 5 - 6); - аккредитация центров по тестированию и контроль за их деятельностью (§ 7 - 8); - рассмотрение жалоб в области аттестации (§ 9). Оценка уровня знаний претендента на аттестацию проводится в Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса <4>. Доступ в систему возможен только в аккредитованных центрах по тестированию. Положением закреплен механизм контроля за деятельностью этих центров: -------------------------------- <4> Единая система аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса // http://nostroyatt. ru/start/.

1. Саморегулируемыми организациями: - СРО инициирует аккредитацию и аннулирование аккредитации центров по тестированию (п. 2.1.4 Положения); - для аккредитации центра по тестированию требуется наличие рекомендации СРО, применяющей Единую систему (п. 7.1 Положения); - аттестационная комиссия (формируется СРО) принимает решение о выдаче и об отказе в выдаче аттестата на основании результатов оценки уровня знаний претендента на аттестацию (п. п. 2.2.1 - 2.2.4 Положения). 2. НОСТРОЙ проводит плановые и внеплановые проверки (п. 8.1 Положения). Перечень вопросов и ответов тестирования разрабатывается в соответствии с Положением "О порядке формирования перечня вопросов-ответов для целей компьютерного тестирования, определения стоимости таких работ", утвержденным решением Комитета по профессиональному образованию <5>. Результаты оценки уровня знаний определяются в соответствии с "Критерием определения положительных результатов оценки уровня знаний претендентов на аттестацию" <6>. -------------------------------- <5> Положение "О порядке формирования перечня вопросов-ответов для целей компьютерного тестирования, определения стоимости таких работ", утвержденное решением Комитета по профессиональному образованию (протокол от 14 декабря 2010 г. N 8, с изменениями от 25 мая 2011 г. N 12). <6> Критерий определения положительных результатов оценки уровня знаний претендентов на аттестацию, утвержденный решением Комитета по профессиональному образованию (протокол от 29.03.2011 N 11; с изменениями от 25.05.2011 N 12; от 30.06.2011 N 13).

По итогам экзамена работнику выдается квалификационный аттестат, подтверждающий степень профессиональной подготовленности (наличие способностей, знаний, навыков) к выполнению заявленных видов работ. Как итог, 29 февраля 2012 года Федеральное агентство специального строительства ("Спецстрой России") и Национальное объединение саморегулируемых организаций заключили соглашение о признании единой системы аттестации.

Фрагмент документа

1. Стороны взаимно признают системы аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, принятые: - в "Спецстрое России" - Типовым положением об организации и порядке проведения профессиональной (квалификационной) должностной аттестации руководящих предприятий и федеральных государственных бюджетных учреждений при Федеральном агентстве специального строительства, утвержденным от 16 февраля 2012 г. N 9-р; - в Национальном объединении строителей - Положением о Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, утвержденным решением Совета Национального объединения строителей, протокол от 20 апреля 2011 г. N 108. 2. Стороны принимают меры: - "Спецстрой России" - для признания строительными организациями, входящими в систему "Спецстрой России", аттестатов, выданных в системе аттестации Национального объединения строителей; - Национальное объединение строителей - для признания саморегулируемыми организациями, входящими в объединение, и их членами аттестатов, выданных в системе аттестации "Спецстрой России". 3. Стороны принимают меры по унификации требований и критериев, предъявляемых для принятия решений об аттестации, в том числе в части унификации текстов и критериев оценки результатов аттестации.

В данной статье мы попытались рассмотреть вопрос нормативно-правового регулирования, который затрагивает интересы не только строительных организаций, но также специалистов строительной отрасли, которые должны будут проходить повышение квалификации с последующей аттестацией по своему направлению каждые пять лет. Рассмотренная нами Единая система аттестации сформирована как модель аттестации, ориентированная на достижение целей саморегулирования в строительстве, определенных частью 1 ст. 55.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Название документа