Государство в системе обеспечения экономической безопасности на рынке алкогольной продукции

(Алегин А. П.) ("Российский следователь", 2005, N 9) Текст документа

ГОСУДАРСТВО В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЫНКЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

А. П. АЛЕГИН

Алегин А. П., кандидат экономических наук (ВНИИ МВД России).

Проблема теневой экономики во все времена остается актуальной и, вероятно, будет таковой до тех пор, пока встречаются люди, считающие допустимой реализацию личных экономических свобод способами, угрожающими интересам и других людей, и государства в целом. Поскольку производство и продажа алкогольной продукции - дело весьма прибыльное, то эта сфера экономической деятельности также не избежала внимания нечистоплотных предпринимателей, и нелегальное производство и оборот алкогольной продукции в России давно существуют как устойчивая и самостоятельная отрасль теневой экономики. Противодействие преступности в сфере алкогольной продукции осуществляется различными средствами, включая уголовную превенцию и профилактику преступлений. Профилактика противоправного поведения представляет собой наиболее действенный путь борьбы с преступностью. Приоритетное использование предупредительных форм позволяет решать задачи противодействия преступности с наименьшими издержками для общества: в процессе предупреждения криминогенные факторы могут подвергаться воздействию, когда они еще не набрали силы и поэтому легче поддаются устранению, и это, несомненно, способствует снижению уровня государственных затрат на управление сферой правопорядка и безопасности. Сфера производства и реализации алкогольной продукции в экономике России занимает особое место. Положение дел на рынке алкогольной продукции традиционно во многом определяло состояние государственного бюджета. Например, в настоящее время в России примерно 10% бюджета пополняется за счет реализации алкоголя. В то же время потребление алкоголя - это одна из наиболее острых и болезненных социальных проблем российского общества. Поэтому перед государством стоит сложнейшая проблема: решить, каким образом преодолеть противоречие между производством и потреблением алкоголя, какие приоритеты в данном случае выбирать: социальные или экономические? С производством и реализацией алкогольной продукции связана и еще одна социально-экономическая проблема. Известно, что одним из составляющих элементов системы рынков является рынок товаров и услуг или так называемый потребительский рынок. Его важнейшим элементом является рынок алкогольной продукции. Более того, ряд экономистов и криминологов считают, что рынок алкогольной продукции является своеобразным индикатором состояния потребительского рынка страны в целом, где в конечном счете реализуются многие конкретные интересы граждан. Как же должен развиваться потребительский рынок? Как различные субъекты общества могут воздействовать на эти процессы? Эти и другие подобные вопросы требуют серьезного научного осмысления. Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, прежде всего, четко представлять: что в современных экономических системах вообще может делать государство как общественный институт? В какой степени могут совмещаться и противоречить друг другу частные и общественные интересы? Какова роль различных организаций в функционировании современных социальных и экономических процессов? Эти вопросы имеют принципиальное значение для теории и практики обеспечения экономической безопасности в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Особенно важны они для деятельности правоохранительных органов, так как последние представляют исполнительную ветвь государственной власти и являются основными субъектами системы обеспечения безопасности. В научной литературе место и роль государства в экономических процессах трактуется отнюдь не однозначно <*>. Неоклассическая и институциональная экономические теории исходят из того, что государство - это механизм, который позволяет в товарном хозяйстве достигнуть рационального выбора. Марксистско-ленинская теория, поддерживая такой подход, довела его до абсолюта, считая, что государственная форма хозяйствования - это единственно возможная форма рационального ведения хозяйства. В 70-х годах XX столетия сильный экономический кризис западной экономики подорвал веру в универсальность неоклассической и институциональной экономической теории, а кризис советской экономической системы в 80-е годы доказал бесперспективность абсолютизации роли государства в экономике. -------------------------------- <*> На настоящий день существует несколько десятков научных школ, которые претендуют на самостоятельную концепцию роли и места государства в современном обществе. Результаты исследований этой проблемы, проведенных в системе МВД России, изложены в работах: Теория государства и права. М.: Академия МВД России, 1992; Крылов А. А. Социально-экономические основы деятельности ОВД в условиях рыночных отношений. М.: Академия МВД России, 1994; Козлова А. П. Проблемы обновления аграрной экономики в России. М.: Дело, 1995; и др.

На смену названным выше учениям пришла так называемая неоинституциональная экономическая теория. Ее основоположником является американский экономист Дуглас Норт <*>. Исследуя роль государства в социальном управлении, он пришел к выводу, что экономический рост будет иметь место, если права собственности стимулируют продуктивную деятельность, а это, в свою очередь, сопряжено с издержками, которые должно брать на себя государство. Таким образом, в современном рыночном обществе задача государства состоит в том, чтобы обеспечить защиту и реализацию прав собственности <**>. -------------------------------- <*> См., подробнее: North, Douglass C. Structur and Change in Economic Histori. New York: W. W. Norton, 1981. <**> См.: North, Douglass C.; Thomas, Robert Paul. The Rise of the Western World: A New Economic History. Cambridgi: University Press, 1973.

Роль государства в реализации прав собственности на потребительском рынке чрезвычайно велика. Здесь прямой запрет, налагаемый государством на определенные формы обмена, может привести как к снижению, так и к повышению цен в зависимости от того, как этот запрет влияет на спрос, насколько эффективно принуждение к его соблюдению, насколько законопослушны продавцы и покупатели и т. п. И все же в целом объем торговли в случае государственного запрета обязательно сократится. Другой вопрос, каким в этом случае будет соотношение между легальными и нелегальными формами обмена <*>. -------------------------------- <*> О различных вариантах измерения теневой экономики см., например: Файг Э. Определение и оценка подпольной и неформальной экономики: неоинституциональный подход // Экономическая теория преступлений и наказаний. Вып. 2: Неформальный сектор экономики за рубежом. М., 2002; Джонс К., Ромер М. Моделирование и измерение параллельных рынков в развивающихся странах // Там же; Нечаева К. Запасной бюджет России // Коммерсант. 2002. 11 ноября; и др.

Как доказали многочисленные последователи Д. Норта, функции по защите прав собственности государство может выполнять с меньшими издержками, нежели неофициальные группы на добровольных началах. В то же время усердие государственных чиновников и финансовые потребности государства, реализующего вышеназванные функции, могут привести к совершенно противоположному результату. Они скорее будут препятствовать, нежели способствовать экономическому росту. В научном обороте прочно закрепляется понятие "трансакционные издержки", которое в рамках неоинституциональной экономической теории выражает "цену", которую должно заплатить общество за реализацию принятых прав собственности в данный конкретно исторический период и в данной стране. "Трансакционные издержки суть затраты, возникающие, когда индивиды обмениваются правами собственности на экономические активы и обеспечивают свои исключительные права" <*>. Они состоят "из издержек составления и заключения контракта ex ante, а также издержек надзора за соблюдением контракта и обеспечения его выполнения ex post в противоположность производственным издержкам, которые суть издержки собственно выполнения контракта" <**>. -------------------------------- <*> Эггертссон Траунин. Экономическое поведение и институты / Пер. с англ. М.: Дело, 2001. С. 29. <**> Matthews R. C.O. The Economics of Institutions and the Sources of Growth // Economic Journal. 1986. N 96 (December). P. 906 (903 - 910).

Для государства трансакционные издержки оборачиваются необходимостью принятия и реализации специального законодательства, установления и обеспечения государственных гарантий экономических прав граждан, затратами на формирование государственной правоохранительной системы, на правовое воспитание населения и т. д. Интересен для нас один вывод, сформулированный в рамках развития неоинституциональной экономической теории: трансакционные издержки монополистов при реализации прав собственности существенно ниже, чем издержки иных субъектов данного рынка. Это вывод приобретает большое значение в свете проблем обеспечения безопасности рынка алкогольной продукции. Со всей очевидностью он указывает, что государство не только должно брать на себя затраты по реализации экономических прав в сфере производства и оборота алкоголя, но и, став самостоятельным хозяйствующим субъектом "алкогольного" сектора потребительского рынка, объявить собственную монополию на производство алкогольной продукции. Государственная монополия, конечно, несколько ограничит доступ граждан алкоголю, но будет (и это многократно подтверждала реальная практика) способствовать предотвращению негативных социальных, а вслед за этим и экономических потерь. Понятие "трансакционные издержки" расширяет предмет экономических исследований до анализа организации и структуры политических институтов общества. Этот анализ все чаще становится определяющим при решении проблем, связанных с преодолением социальных и экономических деформаций (например, борьба с потерями, преступностью, коррупцией и т. п.). Известно, что одной из важнейших задач социального управления является достижение баланса между частными и общественными интересами <*>. Это касается общества в целом, конкретных социальных групп, отдельных сфер экономики, регионов и, конечно же, такого специфического сектора потребительского рынка, как производство и реализация алкогольной продукции. Реально эта проблема выражается в отношениях собственности. Общепризнанно, что первым ученым в области социальных наук, создавшим свою теорию прав собственности, был Карл Маркс, который из существующей структуры отношений собственности выводил определенные закономерности поведения субъектов этих отношений. В России дискуссии на эту тему имели место и в дореформенный период, и уже в ходе нынешних рыночных реформ <**>. -------------------------------- <*> В аспекте обеспечения экономической безопасности эта проблема достаточно широко раскрыта в раб.: Барышев С. Л. Обеспечение экономической безопасности и Служба криминальной милиции (организационно-экономические аспекты): Автореф. дис. ... к. э.н. М.: Академия управления МВД России, 2002. <**> См.: Кронрод Я. А. Производительные силы и общественная собственность. М.: Наука, 1987; Курс политической экономии. Т. 2. Социализм / Под ред. Н. А. Цаголова. М.: Экономика, 1974; Экономика переходного периода: Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 - 1997. М.: Институт экономических проблем переходного периода, 1998; и др.

Свой вклад в понимание этой проблемы вносит неоинституциональная экономическая теория, применяя широкий подход к трактовке отношений собственности. Здесь правами собственности называются права индивидов использовать ресурсы <*>. -------------------------------- <*> Некоторые неоинституционалисты в права собственности включают также обычаи, правила и традиции (См.: Alchian A. Economic Forcts at Work. Indianapolis: Liberty Press, 1977. P. 129 - 130).

Права собственности подразделяются на три вида: а) право использовать какой-либо актив (имущество); б) право получать доход от использования актива и заключать с другими лицами контракты об условиях получения дохода; в) не ограниченное временем право передавать права собственности на актив другой стороне, т. е. право отчуждать или продавать актив. Обеспечение всех этих прав может осуществляться как индивидуальными собственниками, так и государством. Причем государственное обеспечение прав собственности сильно повышает ценность активов, находящихся в частной собственности, и образует один из краеугольных камней рыночного обмена <*>. -------------------------------- <*> См.: Эггертссон Трауин. Указ. раб. С. 49.

Специального рассмотрения требует проблема конкретизации прав собственности в конкретном государстве. Часто бывает так, что некоторые экономические права граждан не определены. Причем всегда можно найти этому оправдание в виде субъективных и объективных причин. Например, кризис государственной власти или просто слабость государства, большие издержки, связанные с измерением и учетом того или иного ресурса, что в итоге может превышать ценность самого ресурса, большая скорость экономических изменений, за которой может не поспевать законодатель, наконец, элементарная борьба за ту или иную собственность. Роль государства в этих процессах трудно переоценить. Каждый раз, когда оно вносит изменения в структуру отношений собственности, это сразу отражается на богатстве одних и обеднении других. На потребительском рынке эти теоретические вопросы выливаются в проблему прав производителей-продавцов и потребителей-покупателей. В какой степени и кто должен ограничивать производителей-продавцов? Можно ли ограничивать потребителей-покупателей? Особенно важно разрешение этих вопросов для производителей и продавцов алкогольной продукции и, соответственно, для потребителей этой продукции, так как потребление алкогольной продукции - явление многоаспектное, имеющее не просто экономическое, но и социальное содержание. Дальнейший анализ этих проблем наталкивает нас на необходимость обратиться к теории агентских отношений <*>. В сфере потребительского рынка, в том числе в секторе алкогольной продукции, агентские отношения существуют между потребителем и государством (муниципальными органами власти), а также между производителем (продавцом) и государством (муниципальными органами власти). Представляя интересы потребителя, государство (муниципалитет) контролирует качество продаваемого алкоголя, соответствие товаров установленным стандартам, соблюдение условий торговли. Защищая производителя (продавца), государство (местное самоуправление) противодействует незаконному предпринимательству, монополистическим действиям на рынке алкогольной продукции и т. д. -------------------------------- <*> Агентские отношения - это отношения, возникающие, когда некий доверитель делегирует некоторые права некоему агенту, обязанному в соответствии с формальным или неформальным контрактом представлять интересы доверителя в обмен на вознаграждение того или иного рода (См.: Эггертссон Трауин. Указ. раб. С. 55).

Важна роль государства в обеспечении контрактов <*>, заключаемых в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Структура контрактов зависит от правовой системы, обычаев, технических характеристик активов, по поводу которых заключается контракт. Государство, опираясь на правоохранительные органы, может помогать частным лицам обеспечивать исполнение легитимных контрактов, снижая тем самым издержки обмена, в особенности если оно использует свою власть систематически и предсказуемо. Самым простым примером подобных действий государства является установление единых мер и весов. -------------------------------- <*> Контрактация - передача на время или навсегда прав собственности на потребительские товары и услуги или на производственные активы (См.: Эггертссон Трауин. Указ. раб. С. 60 - 63).

Таким образом, государство, обеспечивая экономическую безопасность рынка алкогольной продукции, выполняет ряд значимых функций. В целом эти функции связаны с защитой права собственности всех участников экономических отношений в сфере производства и оборота алкоголя. На сегодняшний день для повышения эффективности реализации этих функций наиболее актуально: - четко конкретизировать права и обязанности субъектов рынка алкогольной продукции; - оценить трансакционные издержки осуществления этих прав; - определить, кто эти издержки должен нести; - найти пути совершенствования общественных институтов, обеспечивающих реализацию прав субъектов потребительского рынка.

Название документа