Выявление и расследование преступлений в сфере автострахования, совершенных с участием сотрудников ГИБДД
(Халиков А.) ("Законность", 2006, N 1) Текст документаВЫЯВЛЕНИЕ И РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ АВТОСТРАХОВАНИЯ, СОВЕРШЕННЫХ С УЧАСТИЕМ СОТРУДНИКОВ ГИБДД
А. ХАЛИКОВ
А. Халиков, следователь по особо важным делам Прокуратуры Республики Башкортостан.
Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств достаточно быстро породило новый вид преступлений, связанных с имитацией страховых случаев, в результате которых путем мошеннических действий похищаются денежные средства страховых компаний.
Для такого рода хищений требуется специальная криминальная комбинация с привлечением нескольких лиц, среди которых могут быть и те, служебная деятельность которых связана со страховыми учреждениями либо имеет отношение к оформлению документов для страховых случаев. Это сотрудники страховых компаний, которые занимаются подготовкой документов и производством выплат по страховым делам, эксперты-оценщики, рассчитывающие материальный ущерб по страховым случаям, а также работники ГИБДД, оформляющие протоколы и иные акты по дорожно-транспортным происшествиям. И если подготовка рассматриваемого хищения начинается с планирования преступления и подбора участников, то само исполнение преступления берет начало от действий работников милиции (ГИБДД) по документальному оформлению несуществующего ДТП, без чего невозможна реализация преступного умысла. Криминалистическая характеристика такого преступления в общем виде выглядит следующим образом: руководитель группы подбирает лиц, имеющих автомобили, у которых есть недавние повреждения от других аварий и по этим повреждениям завершены споры между сторонами. При другой криминальной ситуации, о которой мы скажем далее, могут быть подобраны лица, у которых машины вообще не имели повреждений, но они согласились отдать документы на них преступникам (свидетельство о регистрации, паспорт технического средства, техталон) для оформления по этим документам подложной аварии. Среди тех и других лиц могут быть руководители автосервисов и автомастерских, где ремонтируются поврежденные автомобили. Следующий этап - оформление подложного протокола о ДТП, когда происходит прямой служебный подлог. В этом случае требуется найти работников ГИБДД, которые согласятся за определенную плату составить сфальсифицированный протокол осмотра места ДТП, соответствующую схему к нему либо написать рапорт с той же схемой о якобы произошедшем ДТП. Как показало расследование ряда подобных уголовных дел по г. Уфе, таких работников милиции было немало. Причем активно участвовали в этой преступной деятельности как средний руководящий состав, так и сержанты милиции - сотрудники ДПС. Есть два способа фальсификации дорожно-транспортного происшествия. Первый, это когда моделируется сам факт ДТП. В таком случае машины с повреждениями ставятся на место подложного ДТП и работники милиции составляют схему автоаварии с понятыми и с настоящими водителями. При этом может быть произведено фотографирование места происшествия, присутствуют настоящие понятые и другие лица. То есть строится полная модель несуществующей автоаварии на месте происшествия. Другой, более распространенный случай, когда автоавария вовсе не моделируется, а инспектор ГИБДД составляет протокол либо рапорт о ДТП у себя в кабинете, не выезжая ни на какие осмотры. Он придумывает дорожно-транспортное происшествие, изображает его на схеме, переписывает данные машины в протокол ДТП и направляет все эти документы в службу административной практики. Там на основании представленных актов выносится постановление об административном правонарушении при заранее обговоренном виновнике происшествия. Причем лицо, выносящее такое решение, часто не в курсе того, что представленные бумаги фальсифицированы. В этом случае данные о понятых могут быть выдуманы либо это знакомые участников преступной группы. Порой лица, которые представили мошенникам свои документы на автомобили, могут не знать, что они стали как бы участниками аварии. После оформления всех процедурных вопросов в ГИБДД с вынесенным решением по делу документы передаются для проведения оценочной экспертизы. Часто в этом случае собственники машины оформляют доверенность на ведение всего страхового дела другому лицу - нередко руководителю преступной группы. Однако порой сама доверенность оказывается подложной. Дело в том, что организаторам хищения невыгодно, чтобы о преступлении знали многие - как из соображений безопасности, так и из материальных интересов, поскольку собственник машины может попросить себе долю из похищаемых денег. Преступники предпочитают оформить подложную доверенность с правом получения денег из страховой компании, чем отдавать часть наживы. Эксперт-оценщик может быть включен в преступную группу, а может и не знать, что его используют в схеме преступления. Если эксперт является членом преступной группы, то он составляет подложное заключение о наличии повреждений машины, завышая, как правило, стоимость повреждений. Вопрос с обязательным в этих случаях фотографированием поврежденной машины решается просто: путем представления другой машины с повреждениями, которая такого же примерно цвета (на фото цвет обычно искажается) и на которую прикреплены государственные номера машины, зафиксированной в административном протоколе о ДТП. Если же эксперт не знает о преступном деянии, то он фиксирует все повреждения на машине, не подозревая, что она ранее уже могла проходить экспертизу. После фальсифицирования ДТП и проведенной экспертом оценки ущерба преступники обращаются в страховую компанию за выплатой денег по страховому случаю. Чтобы все прошло без ненужных конфликтов, им удобнее, если лицо, оформляющее документы по страховому случаю, также было звеном преступной цепи. Если указанная схема направлена на один случай хищения, то работник страховой компании может и не участвовать в преступлении. Однако наш опыт показывает, что в многоэпизодной деятельности преступной группы часто участвует и работник страховой организации. Нет необходимости говорить о значении "своего" человека в страховой компании, когда лучше заручиться поддержкой надежного исполнителя преступления. Тем более что практически в любой страховой организации существует своя служба безопасности, одна из задач которой - борьба с подложностью страховых дел. Есть и другие особенности рассматриваемых преступлений. Во-первых, сообщение о ДТП фиксируется на магнитных записях в дежурных частях милиции и во всех регистрационных журналах сообщений о происшествиях; во-вторых, работники ГИБДД могут указать при оформлении протокола о ДТП данные других сотрудников ГИБДД, чтобы в случае раскрытия обмана уйти от уголовной ответственности. При этом работник ГИБДД может оформлять протокол о ДТП по рапорту и схеме другого сотрудника и не знать, что рапорт и схема подложные; в-третьих, члены преступной группы чаще всего не знают друг друга при выполнении общей схемы преступления, поскольку каждый исполняет свою функцию, которая не зависит от других. Такова общая характеристика преступления, которое со времени введения обязательного автострахования начинает приобретать черты типичного явления в страховом деле. Распространенность и неоднократность таких хищений, совершаемых одной группой, объясняется большой латентностью такого рода преступлений, которые трудны для раскрытия. Члены группы работают на всех стыкующихся точках преступной деятельности, где есть опасность разоблачения. Еще одна причина распространенности указанного вида преступлений объясняется большим размером получаемой наживы, когда в фальсифицированных ДТП участвуют не российские машины, а дорогие иностранные модели, страховые выплаты от которых составляют несколько тысяч, а то и десятков тысяч долларов. Выявить подобные хищения крайне сложно, что требует комплексных следственных и оперативных методов в борьбе с этим явлением. Раскрытие анализируемых преступлений дается кропотливой работой оперативно-розыскного характера совместно со следователями прокуратуры, поскольку преступление берет начало в органах ГИБДД, т. е. в правоохранительных органах. Для выявления преступления следует прежде всего проанализировать в органах милиции компьютерный учет дорожно-транспортных происшествий в отдельно взятом регионе. Если одни и те же лица или машины часто попадают в автоаварии, то это должно вызвать обоснованные подозрения и требует проверки, действительно ли происходили такие происшествия. Другой способ выявления - анализ всей информационной базы крупных страховых компаний в регионе с целью установления одних и тех же машин или лиц, которым возмещаются страховые суммы. В этом случае могут быть выявлены одни и те же эксперты или инспектора ДПС, оформляющие документацию, лица, действующие по доверенности, и т. д. Причем, на наш взгляд, все факты действий по доверенности по страховым делам требуют обязательной проверки минимум службами безопасности страховых фирм. При выявлении сомнительных фактов ДТП с возмещением страхового случая следует начать их оперативную либо оперативно-следственную проверку. В данном случае неплохо зарекомендовала себя новая инженерно-техническая прочностная экспертиза (ИТПЭ). Результатом ИТПЭ являются расчетная форма деформированной конструкции, зависимости величин и направления сил, точек их приложения, геометрических характеристик конструкции, затрат энергии на деформацию от величины деформации конструкции. Эти данные дают возможность полностью восстановить обстоятельства ДТП от момента столкновения до момента разделения автомобилей и их остановки. Все это дает возможность проверить соответствие деформаций автомобилей обстоятельствам ДТП, указанным в административных протоколах и пояснениях их участников <*>. Для проведения такой экспертизы достаточно представления качественных фотографий деформированных автомобилей, которые обычно есть у эксперта, проводившего расчеты стоимости повреждений автомобиля, и которые, как правило, представляются в страховую компанию. После чего определяется соответствие деформаций на автомобиле по заявленной картине аварии из объяснений ее участников и протоколов ДТП. -------------------------------- <*> Никонов В. Н., Куприянов А. А. Экспертиза механизма дорожно-транспортных происшествий // Уголовный процесс. 2005. N 6. С. 53 - 57; Никонов В. Н. Технические методы противодействия страховым мошенничествам // Страховое дело. 2004. N 11. С. 36 - 40.
Из участников преступной группы и лиц, которые причастны к преступлению, обычно самым слабым звеном являются понятые, которые могут вообще не знать о ДТП и за которых могли расписаться посторонние лица. Во всяком случае, по нашим данным, понятые часто не имеют какого-либо корыстного интереса в деле, что дает возможность получить от них правдивые показания. В случае необходимости следует провести почерковедческие экспертизы для идентификации подписей понятых и иных участников осмотра места ДТП и действительных подписей проверяемых лиц. После этого (а лучше одновременно с допросом понятых) необходимо допросить всех водителей, которые якобы участвовали в подложной автоаварии. Здесь требуется тактика допроса, связанная с уточнением всех подробностей ДТП, когда станет видно, что показания водителей не только отражают разные фактические обстоятельства, но и противоречат друг другу. Имеют значение и показания о том, что происходило после ДТП, кто и как вызвал милицию, а также о других обстоятельствах происшествия. В случае установления преступных действий по показаниям понятых и водителей, якобы участвовавших в ДТП, необходимо незамедлительно вызвать для дачи пояснений сотрудников ГИБДД. В этом случае могут быть три варианта их показаний: 1) "забывчивость" происшествия со ссылкой, что таких ДТП много и прошло много времени; 2) утверждение, что вся схема ДТП соответствует фактическим обстоятельствам дела и 3) правдивый рассказ о мошеннических действиях. Отметим, что работники милиции, составляющие фальсифицированные акты об автоавариях, нередко выполняют указания своего руководства, о которых они предпочитают не говорить, а всю ответственность берут на себя. Исходя из развития той или иной следственной ситуации, наличия необходимых доказательств и показаний участников преступления, необходимо решить вопрос о задержаниях и заключении под стражу наиболее активных участников мошенничества. В этом случае следователь должен проанализировать всю совокупность доказательств, перспективу предъявления обвинения на основании собранных и проверенных данных, дать предварительную квалификацию действий каждого из участников хищения. После комплекса оперативных мероприятий и первоначальных следственных действий следует уяснить общую картину хищения, определить руководителя преступной группы, ее активных участников и лиц, которые случайно оказались вовлеченными в преступные действия. Последние чаще всего дают правдивые показания о своей роли в совершении преступлений и роли других участников хищения. В случае необходимости с целью стимулирования дачи показаний, обличающих действия всех участников преступной группы, в отношении некоторых из них возможно принятие решения о прекращении уголовного дела в связи с деятельным раскаянием. Следует осторожно подходить к проведению очных ставок между участниками преступной группы, чтобы очная ставка не оказалась сговором двух лиц с выработкой ими общей позиции по противодействию предварительному следствию. Очная ставка возможна только в случае полной уверенности, что лицо, дающее правдивые показания, будет обличать членов преступной группы, а не разделит их позицию, направленную на дачу ложных показаний. Все административные постановления, вынесенные на основании подложных документов о ДТП, необходимо отменить в надлежащем порядке через суд путем внесения протеста прокурором. При расследовании хищений из страховых организаций необходимо наладить тесное сотрудничество с их службами безопасности. При этом весьма трудно выявить члена преступной группы в самой страховой компании. Чаще всего для этого требуется проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий. Мы описали наиболее общую схему преступления, связанную с автострахованием. Разумеется, в каждом случае могут быть свои особенности и нюансы, присущие расследованию любого отдельно взятого уголовного дела.
Название документа