Профилактика алкоголизации населения

(Кречетов Д.)

("Законность", 2005, N 11)

Текст документа

ПРОФИЛАКТИКА АЛКОГОЛИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ

Д. КРЕЧЕТОВ

Д. Кречетов, первый заместитель прокурора Нижегородской области, кандидат юридических наук.

Из года в год в России растет количество потребления алкоголя, достигая, по некоторым данным, от 10 до 15 литров в год на душу населения. При этом более 40% рынка алкоголя составляет незаконный оборот (алкоголь домашней выработки, суррогаты, технический алкоголь).

По мнению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, "идет выраженная алкоголизация центральных регионов России". В стране насчитывается 2 млн. 207 тыс. хронических алкоголиков. На каждые 6 мужчин, страдающих этой болезнью, приходится 1 женщина, что особенно опасно при учете женских репродуктивных функций. Отмечается рост злоупотреблений алкоголем среди подростков. Смертность от алкогольных отравлений составляет около 15 человек на 100 тыс. населения, при этом от острых алкогольных отравлений ежегодно погибает около 30 - 40 тыс. человек.

Социальный ущерб от алкоголизма огромен: растет преступность, распадаются семьи, возрастает беспризорность, сокращается продолжительность жизни, происходит деградация личности и общества в целом.

Учитывая важность проблемы, прокуратура Нижегородской области сконцентрировала усилия на профилактике алкоголизации населения, что позволило добиться определенных результатов.

Работа была построена по нескольким основным направлениям: надзор за законностью правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления; надзор за исполнением законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции (противодействие производству и реализации "неучтенного" алкоголя; нарушения в розничной продаже алкогольной продукции; лицензирование; реклама алкогольных напитков и др.); координация деятельности правоохранительных и контролирующих органов; уголовное преследование за производство, хранение, перевозку либо сбыт алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности.

Особое внимание уделяется вопросу соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на продажу алкогольной продукции вблизи детских, культовых и лечебно-профилактических учреждений, мест массового скопления граждан, нахождения источников повышенной опасности и оптовых продовольственных рынков (ст. 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

По заявлению прокуратуры Нижегородской области признаны недействующими нормы Порядка определения прилегающих к объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 9 сентября 2004 г., которыми предусматривалась возможность снижения размера прилегающих территорий, где запрещается продажа алкоголя.

Аналогичные нарушения устранены на местах по требованию прокуроров городов и районов. Так, по протесту прокурора Большемурашкинского района отменено постановление местной администрации, которым предусмотрена возможность выдачи комиссией по контролю за оборотом алкогольной продукции разрешений отдельным субъектам на торговлю алкогольной продукцией на "запрещенных территориях".

По инициативе прокуроров практически во всех муниципальных образованиях были приняты правовые акты, устанавливающие прилегающие территории к объектам, рядом с которыми законодательством запрещена или ограничена реализация алкогольной продукции.

Благодаря активной позиции прокуратуры и надлежащей координации работы правоохранительных и контролирующих органов в 2004 г. и первом полугодии 2005 г. на территории Нижегородской области в 810 торговых точках запрещена торговля алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

В ходе регулярных проверок прокурорами городов и районов устраняются многочисленные нарушения при выдаче органами местного самоуправления лицензий на продажу алкоголя.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции нередко выдавались при отсутствии в заявлении о выдаче лицензии необходимых реквизитов, позволяющих идентифицировать лицензиата, без регистрации и экспертизы представленных для получения лицензии документов, без заключений органов внутренних дел, государственной противопожарной службы об оснащенности организации средствами охранной сигнализации и охранно-пожарной сигнализации, о соответствии производственных и складских помещений санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам и требованиям.

По всем выявленным нарушениям прокуроры внесли представления в органы местного самоуправления, по результатам рассмотрения которых должностные лица лицензирующих органов привлечены к дисциплинарной ответственности. Администрациями городов и районов, которые выполняют функции органов, лицензирующих деятельность по розничной продаже алкогольной продукции, за прошлый и текущий год аннулировано 14 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и приостановлено действие 33 лицензий.

Вследствие принципиальной позиции прокуратуры Законодательным Собранием принят Закон "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Нижегородской области", вступающий в силу с 1 января 2006 г., которым эти полномочия переданы органу исполнительной власти области.

При выявлении нарушений закона в сфере производства и оборота алкогольной продукции к виновным применяются меры административного воздействия.

Правоохранительными и контролирующими органами Нижегородской области, в том числе по инициативе прокуратуры, к административной ответственности за допущенные нарушения привлечены 4055 человек. В результате пресечены случаи продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии, незаконной реализации спирта, нарушения розничной продажи алкогольной продукции, продажи ее без акцизных марок, сертификата соответствия, товаротранспортных документов.

Наряду с этим значительное внимание уделено активизации работы по привлечению к уголовной ответственности лиц, реализующих опасную для здоровья людей спиртосодержащую продукцию.

До руководства и сотрудников органов внутренних дел прокуратурой области доведены жесткие требования по выявлению преступлений рассматриваемой категории. В целях обеспечения потребностей оперативно-следственного аппарата в исследовании изымаемой спиртосодержащей жидкости была улучшена работа ЭКЦ ГУВД.

Прокурорами районов и городов проведены координационные совещания, на которых намечены соответствующие меры.

Проделанная работа дала результаты: если в 2002 - 2003 гг. в области расследовались единичные случаи преступлений, предусмотренных ст. 238 УК, то в 2004 г. было возбуждено 379 уголовных дел, 311 из которых направлены в суд следователями прокуратуры. В 1-м полугодии 2005 г. в области зарегистрировано 914 преступлений этой категории, в суд направлено 712 уголовных дел.

Принятые меры позволили повлиять на снижение количества смертельных случаев от отравления алкоголем: в 2003 г. их было 1372, в 2004 г. - 1275, за первое полугодие текущего года зафиксировано 402 таких факта.

Прокуратурой области обобщена практика расследования этих преступлений и поддержания государственного обвинения в суде, выявлены характерные упущения, допускаемые следователями и прокурорами. В частности, многие сбытчики некачественной спиртосодержащей продукции в ходе доследственных проверок заявили о приобретении ими алкоголя в легальном обороте. Поэтому следователям было указано на необходимость внимательного осмотра места происшествия и места сбыта продукции с целью установления маркировочных знаков о запрете на применение в пищу жидкости на таре, обнаружения приспособлений для розлива жидкости, "черной" бухгалтерии, других важных доказательств.

Осуществляется постоянный контроль за рассмотрением указанных дел в суде, принципиально и последовательно отстаивается позиция обвинения. Так, в 2004 г. суды оправдали несколько граждан за сбыт под видом водки разбавленной и разлитой в бутылки жидкости для очистки автомобильных стекол, содержащей диэтилфталат. По мнению суда, субъектами преступления не могли быть лица, действия которых не связаны с предпринимательской деятельностью.

По представлениям прокуроров такие решения отменены Нижегородским областным судом, как необоснованные. При этом отмечено, что диспозиция ч. 1 ст. 238 УК РФ не содержит указания на специальный субъект в части, касающейся производства, хранения, перевозки в целях сбыта либо сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья потребителей. По смыслу закона субъектом преступления может быть любое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, непосредственно реализующее товар, выполняющее работы и оказывающее услуги.

Подробные методические рекомендации, связанные с расследованием преступлений, их квалификацией и поддержанием государственного обвинения в суде, опубликованы в бюллетене прокуратуры области и направлены в горрайпрокуратуры.

Работа по надзору за исполнением законодательства о производстве и обороте алкогольной продукции активно освещалась в средствах массовой информации. Только в первом полугодии этого года прокуроры более 100 раз информировали население об итогах проведенных проверок и принятых мерах прокурорского реагирования. Надеемся, что наши усилия дадут профилактический эффект.

Название документа