О противодействии проституции в сша в начале xx в. (по материалам статьи "торг женщинами в соединенных штатах америки", 1910 г.) <*>
С.А. НЕВСКИЙ
<*> Nevskiy S.A. Combating prostitution in the USA at the beginning of XX century (based on materials of the article "Prostitution in the USA", 1910).
Невский Сергей Александрович, профессор кафедры уголовного права и процесса Московского городского университета управления, доктор юридических наук, профессор.
В статье проведен анализ статьи "Торг женщинами в Соединенных Штатах Америки", опубликованной в "Журнале Министерства юстиции", в N 3 за 1910 г., которая была написана по материалам специального доклада иммиграционной комиссии, образованной Конгрессом США. Особое внимание уделено взаимосвязи данного явления с повышением уровня преступности в стране.
Ключевые слова: проституция, комиссия, агенты, сексуальная эксплуатация, наказание.
The paper analyses the article "Prostitution in the United States of America" published in "Department of Justice Journal" N 3 1910, which was written on the basis of a special report of the immigration commission formed by the US Congress. Special attention is paid to the connection of this phenomenon with the crime rise in the country.
Key words: prostitution, commission, agents, sexual exploitation, punishment.
Достаточно давно ученые выявили взаимосвязь проституции и преступности. Ч. Ломброзо и Г. Ферреро в своей книге "Женщина преступница и проститутка" отметили, что "с проституцией тесно связана и преступность", указав при этом различные формы преступной деятельности проституток. По их мнению, чаще всего между проститутками распространено воровство и соучастие в нем, частым преступлением среди проституток является шантаж, нередко они совершают преступления против телесной неприкосновенности, а связи между проститутками и сутенерами чаще всего основываются на совместных преступлениях <1>. Следует справедливости ради отметить, что и сами проститутки зачастую являются жертвами преступлений, в первую очередь со стороны лиц, занимающихся их сексуальной эксплуатацией.
<1> Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка. Ставрополь: Изд-во А.А. Торбы, 1991. С. 71 - 73.
В современном мире проституция, даже несмотря на осуждение ее в обществе, достаточно распространена, являясь источником доходов преступных группировок, обладающих транснациональными связями. Поэтому предупреждение проституции, помимо охранения нравственности, тесно связано с предупреждением преступности. Об этом свидетельствует и то, что вопросами контроля проституции в большинстве стран занимаются именно правоохранительные органы.
Для того чтобы разрабатывать наиболее эффективные меры по противодействию этому негативному социальному явлению, необходимо изучение исторического опыта правоохранительных органов в этой сфере. В этой связи довольно поучительна статья "Торг женщинами в Соединенных Штатах Северной Америки", опубликованная в "Журнале Министерства юстиции", в N 3 за 1910 г. (автор обозначен как А-ръ Б-и) <2>. Многие положения этой статьи не потеряли актуальности и в настоящее время. В статье очень справедливо отмечено, что "позорный промысел торга женщинами не перестает волновать общественное мнение всех культурных стран" <3>.
<2> Торг женщинами в Соединенных Штатах Северной Америки // Журнал Министерства юстиции. 1910. N 3. С. 234 - 254 (здесь и далее при цитировании сохранены стиль и орфография текста указанной статьи).
<3> Там же. С. 234.
Указанная статья была написана на основе опубликованного в декабре 1909 г. специального доклада "о ввозе женщин для безнравственных целей", подготовленного иммиграционной комиссией, образованной Конгрессом США. Доклад явился результатом двухлетнего исследования, проведенного этой комиссией. В статье отмечено, что комиссия приступила к исследованию в ноябре 1907 г. Из ее состава был выделен особый комитет, руководивший деятельностью подчиненных ему агентов, которые, "скрывая свои цели и подвергая себя благодаря этому значительному риску", "вступали в близкие сношения с факторами, сутенерами и проститутками, наблюдали условия их жизни и деятельности, выслеживали их организации и собранный материал передавали комиссии". О деятельности отдельных лиц комиссия иногда доводила до сведения судебной власти, которая, в свою очередь, оказывала содействие исследованию, дополняя его сведениями, полученными в результате расследования. Еще одним источником сведений были данные иммиграционного бюро, осуществлявшего надзор за всеми приезжавшими в США эмигрантами <4>.
<4> Там же. С. 234 - 235.
В соответствии со ст. 3 Закона об иммиграции от 20 февраля 1907 г. запрещался "ввоз в Соединенные Штаты всякой иностранной женщины или девушки для целей проституции или какой-нибудь другой безнравственной цели". Подлежали заключению в тюрьме на срок не более пяти лет и уплате штрафа на сумму не свыше 5 тыс. долларов как всякое лицо, прямо или косвенно участвовавшее или пытавшееся участвовать во ввозе иностранных женщин и девушек для указанных целей, так и лицо, оказывавшее в тех же целях им поддержку, содержавшее или укрывавшее их в течение трех лет со времени приезда в страну. Всякая иностранная женщина или девушка, уличенная в течение трех лет со времени приезда в США в проживании в доме терпимости или в занятии проституцией, подлежала высылке из страны. Кроме того, данный Закон предоставлял администрации право запрещать въезд в страну всем лицам, которые в той или иной форме были причастны к указанному промыслу <5>.
<5> Там же. С. 235.
В статье указано, что в первый год действия указанного Закона он применялся очень слабо. Однако начиная с 1908 г. количество высылаемых и не допускаемых к въезду стало заметно увеличиваться. В 1908 г. по подозрению в занятии проституцией и сводничестве было не допущено к въезду 167 лиц и выслано из страны - 130, за первые шесть месяцев 1909 г. подвергнуто аресту - 537 и выслано 273 лица <6>.
<6> Там же. С. 235.
В докладе не были приведены данные о том, сколько женщин из числа наказанных за проституцию занималось проституцией до приезда в США и сколько начало заниматься проституцией лишь после приезда. Однако отмечено, что среди женщин, ввозимых в страну для целей разврата, значительную часть составляли профессиональные проститутки. Европейские проститутки стремились в США в расчете "на большие заработки, новые впечатления и новые удовольствия". Поставщики-агенты расписывали им будущее в ярких и привлекательных красках, при этом в действительности многие проститутки, особенно из восточных стран, могли рассчитывать на заработок, в пять-десять раз превосходивший получаемый на родине.
Среди агентов-поставщиков были как мужчины, так и женщины, но мужчин было гораздо больше, что обусловливалось необходимостью защиты проституток, в т.ч. и от полиции, оказания им помощи и покровительства.
Вербовка девушек, еще не занимавшихся проституцией, производилась иначе, как говорится в анализируемой статье, "здесь почти единственный применяющийся способ, это - наглый обман и грубое насилие" <7>.
<7> Там же. С. 236 - 237.
В статье описывается один из наиболее часто применяемых приемов "для уловления девушек, приезжающих в Америку". Как только пароход приходил в порт, и пассажиры сходили на берег (это было более характерно для Канады, где доступ к эмигрантам был совершенно свободным), агенты отмечали, кто из девушек приехал без родственников или без близких знакомых. С девушкой, выбранной для осуществления преступного замысла, осторожно заводил разговор мужчина, говоривший на ее родном языке, предлагавший ей работу с хорошим жалованьем и оплаченными расходами на проезд. Цель данных переговоров заключалась в том, чтобы изолировать девушку от ее знакомых и заставить поехать с агентом. В дальнейшем использовались обычные приемы: обещание удовольствий и денег, в случае сопротивления - спаивание и физическое насилие, в отдельных случаях действительная женитьба на такой девушке, что не является препятствием для агента впоследствии продать ее в публичный дом. При этом отмечается, среди агентов многоженство было распространено <8>.
<8> Там же. С. 239 - 240.
В одной из глав доклада комиссии описывались приемы, применявшиеся агентами при пересечении границы США. Так, привозившиеся "для целей разврата" женщины выдавались: 1) за жен или родственниц сопровождавших их мужчин; 2) за прислугу или родственниц сопровождающих женщин; 3) за одиноких, ехавших к друзьям или родственникам и искавших работу; 4) за жен, едущих к своим мужьям. Последний способ использовался преимущественно при ввозе японок, поскольку японские законы допускали заочный брак через представительство. Однако пограничные власти часто не признавали такой брак и требовали оформления брака по американскому законодательству. Только после совершения брака девушкам разрешался въезд в страну. Аналогичное требование предъявлялось и к девушкам иных национальностей, если были какие-либо подозрения. Девушки должны были повенчаться с теми мужчинами, к которым, по их заявлению, они ехали. Как отмечено в статье, такое требование было недостаточно эффективным, поскольку агенты и сутенеры "охотно подвергают себя риску, связанному с многоженством, лишь бы заполучить в свои руки новую жертву" <9>.
<9> Там же. С. 241.
Помимо отмеченного, агенты и сутенеры использовали и иные ухищрения при доставке женщин. Например, на пароходах женщин перевозили, как правило, в каютах второго класса, т.к. пассажиров третьего класса более строго контролировали, в каютах первого класса эти женщины слишком бы выделялись среди других. Кроме того, преступники заранее "списывались" со своими соучастниками, жившими в США, "чтобы показания тех и других при допросе на границе совершенно совпадали" <10>.
<10> Там же. С. 241 - 242.
Автор анализируемой статьи отметил, что после того, как агентам и сутенерам удавалось ввезти в США своих жертв, начиналось то, "что составляет главнейшее зло подневольнаго и продажнаго разврата: зверски-жестокая, ничем не ограниченная эксплоатация беззащитных и слабых существ" <11>.
<11> Там же. С. 242.
Лицо, которое привезло женщину в США, могло ее эксплуатировать в качестве сутенера, заставляя работать в одиночку, забирая при этом ее заработок полностью, или помещало ее в публичный дом с правом взять обратно, делясь ее заработком с хозяином публичного дома. Возможен был еще один вариант - продажа женщины другому сутенеру или агенту, а также содержателю публичного дома. Таким образом, положение проститутки зависело от того, "принадлежит ли высшая власть над ней сутенеру или содержателю дома терпимости. Но в обоих случаях степень эксплоатации ея остается неизменной, разница только в формах и приемах ремесла". По мнению комиссии, в данной сфере преобладали проститутки, подчиненные сутенеру <12>.
<12> Там же. С. 242.
Сутенер, эксплуатируя женщину, должен был нести ряд обязанностей. Прежде всего он охранял женщину от полиции, подкупая ее, в случае ареста проститутки вносил за нее залог, а также уплачивал штраф. Помимо этого, он занимался организационной и коммерческой стороной работы проститутки: выбор улиц и ресторанов, танцевальных залов и других мест, которые должна была посещать проститутка; если проститутка была иностранкой, обучал, какие нужно употреблять выражения при осуществлении своей деятельности; определял стоимость услуг проститутки; определял место, где она принимала мужчин, и т.п. Женщине особо указывалось на опасность быть высланной из страны и сообщалось, что нужно говорить в случае ареста. В отдельных случаях сутенеры отдавали начинающих проституток "в обучение к более опытным, которыя и учат тем всем приемам их ремесла". Проститутка была обязана отдавать ему весь свой заработок, отказываться от покровительства других лиц и, главное, не выдавать сутенера. Сутенер, как правило, редко сообщал проститутке свое подлинное имя, называя себя какой-либо кличкой <13>.
<13> Там же. С. 242 - 243.
Женщинам редко удавалось освободиться от власти сутенера. В том случае, если они хотели покинуть сутенеров и "приняться за честную деятельность", то последние угрожали им прежде всего тем, что сообщат их хозяевам об их прошлой жизни, что, несомненно, приведет к потере работы.
Различия между условиями жизни проституток-одиночек и обитательниц публичных домов заключались, главным образом, в приемах, употреблявшихся при их эксплуатации. Сутенер, проживая с проституткой-одиночкой, присваивал весь ее заработок. Помещая ее в публичный дом, он таким образом сдавал ее "в аренду" и в качестве собственника довольствовался половиной получаемого с нее дохода, вторая половина предоставлялась содержателю публичного дома. Содержатель публичного дома, обладая проститутками "на правах собственника", удерживал половину их заработка и различными мошенническими способами присваивал другую половину <14>.
<14> Там же. С. 247.
Сутенеры и содержатели публичных домов оказывали друг другу поддержку. Как указано в анализируемой статье, "постоянно разъезжая, посещая одни и те же клубы и ведя деловыя сношения, они прекрасно знают друг друга и всегда готовы поддержать своего товарища по ремеслу". Большинство сутенеров в США были иностранцами, при этом отмечено, что французы, японцы и итальянцы эксплуатировали преимущественно женщин, привезенных с их родины и одной с ними национальности; евреи содержали российских, австрийских, венгерских, польских и немецких женщин, как правило, евреек по происхождению; китайцы эксплуатировали китаянок и часто американок <15>.
<15> Там же. С. 244 - 245.
В статье указано, что, несмотря на имевшиеся слухи о существовании обширной монопольной организации, занимавшейся торговлей и эксплуатацией женщин "на всем пространстве культурнаго мира", исследования комиссии опровергли эти слухи, поскольку комиссия не нашла следов такой организации. Однако было признано, что "несомненна наличность многочисленных мелких организаций, объединяющих отдельных лиц на более или менее продолжительное время. Оне легко возникают и легко прекращаются, представляя собой различные формы мелких торговых товариществ. Помимо этого, существуют более широкия сплочения, объединяющия лиц одной и той же национальности. Не выливаясь в определенные организационные формы, они все-же устанавливают довольно тесныя связи между своими сочленами и придают единство борьбе, какую ведут между собой представители различных национальностей. Последнее, впрочем, не мешает им соединять свои силы, когда приходиться бороться с общим врагом" <16>.
<16> Там же. С. 245.
Основными ячейками такого объединения являлись "разбросанные по всей стране клубы, где постоянно встречаются, получают почту, совершают сделки и увеселяют себя все имеющие отношение к торговле женщинами".
Комиссией была выявлена одна подобная организация, имевшая форму легального учреждения под наименованием "Нью-Йоркской независимой благотворительной ассоциации". Официальной целью названной ассоциации было оказание помощи своим членам на случай болезни или смерти. Она даже имела участок, где хоронила своих членов. Но истинные цели были иными. Состоя в подавляющем большинстве из содержателей публичных домов, сутенеров и подобных лиц, она ставила себе задачу оказывать им помощь в их незаконной деятельности и особенно при противодействии властям. Когда арестовывался кто-либо из членов ассоциации или необходимо было дать крупную взятку, члены ассоциации собирали требуемую сумму. Непосредственно незаконным ввозом женщин в США ассоциация не занималась, но это осуществляло большинство ее членов <17>.
<17> Там же. С. 245 - 246.
Безысходность положения проституток, приехавших из-за границы, определялась тем, что им некуда было обратиться за помощью. В частности, полиции они боялись потому, что сутенеры приучили их смотреть на полицию как на врага. Даже женщины, с которыми приходилось общаться проституткам, не желали или были бессильны им помочь. В анализируемой статье отмечено, что "таким образом девушке остается разсчитывать только на собственныя силы, особенно, если она иностранка, не знает языка и местной жизни, и поэтому лишена возможности даже обратиться в благотворительные учреждения, специально существующие для этой цели. Когда же через значительное время девушка знакомится наконец со всем окружающим и даже умудряется скопить сколько-нибудь денег, то она оказывается настолько разслабленной духом и настолько нравственно павшей, что не в состоянии стремиться к лучшей жизни, и покорно мирится со своим положением" <18>.
<18> Там же. С. 246 - 247.
В статье сделан вывод о том, что "очень высокая оплата услуг проституток и безграничная эксплоатация их сутенерами и содержателями домов позволяет заключить, что торговля живым товаром представляет довольно выгодное занятие" <19>. Однако при этом отмечено, что определить чистый доход, извлекавшийся из сексуальной эксплуатации женщин, представляло значительные трудности. Это обусловлено было тем, что необходимо было установить, во-первых, размер заработка женщины, во-вторых, размеры расходов на ее приобретение и содержание, а также на ведение дела. При этом, как указано в статье, "все эти величины неопределенны и находятся в зависимости от различных общих, местных и даже личных условий" <20>.
<19> Там же. С. 248.
<20> Там же. С. 248 - 249.
Среди местных условий, оказывавших влияние на доходность указанного промысла, следует обратить внимание на административные условия. Преследование администрацией ряда городов содержателей публичных домов, сутенеров и проституток могло не только снизить доходность промысла, но и ограничить его довольно незначительными пределами. В частности, в г. Буффало, который являлся крупным центром ввоза женщин из Канады, администрация приняла ряд строгих мер против занятия проституцией, после чего поставщики проституток стали избегать этот город, и если женщины туда и приезжали, то они стремились уехать вглубь страны. В Нью-Йорке во время работы комиссии агенты по поставке проституток были лишены возможности поместить в публичный дом какую-либо новую привезенную иностранную женщину. В результате частых обысков часть публичных домов закрылась, часть - сильно сократили штат проституток. Наиболее известные содержатели публичных домов, в большинстве французы, вместе с сотнями проституток переехали из Нью-Йорка в западные штаты, "где им делу грозило меньше опасностей". Оставшиеся иностранные проститутки поселились со своими сутенерами и стали предлагать свои услуги на улицах <21>.
<21> Там же. С. 249.
В статье особо отмечено, что американская администрация не всегда прибегала к таким решительным мерам по борьбе с проституцией. Во многих городах местная администрация не уделяла должного внимания нарушению законов об иммиграции, а "низшие полицейские агенты оказываются повинными еще в ряде крупных злоупотреблений, которыя совершенно нивелируют значение закона". По утверждению автора доклада, основанному на мнении сведущих лиц, почти во всех городах США полиция за деньги оказывала покровительство проституткам и их содержателям. Проститутки-одиночки, платившие регулярно полиции, получали возможность свободно заниматься своим промыслом, в то время как не платившие - подвергались частым арестам. Однако если полиции необходимо было показать свою активность, то она арестовывала и тех и других, но проститутки в таких случаях не жаловались, понимая значение этих арестов. В отдельных случаях в публичных домах арестовывались не их содержатели и проститутки, а подставные лица. Отмечается, что полиция оказывала помощь указанным лицам и после ареста <22>.
<22> Там же. С. 250 - 251.
В Нью-Йорке размер наказания зависел в значительной степени от личности судей, которые рассматривали дела о проституции. Проститутки знали, как конкретные судьи рассматривали дела и когда они заседали. Когда заседали наиболее строгие судьи, камеры для задержанных были практически пусты, т.к. проститутки или старались избегнуть ареста в эти дни, или подкупали полицию. Как отмечается в статье, "на заседаниях же судей мягких и добрых камеры их каждый вечер полны". Процедура рассмотрения дел в этих ночных судах была очень проста, что отражалось на интересах правосудия. За ночь разбиралось от 50 до 100 дел. Женщины, занимавшиеся проституцией, часто отдавались "для испытания", в то время как многие из них уже отбывали наказание в работных домах. При этом даже время рассмотрения дела было очень кратким: "Не проходит и 10 минут со времени привода женщины в суд, как уже выносится приговор, и женщина передается на испытание, после чего она, конечно, быстро исчезает, чтобы вновь появиться при следующем аресте" <23>.
<23> Там же. С. 251.
Однако в некоторых городах судебная репрессия по делам о проституции была более строгой. В частности, в Сиэтле за один октябрь 1908 г. было взыскано с проституток 5 тыс. долл. штрафов, при этом каждую штрафовали на 10 долл. В Чикаго под влиянием работы комиссии прокурор суда подверг преследованию содержателей публичных домов, сутенеров и проституток, нарушивших Закон об иммиграции. В результате его деятельности в казначейство поступила сумма в 125 тыс. долл., образовавшаяся из штрафов и обращенных в пользу казны залогов <24>.
<24> Там же. С. 251 - 252.
В статье высказано сожаление, что "административные и судебныя репрессии применяются, как мы видели, далеко не в равной степени в разных городах Соединенных Штатов. Это позволяет преступникам легко избегать заслуженной кары и порождает то печальное явление, что едва успевают ослабнуть репрессии в каком-нибудь крупном городе, как по всей стране уже разносится клич, что город свободен для всех изгнанников; последние, конечно, не заставляют себя долго ждать" <25>.
<25> Там же. С. 252.
По результатам проведенного исследования комиссия предложила ряд мер по совершенствованию деятельности по противодействию ввоза женщин в США для сексуальной эксплуатации. При этом комиссия исходила из того, что США в этом отношении придется действовать самостоятельно, поскольку в европейских государствах сводничество преследовалось лишь в случае, если оно было направлено в отношении несовершеннолетних или сопровождалось обманом и насилием.
Меры, предложенные комиссией, были двух видов: 1) осуществляемые в административном порядке и 2) законодательного характера.
В числе первых комиссия предложила следующее: в наиболее важных европейских государствах, особенно во Франции, Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Италии, к посольствам США необходимо прикомандировать специальных атташе, имевших помощников. В их обязанность входил сбор сведений, необходимых как для высылки из США иностранных проституток и их эксплуататоров (сутенеров), так и для их преследования в судах иностранных государств; министр торговли и труда должен направить в Европу специального агента для сбора сведений о женщинах, отправляемых в США для целей разврата. Эти сведения должны были заблаговременно сообщаться трансокеанским пароходным компаниям для предупреждения посадки на суда таких пассажиров. Если это не удавалось, то сведения следовало сообщить иммиграционному бюро; подозрительные женщины должны были задерживаться на границе "до подробнаго выяснения характера лиц, к которым оне едут"; специальным инспекторам следовало предоставить право арестовывать всякую иностранку, занимавшуюся проституцией, и всякого иностранного мужчину, "который, покажется эксплоатирующим ее, как проститутку".
К мерам законодательного характера, предложенным комиссией, относились: необходимость изменения положения Закона об иммиграции от 20 февраля 1907 г. о том, что иностранные проститутки и лица, занимавшиеся сводничеством, подлежали высылке из страны лишь в течение трех лет со времени их приезда; все лица, вследствие закона об иммиграции не допущенные к въезду или высланные из страны, однако возвратившиеся или пытавшиеся возвратиться в страну, должны были объявляться виновными в совершении преступления (misdemeanor) и наказываться заключением в тюрьму на срок не свыше двух лет; для пароходных компаний необходимо было установить обязанность отвозить обратно и в том же классе всех не допущенных ко въезду и высланных из США лиц; установить под угрозой наказания запрет для перевозки женщин "для безнравственных целей из одного штата или округа в другие" <26>.
<26> Там же. С. 252 - 254.