О лицензировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Королева И. Б.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2005)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,
АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 8 апреля 2005 года
И. Б. КОРОЛЕВА
Королева И. Б., Фонд системного анализа и социально-экономического проектирования.
Основным условием для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации является наличие у организации соответствующей лицензии.
Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон) и принятым на его основе Положением о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.1998 N 727 (далее - Положение). Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не распространяет свое действие на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Его нормы могут применяться лишь в случае отсутствия специальных правил поведения, установленных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 3 Положения лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления. Лицензия выдается на платной основе. Передача лицензии другой организации и оказание услуг по лицензируемым видам деятельности другим лицам запрещаются.
Таким образом, лицензия представляет собой документ, подтверждающий наличие у юридического лица (индивидуального предпринимателя) реальных возможностей для осуществления производства, закупок (в том числе импорта), поставок (в том числе экспорта), хранения и розничной продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С другой стороны, лицензия как специальное разрешение является инструментом государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, который осуществляется в целях защиты экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в указанной продукции и повышения ее качества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и экспорт этилового спирта и алкогольной продукции;
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
экспорт алкогольной продукции;
импорт, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт;
розничная продажа алкогольной продукции.
Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду произведенной продукции.
Лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в абзацах четвертом - восьмом пункта 2 статьи 18 Закона выдаются отдельно на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую пищевую продукцию.
Нередко изложенные положения Закона вызывают сложности в правоприменительной практике. В целях исключения указанной ситуации Министерство Российской Федерации в письме "О хранении этилового спирта и алкогольной продукции как видах лицензируемой деятельности" от 17.05.2000 N ВБ-6-32/379@ сообщило следующее.
Хранение этилового спирта, хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции как самостоятельные виды деятельности в соответствии с Законом должны лицензироваться.
Подлежит лицензированию хранение организацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не являющихся собственностью данной организации, например:
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, изъятых из незаконного оборота,
хранение алкогольной продукции, связанное с оказанием услуг по наклеиванию региональных идентификационных марок,
хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции на таможенных складах временного хранения,
хранение на аптечных складах этилового спирта, закупленного организациями системы здравоохранения для своих нужд в соответствии с установленной квотой.
Наличие у организаций лицензий на осуществление следующих видов деятельности:
производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта,
производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,
производство, хранение и поставки произведенного вина,
закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции,
импорт, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, -
не дает право этим организациям осуществлять по указанным лицензиям хранение этилового спирта и алкогольной продукции, не являющихся собственностью данной организации.
В целях получения лицензии на осуществление производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции организация должна представить в лицензирующий орган пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 19 Закона. При подаче документов организациям необходимо учитывать, что одним из основных условий получения лицензии является отсутствие у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. В связи с этим Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 18.08.99 N ВБ-6-31/653@ обращает внимание, что одновременно с пакетом документов в лицензирующий орган должны представляться сведения о выполнении организацией текущих платежей и утвержденных графиков погашения задолженности в бюджеты всех уровней.
В соответствии с пунктом 14 Положения наличие задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов представляет собой одно из лицензионных требований (условий). Выполнение его юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) является обязательным не только на стадии получения лицензии, но и в процессе осуществления производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Наличие задолженности по уплате налогов и сборов влечет приостановление либо аннулирование действия лицензии в порядке, установленном законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Некоторые организации возражают против данного положения, поясняя, что Закон прямо не предусматривает в качестве лицензионного требования (условия) отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Поскольку отсутствие у организации задолженности по уплате налогов и сборов упоминается в Законе только по отношению к представляемым для получения лицензии документам, отнесение налоговым органом необходимости отсутствия задолженности по налогам и сборам к условиям действия лицензии абсолютно безосновательно и незаконно.
Представляется, что с указанным доводом нельзя согласиться.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона одним из обязательных условий выдачи лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, отсутствие у юридического лица (индивидуального предпринимателя) просроченной задолженности по уплате налогов и сборов является одним из лицензионных требований (условий), установленных Законом.
Кроме того, согласно пункту 3 Положения лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление указанных в ней видов деятельности, а также определяющим условия их осуществления.
Таким образом, деятельность лицензиата в течение срока действия лицензии должна соответствовать требованиям, подтверждаемым документами, перечисленными в пункте 1 статьи 19 Закона. В случае нарушения указанных требований к лицензиату могут быть применены меры правового воздействия, в числе которых - приостановление действия лицензии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть приостановлено решением лицензирующего органа в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
Согласно пункту 21 Положения Госналогслужба России приостанавливает действие лицензии в случае наличия задолженности (без учета отсроченных платежей) по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней сроком более трех месяцев (по представлению территориальных органов).
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является в том числе невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
Таким образом, если организация не выполнит предписание лицензирующего органа о погашении задолженности по уплате налогов и сборов, действие ее лицензии будет приостановлено (аннулировано) в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Изложенная позиция находит подтверждение в судебно-арбитражной практике. В частности, Арбитражный суд г. Москвы в решении от 23.07.2003 по делу N А40-15493/03-125-122 признал отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов лицензионным требованием. При этом арбитражный суд исходил из того, что в силу статьи 19 Закона для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией в лицензирующий орган наряду с другими документами представляется и справка налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов. Поскольку Законом не предусмотрено иное, ссылка налогового органа на необходимость представления такой справки и в случае продления срока действия лицензии действующему законодательству не противоречит. У общества на момент обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган имелась задолженность по уплате налогов и сборов, что заявителем не отрицалось. С учетом этого обстоятельства в просьбе заявителя о продлении срока действия лицензии налоговым органом было отказано правомерно.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 29.10.2003 N КА-А40/8431-03 признал вышеуказанное судебное решение принятым с соблюдением норм материального и процессуального права, отказав в удовлетворении кассационной жалобы.
Безусловно, невыполнение предписания лицензирующего органа о погашении задолженности по уплате налогов и сборов не является единственным основанием приостановления действия лицензии.
Случаи приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены в пункте 1 статьи 20 Закона, а также пункте 21 Положения. В числе их:
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
неуплата в установленный срок лицензионного сбора;
невнесение в установленный срок платы за проведение ежегодных обследований организации на соответствие установленным настоящим Федеральным законом условиям, необходимым для осуществления лицензируемых видов деятельности;
несоблюдение установленных минимальных цен на алкогольную продукцию;
использование технологического оборудования и спиртохранилищ в организации, производящей из пищевого сырья этиловый спирт, для производства и хранения продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;
использование технологического оборудования для производства алкогольной продукции в целях производства продукции непищевого назначения, за исключением отходов основного производства;
использование технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, не оснащенного спиртоизмеряющими приборами;
использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае если в установленный срок заявитель не устранил указанные обстоятельства, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. При этом лицензирующий орган в предписании об устранении нарушений условий действия лицензии вправе не указывать срок, на который действие лицензии приостанавливается. В этом случае срок для устранения нарушений признается равным шести месяцам.
Нередко действие лицензии организации приостанавливается в случае непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии. Необходимость переоформления лицензии возникает в случае реорганизации, изменения наименования организации или утраты лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. При этом согласно пункту 8 статьи 19 Закона заявление о переоформлении лицензии подается организацией в пятнадцатидневный срок.
Переоформление лицензии проводится в порядке, установленном для ее получения. До переоформления лицензии организация может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии. В случае ее утраты новая лицензия выдается на основании ранее представленных документов, если срок их действия не истек, и заявления об утрате лицензии.
От переоформления действия лицензии необходимо отличать понятие продления действия лицензии.
Согласно пункту 9 статьи 19 Закона лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются на срок не менее чем три года. Срок действия такой лицензии может быть продлен по просьбе заявителя. Такая лицензия по просьбе заявителя может быть выдана и на срок менее чем три года.
Заявление о продлении (выдаче) лицензии подается в лицензирующий орган не позднее чем за два месяца до окончания срока действия лицензии. К заявлению прикладывается пакет документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 19 Закона. Продление действия лицензии, как и переоформление лицензии, производится в порядке, установленном для ее получения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона все документы, представленные для получения лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Согласно пункту 6 статьи 19 Закона, пункту 12 Положения решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами, после проведения обследования на наличие условий для осуществления лицензируемых видов деятельности в области производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Обследование организаций на наличие условий для осуществления указанных видов деятельности проводится лицензирующим органом в течение 30 дней со дня получения документов на выдачу лицензии, а в каждом последующем году действия лицензии - ежегодно, не позднее чем за две недели до даты (число, месяц) выдачи лицензии.
В практике нередко возникают коллизионные ситуации, связанные с вопросами экспорта и импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Например, когда организация не соглашается с решением лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии по причине несоответствия статуса организации требованиям пункта 4 статьи 9 Закона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона экспорт и импорт этилового спирта осуществляются только унитарными предприятиями или хозяйственными обществами, в которых государству принадлежит не менее 51 процента акций (долей) и которые имеют соответствующие лицензии на осуществление такой деятельности.
Организация основывает свои требования на том, что данная норма нарушает экономические принципы, закрепленные статьями 8, 19, 34 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ), и соответственно конституционные права заявителя, вытекающие из содержания указанных норм.
Указанная позиция является необоснованной.
В соответствии со статьей 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно статье 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со статьей 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом согласно статье 55 Конституции РФ права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
Согласно статье 1 Закона государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Таким образом, во исполнение указанных целей пункт 4 статьи 9 Закона устанавливает ограничения оборота этилового спирта. Указанное ограничение является правомерным и обоснованным.
Другим аргументом организаций по указанному вопросу выступает утверждение, что норма пункта 4 статьи 9 Закона представляет собой не лицензионное требование, а требование к обороту этилового спирта. Лицензионные требования определены в главе III Закона, посвященной вопросам лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поэтому принадлежность государству менее 51 процента акций не может служить основанием для отказа в выдаче лицензии на экспорт этилового спирта.
Вместе с тем лицензирующий орган, принимая решение об отказе в выдаче лицензии, не может игнорировать положения пункта 4 статьи 9 Закона, так как решение вопроса о выдаче лицензии главой III Закона не ограничивается.
В сфере лицензирования производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции существует и масса других проблемных вопросов. Законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции не всегда однозначно отвечает на вопросы, поставленные практикой. В связи с этим многие споры организаций и государственных органов являются предметом судебно-арбитражного рассмотрения.
Название документа