Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел на железнодорожном транспорте по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности
(Перепелкина Ю. Г.) ("Транспортное право", 2005, N 2) Текст документаАДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ю. Г. ПЕРЕПЕЛКИНА
Разрешение дел об административных правонарушениях в соответствии с ныне действующим законодательством и Кодексом РФ об административных правонарушениях, помимо органов внутренних дел, входит в компетенцию и других органов государственного управления, и прежде всего отраслевых. Например, органов речного транспорта, органов государственного горного и промышленного надзора, органов регулирования естественных монополий, таможенных органов, органов валютного контроля и т. д. Однако компетенция отраслевых органов государственного управления в сфере административной юрисдикции гораздо уже, чем у органов внутренних дел. Как правило, отраслевым органам подведомственны один или группа видов административных правонарушений. Органы же внутренних дел правомочны рассматривать и разрешать юридические дела о различных видах административных правонарушений. В соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел имеют право рассматривать дела о нарушениях общественного порядка, о нарушениях правил, обеспечивающих безопасность движения транспорта, и правил пользования транспортом, о нарушениях санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил на объектах, подведомственных органам внутренних дел, о нарушениях правил пребывания и передвижения иностранных граждан, о нарушениях правил паспортной системы, о незаконных валютных операциях, о потреблении наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах <*>. В этой связи в литературе выделяется ряд особенностей, присущих административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, в том числе и на железнодорожном транспорте: -------------------------------- <*> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
1) существует широкий круг общественных отношений, охраняемых административно-юрисдикционным способом; 2) широкий круг должностных лиц, наделенных правом применять административно-правовые санкции; 3) более широкий круг сфер применения прав в наложении административных наказаний, чем у отраслевых органов государственного управления; 4) обладают правом налагать административное наказание на месте без составления протокола об административном правонарушении; 5) четко прослеживается специализация по отдельным видам административных правонарушений; 6) органы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством в правоприменительной практике руководствуются не только административным законодательством России, но и применяют нормы об административных правонарушениях, принятые субъектами Российской Федерации и действующие на их территории; 7) правоприменительный процесс органов внутренних дел регламентирован не только нормами КоАП РФ, но и специальными нормативными документами, определяющими порядок юрисдикционной деятельности отдельных служб <*>. -------------------------------- <*> Кисин В. Р. Административная деятельность органов внутренних дел. Общая часть. М., 1992; Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 84 - 86.
Проведение анализа вышеперечисленных особенностей необходимо, так как применение юридических санкций всегда затрагивает вопрос о законности действий правоприменителя, и как следствие этого возникает проблема соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Анализ показывает, что вышеперечисленные особенности административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте неравнозначны по отношению друг к другу. Как правило, одни особенности опосредуют другие. Например, из широкого спектра охраняемых органами внутренних дел на железнодорожном транспорте общественных отношений вытекают те из них, которые связаны со специализацией в рассмотрении отдельных видов административных правонарушений и двойная регламентация правоприменительной деятельности органов внутренних дел (нормами КоАП РФ и ведомственными инструкциями). При осуществлении административной юрисдикции органы внутренних дел на железнодорожном транспорте принимают государственно-властные решения, в которых объективируется конкретная административная санкция. Посредством принятия специального юрисдикционного акта должностным лицом органов внутренних дел на железнодорожном транспорте реализуется принудительное, государственно-властное воздействие на участников правоотношений административной ответственности. В органах внутренних дел на железнодорожном транспорте институт административной ответственности имеет свои особенности, которые можно свести к следующему: - юрисдикция органов внутренних дел на железнодорожном транспорте является исключительно административной, осуществляется специально уполномоченным на то ведомством. Поэтому, естественно, она не может быть ни судебной, ни дисциплинарной, ни общественной; - доминирующим направлением правоохранительной деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте в сфере института административной ответственности за правонарушения является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Административно-правовая их охрана осуществляется и другими государственными и общественными установлениями, однако органы внутренних дел осуществляют эту деятельность специально, функционально, в силу своего должностного долга, к которому их обязывает закон; - множественность субъектов - носителей прав по привлечению к административной ответственности за правонарушения. Административная юрисдикция органов внутренних дел на железнодорожном транспорте осуществляется большим количеством субъектов юрисдикционных правоохранительных отношений, уполномоченных законом привлекать виновных лиц к ответственности за административные правонарушения. Множественность субъектов административной юрисдикции в системе органов внутренних дел на железнодорожном транспорте позволяет осуществлять ее на началах специализации, которая обеспечивает наиболее квалифицированное рассмотрение и разрешение каждого дела об административной ответственности за правонарушения. Так, в соответствии со ст. 23.3 КоАП РФ такими полномочиями обладают: начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители; - начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте; начальники линейных пунктов милиции и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил <*>. Практика показывает, что наиболее эффективно административная юрисдикция осуществляется теми службами органов внутренних дел на железнодорожном транспорте, которые выполняют специальные надзорные функции: надзор за соблюдением общественного порядка, дорожно-транспортных правил, правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации и т. д.; -------------------------------- <*> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. М., 2002.
- компетенционная сопряженность заключается в том, что юрисдикционная деятельность органов внутренних дел на железнодорожном транспорте имеет целью осуществление не только сугубо юрисдикционных действий (рассмотрение, разрешение индивидуально конкретных дел и осуществление компетенции по наложению административных взысканий), но и полномочий неюрисдикционного характера как самими органами административной юрисдикции и их должностными лицами, так и другими должностными лицами органов внутренних дел, правом осуществления юрисдикции не обладающими. В частности, органам внутренних дел на железнодорожном транспорте предоставлено право осуществлять проверку документов с целью установления личности правонарушителя, подвергать его личному административному задержанию в целях обеспечения условий для возможного в будущем привлечения к административной ответственности, воздействовать на нарушителя средствами институтов официального предостережения, пользоваться служебным и личным автомототранспортом в целях обнаружения и преследования правонарушителей, производить досмотры и т. д.; - ограниченность круга административных наказаний, применяемых органами внутренних дел на железнодорожном транспорте. Как уже отмечалось, в соответствии с положениями ныне действующего Кодекса об административных правонарушениях органам внутренних дел на железнодорожном транспорте предоставлено право применять только такие меры административных наказаний, как предупреждение и административный штраф (ст. 3.4 и ст. 3.5 КоАП РФ). Органам внутренних дел на железнодорожном транспорте подведомствен достаточно широкий круг правонарушений, преследуемых в административном порядке. Четкое уяснение системы административно наказуемых нарушений по делам, подведомственным органам внутренних дел на железнодорожном транспорте, помогает совершенствовать правоохранительную деятельность этих органов, постоянно повышать уровень осуществления ими юрисдикционных полномочий. Исходя из действующего административного законодательства, можно заключить, что органы внутренних дел на железнодорожном транспорте уполномочены рассматривать дела о нарушениях общественного порядка, общественной безопасности, порядка управления. Наказуемые в административном порядке правонарушения в сфере общественного порядка, общественной безопасности, порядка управления тесным образом связаны между собой. Образцовый общественный порядок является условием надлежаще обеспеченной общественной безопасности, а обеспечение на должном уровне состояния того и другого является гарантией надлежащего режима государственного управления. В соответствии с законами обратной связи высокий уровень государственного управления является важнейшим условием образцового общественного порядка и общественной безопасности. Объем и характер правоохранительной, в том числе юрисдикционной, деятельности соответствующих служб органов внутренних дел на железнодорожном транспорте неодинаковы и неравнозначны, они зависят от специфики конкретных правонарушений, от места органов административной юрисдикции и других органов внутренних дел в системе правоохранительных органов государства, обладающих правом осуществления юрисдикции. Сказанное позволяет расценивать органы внутренних дел на железнодорожном транспорте (их должностных лиц) в качестве активных субъектов административно-юрисдикционной деятельности. Используя право привлечения нарушителей к административной ответственности, органы внутренних дел на железнодорожном транспорте вносят свой вклад в дело укрепления законности, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Название документа