О содержании ряда оперативно-розыскных мероприятий с учетом развития современных технологий в области передачи информации

(Федюнин А. Е.) ("Российский следователь", 2005, N 1) Текст документа

О СОДЕРЖАНИИ РЯДА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБЛАСТИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

А. Е. ФЕДЮНИН

Федюнин А. Е., доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Саратовского юридического института МВД России, кандидат технических наук.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон "Об ОРД") специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, могут применяться при контроле почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Естественно, что в большей мере применение технических средств относится к "иным сообщениям", под которыми согласно ч. 2 ст. 8 и ч. 1 ст. 9 Закона "Об ОРД" понимаются сообщения, передаваемые по сетям электрической и почтовой связи. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Федеральный закон от 16.02.1995 N 15-ФЗ "О связи" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". ------------------------------------------------------------------ В свою очередь, в ст. 2 Федерального закона "О связи" <*> понятие электрической связи расшифровывается следующим образом: "Всякая передача или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио-, оптической и другим электромагнитным системам; сети электросвязи - технологические системы, обеспечивающие один или несколько видов передач: телефонную, телеграфную, факсимильную, передачу данных и других видов документальных сообщений, включая обмен информацией между ЭВМ, телевизионное, звуковое и иные виды радио - и проводного вещания". -------------------------------- <*> Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. N 15-ФЗ "О связи" // СЗ РФ. 1995. N 8. С. 600.

Таким образом, данная норма Закона "Об ОРД" допускает применение технических средств для контроля за всеми видами сообщений, передаваемых по проводным и радиоканалам, в том числе за сообщениями, передаваемыми по системам сотовой (SMS, E-mail, WAP) и пейджинговой связи. По нашему мнению, имеющееся в Законе "Об ОРД" деление информации на иные сообщения, телефонные переговоры и информацию, передаваемую по техническим каналам связи, несколько устарело и не соответствует современным реалиям в области систем передачи информации. На наш взгляд, в настоящее время не совсем корректно говорить о четком делении информации по способам передачи. Например, сотовая связь позволяет отсылать и принимать электронные письма, SMS-сообщения и факсы, а с помощью ЭВМ можно осуществлять телефонные переговоры (IP-телефония) и передавать факсы, в то время как сигналы, несущие информацию, могут поэтапно передаваться по радио-, проводным и волоконно-оптическим каналам связи. Вышесказанное можно также распространить и на оперативно-розыскные мероприятия, называемые "прослушивание телефонных переговоров" и "снятие информации с технических каналов связи", поскольку в современных условиях для ведения телефонных переговоров необязательно пользоваться телефоном, а понятие "технические каналы связи", встречающееся помимо Закона "Об ОРД" еще как минимум в 40 законодательных актах Российской Федерации не имеет ни в одном из них четкого определения, в связи с чем представляется невозможным определить его правовой смысл. Единственным документом, в котором сделана попытка расшифровать данное понятие применительно к задачам правоохранительной деятельности, является ведомственная инструкция, объявленная Приказом МВД России от 10 июня 1994 г., в соответствии с которой к техническим каналам отнесены телексные, факсимильные, селекторные, радиорелейные каналы передачи данных, линии абонентского телеграфирования и т. п. Однако в ряде других документов и комментариев можно встретить и альтернативные варианты толкования данного понятия. Так, например, согласно ст. 3 Приказа Минсвязи РСФСР от 24 июня 1992 г. N 226 <*> "ответственность за законность организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий на почтовых, телефонных, телеграфных и других технических каналах связи несут руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность". Если следовать приведенной формулировке, то все существующие каналы связи можно считать техническими, и, таким образом, нет никаких различий между оперативно-розыскными мероприятиями N 9, 10 и 11, перечисленными в ст. 6 Закона "Об ОРД". -------------------------------- <*> Приказ Минсвязи РСФСР от 24 июня 1992 г. N 226 "Об использовании средств связи для обеспечения оперативно-розыскных мероприятий Министерства безопасности Российской Федерации".

Еще больше разночтений по рассматриваемому вопросу можно встретить в комментариях к законодательству. Так, например, в комментарии к Таможенному кодексу под ред. А. Н. Козырина снятие информации с технических каналов связи характеризуется как "оперативно-розыскное мероприятие, которое направлено на негласное получение информации о поведении и поступках лиц, подозреваемых в совершении преступлений, путем контроля специальными техническими средствами за электромагнитными и другими полями, возникающими в результате передачи различных сведений по сетям электрической связи, работы компьютерных сетей, баз данных информационно-поисковых систем, телекоммуникационных систем, осуществляющих сбор, обработку, накопление, хранение, поиск и распространение информации" <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постатейный Комментарий к Таможенному кодексу РФ (под ред. А. Н. Козырина) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <*> Козырин А. Н. Комментарий к Таможенному кодексу РФ (постатейный). М.: Статут, 2002.

В научно-практическом комментарии к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" под ред. В. В. Николюка по поводу снятия информации с технических каналов связи сказано: "Логический анализ норм комментируемого Закона и ведомственных нормативных актов приводит к заключению о необходимости толкования данного мероприятия в более узком смысле, распространяющем его действие только на телеграфную и почтовую связь" <*>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Научно-практический комментарий Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (под ред. И. Н. Зубова, В. В. Николюка) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "Спарк", 1999. ------------------------------------------------------------------ <*> Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности" / Под ред. В. В. Николюка. М.: Спарк, 2000.

Попытки дать определение снятию информации с технических каналов связи встречаются практически у всех авторов, в работах которых затрагивался данный вопрос. Приведем еще несколько цитат: Ю. П. Гармаев: "Высокую эффективность по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности показывает и контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также снятие информации с технических каналов связи (телексных, факсимильных, селекторных, радиорелейных каналов, пейджинговой связи, линий абонентского телеграфирования, каналов передачи данных и т. п.). Особо эффективен контроль сообщений, направляемых средствами электронной почты и по факсу" <*>; -------------------------------- <*> Гармаев Ю. П. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (уголовно-правовая, криминалистическая и оперативно-розыскная характеристика, основы методики расследования). М.: Юрлитинформ, 2001.

Д. А. Полищук и А. В. Парфентьев: "При негласной проверке лиц, подозреваемых в совершении налоговых преступлений, эффективен контроль почтовых отправлений, телеграфных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (электронной связи, компьютерных сетей, баз данных, телекоммуникационных информационных сетей), предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации" <*>; -------------------------------- <*> Полищук Д. А., Парфентьев А. В. Уклонение от уплаты налогов: Уголовно-правовой аспект // Законодательство. 2002. N 12; 2003. N 1.

А. Земскова: "Среди оперативно-розыскных мероприятий, которые наиболее часто реализуются в доказательственной базе, важное значение имеет снятие информации с технических каналов связи, весьма близкое по своему характеру и содержанию с прослушиванием телефонных переговоров. Оно также представляет негласное получение информации, передаваемой разрабатываемыми лицами, подозреваемыми, обвиняемыми, по техническим каналам связи (телетайп, компьютерные сети, электронная почта и т. д.). Правила проведения данного оперативно-розыскного мероприятия аналогичны прослушиванию телефонных переговоров" <*>. -------------------------------- <*> Земскова А. Документирование результатов оперативно-розыскных мероприятий // Российская юстиция. 2001. N 7. С. 62.

Можно без преувеличения сказать, что отсутствие законодательного определения понятия "технические каналы связи" привело к тому, что количество его толкований равно количеству авторов, пишущих на данную тему, что может быть и хорошо с научной точки зрения (в споре рождается истина), но совершенно неприемлемо с точки зрения правовой. Очевидно, что такая ситуация сложилась не случайно, и каждый автор по-своему прав. Здесь, на наш взгляд, сыграли роль два фактора: во-первых, нетехнических каналов связи в настоящее время не бывает; и, во-вторых, сейчас практически невозможно четко разделить виды связи по способам передачи, поскольку любая информация может последовательно передаваться по проводным, радио - (спутниковым), волоконно-оптическим каналам, в некоторых случаях многократно меняя носитель сигнала. Типичный пример - сеть Интернет, в которой для передачи информации могут быть использованы практически любые каналы связи. По нашему мнению, в настоящее время понятие "снятие информации с технических каналов связи" стало настолько обширным, что может включать в себя одновременно оперативно-розыскные мероприятия N 9, 10 и 11, перечисленные в ст. 6 Закона "Об ОРД", за исключением контроля почтовых отправлений. Таким образом, нам представляется необходимым скорректировать ст. 6 Закона "Об ОРД", заменив в ней оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ) N 9 "Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений", N 10 "Прослушивание телефонных переговоров" и N 11 "Снятие информации с технических каналов связи" на единое ОРМ "Снятие информации с каналов связи", выделив "Контроль почтовых отправлений" в отдельное ОРМ. Новое единое понятие снятия информации с каналов связи должно быть ассоциировано не со способом передачи информации или ее физическим представлением, а с лицом, от которого она исходит или к которому поступает. Это, на наш взгляд, поможет избежать произвольного толкования положений Закона "Об ОРД", касающихся проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также лучше защитить права граждан, гарантированные Конституцией РФ. По нашему мнению, все виды снятия информации и прослушивания (реализация которых в настоящее время не имеет существенных технических различий и может в принципе производиться одной и той же аппаратурой) ограничивают права граждан, установленные ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, и поэтому допустимы только на основании судебного решения. Введение предложенного единого понятия вместо четырех существующих, часть из которых не имеет четкого определения и правового смысла, позволит не только упростить процедуру их санкционирования, но и устранит лазейки для незаконного сбора и накопления информации о гражданах. Представляется важным и то, что результаты применения технических средств, полученные в ходе осуществления перечисленных оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться в доказывании по уголовным делам, а потому обоснование их санкционирования и проведения должно иметь ясную правовую базу, основанную на четком определении объекта, целей и используемых средств.

Название документа