Правовые основы деятельности операторов виртуальных сетей подвижной связи

(Вайпан В. А., Гладких С. Р.)

("Право и экономика", 2006, N 1)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ

ВИРТУАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ПОДВИЖНОЙ СВЯЗИ

В. А. ВАЙПАН, С. Р. ГЛАДКИХ

Вайпан Виктор Алексеевич, управляющий партнер Консалтинговой группы "Юстицинформ", заведующий отделом научных договорных работ Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник Арбитражного суда города Москвы", ответственный секретарь Собрания действующего законодательства г. Москвы, член Центрального совета Союза юристов России, член научно-методического совета при ЦИК России, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы.

Родился 19 июня 1964 г. в г. Волхове Ленинградской обл.

Специалист по гражданскому и трудовому законодательству, рынку ценных бумаг и сделок по купле-продаже бизнеса.

Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи, транспорта и энергетики. В качестве эксперта или руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных законопроектов и иных нормативных правовых актов. Участвовал во многих сложных арбитражных делах.

Автор (соавтор) более 60 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике).

Гладких Сергей Рудольфович, руководитель Аналитического правового центра "Юридического Дома "Юстицинформ". Аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Специалист по гражданскому, налоговому праву, по гражданскому и арбитражному процессу, а также по системному анализу законодательства.

Родился 29 апреля 1977 г. в Москве. Окончил МГЮА в 2001 г. Имеет успешный опыт налогового консультирования предприятий и представительства организаций в суде по налоговым спорам.

Автор ряда комментариев к законодательству, книг и многочисленных публикаций в юридических журналах.

В настоящее время в России активизируется деятельность операторов виртуальных сетей мобильной связи - организаций, предоставляющих услуги подвижной радиотелефонной связи и не имеющих собственных базовых станций и радиочастотного ресурса. В мире операторов таких сетей (их уже более 200) называют MVN O (Mobile Virtual Network Operator). По оценке компании Yankee Group, в 2010 г. только в США будет более 29 млн. абонентов MVN O.

Операторы виртуальных сетей при предоставлении услуг подвижной связи используют на договорной основе инфраструктуру действующих сетей связи и фактически имеют все признаки обычной сети связи (свой коммутатор и номерную емкость, код сети, биллинг и т. д.), за исключением подсистемы базовых станций и собственной радиочастоты.

В нашей стране уже создано несколько компаний, нацеленных на оказание услуг виртуальной мобильной связи (например, Народный мобильный телефон (НМТ), NetCom). В феврале 2005 г. научно-технический совет Мининформсвязи России принял решение о создании опытных зон виртуальных операторов. Первыми разрешение на проведение испытаний в опытных зонах получили "Евросеть" и "НМТ". Однако операторы виртуальной связи столкнулись с трудностями при получении лицензий на оказание услуг связи. Ключевой проблемой стала правовая неопределенность статуса "виртуального оператора", ссылки на необходимость внесения изменений в нормативные акты в области связи, в том числе касающиеся возможности лицензирования нового вида деятельности (MVN O).

Действительно, в имеющихся нормативных актах прямо не упоминается об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи операторами, не обладающими собственными базовыми станциями и радиочастотным ресурсом. Вместе с тем нет в законодательстве и запрета на возможность лицензирования указанной деятельности и оказания услуг виртуальной мобильной связи. Для правильного разрешения этой коллизии необходимо дать ответы на следующие вопросы.

Распространяются ли требования ст. 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" о необходимости получения лицензии оператора связи на деятельность организаций, создавших сеть подвижной радиотелефонной связи со своей инфраструктурой (коммутатор, номерная емкость, код сети, биллинг и др.) без подсистемы базовых станций (так называемых операторов виртуальных сетей подвижной связи) и оказывающих услуги связи абонентам?

Применимы ли разд. 11 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161, и Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328, к деятельности организаций, создавших сеть подвижной радиотелефонной связи со своей инфраструктурой (коммутатор, номерная емкость, код сети, биллинг и др.) без подсистемы базовых станций и оказывающих услуги связи абонентам?

1. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Деятельность юридических лиц по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 1 ст. 29 Закона о связи).

Услуги, в том числе услуги связи, являются самостоятельным объектом гражданских правоотношений, оборот которых регулируется как нормами гражданского законодательства (субъект оказания услуг, потребитель услуг, существенные условия договора, опосредующего оказание услуг), так и нормами административного законодательства (лицензирование деятельности по оказанию конкретного вида услуг, получение разрешения на использование определенных предметов, необходимых для оказания услуги, согласование условий оказания услуг с соответствующим государственным органом).

Оказание услуги, в том числе услуги связи, в правовом смысле характеризуется конкретными фактическими действиями субъекта права, в частности оператора связи, содержание которых предопределяет правовой режим оказания данной услуги.

Оказание услуг подвижной связи предполагает фактическое предоставление абоненту соединений по сети подвижной радиотелефонной связи для приема (передачи) голосовой, а также неголосовой информации с обеспечением непрерывности связи независимо от местоположения абонента, в том числе при его передвижении, а также обеспечение соединений с абонентами и (или) пользователями сетей фиксированной телефонной сети связи общего пользования.

Организация, создающая сеть подвижной радиотелефонной связи с использованием подсистемы базовых станций других операторов подвижной связи на основании соответствующих договоров, имеет техническую возможность предоставлять своим абонентам соединения для приема (передачи) голосовой, а также неголосовой информации с обеспечением непрерывности связи независимо от местоположения абонента, в том числе при его передвижении, а также соединения с абонентами сетей фиксированной телефонной сети связи общего пользования.

Таким образом, фактическое содержание деятельности организации, создавшей сеть подвижной радиотелефонной связи без собственной подсистемы базовых станций (так называемый оператор виртуальной сети подвижной связи), но с использованием подсистемы базовых станций других операторов, характеризует такую деятельность, как оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

При условии возмездности таких услуг, оказываемых абонентам, организации требуется в соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о связи получить лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с внесением в лицензию наименования "услуги подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования".

2. Возможность получения оператором связи, создавшим сеть подвижной радиотелефонной связи без собственной подсистемы базовых станций, лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования основана на том, что фактические действия по оказанию услуг подвижной связи указанным оператором идентичны фактическим действиям других операторов связи, имеющих в пользовании (собственность или аренда) базовые станции и выделенную полосу радиочастот.

Одним из публично-правовых механизмов регулирования деятельности субъектов права является не только определение содержания оказываемых услуг, требующих лицензирования, но и установление четких условий и требований, которым должна соответствовать деятельность субъекта и несоблюдение которых влечет отказ в выдаче лицензии.

В развитие ст. 29 Закона о связи Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87 были утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и Перечень лицензионных условий.

В соответствии с разд. 11 Перечня лицензионных условий (далее - Разд. 11) оказание услуг подвижной связи является лицензируемым видом деятельности. К обязательным лицензионным условиям при оказании услуг подвижной связи, в частности, относятся:

соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия при присоединении сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата к сети связи общего пользования, присоединении к сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата других сетей связи, осуществлении учета и пропуска трафика в сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата, учета и пропуска трафика от(на) сетей связи других операторов;

выполнение обязательств, принятых при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение лицензии;

выполнение в процессе оказания услуг условий, установленных при выделении полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала;

наличие соответствующей требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов в области связи системы управления сетью связи;

обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В то же время следует отметить, что выделение полосы радиочастот конкретному оператору не является обязательным условием получения лицензии на оказание услуг подвижной связи. Буквальное толкование п. 8 Разд. 11 позволяет сделать вывод о том, что данное условие относится к деятельности только того оператора, которому фактически была выделена полоса радиочастот либо присвоены (назначены) радиочастота или радиочастотный канал. Соответственно, не может быть отказано в получении лицензии на оказание услуг подвижной связи оператору, не имеющему выделенной полосы радиочастот, но предоставляющему своим абонентам соединения с использованием радиочастотных ресурсов, принадлежащих другим операторам связи, которым такие ресурсы выделены. Именно последние операторы обязаны и имеют фактическую возможность выполнять в процессе оказания услуг условия, установленные при выделении им полос радиочастот и присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала.

Аналогичные выводы касаются лицензионного условия о необходимости выполнения лицензиатом обязательств, принятых при участии в торгах (аукционе, конкурсе) на получение лицензии. Если лицензия была получена оператором связи без проведения торгов (аукциона, конкурса), то не возникает и обязательств по соблюдению каких-либо условий, связанных с торгами (аукционом, конкурсом). Статья 31 Закона о связи допускает выдачу лицензии, предусматривающую при оказании услуг связи использование радиочастотного спектра, на основании решения о возможности выдачи лицензии только по результатам рассмотрения заявления о предоставлении лицензии без проведения торгов (аукциона, конкурса). Проведение торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии обязательно только тогда, когда услуга связи будет оказываться с использованием радиочастотного спектра, а государственная комиссия по радиочастотам установит, что доступный для оказания услуг связи радиочастотный спектр ограничивает возможное количество операторов связи на данной территории. В этом случае победителю торгов (аукциона, конкурса) выдается лицензия и выделяются соответствующие радиочастоты (подп. 1 п. 1 ст. 31 Закона о связи). Соответственно, если оператор, предоставляющий услуги подвижной связи без собственной системы базовых станций, не использует какой-либо ограниченный сетевой ресурс, то он может получить лицензию без участия в торгах (аукционах, конкурсах).

Таким образом, на основании ст. 29 Закона о связи разд. 11 Перечня лицензионных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, определены существенные фактические условия предоставления оператором связи своим абонентам соединений по сети подвижной радиотелефонной связи, которые являются обязательными лицензионными условиями осуществления деятельности в области оказания данных услуг связи. К ним относятся наличие сети радиотелефонной связи, присоединенной к другим сетям радиотелефонной и фиксированной телефонной связи, управление сетью связи, обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий и др. При этом те условия лицензии, исполнение которых не касается и не может быть возложено на конкретного лицензиата, не подлежат соблюдению таким оператором связи.

3. В соответствии со ст. 2 Закона о связи под сетью связи понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Правила построения и технической эксплуатации сетей связи регулируются специальными нормативными актами в области связи. К нормативным актам, регламентирующим техническую сторону построения сети, относится Приказ Госкомсвязи РФ от 19 октября 1998 г. N 187, которым утверждены "Правила технической эксплуатации первичных сетей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации. Книга 6. Правила технической эксплуатации электроустановок предприятий первичных сетей" (далее - Правила). 8 августа 2005 г. Приказом Мининформсвязи России N 97 были утверждены Требования к построению телефонной сети связи общего пользования, вводимые в действие с 1 января 2006 г., где в разд. 3.2.1 определены требования к построению сетей подвижной радиотелефонной связи (далее - Требования).

Согласно п. 4.1.1 Правил под первичной сетью общего пользования понимается совокупность типовых физических цепей, типовых каналов передачи и сетевых трактов, образованная на базе сетевых узлов, сетевых станций, оконечных устройств этой сети и соединяющих их линий передачи. Первичная сеть открыта для предоставления типовых физических цепей, типовых каналов передачи и сетевых трактов всем физическим и юридическим лицам.

В соответствии с п. 3.2.3 книги 1 Правил на основе типовых трактов, типовых каналов передачи и типовых физических цепей первичных сетей с помощью узлов и станций коммутации организуются различные вторичные сети (телефонная, телеграфная, передачи данных, передачи газет, сети распределения программ ТВ и ЗВ). Вторичные сети обеспечивают транспортировку, коммутацию, распределение сигналов в службах электросвязи. На базе вторичных сетей организуются системы электросвязи, представляющие собой комплекс технических средств, осуществляющих электросвязь определенного вида, и включающие в себя соответствующую вторичную сеть и подсистемы: нумерации, сигнализации, учета стоимости и расчета с абонентами, технического обслуживания и управления.

С учетом указанной нормативно-технической классификации любая подвижная радиотелефонная сеть связи относится к вторичным сетям.

На основе нормативно-технической базы, определенной в Правилах, были выработаны Требования к построению телефонной сети связи общего пользования, в соответствии с которыми сеть возникает при соединении между собой узлов связи, обеспечивающих пропуск трафика, т. е. поток вызовов, сообщений, сигналов электросвязи, посредством которого соединяются абоненты.

Порядок присоединения сетей электросвязи (и их взаимодействия), в том числе телефонных, определен в Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия (далее - Правила присоединения), утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161.

В соответствии с Требованиями и Правилами присоединения сеть подвижной радиотелефонной связи относится к сетям зоновой телефонной связи, не определяемым географически в пределах территории РФ и использующим ресурс нумерации географически не определяемых зон нумерации. В отличие от кода географически определяемой зоны нумерации, позволяющего определить местоположение пользовательского (оконечного) оборудования в пределах территории субъекта РФ, код географически не определяемой зоны нумерации позволяет определить вид услуги электросвязи или сеть электросвязи, функционирующую в пределах всей территории РФ или ее части.

В соответствии с Правилами присоединения под узлом связи понимаются средства связи, выполняющие функции систем коммутации.

В разделе 3.2.1 Требований к построению сети подвижной радиотелефонной связи указано на необходимость наличия сетевых узлов подвижной радиотелефонной связи, непосредственно соединенных с базовыми станциями и ретрансляторами систем подвижной радиотелефонной связи либо смежных с узлами, имеющими такое соединение. В пункте 21 разд. 3.2.1 установлено требование наличия присоединения сети подвижной радиотелефонной связи в каждом из субъектов, в которых она функционирует, к сети фиксированной зоновой телефонной связи, а в п. 24 определено, что не менее одного из узлов связи должно быть присоединено к узлу обслуживания вызовов экстренных оперативных служб, расположенному в поселении - административном центре этого субъекта РФ, либо к узлу связи, имеющему соединение с данным узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб. При этом разд. 3.2.1 не содержит требований обязательного наличия базовых станций в каждой сети подвижной радиотелефонной связи.

Схема построения оператором сети подвижной связи без базовых станций (далее - оператор виртуальной сети) предполагает наличие центра коммутации, соединенного линией передачи с центром коммутации оператора подвижной связи, имеющего базовые станции (далее - оператор базовой сети), а также с узлом связи фиксированной зоновой телефонной связи, расположенным в субъекте РФ.

Сигнал абонента оператора виртуальной сети принимается базовой станцией оператора базовой сети, затем поступает в центр коммутации оператора базовой сети, откуда направляется в центр коммутации оператора виртуальной сети, который и обеспечивает соединение с абонентами других операторов подвижной или фиксированной сети связи, ведет учет стоимости соединения (биллинг).

В сети оператора виртуальной сети подвижной связи центр коммутации является смежным с узлом связи (центром коммутации) оператора базовой сети, непосредственно соединенного с базовыми станциями и ретрансляторами систем подвижной радиотелефонной связи. Аналогично у оператора виртуальной сети центр коммутации соединен с узлом связи фиксированной зоновой телефонной связи и с узлом обслуживания вызовов экстренных оперативных служб.

Таким образом, сеть оператора связи, оказывающего услуги подвижной связи без подсистемы базовых станций, (т. н. виртуальная сеть подвижной связи), полностью соответствует Требованиям к построению сетей подвижной связи, утв. Приказом Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. N 97, вводимых в действие с 1 января 2006 г.

Согласно п. 8 Правил присоединения присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключенных операторами сетей связи договоров о присоединении сетей электросвязи и с соблюдением требований, установленных Правилами. Соблюдение правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия при присоединении сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата к сети связи общего пользования, при присоединении к сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата других сетей связи, при осуществлении учета и пропуска трафика в сети подвижной радиотелефонной связи лицензиата, учета и пропуска трафика от(на) сетей связи других операторов является одним из обязательных лицензионных условий.

Оператор виртуальной сети, являясь оператором сети зоновой телефонной связи, имеет техническую возможность оказывать услуги присоединения другим операторам сетей зоновой телефонной связи, сетей местной телефонной связи, сетей передачи данных. При этом сам оператор виртуальной сети присоединяется к фиксированной зоновой телефонной связи.

Правовой анализ порядка и существенных условий присоединения сетей электросвязи, определяемых в разд. 3 и 4 Правил присоединения, не выявляет пробелов нормативной базы, не позволяющих применять указанные Правила к порядку и существенным условиям присоединения виртуальной сети подвижной связи к базовым сетям подвижной связи и фиксированной зоновой телефонной сети связи.

Порядок пропуска трафика к/от абонентам(ов) оператора виртуальной сети подвижной связи также будет соответствовать Требованиям к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утв. Приказом Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. N 98, вводимым в действие с 1 января 2006 г.

Правила оказания услуг подвижной связи (далее - Правила оказания услуг), утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328, вводимые в действие с 1 января 2006 г., регулируют отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиотелефонной связи.

Согласно п. 6 Правил оказания услуг подвижной связи к сети подвижной связи подключается абонентская станция (абонентское устройство), которая соответствует установленным требованиям, а оператор обеспечивает абоненту возможность пользования услугами 24 часа в сутки. Также оператор должен обеспечивать бесплатно и круглосуточно каждому абоненту вызов экстренных служб посредством набора номера (номеров), единого на всей территории РФ для соответствующей службы.

Правилами оказания услуг на оператора подвижной сети связи возложена обязанность создания системы информационно-справочного обслуживания. При этом ряд информационно-справочных услуг, указанных в п. 12 Правил, оператор должен оказывать бесплатно и круглосуточно.

С учетом схемы построения виртуальной сети подвижной связи у оператора имеется техническая возможность оказания услуг согласно указанным Правилам. Фактически услуга подвижной связи в виртуальной сети оказывается с использованием технических средств и сооружений связи операторов базовой сети, а правоотношения с потребителем данной услуги (абонентом) оформляются договором с оператором виртуальной сети подвижной связи.

Разделы 2 - 4 Правил оказания услуг, регулирующие порядок и условия заключения, исполнения, приостановления, изменения и расторжения договора с абонентом оператора подвижной сети связи полностью могут быть применимы и к договорам с оператором виртуальной сети подвижной связи. Аналогично оператор виртуальной сети подвижной связи несет ответственность за качество оказываемых услуг связи, предусмотренную в разд. 6 Правил оказания услуг. Юридическая ответственность оператора виртуальной сети подвижной связи перед своими абонентами при временных перерывах в связи по техническим причинам или при отказе от обслуживания при ликвидации компании оператора не отличается от ответственности оператора базовой сети подвижной связи в аналогичных случаях.

Лицензионные условия о наличии системы управления сетью связи и обеспечения реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий также соблюдаются в деятельности оператора виртуальной сети подвижной связи.

Особенности лицензирования деятельности оператора виртуальной сети подвижной связи определяются фактическим существом деятельности последнего. С учетом технической возможности оператора виртуальной сети использовать базовые станции операторов сети радиотелефонной связи разных стандартов (N MT-450, GSM-900/1800, IMT-MC-450), в лицензии невозможно установить ограничения на количество стандартов, в рамках которых оператор виртуальной сети может оказывать услуги связи.

С учетом технических условий построения сети и при наличии присоединения в каждом субъекте РФ к сети фиксированной зоновой телефонной связи оператор виртуальной сети подвижной связи может оказывать услуги на всей территории РФ.

***

Таким образом, фактические условия предоставления оператором связи своим абонентам соединений по сети подвижной радиотелефонной связи, построенной без подсистемы базовых станций и выделенных радиочастот, соответствуют лицензионным условиям, предусмотренным в разд. 11 Перечня лицензионных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 2005 г. N 87, что не требует обязательного внесения в указанный раздел изменений и дополнений с целью учета специфики виртуальных сетей подвижной связи при выдаче лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

Оператор сети подвижной радиотелефонной связи, построенной без подсистемы базовых станций и выделенных радиочастот, имеет возможность технического присоединения своей сети к другим сетям подвижной и фиксированной связи и правового оформления отношений присоединения в соответствии с Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161.

Сеть подвижной радиотелефонной связи без подсистемы базовых станций будет соответствовать вводимым с 1 января 2006 г. Требованиям к построению сетей подвижной связи, утв. Приказом Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. N 97, а пропуск трафика от/к абонентов(ам) оператора виртуальной сети подвижной связи не будет противоречить Требованиям к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утв. Приказом Мининформсвязи России от 8 августа 2005 г. N 98.

Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328, вводимые в действие с 1 января 2006 г., также полностью применимы к услугам связи оператора виртуальной сети подвижной связи.

Выводы.

1. Анализ действующих нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, вступающих в силу с 1 января 2006 г., регулирующих деятельность операторов сетей подвижной радиотелефонной связи, показывает возможность их применения без внесения каких-либо изменений и дополнений к деятельности операторов подвижной радиотелефонной сети связи, построенной без подсистемы базовых станций и не имеющей собственного радиочастотного ресурса (операторов виртуальной сети подвижной связи).

2. В настоящее время отсутствуют юридические препятствия для выдачи лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в сети связи общего пользования организации, создающей сеть подвижной связи без подсистемы базовых станций и не имеющей собственного радиочастотного ресурса. Учитывая то, что при создании виртуальной сети подвижной связи не используется ограниченный сетевой ресурс, проведение торгов (аукциона, конкурса) при выдаче такой лицензии не требуется.

3. Оператор, предоставляющий услуги подвижной радиотелефонной связи без использования собственной подсистемы базовых станций, несет юридическую ответственность, предусмотренную в разд. 6 Правил оказания услуг связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 мая 2005 г. N 328, которая не отличается от ответственности оператора базовой сети подвижной связи перед своими абонентами за оказываемые услуги связи.

Название документа