О некоторых вопросах лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации

(Королева И. Б.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА

ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 2 июня 2005 года

И. Б. КОРОЛЕВА

И. Б. Королева, Фонд системного анализа и социально-экономического проектирования.

Лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) и принятым на его основе Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727 "О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Постановление).

Пункт 1 статьи 1 Закона определяет, что государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Таким образом, указанное положение развивает основополагающие нормы Конституции Российской Федерации о защите основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с указанными целями лицензирование представляет собой форму государственного обеспечения соблюдения законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Одновременно лицензирование является способом государственного контроля за надлежащим осуществлением прав и обязанностей участниками рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12.11.2003 N 17-П по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 19 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Постановление N 17-П), государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. В этих целях Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" устанавливаются правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, в том числе закрепляется обязательность лицензирования указанной деятельности.

При этом лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не нарушает конституционных принципов равенства и свободы осуществления в Российской Федерации экономической деятельности.

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности и поддержка конкуренции, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Согласно статье 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Указанная норма распространяется также на юридических лиц.

В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 N 150-О, федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления и, исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (статья 74, часть 2).

Исходя из этого, Кодексом предусматривается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (пункт 1 статьи 49) и что нахождение в обороте отдельных видов объектов гражданских прав, определяемых в порядке, установленном законом, допускается по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129).

В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, пунктом 3 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденных Постановлением (далее - Положения о лицензировании), лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются.

В правоприменительной практике нередко возникают вопросы о том, возможно ли осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции простым товариществом.

По указанному вопросу необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 1041 Кодекса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Согласно пункту 1 статьи 1043 Кодекса внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором простого товарищества не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества (статья 1044 Кодекса).

Таким образом, главной особенностью договора простого товарищества является признак совместной деятельности. При этом простое товарищество не является юридическим лицом.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.

В соответствии со статьей 18 Закона деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением розничной продажи алкогольной и непищевой продукции, осуществляется только юридическими лицами независимо от их форм собственности на основании лицензий, выданных уполномоченными органами государственной власти.

Кроме того, согласно пункту 2 статьи 1 Закона действие настоящего Закона распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С учетом изложенного, распространена позиция, согласно которой простое товарищество не может осуществлять производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается конкретному лицу и представляет собой форму государственной легализации его деятельности.

Следует заметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона действие Закона не распространяется на:

- деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;

- деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Таким образом, Закон устанавливает два основных условия освобождения организаций от необходимости лицензирования деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Во-первых, продукция, перечисленная в указанной норме, должна быть внесена в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения. Во-вторых, она должна быть зарегистрирована уполномоченным органом исполнительной власти.

Что касается деятельности аптечных учреждений, которая связана с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, то в соответствии с указанной нормой действие Закона не распространяется на указанную деятельность при прохождении перечисленной продукцией государственной регистрации в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Указанный вопрос находит отражение в судебно-арбитражной практике. В частности, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 3727/01.

Суть дела сводится к следующему. ОАО "Концерн "Калина" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловской области о признании недействительным предписания о необходимости получения обществом лицензии на осуществление деятельности по производству спиртосодержащей непищевой продукции.

Удовлетворяя исковые требования, суд указал, что, поскольку выпускаемая истцом спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция прошла государственную регистрацию в уполномоченных органах исполнительной власти в установленном законом порядке, его деятельность по изготовлению данной продукции не подпадает под действие Закона.

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что судом не учтено, что в соответствии с абзацем три пункта 3 статьи 1 Закона его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств.

В деле отсутствуют сведения о том, внесена ли продукция, выпускаемая истцом, в Государственный реестр лекарственных средств, что является одним из обязательных условий производства спиртосодержащей непищевой продукции без лицензии.

Таким образом, следует признать, что судебные акты приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Пункт 1 статьи 18 Закона предусматривает возможность выдачи федеральных и региональных лицензий. Федеральные лицензии выдаются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Региональные (лицензии субъектов) - органом государственной власти, определенным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время функции по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возложены, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (далее - Положение), на Федеральную налоговую службу.

В частности, согласно пункту 5.2 Положения Федеральная налоговая служба выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), в том числе на:

- производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

- производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции.

Ранее лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществлялось Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Пункт 1 статьи 19 Закона предусматривает, что для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организацией (заявителем) в лицензирующий орган представляются документы, в числе которых - согласие в письменной форме органа, уполномоченного субъектом Российской Федерации, на территории которого будет находиться организация или ее структурное подразделение, осуществляющие производство и (или) хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (для получения федеральных лицензий).

Разъясняя изложенную норму Закона, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 17-П указал, что представление организацией - соискателем федеральной лицензии - согласия выступает, по смыслу пункта 1 статьи 19 Закона, необходимым условием принятия федеральным лицензирующим органом решения о выдаче федеральной лицензии, если же такое согласие не получено, то федеральная лицензия не выдается.

При этом отказ субъекта Российской Федерации дать согласие на получение федеральной лицензии - независимо от того, является он мотивированным и основанным на предписаниях действующего законодательства либо не является таковым, - служит для федерального лицензирующего органа достаточным основанием для отказа в рассмотрении по существу вопроса о выдаче федеральной лицензии. В результате окончательное решение фактически принимается на уровне субъекта Российской Федерации, а не на уровне Российской Федерации. Тем самым осуществление федеральным органом власти (в данном случае - федеральным лицензирующим органом) принадлежащего ему полномочия по предмету ведения Российской Федерации ставится в зависимость от решения субъекта Российской Федерации, что в конечном счете не согласуется с установленным Конституцией Российской Федерации разграничением предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, признание решения субъекта Российской Федерации об отказе в даче согласия на получение федеральной лицензии безусловным препятствием для федерального лицензирующего органа в разрешении вопроса о выдаче такой лицензии означает, что ограничение свободы предпринимательской деятельности, перемещения товаров и услуг в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может осуществляться исходя из критериев, определяемых не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, а непосредственно субъектом Российской Федерации, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

На основании изложенного, Конституционный Суд Российской Федерации признал указанное положение не противоречащим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой это положение не является препятствием для федерального лицензирующего органа разрешить данный вопрос по существу.

Полный перечень документов, которые представляются заявителем в лицензирующий орган, определен статьей 19 Закона. Указанный перечень является исчерпывающим. Требовать от организации документы, не предусмотренные пунктом 1 статьи 19, запрещается.

Иногда в практике лицензирования возникает вопрос, может ли лицензирующий орган отказать организации в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, если организацией представлены все документы, предусмотренные статьей 19 Закона.

Основания для отказа в выдаче лицензии установлены в пункте 7 статьи 19 Закона. В соответствии с указанной нормой в выдаче лицензии может быть отказано:

- при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также в случае несоответствия условий деятельности и статуса обратившегося лица установленным Законом лицензионным требованиям;

- в случае нарушения требований статьи 8 Закона.

Таким образом, непредставление организацией полного пакета документов не является основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Все документы, представленные для получения лицензии, проходят специальную экспертизу. Только при соблюдении организацией требований, установленных Законом для соискателей лицензии, лицензирующий орган выдает лицензию на осуществление производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Следует заметить, что в лицензирующий орган могут представляться и иные документы, не предусмотренные пунктом 1 статьи 19 Закона. Целью представления таких документов является проверка соискателя лицензии на соответствие установленным Законом лицензионным требованиям и условиям.

Закон не содержит определения того, что следует считать лицензионными требованиями и условиями и совпадают ли требования и условия, предъявляемые к соискателю лицензии, с требованиями и условиями, которые обязаны соблюдать лицензиаты - лица, уже имеющие соответствующие лицензии и осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет лицензионные требования и условия как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (статья 2).

Таким образом, указанный Закон не дает ответа на вопрос, обязаны ли соискатели лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности соблюдать лицензионные требования и условия, предусмотренные для лицензиатов, а также следует ли лицензиатам выполнять требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий.

В контексте вышеизложенного показательным является вопрос о просроченной задолженности по налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации необходимо представить, в том числе справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.

Некоторые организации полагают, что отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является одним из требований, выполнение которого обязательно лишь при получении лицензии.

Вместе с тем, согласно пункту 21 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, наличие задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сроком более 3 месяцев (по представлению территориальных налоговых органов) является основанием для приостановления действия лицензии.

Таким образом, отсутствие просроченной задолженности является лицензионным требованием, выполнение которого обязательно как на стадии получения лицензии, так и в процессе осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

По данному вопросу складывается устойчивая арбитражная практика, которая подтверждает, что положение об отсутствии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов необходимо соблюдать как соискателю лицензии, так и лицензиату. Поэтому невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии, выразившихся в наличии просроченной задолженности по уплате налогов и сборов, является основанием приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Иногда соискатели лицензий сталкиваются со сложностью в вопросе, кем должны заверяться копии документов, представляемые в лицензирующий орган для получения лицензии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в лицензирующий орган представляются копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом).

С учетом изложенной нормы, для получения лицензии в лицензирующий орган представляются либо копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица, заверенные нотариусом, либо копии вышеуказанных документов, не заверенные нотариусом, но с предъявлением оригиналов указанных документов.

После рассмотрения представленных документов лицензирующий орган принимает решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо об отказе в выдаче такого разрешения. Указанное решение, согласно пункту 6 статьи 19 Закона, принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.

Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче с указанием причин отказа направляется заявителю в письменной форме в трехдневный срок после его принятия.

Следует иметь в виду, что 30-дневный срок для принятия лицензирующим органом решения начинается с момента получения заявления и полного пакета документов. Если организацией представлены не все документы или указанные документы оформлены ненадлежащим образом, лицензирующий орган направляет заявителю письмо с указанием причин невозможности рассмотрения вопроса о выдаче лицензии по существу. Лишь после исправления всех недостатков у лицензирующего органа возникает обязанность по принятию в течение 30 дней (с момента получения заявления со всеми необходимыми документами) решения о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче.

В случае представления неполного пакета документов, лицензирующий орган не вправе принимать по существу решение об отказе в выдаче лицензии. Перечень оснований для отказа в выдаче лицензии определен пунктом 7 статьи 19 Закона, в соответствии с которым в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано:

- при выявлении в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также в случае несоответствия условий деятельности и статуса обратившегося лица установленным Законом лицензионным требованиям;

- в случае нарушения требований статьи 8 Закона.

Таким образом, Закон не содержит в качестве основания для отказа в выдаче лицензии представление соискателем лицензии неполного пакета документов.

Решение об отказе в выдаче лицензии может быть в соответствии со статьей 22 Закона обжаловано заявителем в лицензирующий орган и (или) в суд.

Виды деятельности, на которые выдаются лицензии, предусмотрены пунктом 2 статьи 18 Закона. К ним относятся:

- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;

- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- экспорт алкогольной продукции;

- импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;

- розничная продажа алкогольной продукции.

Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции.

Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах четвертом-восьмом пункта 2 статьи 18 Закона выдаются отдельно на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию.

Пояснения по вопросу лицензирования содержатся в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.05.00 N ВБ-6-32/379@ "О хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности". В нем указывается, что хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом должны лицензироваться.

Подлежит лицензированию хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не являющихся собственностью данной организации.

Наличие у организаций лицензий на осуществление следующих видов деятельности:

- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта,

- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,

- производство, хранение и поставки произведенного вина,

- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,

- импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,

- не дает права этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.

Кроме этого, Министерство финансов Российской Федерации письмом от 13.04.2005 N 03-01-13/2-86 поясняет вопросы лицензирования импорта алкогольной продукции, указывая, что при принятии решения о выдаче лицензии на импорт, хранение и поставки алкогольной продукции, особенности выдачи которой установлены пунктом 2 статьи 21 Закона, налоговый орган должен принять меры по получению информации, в том числе от таможенных органов, подтверждающей импорт соискателем лицензии не менее чем 50 тыс. дол. за год в пересчете на абсолютный алкоголь.

Отсутствие такой информации может служить основанием для отказа в выдаче лицензии как несоответствие условий деятельности и статуса обратившегося лица установленным лицензионным условиям (пункт 7 статьи 19 Закона).

В соответствии с пунктом 9 статьи 19 Закона лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются на срок не менее чем три года. Срок действия такой лицензии может быть продлен по просьбе заявителя. Такая лицензия по просьбе заявителя может быть выдана и на срок менее чем три года.

С учетом изложенного, лицензирующий орган по своей инициативе не вправе выдавать лицензию на срок менее чем три года. Если заявитель желает, чтобы ему была выдана лицензия со сроком действия менее чем три года, в заявлении о выдаче лицензии ему необходимо указать конкретный срок, в течение которого он планирует осуществление производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Право юридического лица (индивидуального предпринимателя) на осуществление производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции возникает с момента получения соответствующей лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не предусмотрено Законом.

Если действие лицензии юридического лица приостановлено, осуществление лицензируемого вида деятельности становится возможным только после возобновления действия приостановленной лицензии.

Основания приостановления действия лицензии определены в пункте 1 статьи 20 Закона. К ним относятся:

- невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;

- непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;

- неуплата в установленный срок лицензионного сбора;

- невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности;

- несоблюдение установленных минимальных цен на алкогольную продукцию;

- использование технологического оборудования и спиртохранилищ в организации, производящей из пищевого сырья этиловый спирт, для производства и хранения продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;

- использование технологического оборудования для производства алкогольной продукции в целях производства продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;

- использование технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, не оснащенного спиртоизмеряющими приборами;

- использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования.

Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии только по тем основаниям, которые перечислены в пункте 1 статьи 20 Закона. Приостановление действия лицензии по основаниям, не предусмотренным данной нормой, является неправомерным.

Например, нередко лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии, указывая в качестве основания приостановления лицензии наличие задолженности по уплате налогов и сборов.

Приостановление лицензии по такому основанию является неправомерным, так как наличие задолженности по уплате налогов и сборов (без учета отсроченных платежей) в перечне оснований приостановления действия лицензии не значится.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии. При этом в качестве нарушений условий действия лицензии может указываться, в том числе наличие у организации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.

Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган вправе также приостановить действие лицензии без указания срока, необходимого для устранения нарушений. Закон не содержит ограничения действий лицензирующего органа в данном вопросе. Поэтому, если в решении о приостановлении действия лицензии срок приостановления не указывается, он признается равным шести месяцам.

После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган обязан в срок не более чем 20 дней принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия (пункт 1 статьи 20 Закона).

В практической жизни иногда возникают ситуации, когда организация, устранив нарушения условий действия лицензии и сообщив об этом лицензирующему органу, вновь приступает к осуществлению лицензируемого вида деятельности. Результатом указанных действий становится привлечение ее к ответственности по причине осуществления лицензируемого вида деятельности без лицензии.

Необходимо отметить, что право организации на осуществление вида деятельности, предусмотренного лицензией, возникает вновь не с момента устранения выявленных нарушений или с момента уведомления об этом лицензирующего органа, а с момента принятия лицензирующим органом решения о возобновлении действия лицензии. При несоблюдении данного обстоятельства действия организации будут квалифицироваться как осуществление лицензируемой деятельности без лицензии (в период, когда действие лицензии было приостановлено).

Закон предусматривает еще одно основание приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа по основаниям, указанным в данной норме. До вступления решения суда в законную силу лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии.

Возникает вопрос, с какого момента лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Закон не устанавливает конкретный момент времени, с которого допускается приостановление действия лицензии. Поэтому в юридической практике распространены различные подходы к решению данной проблемы.

Одни специалисты считают, что действие лицензии может приостанавливаться с момента обращения лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Например, лицензирующий орган ввиду оборота алкогольной продукции без акцизных марок обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии организации и одновременно выносит решение о приостановлении действия соответствующей лицензии.

Другие специалисты полагают, что решение о приостановлении действия лицензии может приниматься лишь после принятия судом к производству заявления об аннулировании лицензии. До принятия заявления к производству решение о приостановлении действия лицензии организации является неправомерным.

Третьи специалисты считают, что решение о приостановлении действия лицензии может быть принято только после принятия судом решения об аннулировании лицензии по существу. Период времени, с которого приостанавливается действие лицензии, определяется как момент принятия решения об аннулировании лицензии - до вступления решения суда в законную силу. Если суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии, лицензирующий орган не вправе принимать решение о приостановлении данной лицензии.

Согласно пункту 4 статьи 20 Закона решение о приостановлении действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или о направлении в суд заявления об аннулировании такой лицензии доводится лицензирующим органом до заявителя в письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее, чем за три дня со дня принятия решения.

Относительно приостановления действия лицензии дополнительно необходимо сказать, что если у организации имеется несколько лицензий, предусмотренных Законом для осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и лицензирующий орган приостанавливает действие лишь одной из указанных лицензий, организация вправе продолжать осуществление иных видов деятельности, на которые получены соответствующие лицензии. Приостановление действия лицензии лишает лицензиата возможности осуществлять тот вид предпринимательской деятельности, на который ему выдана указанная лицензия. При этом приостановление действия лицензии имеет целью устранение лицензиатом нарушений, которые были выявлены лицензирующим органом в ходе действия данной лицензии. Если лицензирующим органом не обнаружено нарушений условий действия других лицензий, Закон не предусматривает оснований для приостановления их действия.

Законом предусмотрен институт переоформления лицензий.

В соответствии с пунктом 8 статьи 19 Закона в случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация обязана в пятнадцатидневный срок подать заявление о переоформлении лицензии.

Переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения.

До переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае ее утраты новая лицензия выдается на основании ранее представленных документов, если срок их действия не истек, и заявления об утрате лицензии.

Переоформление лицензий по каким-либо иным основаниям Законом не предусмотрено.

Некоторые организации считают, что если лицензия на осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции была переоформлена, то лицензирующий орган не вправе выносить решение о приостановлении действия вновь выданной лицензии по причине совершения организацией нарушений, допущенных в период действия первоначальной лицензии.

Данный довод представляется неправомерным, на что указывает судебно-арбитражная практика. В частности, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.08.2002 по делу N А82-57/02-А/8 об аннулировании лицензии организации (серия А 632683 N 51) указал, что ссылка ООО "Блиц" на то, что правонарушение совершено в пределах действия другой лицензии, судом отклоняется, поскольку лицензия (серия А 632683 N 51) выдана взамен лицензии, действовавшей в момент совершения правонарушения, и по своей сути является аналогичной ей.

В заключение необходимо отметить, что законодательство о лицензировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несовершенным, в силу чего нуждается в дополнительной проработке и согласовании. В настоящее время готовится проект закона, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Возможно, что многие из проблем, обозначенных в настоящей статье, найдут в нем свое решение, способствуя его лучшему пониманию и применению.

Название документа