Об особенностях содержания, порядка разработки и принятия правил землепользования и застройки муниципальных образований

(Сокол-Номоконов Э. Н., Макаров А. В.) ("Правовые вопросы строительства", 2004, N 2) Текст документа

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ СОДЕРЖАНИЯ, ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ ПРАВИЛ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАСТРОЙКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Э. Н. СОКОЛ-НОМОКОНОВ, А. В. МАКАРОВ

Сокол-Номоконов Э. Н., заместитель директора Российского государственного научно-исследовательского и проектного института урбанистики (г. Санкт-Петербург), действительный член Российской муниципальной академии, кандидат технических наук, доцент кафедры государственного и международного права Читинского государственного университета.

Макаров А. В., действительный член Российской муниципальной академии, кандидат юридических наук, директор Юридического института Читинского государственного университета.

В российской законодательной практике обнаружился интересный феномен. Три основополагающих федеральных законодательных акта устанавливают необходимость и обязательность принятия органами местного самоуправления нормативных правовых актов, наименование которых непосредственно определено законом, - правил землепользования и застройки. Речь идет о Градостроительном кодексе Российской Федерации, Земельном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Законы устанавливают, что градостроительная деятельность и использование земель в поселениях осуществляются в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления нормативными правовыми актами. Законы определяют содержание правил. Нормативный правовой акт должен содержать правовые нормы, устанавливающие разрешенное использование территорий поселения, которые делятся на территориальные зоны определенного вида. В связи с этим правила разрабатываются как составной документ, включающий перечень территориальных зон (подзон), градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в градостроительных целях, и карту зонирования, определяющую границы территориальных зон. В статье "Муниципальное правовое регулирование в управлении земельными ресурсами городов" <*> нами была затронута тема регулирования правоотношений в сфере использования земель и осуществления градостроительной деятельности, путем принятия правил землепользования и застройки. Отмечалось, что этот вопрос требует детального рассмотрения ввиду значительной сложности нормативного правового акта и его важности для реализации местным сообществом и органами местного самоуправления своих полномочий по регулированию в поселениях градостроительной деятельности. -------------------------------- <*> Сокол-Номоконов Э. Н. Муниципальное правовое регулирование в управлении земельными ресурсами городов. М.: Местное право, 2002. N 5 - 6. С. 67 - 86.

В связи с реформированием земельных правоотношений вопрос о принятии органами местного самоуправления правил землепользования и застройки становится особенно актуальным, поскольку юридическое закрепление целевого назначения земель поселений и разрешенного использования земель определяется именно этим правовым актом. Более того, код территориальной зоны, установленный правилами, является обязательным атрибутом правоустанавливающих документов на пользование земельным участком. Любые решения местной власти, касающиеся использования земель поселений, не опирающиеся на положения правил, являются незаконными. Новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит принятие правил землепользования и застройки к вопросам исключительной компетенции органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Несмотря на это, у правил землепользования и застройки по-прежнему больше противников, чем сторонников. Много вопросов у специалистов вызывают уже принятые в городах России правила землепользования и застройки. Они порою не безупречны по содержанию, но главное - они совершенно неоднородны, поскольку не имеют общей модельной основы. В результате множественности подходов к методологии разработки таких правил распадается единое для всей страны правовое пространство в такой традиционно жестко регламентируемой отрасли деятельности, как градостроительство. Становится очевидной необходимость универсализации подходов к структуре и содержанию правил землепользования и застройки, к выработке единой методологии их разработки, как технически сложного правового акта. Определенным продвижением в этом направлении являются нормы проекта нового градостроительного кодекса Российской Федерации, рассматриваемого Государственной Думой Российской Федерации, касающиеся содержания, порядка разработки и принятия правил землепользования и застройки. Обсуждению этих проблем посвящена настоящая статья. Авторы не ставили цели отыскать универсальное решение, однако считают, что поставленные здесь вопросы помогут в работе специалистам, занимающимся разработкой правил землепользования и застройки. 1. Правила землепользования и застройки - уникальный нормативный правовой акт. Его уникальность обусловлена нетипичной формой изложения содержащихся в нем предписаний. Наряду с правовыми нормами правила содержат (ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации) градостроительные регламенты - нормативные ограничения градостроительной деятельности, представляемые, как правило, в таблично-текстовой форме, и картографические материалы - схемы, устанавливающие границы территориальных зон. Вопрос о содержательной эквивалентности правовых норм, табличных и картографических материалов заслуживает отдельного обсуждения, поскольку речь идет о различных формах правового закрепления градостроительных требований при единстве содержания. Очевидно, что содержащиеся в таблицах требования градостроительных регламентов могут иметь словесную интерпретацию. Например, если регламентом установлено, что в жилой зоне запрещено строительство объектов с этажностью выше пяти этажей, это может быть выражено символически, отображением в соответствующем столбце таблицы буквы "з" ("запрет"), но может быть представлено в текстовой форме. Также обозначенные на карте территориальные зоны могут быть описаны путем детального словесного и числового описания их границ в координатах вершин углов или наименований улиц, по которым проходят их границы. Вместе с тем подобные рассуждения не позволяют установить нормативно-правовую природу правил землепользования и застройки. Теория права определяет, что нормативные правовые акты состоят из идеальных объектов - норм права. Ненормативная природа табличных и картографических материалов очевидна. Однако очевидно и то, что эти материалы являются правоустанавливающими, поскольку они закрепляют особый правовой статус территорий и особый правовой режим осуществления градостроительной деятельности. В этом смысле такие материалы близки по природе не к нормативным правовым актам, а к градостроительным документам, которые также имеют правоустанавливающее значение. Общая природа картографических материалов, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в некоторых видах градостроительной документации, прослеживается в нормах градостроительного права. Карта зонирования является составной частью правил землепользования и застройки, но территориальное зонирование осуществляется также при разработке генерального плана поселения (ст. 35 Градостроительного кодекса РФ). С этой точки зрения представляют интерес документы о зонировании, принимаемые муниципалитетами США. Как правило, правовые нормы о зонировании ("зонинге") входят в состав городских ордонансов - кодифицированных муниципальных законодательств, наряду с другими правовыми нормами, регулирующими иные правоотношения. "Зонинги" выполняются в классических канонах американской юридической техники и не содержат ненормативных материалов. Однако в них могут содержаться отсылки к картографическим схемам о зонировании территории поселения, которые выступают здесь скорее не как правоустанавливающие документы, а как рабочие материалы для регулирования застройки специальными комиссиями по планированию использования земель поселений, которые, кстати, вправе вносить в них любые установленные правилами изменения. В статье <*> нами исследовалось примерное содержание и структура правил землепользования и застройки. Приблизительно так структурируются нормы о зонировании в зарубежных источниках права. -------------------------------- <*> Сокол-Номоконов Э. Н. Муниципальное правовое регулирование в управлении земельными ресурсами городов. М.: Местное право, 2002. N 5 - 6. С. 67 - 86.

В небогатой российской практике присутствует два различных подхода к формированию правил, выражающиеся в различной полноте представления вопросов регулирования градостроительной деятельности и организации землепользования. В одних случаях разработчики ограничиваются внесением в правила процедур и материалов, регулирующих правовое зонирование территории, в других приводят всевозможные нормы, регулирующие правоотношения, возникающие между субъектами градостроительной деятельности, право на установление которых предоставлено органам местного самоуправления. Второй подход более результативен, поскольку заказчики получают целостный и исчерпывающий правовой акт. Однако при этом центральная идея правил - правовое зонирование теряется на фоне других вопросов градорегулирования и регулирования землепользования. Поэтому довольно часто наряду с разработкой правил землепользования и застройки разрабатывают другие нормативные правовые акты, регулирующие отдельные группы правоотношений в сфере градостроительной деятельности. Иногда такие правовые акты совмещаются и носят название муниципальных градостроительных кодексов. Все эти подходы являются допустимыми, исходя из содержания градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации. Увлекаясь консолидацией правовых актов, не следует забывать о существующих правовых ограничениях. Необходимо помнить о разграничении правотворческих полномочий между представительным органом местного самоуправления и главой муниципального образования, определяемым уставом, а иногда и законом. Другим обстоятельством является несоответствие между осознанием необходимости правового регулирования каких-либо правоотношений, насущной потребностью принятия правового акта и имеющимися в распоряжении органов местного самоуправления ресурсами для его разработки и реализации. Таким образом, можно установить три возможных варианта формирования нормативных правовых актов, регулирующих градостроительную деятельность в муниципальном образовании: 1) правила землепользования и застройки как целостный единый правовой акт; 2) правила землепользования и застройки и местный градостроительный кодекс, как два основополагающих правовых акта; 3) правила землепользования и застройки и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы градостроительства и землепользования. Основная цель принятия правил землепользования и застройки заключается в юридическом закреплении разрешенного использования земельных участков. Такое закрепление основывается не на волюнтаризме местных властей, а на тщательном научном анализе процессов развития местной общины и окружающего пространства. Земля выступает как градостроительный объект, имеющий самостоятельное экономическое значение. Однако, несмотря на возможно высокую цену земли и связанную с этим целесообразность ее коммерческого градостроительного использования, она может стать объектом социальной застройки (школы, больницы и т. п.) только потому, что этого требуют социальные интересы местной общины. Вне зависимости от экономической целесообразности и необходимости размещения социальных объектов, градостроительные нормы могут исключить коммерческое и социальное использование земли, если на нее налагаются, например, эколого-санитарные ограничения. Только всесторонний учет всех упомянутых факторов позволит определить цели использования земли и разрешенные параметры застройки земельного участка. Следовательно, правила землепользования и застройки должны содержать такие установления, которые обосновывали бы выбор земельных участков для строительства не только максимальным экономическим эффектом, как это зачастую происходит в современной России. 2. В соответствии с федеральным законодательством правила землепользования и застройки разрабатываются на основе градостроительной документации о градостроительном планировании развития поселения - генеральном плане. В связи с этим правомерен вопрос: в какой мере правила отражают перспективу градостроительного использования территорий поселения? Вопрос этот чрезвычайно важен, поскольку от его решения зависит не только содержание правил, но и возможность реализации основной цели их принятия - юридического закрепления разрешенного использования земельных участков. Решения генерального плана предопределяют характер и содержание градостроительных изменений, которые прогнозируются или планируются в поселении на достаточно отдаленный период - до 25 лет. При этом такие изменения затрагивают не только ранее не освоенные территории поселения (резервные территории или территории, временно используемые по иному назначению), но и застроенные территории (если на них предполагается новое строительство со сносом существующих строений или их реконструкция). Могут ли подобные решения найти свое отражение в правилах землепользования и застройки? На этот вопрос мы даем категоричный ответ - нет, не могут. Ибо, как только на карте зонирования будет закреплено, что территориальная зона будет использоваться, например, для малоэтажной жилищной застройки, тотчас же все существующие многоэтажные строения в ней станут не соответствующими градостроительным регламентам. Аналогичным образом правовое закрепление планируемой жилищной застройки на территории, используемой для коммунально-складских целей, одномоментно утверждает незаконность последних. Иными словами, карта зонирования должна содержать материалы, закрепляющие такое разрешенное использование территории, которое на момент их принятия является существующим и санкционированным уполномоченными на это государственными органами и органами местного самоуправления. В противном случае возникает противоречие между ранее принятыми правовыми актами и документами, санкционирующими подобное использование территории, и правилами землепользования и застройки, что влечет возможность судебного обжалования правил заинтересованными лицами - землепользователями. Указанное обстоятельство говорит о том, что карта зонирования в части, касающейся застроенной части поселения, не может быть основана на материалах основного чертежа генерального плана (проектного плана), определяющих перспективное использование территории, а основывается преимущественно на материалах опорного плана. Совершенно очевидно, что в процессе реализации генерального плана, в результате действий, осуществляемых субъектами градостроительной деятельности, в карту зонирования могут вноситься изменения, касающиеся разрешенного использования земельных участков и установления территориальных зон. Однако такие изменения не могут быть внесены до момента удаления с указанных территорий всех субъектов, интересы которых затрагиваются при изменении зонирования. Исключения составляют зоны перспективного развития, для которых может быть установлен любой вид разрешенного использования, если в этих зонах не осуществляется иная деятельность, кроме инвестиционной, направленной на достижение цели использования территории по указанному виду, и отсутствуют объекты, используемые для иных целей. Таким образом, карта зонирования, в составе правил землепользования и застройки, является "статическим" документом, закрепляющим современное (на момент утверждения карты) разрешенное использование земельных участков на территории поселения. В связи с этим представляет интерес вопрос о том, насколько карта зонирования в составе правил землепользования и застройки должна соответствовать карте зонирования в составе генерального плана. Один ли это документ, представленный в разных видах документации, или это совершенно разные документы? Из действующих нормативно-методических документов по разработке карт зонирования (например, Методических рекомендаций (МДС 30-1.99), разработанных ЦНИИП градостроительства) получить верный ответ на эти вопросы невозможно. Нам представляется правомерным предположить, что карта зонирования в составе генерального плана может содержательно соответствовать карте зонирования в составе правил землепользования и застройки. Однако, вероятнее всего, она будет содержать предложения по изменению территориального зонирования с учетом решений генерального плана. В этом случае возможна разработка в составе генерального плана отдельной карты, содержащей предложения по изменению зонирования с указанием предполагаемых сроков этих изменений. Такая карта зонирования будет являться "динамическим" документом, ибо в ней будут закрепляться предполагаемые и планируемые изменения зонирования, обусловленные решениями генерального плана, основанными на инвестиционных предпочтениях субъектов градостроительной деятельности. Динамический вариант карты зонирования предполагает проведение этапа научного исследования функционального использования территории поселения субъектами градостроительной деятельности, с учетом ретроспективного и перспективного использования территории. Он предполагает выработку на основе анализа эффективности землепользования, с учетом оценки экономической и социальной значимости того или иного градостроительного объекта, рекомендаций о дальнейшем разрешенном использовании этих территорий, а также о потребности хозяйствующих субъектов в использовании других территорий поселения. В результате на карте зонирования отображаются территории перспективного развития, предложения по изменению разрешенного использования территорий существующей застройки и другие изменения, обусловленные микроэкономическим поведением субъектов градостроительной деятельности. Орган местного самоуправления указывает на свои намерения по перспективному функциональному использованию территории поселения, основанные на создании новых объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры поселения. Таким образом, в динамическом варианте карты зонирования реализуются социально-экономические планы и прогнозы местной власти. Исходя из содержания статической и динамической карт зонирования, мы можем прийти к выводу, что статическая карта представляет собой как бы "временной срез" динамической карты. Рассмотренные нами соображения о материалах территориального зонирования позволяют сделать вывод о том, что для разработки карт зонирования в составе правил землепользования и застройки нет необходимости в разработке актуального генерального плана. Такие карты вполне могут быть разработаны на основе существующего (пусть устаревшего) генерального плана и (или) на основе материалов актуализированного опорного плана. 3. Весьма важным является вопрос об ограничениях градостроительной деятельности, обусловленных установлением территориальных зон определенного вида. Графическое закрепление таких ограничений осуществляется путем установления границ соответствующих зон, которые в соответствии с законом не являются территориальными зонами. Границы зон ограничений обозначают территории, на которых действуют установленные законом ограничения. К такого рода зонам ограничений относятся: санитарно-защитные, защитные, охранные и иные зоны. Исходя из распространенных представлений, мы допускаем, что в правилах землепользования и застройки должна содержаться карта ограничений, совмещенная с картой зонирования либо не совмещенная с ней. Разработка карты ограничений представляет собой самостоятельную и технически сложную задачу. Значительная часть ограничений устанавливается федеральными законами и принятыми на их основе подзаконными актами. Ограничения в сфере обеспечения санитарного благополучия регламентированы соответствующими федеральными законами, постановлениями Правительства РФ, приказами Госсанэпиднадзора РФ и т. д. Они определяют порядок установления санитарно-защитных и водоохранных зон в поселениях и условия использования земельных участков в границах указанных зон. Ограничения по использованию земель памятников истории и культуры путем установления соответствующих охранных зон определяются требованиями федерального законодательства об охране объектов историко-культурного наследия. Как показывает имеющийся опыт, для подавляющего большинства градостроительных объектов в больших и крупных городах отсутствуют актуальные первичные документы, закрепляющие границы соответствующих зон ограничений: проекты организации санитарно-защитных и водоохранных зон и зон охраны памятников истории и культуры. Установить эти ограничения для реально существующих обособленных градостроительных объектов или их групп можно только при проведении специальных исследований. Последнее обстоятельство указывает на необходимость проведения таких исследовательских работ на стадии сбора исходных данных для разработки правил землепользования и застройки либо на этапах, предшествующих их разработке. Градостроительное законодательство не предусматривает при этом требования о разработке универсального первичного градостроительного документа, который бы позволял закрепить всю совокупность градостроительных ограничений и требований для каждого градостроительного объекта на территории поселения. Такой градостроительный документ, носящий характер градостроительного паспорта, мог бы содержать всю совокупность установленных ограничений и требований для данного объекта. Будучи универсальным документом, такой паспорт исключил бы множественность подходов к описанию территории с позиций различных ведомств. Это, безусловно, позволило бы снизить материальные и моральные издержки граждан и юридических лиц на разработку различных видов документации и ее согласование. Одним из вариантов введения такого универсального документа является реализация норм градостроительного законодательства о градостроительном кадастровом учете и мониторинге. В частности, нормативными правовыми актами о градостроительном кадастре предусмотрено, что основным документом кадастрового учета является градостроительный паспорт объекта. Такого рода универсальный документ должен содержать сведения: о границах земельного участка; о расположенных на них недвижимых имущественных объектах; об экологическом состоянии территории; о характере и содержании хозяйственной деятельности на территории; об обеспечении территории ресурсами (водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение); об инвестиционных намерениях и возможностях хозяйствующих субъектов; об установленных санитарных, природоохранных и историко-культурных ограничениях и т. д. Он должен быть согласован со всеми заинтересованными ведомствами и носить для них обязательный характер. Наконец, этот документ должен быть доступен для всех субъектов градостроительной деятельности. Преодоление узковедомственных интересов видится нами в сближении отраслевых законодательств в направлении унификации документов, описывающих территорию и расположенные на ней градостроительные объекты, при делегировании полномочий по ведению соответствующего градостроительного кадастра органам местного самоуправления, как это определено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 15). Реализация такого подхода к описанию градостроительных объектов на территории поселения позволит разработать карту ограничений (как, впрочем, и все виды градостроительной документации) с высочайшей степенью достоверности и актуальности. Актуализация градостроительных паспортов в процессе осуществления градостроительного мониторинга, в свою очередь, позволит своевременно вносить в правила землепользования и застройки необходимые изменения. 4. Наименование правил заставляют нас задуматься о том, в какой степени этот нормативный правовой акт регулирует земельные правоотношения на территории поселения. Выше отмечалась множественность подходов разработчиков правил к решению этого вопроса. Органическая связь градостроительного и земельного законодательств реализуется прежде всего именно в правилах землепользования и застройки. Она основана на неразрывности недвижимых объектов: земельного участка и строительных недвижимых объектов, расположенных на нем. В силу этой связи правила землепользования и застройки регулируют правоотношения по предоставлению земельных участков для строительства, целевому назначению земельных участков на территории поселения, установлению границ землепользований. В текстовой части правил содержатся нормы о порядке осуществления муниципального контроля над исполнением правил субъектами градостроительной деятельности, в том числе и о земельном муниципальном контроле. Вместе с тем очень многие вопросы земельного правового регулирования, которые в соответствии с федеральными источниками права находятся в компетенции органов местного самоуправления, не могут быть урегулированы в составе правил землепользования и застройки, хотя и могут быть косвенно с ними связанными. Такого рода вопросами являются: порядок управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (ст. 11 Земельного кодекса РФ); порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и (или) ведении органов местного самоуправления, гражданам и юридическим лицам для целей, не связанных со строительством (ст. 34 Земельного кодекса РФ); порядок определения размера арендной платы, порядок и условия ее внесения за земли, находящиеся в муниципальной собственности (ст. 65 Земельного кодекса РФ); порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения и установления зон с особыми условиями использования земель (ст. 87 Земельного кодекса РФ); порядок указания категорий земель и кода территориальных зон в актах органов местного самоуправления (ст. 8 Земельного кодекса РФ, ст. 56 Градостроительного кодекса РФ); предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (ст. 33 Земельного кодекса РФ); порядок осуществления муниципального земельного контроля над использованием земель на территории поселения (ст. 72 Земельного кодекса РФ) и др. Таким образом, правила землепользования и застройки не рассматривают земельные правоотношения в целом, а касаются только отношений, возникающих при градостроительном использовании земли. Следовательно, при определении сферы правового регулирования мы не должны рассматривать их как универсальный документ, регулирующий всю совокупность земельных правоотношений, и перегружать соответствующими нормами. 5. Действующее градостроительное законодательство не в полной мере нормирует вопросы разработки и принятия правил землепользования и застройки, относя их к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Как мы уже отмечали, это не способствует унификации содержания правил землепользования и застройки на территории Российской Федерации. Анализируя принятые нормативные правовые акты, именуемые правилами землепользования и застройки, мы вынуждены отметить, что эти документы структурированы совершенно произвольным образом. Содержание правил отличается еще большим разнообразием. В результате нами отмечены следующие негативные стороны этого процесса. 1. Наблюдается регулирование правилами правоотношений, находящихся вне пределов компетенции органов местного самоуправления, определенных законом. 2. Устанавливаются неоправданно завышенные ограничения строительной деятельности в градостроительных регламентах. 3. Утяжеляются процедуры выдачи разрешений на строительство и оформление иной исходно-разрешительной документации. 4. У внешних инвесторов формируется представление о невозможности выбора территории с наиболее удобным инвестиционным режимом. Все указанные обстоятельства говорят о необходимости разработки законодательных требований к содержанию, порядку разработки и принятию правил землепользования и застройки. В значительной степени такой подход реализован в проекте нового градостроительного кодекса РФ, который рассматривается Государственной Думой Российской Федерации. Проект кодекса уточняет состав правил. Он определяет содержание градостроительных регламентов, состав материалов карты правового зонирования и карты зон ограничений, состав описания процедур землепользования и застройки. Проект кодекса дает ответы на ряд вопросов, поставленных в нашей статье. В частности, он разграничивает по составу картографические материалы о зонировании в составе генеральных планов поселений и правилах землепользования и застройки. Если в правилах содержится карта зонирования, определяющая разрешенное использование земельных участков, то в составе генерального плана поселения предлагается разработать карту целевых функциональных зон по их предполагаемому назначению. Таким образом, авторы проекта разделяют установление зон по признакам целевого назначения и разрешенного использования, что позволяет развести по времени (и по источникам права) закрепленное и предполагаемое в перспективе использование земельного участка. Проект кодекса уточняет основные положения по составу зон ограничений. Более того, он определяет зоны ограничений как территориальные объекты с установленными и закрепленными границами (в том числе в землеустроительной документации и на местности). Вместе с тем авторы проекта кодекса не до конца последовательны в установлении территориального статуса зон ограничений. Так, в статье 16 проекта они называют зоны ограничений территориальными зонами, однако в статье 27 "Виды территориальных зон" зоны ограничений не упоминают. Нам представляется, что территориальный статус зон ограничений должен быть прописан в законодательстве более точно, с учетом того, что границы некоторых видов зон ограничений могут быть подвижными (зависящими от деятельности хозяйствующих субъектов и органов власти). Авторы проекта, на наш взгляд, совершенно напрасно отказываются от концепции ведения градостроительного кадастра, заменяя ее некой информационной системой (глава 7 проекта градостроительного кодекса РФ), что в принципе противоречит статье 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Эти и другие моменты указывают на необходимость существенной доработки проекта градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе и с точки зрения норм, регулирующих вопросы разработки и принятия правил землепользования и застройки. 6. Рассмотренные в настоящей статье вопросы разработки правил землепользования и застройки дают представление обо всей сложности организации правотворческого процесса. Содержащиеся в разделах статьи выводы и предложения могут быть сведены к одному утверждению: правила землепользования и застройки поселения - это комплексный нормативный правовой документ, являющийся правовой основой для осуществления градостроительной деятельности на территории поселения и требующий высочайшей квалификации для его разработки (специалистами различных отраслей знаний). Качественная разработка и своевременное принятие правил определяют политику местных властей в сфере градостроительного и земельного регулирования в муниципальном образовании. Необходимо ускорить принятие федерального законодательства, точно определяющего содержание, порядок разработки и принятия правил землепользования и застройки.

Название документа