Финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности
(Бубенщиков А. Д.) ("Финансовое право", 2005, N 3) Текст документаФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. Д. БУБЕНЩИКОВ
Бубенщиков А. Д., старший преподаватель кафедры финансового права Юридического института Томского государственного университета.
Среди важных факторов развития рыночных отношений в Российской Федерации существенное место занимает процесс привлечения в экономику инвестиций в форме капитальных вложений. Активизировать данный процесс возможно путем стимулирования субъектов инвестиционной деятельности. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.) указывается, что стимулирование экономической активности хозяйствующих субъектов, их инвестиционной деятельности является одним из направлений реализации "сценария ускоренной диверсификации" российской экономики <*>. -------------------------------- <*> Распоряжение Правительства РФ от 15.08.2003 N 1163-р "Об утверждении программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 годы)" // Российская газета. 2003. N 173.
В толковом словаре В. И. Даля понятие "стимул" (лат. stimulus) определяется как побуждение, побудительная сила, побудительное средство <*>. На практике данный термин характеризует субъективную сторону, поскольку связан с субъектом общественных отношений. Стимул как внешнее побуждение к действию влияет на мотивы поведения человека и формирует их. Как указывает Ю. А. Тихомиров, внешний стимул побуждает к внутренней саморегуляции поведения за счет того, что личность признает социальные ценности и переводит их в свои собственные установки, в мотивы своего действия <**>. -------------------------------- <*> Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2002. Т. 4. С. 172. <**> Тихомиров Ю. А. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989. С. 10.
Право, призванное регулировать поведение людей, в значительной степени осуществляется путем использования правовых стимулов. Роль правовых стимулов как одного из способов правового воздействия на общественные отношения чрезвычайно велика. Под правовым стимулом в юридической литературе понимается правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования <*>. К наиболее общим характеристикам правовых стимулов следует отнести то, что они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности и поэтому влияют на ее положительную правовую мотивацию. -------------------------------- <*> Общая теория государства и права. Том 2: Теория права / Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 486.
Правовое стимулирование является составной частью общего стимулирующего воздействия на экономику. Например, Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 года N 1016 одобрена Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации <*>. Программа предусматривала способы экономического стимулирования частных национальных и отечественных инвестиций. В ней указывалось, что для стимулирования притока иностранных инвестиций необходимо создать некоторые преимущества для зарубежных инвесторов, особенно в приоритетных отраслях. Речь шла о применении методов ускоренной амортизации, о беспошлинном импорте оборудования для инвестиционных проектов, о снятии налоговых ограничений на прирост капитала, на участие в приватизации и т. д. Таким образом, предусматривалось стимулирование посредством использования норм права. Для того чтобы применять ускоренную амортизацию, осуществлять беспошлинный импорт оборудования, снять налоговые ограничения, необходимо внести изменения в законодательство, использовать новые правовые нормы, позволяющие осуществлять вышеперечисленные действия. -------------------------------- <*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 43. Ст. 2585; 1996. N 2. Ст. 125.
Следует отметить, что в советский период жизни нашей страны правовое стимулирование использовалось в основном по отношению к гражданину как участнику экономических отношений, а не к предприятиям. С помощью правовых стимулов осуществлялось влияние на мотивацию в труде, государственной службе (например, системы оплаты труда и премирования работников и служащих). К стимулирующим нормам в условиях экономической реформы в период перестройки Ю. А. Тихомиров относил технико-экономические нормативы (плата за производственные фонды, за трудовые, природные ресурсы и т. п.) <*>. Это экономические стимулы, вводимые с помощью права. Их реальное обеспечение на практике позволяло стимулировать, во-первых, повышение уровня деятельности, выполняемых работ и операций, во-вторых, рост качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, в-третьих, устойчивую целевую ориентацию сознания и выработку мотивов активно-правомерного поведения, в-четвертых, превышение нормативно предусмотренного результата. -------------------------------- <*> Тихомиров Ю. А. Закон. Стимулы. Экономика. М., 1989. С. 75.
В период построения рыночной экономики использование правовых стимулов все более распространяется на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Эффективное использование в законодательстве правового стимулирования хозяйствующих субъектов позволяет мотивировать их поведение на развитие экономических отношений и поэтому должно способствовать укреплению экономики рыночного государства. По нашему мнению, правовому стимулу можно дать следующее определение: правовой стимул - это норма права, побуждающая субъекта общественных отношений действовать с определенной законодателем целью для удовлетворения собственного легального интереса. Таким образом, государство посредством правового регулирования, использования правовых стимулов может оказывать влияние на поведение хозяйствующих субъектов. Стимулирование посредством денежных средств является одним из самых эффективных, поскольку влияет на мотивацию предпринимателей при осуществлении ими своей деятельности. Прибыль, получаемая предпринимателями, выражается в денежном эквиваленте. Соответственно используемые государством финансово-правовые стимулы есть действенный регулятор экономических отношений. Отношения по государственному управлению финансами справедливо рассматриваются в рамках финансового права <*>. Эти отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Под финансовой деятельностью государства и местного самоуправления понимается практически-организующая деятельность по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное функционирование государства и муниципальных образований на каждом этапе развития <**>. -------------------------------- <*> Худяков А. И. К соотношению понятий "финансовая деятельность" и "управление финансами" // Правоведение. 1985. N 1. С. 63. <**> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. Грачевой Е. Ю. М.: Проспект, 2004. С. 7; Зуев В. М. Финансовое право Российской Федерации (теория общей части). Томск, 2000. С. 37.
Использование правовых стимулов осуществляется в процессе управленческих отношений. Как справедливо указывается в юридической литературе, правовое регулирование, так же как и любой иной управленческий процесс, осуществляется с помощью двух основных информационных средств: правовых стимулов и правовых ограничений, выступающих формой проявления двоичности юридической информации <*>. Таким образом, отношения по финансово-правовому стимулированию субъектов хозяйственной деятельности входят в состав отношений по государственному управлению экономических отношений посредством финансов и являются составным элементом предмета финансового права. -------------------------------- <*> Малько А. В. Двоичность юридической информации и язык законодательства // Правоведение. 1993. N 1.
Одним из наиболее важных направлений государственного стимулирования экономических отношений является инвестиционная деятельность, осуществляемая в форме капитальных вложений. Стимулирование и защита инвестиций обеспечивают высокий уровень правовой защищенности, позволяющей использовать системы гарантии инвестиционного риска. В статье 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <*> инвестиционная деятельность определена как вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Капитальными вложениями являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские и другие затраты. Развитие инвестиционных отношений представляется для государства стратегическим приоритетом. Об этом неоднократно делались заявления представителями органов государственной власти в средствах массовой информации. -------------------------------- <*> Российская газета. 1999. N 41 - 42.
Используя финансово-правовые стимулы, государство стремится достигнуть поставленных задач, в том числе понудить экономических субъектов на развитие инвестиционной деятельности посредством удовлетворения собственного и общественного интереса, поскольку государство заинтересовано в инвестиционной деятельности. На основе общего определения правового стимула можно вывести дефиницию для финансово-правового стимула инвестиционной деятельности. Финансово-правовой стимул инвестиционной деятельности - это норма финансового права, побуждающая субъекта экономических отношений осуществлять инвестиционную деятельность для удовлетворения собственного и общественного интереса в рамках действующего законодательства. Отличительными особенностями финансово-правовых стимулов от правовых стимулов других отраслей права являются следующие: 1) правовое побуждение содержится в нормах финансового права; 2) положительная правовая мотивация формируется у субъекта посредством использования прямо или косвенно государственных (муниципальных) финансов; 3) применяются в отношениях государственного управления финансами. Действующее инвестиционное законодательство Российской Федерации позволяет разделить финансово-правовые стимулы инвестиционной деятельности на следующие виды: 1) нормы-льготы; 2) нормы-поощрения; 3) нормы-декларации (нормы, не обеспеченные санкцией). По силе стимулирующего воздействия на формирование мотивации участника инвестиционной деятельности на первом месте выступают прежде всего льготы, на втором и третьем соответственно поощрения и декларации. В юридической науке под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей <*>. -------------------------------- <*> Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2002. С. 484.
Нормы-льготы в зависимости от финансового правоотношения (в данном случае налогового или бюджетного) можно разделить на следующие виды: 1) налоговая льгота; 2) инвестиционный налоговый кредит; 3) специальный налоговый режим; 4) бюджетные ассигнования; 5) бюджетный кредит юридическим лицам; 6) субвенции или субсидии; 7) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц; 8) государственные или муниципальные гарантии. Нормы-поощрения также могут использоваться в качестве финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности, поскольку поощрение, несомненно, является стимулом любой деятельности. Под поощрением понимается форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. При финансово-правовом стимулировании инвестиционной деятельности роль норм-поощрений не так велика, как, например, предоставление льгот, где интерес инвестора основан на использовании государственных (муниципальных) финансов. В то же время не исключается, что использование поощрительных мер при осуществлении инвестиционной деятельности за счет средств бюджетов (предоставление призов, подарков и т. д.) будет играть свою мотивационную роль для осуществления инвестиций. Примером этому служит Приказ Госстроя России от 10.10.2000 N 226 "О ежегодном конкурсе на лучшие "инвестиционно-строительные проекты" <*>. Конкурс проводится в целях внедрения высоких стандартов качества инвестиционно-строительных проектов, повышения инвестиционной привлекательности строительной отрасли. Он активизировал привлечение средств институциональных и частных российских и иностранных инвесторов, выход на международные рынки капитала, совершенствование инвестиционных проектов. Награждение победителей конкурса производится в Госстрое России в торжественной обстановке. Результаты конкурса со списками его победителей публикуются в "Строительной газете", журнале "Экономика строительства" и местных изданиях. -------------------------------- <*> Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2001. N 1.
Финансово-правовые нормы-декларации также играют стимулирующую роль в развитии инвестиционных отношений, поскольку обеспечивают стабильность инвестиционной деятельности, формируют положительный инвестиционный климат. Примером финансово-правовой нормы-декларации инвестиционного законодательства являются положения статьи 11 ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 25.02.1999 N 39-ФЗ. Данная статья устанавливает, что органы государственной власти для регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, используют две формы государственного регулирования: создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, и прямое участие государства в этой деятельности. При создании благоприятных условий совершенствуются система налогов, механизм начисления амортизации и использования амортизационных отчислений. Субъектам инвестиционной деятельности устанавливаются специальные налоговые режимы, не носящие индивидуального характера. При прямом участии государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, государство участвует в разработке, утверждении и финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Государство вправе размещать на конкурсной основе средства федерального бюджета для финансирования инвестиционных проектов. Имеются и другие финансово-правовые нормы, не обеспеченные санкцией, которые способствуют созданию в Российской Федерации благоприятного инвестиционного климата. Следует отметить, что в настоящее время в основе действующей системы стимулирования инвестиционной деятельности должны лежать фискальные финансово-правовые стимулы, т. е. налоговые и таможенные льготы, поскольку именно они наиболее способны мотивировать участников инвестиционной деятельности на ее осуществление. Частое изменение условий предоставления данных льгот, а также их отмена в итоге нарушают стабильность инвестиционного процесса. Кроме того, назрела необходимость использования всех видов финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности, указанных выше, включая нормы-поощрения инвесторов и другие нормы. Использование и развитие всех финансово-правовых стимулов инвестиционной деятельности будет способствовать выработке у ее участников положительной правовой мотивации на осуществление капиталовложений.
Название документа