Правовое регулирование операций и сделок российских кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями

(Ерпылева Н. Ю.) ("Банковское право", 2005, N 4) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК РОССИЙСКИХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ДРАГОЦЕННЫМИ МЕТАЛЛАМИ И ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ

Н. Ю. ЕРПЫЛЕВА

Ерпылева Н. Ю., кандидат юридических наук (МГУ имени М. В. Ломоносова), магистр права (Лондонский университет), профессор Московской школы социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.

Правовое регулирование операций российских кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями входит в компетенцию Правительства РФ и Банка России. Важнейшей составляющей рынка драгоценных металлов является макроэкономический показатель величины золотого запаса государства. Золотой запас царской России к 1917 г. составлял 1684 т; к середине 50-х гг. Советский Союз имел 2049 т золота. К концу 1995 г. золотой запас России был равен 116 т <*>. К марту 2005 г. золотые резервы России увеличились и составили 386,5 т. По данным Всемирного золотого совета (World Gold Council), доля золота в общем объеме золотовалютных резервов РФ в марте 2005 г. составила 4,1%. Россия по-прежнему занимает 14-е место в мире по объему золота, находящегося в государственных золотовалютных резервах. По состоянию на март 2005 г. первое место по объему запасов золота в государственных золотовалютных резервах принадлежит США - 8136,2 т (61,1% в общем объеме золотовалютных резервов), затем следуют Германия - 3433,2 т (48,7%), Международный валютный фонд - 3217,3 т, Франция - 2997,8 т (51,4%), Италия - 2451,8 т (54,4%), Швейцария - 1332,1 т (24,6%), Нидерланды - 767,5 т (51,3%), Европейский центральный банк - 766,9 т (22,0%), Япония - 765,2 т (1,2%), Китай - 600 т (1,3%). -------------------------------- <*> Черняк А. Золото России // Российская Федерация. 1996. N 1.

Существенная перестройка системы управления золотодобывающей и алмазодобывающей отраслями со стороны государства, выразившаяся в ликвидации Роскомдрагмета РФ как самостоятельного государственного органа управления в этой области и в передаче его функций Министерству финансов РФ в лице Гохрана России и Министерству экономического развития и торговли РФ, привела к необходимости принятия законодательных мер по либерализации рынка драгоценных металлов и драгоценных камней России. Принятые в этом направлении нормативно-правовые акты, во-первых, расширили круг операций с драгоценными металлами, совершаемых коммерческими банками, по сравнению с ранее существовавшим, а во-вторых, разрешили допуск физических лиц на рынок драгоценных металлов. Прежде чем рассмотреть данные новеллы более подробно, необходимо оговориться, что операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями могут совершать только банки, имеющие генеральную лицензию на осуществление банковских операций или лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, которая выдается при наличии или одновременно с лицензией на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (так называемую металлическую лицензию). Лицензии выдаются в соответствии с требованиями Инструкции ЦБ РФ N 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдачи лицензий на осуществление банковских операций" от 14 января 2004 г. <*> (п. 8.2.3; 14.1.2). -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2004. N 15.

Основным документом, регулирующим правовой режим совершения операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выступает Федеральный закон от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в редакции от 9 мая 2005 г. <*> (далее - Закон). Закон регламентирует основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота), в том числе: -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1998. N 13. Ст. 1463; 2005. N 19. Ст. 1752.

- устанавливает область действия государственной монополии; - устанавливает цели, принципы и особенности государственного регулирования деятельности юридических и физических лиц; - устанавливает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; - определяет условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ; - определяет статус федерального пробирного надзора, Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ; - определяет основные виды и основные формы государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением. Не является предметом регулирования настоящего Закона порядок совершения гражданами (физическими лицами) сделок с ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящимися в собственности граждан (частной собственности). Наряду с вышеупомянутым Законом, который является основным фундаментальным актом правового регулирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, действует большое число подзаконных нормативных актов, детализирующих отдельные требования Закона и дополняющих его содержание. Согласно Закону драгоценные металлы - это золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления; драгоценные камни - это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в Порядке, установленном Постановлением Правительства РФ. Под операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями Закон понимает: 1) действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога; 2) изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании; 3) перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней; 4) ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию РФ и их вывоз с территории РФ (ст. 1). Правовое регулирование порядка совершения операций и сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями, входящее в компетенцию Правительства РФ и Банка России, нашло выражение в следующих документах нормативно-правового характера: - Инструкции по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, утвержденной Приказом Министерства финансов РФ от 4 октября 2001 г. N 81н, в редакции от 22 июля 2003 г. <*>; -------------------------------- <*> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 44; Рос. газ. 2003. 12 сентября.

- Положении "О совершении сделок с драгоценными металлами на территории РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. N 756, в редакции от 24 августа 2004 г. <*>; -------------------------------- <*> Собрание законодательства РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 2004. N 35. Ст. 3639.

- Положении "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами", утвержденном письмом ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. N 50, в редакции от 11 апреля 2000 г. <*>; -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1996. N 61; 2000. N 20.

- указании ЦБ РФ от 7 октября 1998 г. N 376-У "О порядке совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных металлов с кредитными организациями на территории РФ" в редакции от 30 ноября 2000 г. <*> -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 1998. N 72; 2000. N 66 - 67.

1) Правовой режим сделок с драгоценными камнями на территории России

Инструкция от 4 октября 2001 г. по учету сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями, прошедшими сортировку на территории России, между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями - резидентами РФ, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями, разработана в целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением необработанных драгоценных камней на территории РФ, а также за происхождением необработанных драгоценных камней, использованных для изготовления обработанных драгоценных камней и технических изделий с содержанием драгоценных камней. Инструкция устанавливает порядок учета сделок, связанных с переходом права собственности на необработанные драгоценные камни, совершаемых на территории РФ (п. 1.1 - 1.2). При совершении сделок с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями, оформляются следующие документы: - акт сделки, совершенной с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, другими поставщиками необработанных драгоценных камней и российскими перерабатывающими организациями; - договор (контракт) о купле-продаже необработанных драгоценных камней, к которому прилагаются ведомости на необработанные драгоценные камни, оформленные в соответствии с требованиями действующих нормативно-технических документов, классификаторов и прейскурантов, отражающие каждую позицию классификационных признаков формы, качества, цвета и размерности драгоценных камней. Государственные контролеры Министерства финансов РФ проверяют правильность оформления документов, присваивают сделке номер и уведомляют об этом участников сделки в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов (п. 2.1 - 2.3). Российские перерабатывающие организации могут реализовывать необработанные драгоценные камни, не использованные на собственном производстве, другим российским перерабатывающим организациям. При реализации части необработанных драгоценных камней, приобретенных у субъектов добычи, у других поставщиков необработанных драгоценных камней или у российских перерабатывающих организаций, указанные необработанные драгоценные камни разъединяются на партии необработанных драгоценных камней. Разъединение необработанных драгоценных камней осуществляется специальной комиссией, созданной российской перерабатывающей организацией, являющейся собственником необработанных драгоценных камней. При совершении сделок с необработанными драгоценными камнями между российскими перерабатывающими организациями оформляются следующие документы: - акт сделки, совершенной с необработанными драгоценными камнями между российскими перерабатывающими организациями; - договор (контракт) о купле-продаже необработанных драгоценных камней, к которому должны прилагаться ведомости на реализованные необработанные драгоценные камни, составленные по укрупненной номенклатуре, а также первоначальные ведомости, полученные российскими перерабатывающими организациями от субъектов добычи или других поставщиков необработанных драгоценных камней при приобретении данных камней на первичном рынке, и отражающие каждую позицию классификационных признаков формы, качества, цвета и размерности драгоценных камней; - акт разъединения необработанных драгоценных камней, если реализованная партия является частью необработанных драгоценных камней, приобретенной у субъектов добычи, у других поставщиков или у российских перерабатывающих организаций. Государственные контролеры Министерства финансов РФ проверяют правильность оформления документов, присваивают сделке номер и уведомляют об этом участников сделки в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов (п. 3.1 - 3.5).

2) Правовой режим сделок с драгоценными металлами на территории России

Положение от 30 июня 1994 г. устанавливает порядок совершения на территории РФ сделок с золотом и серебром: - в стандартных и мерных слитках; - с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото и серебро; - с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; - с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия) (п. 1). Сделки с золотом и серебром могут совершать в зависимости от специфики их деятельности следующие субъекты, являющиеся резидентами РФ: 1) Гохран России; 2) Банк России; 3) специально уполномоченные банки - коммерческие банки, специально уполномоченные Банком России по согласованию с Министерством финансов РФ на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами; 4) пользователи недр - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья; 5) скупочные предприятия - предприятия, осуществляющие покупку у физических лиц золота и серебра в виде ювелирных и других бытовых изделий и в виде лома <*>; -------------------------------- <*> См.: Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444, в редакции от 8 мая 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. N 24. Ст. 2456; 2002. N 20. Ст. 1859.

6) предприятия-заготовители - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющие сбор и первичную обработку вторичного сырья; 7) предприятия-переработчики - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота и серебра в виде слитков <*>; -------------------------------- <*> См.: Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1419, в редакции от 8 мая 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 49. Ст. 6058; 2002. N 20. Ст. 1859.

8) аффинажные заводы - государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5% <*>; -------------------------------- <*> См.: Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и Перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972, в редакции от 18 июля 2002 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. N 34. Ст. 4097; 2002. N 29. Ст. 2977.

9) промышленные потребители - предприятия, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в качестве предпринимателей, использующие золото и серебро для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты); 10) инвесторы - предприятия, организации, учреждения (включая коммерческие банки), не относящиеся к указанным категориям, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и серебра, а также монеты (п. 2). Денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ (п. 3).

а) Порядок совершения сделок, связанных с добычей и переработкой минерального и вторичного сырья, содержащего золото и серебро

В зависимости от способа получения сырье, содержащее золото и серебро, подразделяется на минеральное сырье, добываемое из недр и попутно извлекаемое из руд других металлов (далее - минеральное сырье), а также на лом и отходы, содержащие золото и серебро (далее - вторичное сырье). Совершение сделок с минеральным сырьем не допускается. Не допускается передача полученного минерального сырья предприятием - пользователем недр его участникам (акционерам), а также между участниками (акционерами) предприятия - пользователя недр. Минеральное сырье подлежит переработке (включая аффинаж) только на предприятиях-переработчиках и аффинажных заводах на основании договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке этого сырья, заключаемого между предприятием-переработчиком либо аффинажным заводом, с одной стороны, и пользователем недр - с другой. Минеральное сырье подлежит транспортировке предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки драгоценных металлов (п. 4 - 6). Вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Гохрану России, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Гохрану России, а также заключают договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается. Аффинажные заводы могут заключать договоры на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с предприятиями-переработчиками. Заключение предприятиями-переработчиками договора на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья с другими субъектами не допускается. Вторичное сырье, поставляемое предприятиям-заготовителям, предприятиям-переработчикам и аффинажным заводам, подлежит транспортировке только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для перевозки такого сырья (п. 7 - 9). Не допускается использование минерального и вторичного сырья в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также внесение (принятие) его в уставные фонды предприятий, организаций и учреждений (п. 10).

б) Порядок совершения сделок со слитками золота и серебра

Пользователи недр имеют право продавать слитки золота и серебра, полученные из добываемого ими минерального сырья на основании выданной лицензии в пределах установленной квоты, после проведения сделок с минеральным сырьем по его переработке. Для обеспечения реализации преимущественного права покупки слитков золота и серебра у пользователей недр Гохран России ежегодно размещает свои заказы на приобретение слитков и сообщает Банку России объемы поставок золота и серебра в Госфонд России с указанием пользователей недр, а также региональные годовые квоты по добыче золота и серебра. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине пользователя недр условий поставки (продажи) слитков золота и серебра государству, предусмотренных лицензиями на право пользования недрами, является основанием для отзыва лицензии (п. 11 - 13). Банк России и специально уполномоченные им банки обладают правом приобретения слитков золота и серебра за свой счет либо за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения) у пользователей недр. Аффинажные заводы могут оказывать услуги по изготовлению слитков из ювелирных и других бытовых изделий, содержащих золото и серебро, по договорам на оказание услуг (выполнение работ) с владельцами этих изделий. Аффинажные заводы могут оказывать услуги по изготовлению слитков золота и серебра из монеты. Услуги по изготовлению слитков из монеты с содержанием драгоценных металлов, находящейся в обращении и являющейся законным платежным средством (в том числе изъятой или изымаемой из обращения, но подлежащей обмену) как в РФ, так и в иностранных государствах, а также из монеты, котируемой на мировых рынках, оказывается аффинажными заводами при наличии у заказчика специального разрешения Банка России. Услуги по изготовлению слитков из любой иной монеты с содержанием драгоценных металлов (в том числе изъятой из обращения в РФ, но не подлежащей обмену, а также изъятой из обращения в иностранных государствах) оказываются аффинажными заводами при наличии специального разрешения Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Гохрана России (п. 14 - 16). Инвесторы и промышленные потребители имеют право покупать (продавать) слитки золота и серебра только у Банка России и специально уполномоченных банков, заключать со специально уполномоченными банками договоры комиссии или поручения по их приобретению или отчуждению, а также совершать операции со слитками по специальным счетам, открываемым в специально уполномоченных банках. Инвесторы и промышленные потребители могут закладывать, принимать в качестве залога (заклада) слитки золота и серебра с условием реализации предмета залога через специально уполномоченные банки. Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации слитков, являющихся предметом залога, через специально уполномоченный банк (п. 17 - 18). Банк России может осуществлять любые операции со слитками золота и серебра. Специально уполномоченные банки с учетом требований Банка России могут: - совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками, Банком России, промышленными потребителями, инвесторами; - совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой; - совершать залоговые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки (п. 19 - 20). Хранение (за исключением хранения в уполномоченных банках) и транспортировка слитков и монеты осуществляются только специализированными предприятиями, обладающими техническими возможностями для их хранения и перевозки. Не допускается использование слитков золота и серебра в качестве средства платежа, в том числе путем осуществления операций по специальным счетам, открытым в специально уполномоченных банках, а также в расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками добывающим предприятиям (п. 22 - 23).

в) Порядок совершения сделок с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия)

Промышленные потребители могут совершать друг с другом сделки купли-продажи изделий, содержащих золото и серебро и не относящихся к ювелирным и иным бытовым изделиям, а также полуфабрикатов, содержащих золото и серебро и используемых для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия). Изделия, содержащие золото и серебро и не относящиеся к ювелирным и другим бытовым изделиям, а также полуфабрикаты, содержащие золото и серебро и используемые для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия), не могут быть использованы в качестве предмета залога (заклада), в качестве металла, зачисляемого на счета и во вклады, а также не могут быть внесены (приняты) в уставные фонды предприятий, организаций, учреждений (п. 24 - 25).

г) Порядок совершения сделок с монетой, содержащей драгоценные металлы

Монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращение Банком России, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории РФ во все виды платежей без ограничений, а также для зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Не допускается использование в качестве средства платежа, а также путем зачисления на счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода монеты РФ, вышедшей из обращения на момент совершения платежа, а также монеты иностранных государств. Владельцы монеты могут распоряжаться ею без ограничений. Сделки с монетой при продаже ее скупочным предприятиям и передаче на аффинажные заводы в качестве вторичного сырья регулируются настоящим Положением (п. 27 - 29).

3) Правовой режим операций с драгоценными металлами на территории России

Положение от 1 ноября 1996 г. имеет более узкую сферу применения и регулирует лишь операции специально уполномоченных коммерческих банков с драгоценными металлами <*>. Особенности совершения операций с монетой из драгоценных металлов установлены в Инструкции ЦБ РФ от 27 декабря 1995 г. N 33 "О порядке выпуска в обращение в РФ памятных монет" в редакции от 19 декабря 1997 г. <**> Банки имеют право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами: -------------------------------- <*> Под специально уполномоченными банками понимаются банки, получившие лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. <**> Банковский бюллетень. 1996. N 4; 1998. N 5.

1) покупать и продавать драгоценные металлы, как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения); 2) привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц; 3) размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках, и предоставлять займы в драгоценных металлах; 4) предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов; 5) оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища (п. 7). Сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам. Сделки купли-продажи драгоценных металлов могут осуществляться на следующих условиях: - сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки; - срочные сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки. Банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и др.) в соответствии с законодательством РФ и международной банковской практикой. Все денежные требования и обязательства, возникающие при совершении сделок с драгоценными металлами между резидентами РФ, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ (п. 8). Банки РФ проводят операции с драгоценными металлами с открытием металлических счетов. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки. Для хранения драгоценных металлов банки открывают металлические счета ответственного хранения. Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет. Для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению драгоценных металлов банки открывают обезличенные металлические счета. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет - количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку. В договоре обезличенного металлического счета определяются операции, проводимые по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознаграждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и выдачей со счета в физической форме и отклонением массы металла, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме. Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам. Для осуществления операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки имеют право устанавливать корреспондентские отношения с банками. Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов, зачислением на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке, а также зачислением драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком. Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета, снятием со счетов драгоценных металлов в физической форме, а также путем совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете. Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценных металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока. Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме физической поставки драгоценных металлов или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика. Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в валюте РФ. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в соглашении между банком и владельцем счета (п. 9). Операции кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории РФ, проводимые независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, регулируются Официальным разъяснением ЦБ РФ от 29 января 2002 г. N 23-ОР "Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории РФ" <*>. Согласно позиции Банка России кредитные организации (независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) вправе принимать драгоценные металлы / драгоценные камни в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), а также предоставлять названным лицам следующие услуги: -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2002. N 9.

- хранение драгоценных металлов / драгоценных камней в хранилищах ценностей кредитных организаций; - транспортировку драгоценных металлов / драгоценных камней силами и средствами инкассаторской службы кредитной организации (п. 1). Кредитные организации (независимо от наличия лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов) помимо операций, указанных выше, вправе использовать принадлежащие им драгоценные металлы / драгоценные камни для обеспечения своей деятельности в социально-культурных и иных, не связанных с извлечением прибыли, целях, а также осуществлять их реализацию по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т. п.) через уполномоченные организации (индивидуальных предпринимателей) (п. 2). Указание от 7 октября 1998 г. определяет механизм совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов между Банком России и кредитной организацией в соответствии с Генеральным соглашением об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории РФ. Генеральное соглашение заключается между Банком России и кредитной организацией, которые вправе совершать сделки купли-продажи драгоценных металлов только с момента его подписания. Стороны заключают сделки по ценам покупки и продажи драгоценных металлов, устанавливаемым в соответствии с указанием ЦБ РФ от 28 мая 2003 г. N 1283-У "О порядке установления Банком России учетных цен на аффинированные драгоценные металлы" <*>. -------------------------------- <*> Вестник Банка России. 2003. N 35.

Дилеры сторон проводят переговоры о существенных условиях сделок по каналам банковской связи и заключают сделки. Сделка считается заключенной в момент получения по каналам банковской связи дилером, направившим оферту, ее акцепта. Стороны признают тексты документов, полученных путем обмена через системы банковской связи, а также исполненные в простой письменной форме. Сделка считается расторгнутой: - по соглашению сторон, оформленному в письменной форме и подписанному уполномоченными сторонами лицами; - в случае неисполнения одной из сторон обязательств по заключенной сделке в течение пяти рабочих дней. В случае расторжения сделки стороны возвращают друг другу все полученное по сделке (п. 3.1 - 3.8). Прием-передача драгоценных металлов происходит в хранилище. Драгоценные металлы принимаются (передаются) одной партией по спецификациям и документам о качестве драгоценных металлов путем сплошного визуального контроля слитков, их пересчета, взвешивания каждого слитка и сличения полученных данных с данными сопроводительных документов и требованиями действующих в РФ государственных и отраслевых стандартов или международных стандартов качества. Если при осуществлении приема-передачи партии драгоценных металлов обнаруживается несоответствие части слитков государственным и отраслевым стандартам РФ или международным стандартам качества, такие слитки признаются бракованными. На них составляется рекламационный акт, который подписывается лицами, уполномоченными сторонами осуществлять прием-передачу драгоценных металлов. Если при осуществлении приема-передачи драгоценных металлов обнаруживается их несоответствие каким-либо существенным условиям заключенной сделки, эти недостатки фиксируются в рекламационном акте. Покупатель вправе не принимать драгоценные металлы, на которые составлены рекламационные акты. По окончании приема-передачи стороны составляют два экземпляра акта приема-передачи на фактически принятые драгоценные металлы. Фактические условия сделки, отраженные в акте приема-передачи и не соответствующие существенным условиям заключенной сделки, могут являться основанием для заключения новой сделки <*>. В этом случае стороны обмениваются подтверждениями сделки (п. 4.1 - 4.8). -------------------------------- <*> Существенными условиями сделки являются наименование металла, цена за один грамм, общая стоимость, проба, общая масса в лигатуре или общая масса в химической чистоте, количество слитков, дата заключения и исполнения сделки.

При совершении сделки покупки драгоценных металлов Банком России: - кредитная организация в течение трех рабочих дней со дня заключения сделки передает драгоценные металлы в хранилище; - Банк России оплачивает стоимость драгоценных металлов, принятых по акту приема-передачи, в течение трех рабочих дней со дня его подписания путем перечисления денежной суммы на счет кредитной организации. При совершении сделки продажи драгоценных металлов Банком России: - кредитная организация оплачивает стоимость драгоценных металлов в течение трех рабочих дней со дня заключения сделки путем перечисления суммы сделки на счет Банка России; - Банк России в течение трех рабочих дней после зачисления денежной суммы на свой счет передает драгоценные металлы кредитной организации (п. 5.1 - 5.2). За несвоевременное перечисление денежных средств по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный Соглашением день исполнения обязательств, начисляемую на сумму задолженности за весь период просрочки, но не более 10% от суммы задолженности. За несвоевременную поставку драгоценных металлов по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный Соглашением день исполнения обязательств, начисляемую на стоимость непоставленного металла, рассчитанную по цене металла на день заключения сделки, за весь период просрочки, но не более 10% от стоимости непоставленного металла, рассчитанной на день заключения сделки. За недопоставку драгоценных металлов по заключенной сделке виновная сторона уплачивает штраф в размере 10% от стоимости недопоставленных драгоценных металлов, рассчитанной по цене металла на день заключения сделки. За поставку некачественных драгоценных металлов по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне штраф в размере 10% от стоимости некачественных драгоценных металлов, рассчитанной по цене металла на день заключения сделки (п. 6.2 - 6.5).

Название документа