Некоторые особенности правового статуса старосты как института власти сельского управления крестьянской общины

(Сулейманов Б. Б., Яненко Е. В.) ("История государства и права", 2006, N 4) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СТАРОСТЫ КАК ИНСТИТУТА ВЛАСТИ СЕЛЬСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КРЕСТЬЯНСКОЙ ОБЩИНЫ

Б. Б. СУЛЕЙМАНОВ, Е. В. ЯНЕНКО

Сулейманов Б. Б., кандидат исторических наук, доцент Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ.

Яненко Е. В., соискатель ученой степени кандидата юридических наук Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.

Принятое 19 февраля 1861 г. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости <*> определило официально признанную структуру и полномочия сельского общественного управления. Его основными органами были сельский сход и сельский староста. Между тем указанная структура не была общепринятой. В частности, в Дагестанской области в состав сельского управления входили: -------------------------------- <*> Полное собрание законодательства Российской империи (далее - ПСЗ РИ.) Т. XXXVI. N 36657.

- сельский сход; - сельский старшина; - сельский кадий; - сельский суд <*>. -------------------------------- <*> Акты, собранные Кавказской археографической комиссией / Под ред. А. Берже. Тифлис. Т. 12. С. 293.

Включение в сельское управление кадия, безусловно, связано с учетом местных особенностей <*>. -------------------------------- <*> Сулейманов Б. Б. Административно-политическое управление Дагестана во второй половине XIX века: Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Махачкала, 1998. С. 112.

По своему усмотрению общества могли также избирать сборщиков податей, смотрителей хлебозапасных магазинов (или возлагать все эти обязанности на старосту). Продолжало действовать Положение о земской полиции 1837 г., согласно которому общества должны были назначать из своей среды низших полицейских (сотских и десятских) <*>. Избранный на какую-либо должность крестьянин согласно закону не мог от нее отказаться, если ранее ее не занимал, был моложе 60 лет и не страдал "сильными телесными недугами". -------------------------------- <*> Там же. Т. XII. N 36657.

Сельский сход, состоявший из крестьян-домохозяев, разрешал дела о переделах земли, раскладке повинностей, семейных разделах, избирал должностных лиц, составлял ходатайства по мирским делам и т. п. Все дела, подлежащие ведению схода, были перечислены в законе, где особо подчеркивалось, что в случае обсуждения сходом дел, не подлежащих его ведению, приговор, принятый сходом, считается "ничтожным", а лица, его подписавшие, должны быть наказаны. Первое место на сходе закон отводил сельскому старосте. Решения, принятые в его отсутствие, считались недействительными. Староста должен был созывать и распускать сход, выполнять его решения, следить за исправным поступлением податей и отбыванием повинностей, принимать меры к "охранению благочиния", к вылавливанию бродяг и дезертиров, а также "исполнять беспрекословно все законные требования мирового посредника, судебного следователя, местной полиции и всех установленных властей". Петербургские чиновники, разработавшие Общее положение, конечно же не были "создателями" сельского общественного управления. Мирская крестьянская организация существовала в России не одно столетие. Реформа 1861 г. лишь "легализовала" общинное управление бывших помещичьих крестьян (мирская организация государственных крестьян законом признавалась и ранее). В 1866 г. действие Общего положения было распространено и на них <*>. Однако свое законодательное оформление крестьянская общественная организация получила лишь в самых общих чертах. Многие общинные институты не были санкционированы законом, хотя продолжали действовать. Кроме того, чиновные "освободители" приняли меры к тому, чтобы крестьянская община отразилась в законе именно в том искаженном виде, какой она приобрела под гнетом крепостного права. -------------------------------- <*> ПСЗ РИ. Т. XLI. N 42899.

Последнее замечание относится прежде всего к законодательному оформлению должности сельского старосты. Между тем Общее положение превращало старосту в полицейского. Решением вышестоящего начальства он мог быть оштрафован, подвергнут аресту и удалению от должности. На практике сельский староста обычно не имел большого влияния на сход. Об этом говорят почти все обследования отдельных общин, помещенные в сборнике Вольного Экономического и Русского географического обществ <*>. Вопреки закону староста не везде освобождался от натуральных повинностей <**>. Если же закон соблюдался, то часто именно потому, что крестьяне смотрели на само несение должности старосты, как на натуральную повинность. Этот повинностный характер должности старосты выявился еще резче после введения в 1889 г. земских начальников, когда в некоторых общинах установился порядок поочередного отбывания этой должности. Более зажиточные крестьяне даже старались от нее откупаться <***>. -------------------------------- <*> Труды Императорского Вольного Экономического общества (ИВЭО). СПб., 1850. Т. 2; 1897. Т. 3. <**> Сборник материалов для изучения поземельной общины. СПб., 1880. Т. 1. С. 163, 198. <***> Дедюлин С. А. Крестьянское самоуправление в связи с дворянским вопросом. СПб., 1902. С. 94.

Однако в некоторых общинах наряду с официальным сельским старостой действовал еще один староста, неофициальный. В Частовской общине Новгородской губернии такой староста назывался полевым. Он выступал как распорядитель и устроитель общественных интересов, собирал крестьян на общественные работы, следил за исправностью изгороди вокруг мирского поля, разбирал дела о потравах и запашках чужих полос. Двухаршинной дубинкой, символом своей власти, он постукивал под окном того хозяина, чье небрежное огораживание привело к потраве. Затем дубинка втыкалась в землю и стояла под окном до тех пор, пока приказание старосты не было исполнено. Если же воткнутая дубинка не производила впечатления, полевой староста обращался за помощью к сельскому (как видно, полевой староста уже не мог опираться только на свой нравственный авторитет). "Если при этом еще староста человек старый и седой, как лунь, непьющий, то в праздничные дни он нередко исправляет в местной часовне роль духовного отца", - сообщал исследователь И. Красноперов <*>. По-видимому, именно такой староста, всеми признанный, но неофициальный глава общины, и упоминался Гакстгаузеном <**>. Именно этот староста был генетически связан с патриархальным крестьянским "миром". -------------------------------- <*> Красноперов И. Поземельные общины в Крестецком уезде // Русская речь. 1880. Кн. 5. С. 278 - 280. <**> Гакстгаузен А. фон. Исследование внутренних отношений народной жизни и особенных сельских учреждений в России. Т. 1. М., 1870. С. 44.

Что же касается официального сельского старосты, то он явно имел своим прототипом помещичьего старосту крепостной эпохи. Этот староста вовсе не считался "отцом-патриархом". Крестьянские общества нередко вскрывали его мошенничества, а по приказу помещика его зачастую секли прямо на сходе <*>. Отнюдь не все функции поземельной общины были органически с нею связаны, например фискальные и полицейские. Таким же чуждым общинному духу наростом был сельский староста, в действиях которого названные функции, несомненно, преобладали <**>. -------------------------------- <*> Александров В. А. Сельская община в России (XVII - начало XIX в.). М., 1976. С. 147. <**> Зырянов П. Н. Крестьянская община европейской России. 1907 - 1994. М., 1992. С. 29.

Однако такое положение не было характерно для всех регионов страны. На Кавказе, в частности, в Дагестане старшина имел достаточно значимые властные функции. Это подтверждают многочисленные источники <*>. -------------------------------- <*> См.: Кузнецов Н. И. В дебрях Кавказа СПб., 1913; Анучин Д. Н. Отчет о поездке в Дагестан летом 1884 г. // ИРГО. Т. 20. Вып. 4. СПб., 1884.

О неофициальном главе сельского "мира" пореформенного периода у нас очень мало сведений. Он не выделялся среди прочих крестьян и мог остаться незамеченным для исследователей. Но в Новгородской и Псковской губерниях такой староста действовал, видимо, во многих общинах. В 1894 г. Псковское губернское совещание предлагало "узаконить существующую ныне на практике повсеместно должность деревенского старшины по каждому селению, хотя и не составляющему сельского общества, но имеющему отдельное землевладение" <*>. Исходя из вышесказанного, можно заключить, что правовой статус и фактическая роль старосты сельского управления пореформенного периода зависели от многих факторов, в том числе и от региона функционирования. -------------------------------- <*> Там же. С. 30.

Название документа