Социально-экономические причины и факторы развития теневой экономики в России

(Рахматуллин М. А., Вадюхина Р. Р.) ("Безопасность бизнеса", 2005, N 4) Текст документа

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

М. А. РАХМАТУЛЛИН, Р. Р. ВАДЮХИНА

В экономической литературе трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Это проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, "нормальных", экономических явлений, процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы <*>. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т. е. она представляет собой совокупность хозяйственных нелегальных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести. -------------------------------- <*> См.: Бокун Н., Кулибаба И. Теневая экономика; методы анализа // Вопросы статистики. 1997. N 7; Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. М., 1997; Крылов А. А. О теневой экономике без эмоций // Социалистический труд. 1990. N 2; Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. 1998. N 3; Ореховский П. А. Статистические показатели и теневая экономика // Российский экономический журнал. 1996. N 4; Улыбин К. А. Знакомая незнакомка // Теневая экономика. М.: Экономика, 1991.

Согласно другому мнению под теневой экономикой понимаются не учитываемые официальной статистикой и не контролируемые обществом производство, потребление, обмен и распределение материальных благ. Третья точка зрения: теневая экономика - все виды деятельности, направленные на формирование или удовлетворение потребностей, культивирующих в человеке различные пороки. Каждая из указанных точек зрения по-своему правильна и отражает в той или иной степени наблюдающиеся в экономике реальные процессы. Они характеризуют теневую экономику с различных сторон и по существу не противоречат друг другу. Вообще теневая экономика - это реакция хозяйствующих субъектов на систему, которая поставила их в положение жертвы правового и экономического беспредела. Причем такая составляющая экономики, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме, присутствует в той или иной степени в экономике любой страны. В англоязычных странах это явление называется неофициальная, подпольная, скрытая экономика, во французских изданиях - подземная, скрытая экономика, в Германии - теневая. В России в ходе трансформации экономики в рыночную систему стала быстро распространяться теневая деятельность в самых различных формах. Согласно данным Госкомстата России масштабы теневой экономики колеблются в пределах 22 - 25%, а по оценкам ФСБ РФ - 40% от ВВП. Масштабы ее деятельности расширяются и приобретают угрожающий характер экономической безопасности страны. Это новое явление в России недостаточно исследовано экономической наукой. Анализ имеющихся научных публикаций позволяет сделать вывод, что ни в западной, ни в отечественной экономической литературе до сих пор нет единого мнения ни по понятийному аппарату, ни по вопросам сущности и структуры теневой экономики. Почти не уделено внимания выяснению причин ее возникновения и развития. В небольшой статье нельзя объять необъятное. В данной работе мы попытаемся дать свои представления о причинах и факторах, обусловливающих появление теневых экономических отношений в общем в экономике и в частности в России. Экономическое поведение людей всегда носило и носит корыстный характер. Это относится и к нормальной, и к теневой экономической деятельности. Что заставляет людей заниматься хозяйственной деятельностью, что является побудительным мотивом принятия тех или иных решений? Общеизвестно, что таким мотивом являются потребности людей. Без их удовлетворения индивиды не могут ни жить, ни трудиться. Что мешает людям удовлетворять свои потребности в полной мере? Это, во-первых, ограниченные возможности самого человека и тех ресурсов, при помощи которых он смог бы удовлетворить свои потребности, и, во-вторых, его права, разработанные обществом, регламентирующие его поведение и ограничивающие его возможности в удовлетворении своих потребностей в тех или иных ситуациях. Таким образом, наиболее общую причину появления теневой экономической деятельности следует искать в основном противоречии экономики - в противоречии между растущими и изменяющимися потребностями общества и ограниченными для их удовлетворения производственными возможностями. С одной стороны, это противоречие заставляет людей совершенствовать процесс производства, с другой - оно же заставляет людей искать любые другие способы для удовлетворения своих потребностей, вплоть до криминальных. По какому пути пойдут люди, зависит уже не от самого указанного противоречия, а от множества условий и факторов, и не всегда только экономического характера. Анализ материалов о теневой экономике свидетельствует о том, что стремление получить максимум выгоды при минимальных затратах ведет к занятиям теневой экономической деятельностью. С другой стороны, эта же причина заставляет людей совершенствовать процесс производства, повышать производительность труда в рамках теневой экономики. Следовательно, подобно тому, как многие явления в экономике имеют положительную и отрицательную сторону, сама жизнь предполагает существование экономики в двух лицах, одна из которых - теневая экономика. Противоречие между потребностями и возможностями человека является необходимым, но еще не достаточным условием для возникновения и развития теневой экономики. Чтобы теневая экономика появилась в той или иной форме, то есть приобрела специфические черты, нужны еще определенные социально-экономические предпосылки. Наиболее общими из них, на наш взгляд, являются появление и развитие отношений собственности и государства. Собственность и государство, а также их институциональные формы - это два дополнительных фактора, ограничивающих производственные возможности человека. Если предположить, что человеку все дозволено, будет ли в этом случае в наличии теневая экономика? Пожалуй, нет. Она возникает тогда, когда есть ограничения социального характера и есть возможность их обойти. О собственности как причине появления теневых отношений можно говорить лишь в том плане, что с появлением ее наряду с нормальными формами имущественных отношений возникли и такие противозаконные формы отчуждения богатства, как мошенничество, хищение, грабеж, бандитизм и т. п. Названные типы материальных отношений были исторически первыми формами теневых отношений. Они сохраняются и по настоящее время, играя большую роль в трансформации нормальной экономики в "теневые" формы. Многие причины развития теневой экономики видят в формах собственности. Однако ни одна форма собственности (государственная, кооперативная, частная) сама по себе ни в большей, ни в меньшей степени не предрасположена к теневой экономике. И вообще не надо искать истоки теневой экономики в формах собственности. Дело не в них, а в том, как они организованы, как взаимодействуют, в какую экономическую среду погружены и насколько умело регулируются. Таким образом, о собственности как причине возникновения теневых отношений следует говорить только в рамках того, что она обусловливает появление особой формы теневых отношений, таких, например, как отношения, направленные против собственности, и уже от развития деформированных форм собственности зависят формы проявления теневых отношений. То же самое можно сказать и о государстве. На определенном этапе развития общественного производства возникают причины, требующие государственного вмешательства в экономику, которые в определенное время ограничивают действия хозяйствующих субъектов. Любое подобное вмешательство всегда есть реализация чьих-то интересов, часто вопреки интересам других. И пытаясь обойти установленные барьеры, люди могут прибегнуть к формам теневой деятельности. Отсюда следует, что собственность и государство не являются прямой и непосредственной причиной появления теневых форм экономической деятельности. Но в формах их реализации и вышеуказанных функциях, когда они приобретают деформированный характер, имеется реальная возможность трансформации (перевоплощения) экономики в направлении теневых форм. Распространенность "теневой" деятельности в решающей степени зависит от общего состояния экономики, уровня жизни и воспитания населения, а также от характера и целенаправленности социально-экономической политики государства. При этом необходимо иметь в виду, что среди факторов, обусловливающих развитие теневой экономики, есть общеэкономические и специфические. Первые могут действовать в любой стране и в любой период времени, вторые появляются в определенных условиях в зависимости от особенностей развития конкретной страны, от степени зрелости общественных отношений, форм обустройства общества. К первой группе факторов следует отнести: 1) общее состояние экономики, ее зрелость, устойчивость; 2) масштабы и характер безработицы; 3) размеры получаемого дохода и степень его дифференциации; 4) продолжительность рабочего времени и интенсивность труда; 5) тяжесть налогообложения; 6) масштабы и функции государственного сектора. Ко второй группе факторов следует отнести применительно к России: 1) экономическое наследие СССР; 2) особенности проводимых рыночных реформ. Отсутствие ясно продуманного курса реформ, слабость государства и политизация принимаемых решений явились фундаментальными факторами развития теневых отношений в России в переходный к рынку период. В бывшем СССР теневая экономика выполняла как экономическую, так и социальную роль, которая заключалась в том, что теневая экономика компенсировала недостатки работы официальной советской экономики, сущность которой заключалась в плановом ведении хозяйства, и по мере ее развития все сложнее становилось осуществлять директивное управление сверху. Плановое ведение хозяйства приводило к возникновению "диспропорций". При наличии утвержденных производственных планов по-разному осуществлялось материально-техническое обеспечение предприятий: одни испытывали дефицит сырья, техники, а другие, наоборот, их избыток. Руководители предприятий были вынуждены устанавливать горизонтальные связи и решать вопросы. Кроме того, она заключалась в обеспечении социальной ниши для предприимчивых людей, которые не могли реализовать себя в официальных структурах, стремившихся самореализоваться, получать вознаграждение за свои услуги. В настоящее время многое изменилось, но многое остается по-прежнему. На первом этапе экономических реформ в стране наметилось снижение приписок и искажений отчетности, что было связано с верой в демократизацию общества. В дальнейшем хозяйствующие структуры под воздействием постоянно корректируемой политики и неопределенной позиции государства вынуждены были перейти на двойную бухгалтерию (для себя и для государства), вести расчеты в наличных деньгах, оплачивать труд рабочих по ведомости и в "конвертах" и т. д. Но одновременно появились новые, деформирующие экономику и укрепляющие ее теневой характер отношения: это бартер, уход от налогов, завышенная оценка натуральных продуктов, выдаваемых вместо заработной платы, и необходимость реализации этой продукции, многообразные формы борьбы за выдачу заработной платы и поиск дополнительных заработков, товарные взаимозачеты на региональном и муниципальном уровнях вместо нормальной налоговой системы. К сожалению, приходится констатировать, что само государство своими действиями способствует становлению теневой экономики. Так, например, в 1992 г. государство фактически ликвидировало все сбережения граждан. Невиданными темпами была осуществлена почти 80%-ная либерализация цен. Огромный скачок цен вызвал широкомасштабный кризис неплатежей, ускоренный спад производства, произошло снижение и без того низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Одномоментное открытие экономики способствовало быстрому заполнению торговых прилавков некачественной дешевой зарубежной продукцией, последующему развалу, спаду и тихому отмиранию отечественного промышленного и сельскохозяйственного производства. Глубокий спад производства, в свою очередь, привел к сокращению внутренней потребности в энергоносителях, в сырье, а также к росту экспорта сырьевых ресурсов. В 1993 г. спонтанная приватизация снизу привела к присвоению государственной собственности, созданию системы предпринимательства, направленной не на наращивание экономического потенциала и повышение эффективности производства, а на получение сверхдоходов и на передел имущества. В ходе приватизации государственных предприятий возникли группы распорядителей собственности, состоящие из бывших первых лиц, которые впоследствии стали первыми лицами крупных совместных предприятий, фондов, акционерных банков и т. д. В процессе приватизации государственная собственность была распродана по заниженным ценам. Впервые за многие десятилетия в России возникла армия безработных, что привело к пьянству, наркомании, проституции, бродяжничеству и в целом к распространению преступного образа жизни. Растет и скрытая безработица, не по своей воле трудовые люди работают неполный рабочий день или находятся полностью или частично в неоплачиваемом отпуске. Одним из серьезных элементов распространения теневой экономики явилось отсутствие у подавляющего большинства населения навыков экономического поведения в условиях перехода к рыночным отношениям, низкая осведомленность о правилах совершения сделок, открытия своих фирм и т. д. Этим воспользовались отдельные лица и различного рода лжефирмы. Ожидание, что рыночная экономика решит все экономические проблемы, не оправдалось. Потеряв все надежды на государство, трудоспособные, образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у "теневиков". Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения. Денежная политика 1994 г. привела к тому, что часть экономических отношений постепенно перешла в теневой сектор экономики. Искусственный кризис ликвидности в расчетах в реальном секторе экономики привел к бартерным отношениям и расчетам наличными с уходом от налогов. Августовский (1998 г.) экономический кризис еще более обострил проблему теневой деятельности в России, привел к увеличению неплатежей между субъектами экономической деятельности, развитию бартера, взаимозачетов и других неденежных форм расчетов. В России при переходе к рыночным отношениям сформировалась система "высокотеневых" экономических отношений. Этому способствовали тотальная коррумпированность госаппарата; низкая роль права и судебной системы, ее подчиненность теневому финансовому капиталу; образование финансовых кланов, которые в качестве покровителей имеют представителей различных органов государственной власти, распоряжающихся крупным капиталом; деградация бюджетной системы, налоговая политика и т. п. Для легально действующего российского предприятия характерны следующие причины его теневой деятельности: система регистрации и лицензирования деятельности, чрезмерно сложная отчетность, несовершенство официальной системы расчетов и платежей, нестабильность самой системы регулирования, включая возможность придания обратной силы нормативным актам, принятым позднее; несовершенство системы защиты прав собственности; высокий уровень налогообложения. В условиях становления регулируемой рыночной экономики на первый план при образовании теневых структур выходят субъективные факторы: ошибки государства при определении экономической политики, отставание законодательной базы от экономической действительности, снижение уровня доходов населения ниже прожиточного минимума и т. п. Многие из факторов, обусловивших появление теневых форм экономической деятельности в 90-е гг., в настоящее время перестали действовать из-за отсутствия таковых, многие - продолжают действовать, появились и новые обусловленные изменившимися социально-экономическими условиями производства. Изменение хозяйственного российского законодательства привело к значительному сокращению нелегального сектора экономики. Сегодня наглядно видно сокращение сферы теневых процессов во многих направлениях трудовой деятельности. Растет число членов легальных предпринимателей, обществ, товариществ, зарегистрированных в государственных органах, находящихся под контролем общества. Уменьшилась доля оказанных услуг в теневом порядке в строительстве, по ремонту и обслуживанию различного вида техники. Сокращаются объемы "левого" частного извоза. На "свет" выходят большие отряды медицинских, педагогических работников, технических специалистов. Осуществляется контроль за сдачей жилья в поднаем. Всему этому способствовали: а) принятые законы о предприятии и предпринимательской деятельности, крестьянском (фермерском) хозяйстве и земле, системе налогообложения; б) усиление финансовой службы в России, создание налоговой инспекции и органов налоговой полиции с правом проведения дознания и расследования; в) усиление готовящегося административного, принятого гражданско-правового и уголовного законодательства; г) укрепление и предоставление больших прав правоохранительным органам, улучшение социально-экономических условий труда и жизни их сотрудников. Процесс легализации отнюдь не завершен. Есть много препятствий: а) слабость финансовых и налоговых служб, стимулирующих уклонения от налогов; б) отсутствие развитой системы рынков сырья, заставляющих полагаться на незаконные источники ресурсоснабжения; в) избыточная административная регламентация, в том числе и противозаконная; г) сомнение в долговременности нынешней политики государства в отношении негосударственного предпринимательства и др. Определенные позитивные изменения в настоящее время произошли в сфере фиктивных неформальных отношений. С принятием антимонопольного и других законов, регулирующих экономическую деятельность, уменьшаются возможности перевода экономических отношений в теневую структуру. За счет расширения негосударственного сектора в экономике сокращаются приписки и различные искажения отчетности, выпуск некачественной продукции. Конкуренция за потребителя ведет к более экономному расходу сырья. Здесь возможно снижение экономических преступлений. Но это только самое начало. По многим видам экономических правонарушений наблюдается значительный рост, причем подрывающих национальную безопасность страны. В условиях дефицита многих элементов материально-вещественной базы страны несанкционированный товарообмен переходит грань, дозволенную законом. Возникают противоречия с уголовным законодательством. Растет количество экономических преступлений. Особенно резко возросли взяточничество, коррупция, приобретающие признаки подрыва устоев российского государства. Практически ни одна хозяйственная сделка либо решение экономического вопроса не обходятся без взятки. В структуре теневой экономики остается и растет доля криминальных отношений ("черная" экономика), базирующихся на злоупотреблении служебным положением или на корыстно-насильственном вторжении в производственную и распределительную сферу экономики (незаконная производственная деятельность). Сохраняются все виды деятельности, которые полностью исключены из нормальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это хищения, корыстные должностные и хозяйственные преступления, наркобизнес, азартные игры и т. п. В структуре теневой экономики остается сложившаяся система неформальных фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования. На государственном уровне продолжается своеобразный "торг" между центральными экономическими органами, министерствами, предприятиями за ресурсы, цены, квоты поставок продукции и их сроки и др. В основе лежат личные связи и различные формы материально-вещественных и тем более денежных преподношений. Образован теневой рынок товаров и их обмен между хозяйствующими субъектами. Непроизводительные затраты, "экономия" материальных ресурсов, взяточничество, вымогательство - вот атрибуты фиктивной экономики. Приписки, выпуск некачественной продукции, потери, неэквивалентный обмен сырьем, готовой продукцией позволяют дельцам теневого бизнеса получать огромные доходы. Высокий уровень скрытности данных экономических преступлений позволяет доминирующему числу фигурантов теневых сделок уходить от ответственности. Часто подобного рода предприимчивых людей оберегали от неприятностей аппаратчики из партийно-советских и правоохранительных органов (коррумпированные чиновники). Таким образом, неформальные экономические отношения под влиянием специфических факторов в определенной степени изменили свою структуру. Доля одних элементов теневых экономических отношений уменьшается, других - растет. Отсюда острая необходимость уточнения многих позиций законодательной базы, изменения способов и методов борьбы правоохранительных органов с экономической преступностью.

Название документа