Способы и формы защиты прав инвесторов

(Щербинин С. С.)

("Право и экономика", N 12, 2004)

Текст документа

СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ИНВЕСТОРОВ

С. С. ЩЕРБИНИН

Щербинин Сергей Сергеевич

Руководитель Аналитического правового центра "Юридического Дома "Юстицинформ". Специалист по гражданскому, конституционному праву, а также по системному анализу законодательства. Кандидат юридических наук.

Родился 26 января 1975 г. в Москве. В 1997 г. окончил юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.

Автор Комментария к Закону об экспортном контроле (2002), Комментария к Закону об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений (2002), соавтор Комментария к новому Закону о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (2003), а также статей в научных сборниках, юридических и экономических журналах.

Согласно ст. 15 Закона РСФСР от 26 июня 1991 г. "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" государство гарантирует в соответствии с действующим законодательством защиту инвестиций, в том числе иностранных, независимо от форм собственности. При этом всем инвесторам обеспечиваются равноправные условия деятельности, исключающие применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению инвестициями. Инвестиции также не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы. Применение таких мер возможно лишь с полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением инвестированного имущества, включая упущенную выгоду.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады, акции или иные ценные бумаги, платежи за имущество, а также арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательством РФ возмещаются инвесторам, за исключением сумм, используемых или утраченных в результате действий самих инвесторов или предпринятых с их участием (при наличии вины иностранного инвестора).

Защита прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках

Согласно Указу Президента РФ от 26 апреля 1995 г. N 416 "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий" определены направления и меры защиты инвесторов, связанные с деятельностью инвестиционных институтов.

Для этого государство путем законодательного регулирования:

создает организационные и материальные условия для компенсации потерь инвесторов от недобросовестного предпринимательства на финансовом и фондовом рынках (Федеральный закон о рынке ценных бумаг);

пресекает незаконную деятельность юридических лиц по привлечению без соответствующих лицензий денежных средств физических и юридических лиц для хранения, инвестирования, доверительного управления или иных операций (ст. 61 ГК РФ, ст. 171 УК РФ, Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности);

обеспечивает своевременный поиск и арест по решениям судов имущества юридических лиц, действующих (действовавших) на финансовом и (или) фондовом рынках, к которым предъявлены иски в связи с неисполнением их обязательств перед инвесторами (АПК РФ, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве"; Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах");

обеспечивает привлечение в установленном порядке к административной и уголовной ответственности лиц, создавших юридические лица, действующих на финансовом и (или) фондовом рынках по привлечению средств инвесторов без цели исполнения объявляемых обязательств (ст. 159, 173, 196 УК РФ и др.).

Дополнительные гарантии прав инвесторов, касающиеся порядка их информационного обеспечения, прав федерального органа исполнительной власти на рынке ценных бумаг, саморегулируемых и общественных организаций по защите интересов инвесторов, определены Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг".

Комиссия по защите прав инвесторов

В целях защиты интересов инвесторов Указом Президента РФ от 16 июля 1997 г. N 730 была образована Государственная комиссия по защите прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России (далее - Комиссия).

Функциями Комиссии, в частности, являются:

разработка и осуществление мероприятий по привлечению инвестиций в российскую экономику и их защите, в том числе в приоритетном порядке иностранных инвестиций в сумме свыше 100 млн. долларов США, а также направляемых в 100 крупнейших предприятий России;

организация контроля за осуществлением всесторонней и полной проверки и расследования фактов нарушения прав и законных интересов инвесторов, а также фактов неисполнения юридическими лицами, в том числе банками, иными кредитными организациями и финансовыми компаниями, своих обязательств перед инвесторами, вкладчиками и акционерами;

анализ законодательства РФ и разработка рекомендаций и проектов нормативных правовых актов, касающихся защиты прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России, создания системы страхования инвесторов, а также механизмов возмещения ущерба лицам, пострадавшим от правонарушений на финансовом и фондовом рынках России;

анализ процедур банкротства и ликвидации юридических лиц, в том числе банков, иных кредитных организаций и финансовых компаний, осуществлявших свою деятельность на финансовом и фондовом рынках России, а также анализ надзора за сохранностью арестованного имущества и порядка его реализации в процессе исполнительного производства;

анализ процедур преобразования чековых инвестиционных фондов, а также процедур ликвидации юридических лиц, привлекавших денежные средства населения без лицензии, в паевые инвестиционные фонды.

В связи с этим Комиссия имеет право:

организовывать проверки соблюдения прав инвесторов в процессе деятельности юридических лиц на финансовом и фондовом рынках России;

направлять информацию федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для принятия решений о применении санкций в отношении нарушающих права инвесторов банков, иных кредитных организаций и финансовых компаний;

направлять соответствующие материалы в правоохранительные органы при обнаружении нарушений законодательства РФ банками, иными кредитными организациями и финансовыми компаниями;

вносить Президенту РФ представления о привлечении к ответственности руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, не обеспечивших надлежащее исполнение возложенных на них функций защиты прав инвесторов на финансовом и фондовом рынках России.

Решения Комиссии оформляются в виде протоколов, а также, в установленном порядке, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Таким образом, инвесторы в случаях нарушения их прав государственными органами, банками и иными хозяйствующими субъектами вправе в досудебном и ином порядке обращаться в Комиссию по защите прав инвесторов, обладающую существенными контрольно-ревизионными полномочиями на рынке ценных бумаг.

Режим стабильности

В главе IV Федерального закона об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений определяются государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности, формы защиты капитальных вложений.

В статье 15 данного Закона в форме капитальных вложений описывается специфическая гарантия для приоритетных инвестиционных проектов, направленная на обеспечение их запланированной реализации и завершения, независимо от таможенных, налоговых и других изменений законодательства РФ (режим стабильности). Она касается случаев, когда:

вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры:

ввозных таможенных пошлин (за исключением особых видов пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации в сфере внешней торговли товарами согласно Федеральному закону от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" и другим нормативным актам РФ);

федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации);

взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд РФ);

вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые:

приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации;

устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта.

Во всех вышеназванных случаях новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие нормативные правовые акты, не применяются в отношении инвестора приоритетного проекта в течение срока окупаемости последнего (но не более 7 лет со дня начала финансирования) при условии, что товары, ввозимые им на таможенную территорию страны, используются исключительно для реализации данного проекта.

При этом существует исключение в предоставлении вышеуказанной льготы. Так, возложение налогового и иного бремени на инвестора возможно в случае, если изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты РФ, или новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты направлены на защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, государство проводит политику по обеспечению стабильности положения инвесторов, т. е. в качестве базового принципа государственного регулирования предусматривается создание и поддержание устойчивого положения инвестора в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, получение чистой прибыли от такого проекта, полного возвращения займов и кредитов.

Срок действия условий и режима нераспространения для конкретного инвестора таможенных, налоговых и других финансовых обременений может превышать 7 лет:

если приоритетный инвестиционный проект осуществляется в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры и срок окупаемости его превышает 7 лет;

на основании акта Правительства РФ.

Предельный срок действия такого режима федеральным законом не определен и устанавливается Правительством РФ.

Национализация и реквизиция капитальных вложений

В статье 16 Федерального закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяются дополнительные гарантии инвестиционной деятельности. Так, капитальные вложения могут быть:

национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности;

реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

В соответствии с Конвенцией "О защите прав инвестора" (Москва, 28 марта 1997 г.) инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством сторон, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (Конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации. Решение о национализации в Российской Федерации может быть принято только в форме закона (ст. 235 ГК РФ), а о реквизиции - на основании подзаконных актов (ст. 242 ГК РФ).

Инвестор имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему решениями и действиями (бездействием) государственных органов либо должностных лиц, противоречащими законодательству страны-реципиента и нормам международного права. Компенсация за нанесение ущерба инвестору выплачивается в валюте, в которой осуществлены инвестиции.

Как указано в ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Гражданский кодекс РФ в ст. 235 предусматривает национализацию и реквизицию в качестве оснований прекращения права собственности. В соответствии со ст. 242 ГК РФ в случае возникновения обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, которые установленны законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция). Реквизиция производится в силу форс-мажорных обстоятельств, в отличие от национализации, которая происходит, как правило, по политическим или экономическим мотивам, в интересах общественной безопасности и общественного порядка.

Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, чье имущество реквизировано, вправе при прекращении действия форс-мажорных обстоятельств требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

Согласно ст. 306 ГК РФ в случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством.

Под убытками в соответствии со ст. 15 ГК РФ понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Страхование капитальных вложений

Капитальные вложения подлежат страхованию в соответствии с ГК РФ, Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и другими действующими нормативными актами РФ.

В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Инвестиционные риски и виды страхования

По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие, относящиеся к инвестиционной деятельности, имущественные интересы:

риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества, в том числе капитальных вложений;

риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;

риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов (предпринимательский риск).

В соответствии со ст. 930 ГК РФ имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику. Договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен.

Согласно ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. Лицо, риск ответственности которого за причинение вреда застрахован, должно быть названо в договоре страхования. В противном случае считается застрахованным риск ответственности самого страхователя. Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен.

В соответствии со ст. 932 ГК РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Договор страхования, не соответствующий этому требованию, ничтожен. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, - выгодоприобретателя, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица либо в нем не сказано, в чью пользу он заключен.

В соответствии со ст. 933 ГК РФ по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, ничтожен. Договор страхования предпринимательского риска в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключенным в пользу страхователя.

Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц - резидентов РФ может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на страховую деятельность на территории Российской Федерации.

Является ли обязательство страховщика по выплате страхового возмещения договорным денежным обязательством или обязательством по возмещению убытков страхователя? Обязан ли страховщик выплачивать страхователю проценты в соответствии со ст. 395 ГК РФ за нарушение сроков уплаты страхового возмещения?

Некоторые суды, исходя из положений ст. 929 ГК РФ, делают вывод, что выплата страхового возмещения является не денежным обязательством, а возмещением убытков страхователя, и отказывают в выплате страхователю законно установленных процентов за задержку выполнения страховщиком своего денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ).

Тем не менее п. 1 ст. 929 ГК РФ предусмотрено, что по договору имущественного страхования страховщик обязуется при наступлении страхового случая возместить причиненные вследствие этого события убытки (выплатить страховое возмещение). Таким образом, обязательство страховщика возникает не по факту неисполнения договора (и связанным с таким неисполнением возмещением убытков потерпевшему), а прямо предусмотрено в договоре страхования. Следовательно, выплата страхового возмещения является денежным обязательством страховщика, возникающим напрямую из договора страхования, и не является его ответственностью за убытки, причиненные в результате страхового случая. За просрочку исполнения денежных обязательств согласно ст. 395 ГК РФ начисляются проценты за неправомерное пользование чужими денежными средствами.

Вправе ли страховщик в порядке суброгации предъявлять требования к виновному в причинении вреда (третьему лицу), если в договоре между страхователем и третьим лицом определена обязанность получения согласия сторон на уступку права требования?

Так, страховщик, уплативший страхователю возмещение по договору страхования предпринимательского риска, связанного с подрядными отношениями, вправе обратиться к ответственному за убытки в порядке суброгации.

При этом в договоре подряда может быть предусмотрена необходимость получения его сторонами согласия на уступку прав требования третьим лицам, а ответчик может ссылаться на то, что он не давал согласия на уступку прав.

Тем не менее в силу п. 1 ст. 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

Указанное положение устанавливает изъятие из общего правила п. 2 ст. 382 ГК РФ о необходимости согласия должника на переход к другому лицу прав кредитора, когда такое условие предусмотрено договором между должником и кредитором.

Положения гражданского законодательства о страховании позволяют исключить право страховщика по договору имущественного страхования (страхования предпринимательского риска) на суброгацию в случаях, когда это прямо (буквально) предусмотрено договором страхования.

Название документа