Коррупция в строительном бизнесе будет расти

(Смородинов М.)

("Жилищное право", 2014, N 3)

Текст документа

КОРРУПЦИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ БУДЕТ РАСТИ

М. СМОРОДИНОВ

Смородинов Максим, канд. юрид. наук, председатель Коллегии адвокатов "Эгида", г. Самара.

Строительный бизнес - один из самых коррумпированных в мире. Такой вывод был сделан по результатам исследования аудиторской компании Grant Thornton. Общая сумма взяток, которые приходится выплачивать подрядчикам и девелоперам, может равняться 860 млрд. долларов в год (в совокупности по всем странам). При этом есть тенденция к дальнейшему росту этой цифры: она может вырасти вдвое за следующие 10 - 12 лет.

Более 3% всех мошеннических случаев в мировом бизнесе происходит именно в строительном секторе. В исследовании учитывались данные по рынкам США, Канады, Великобритании, Индии и Австралии.

В России, как и в Канаде, Великобритании и США, коррупция тесно соседствует с воровством, уклонением от выплаты налогов, завышением цен, сговором между поставщиками и подрядчиками при проведении тендеров на строительство и ремонт. Взятки приходится платить чиновникам при согласовании проекта (размер доходит до половины от стоимости самого проекта), правоохранительным органам, организациям, предоставляющим услуги по снабжению электричеством и выдающим разрешительную документацию.

В случае если речь идет о строительном бизнесе, пожалуй, даже самому порядочному хозяйствующему субъекту придется понести "неявные" издержки, которые и образуют такое явление, как коррупция, и Российская Федерация в этом смысле не является исключением из общих правил.

Согласно данным рейтинга проекта Doing Business, подготовленного Международным банком реконструкции и развития, позиция РФ в рейтинге по показателю "получение разрешения на строительство" является 178. Вместе с тем такие экономически развитые страны, как США, Франция, Швейцария, занимают 34, 92, 158 позиции соответственно. Таким образом, такое явление, как коррупция в строительном бизнесе, не является национальной проблемой РФ, скорее оно обусловлено особенностями той среды, которая его порождает.

В РФ перечень административных барьеров в сфере жилищного строительства обширен. Без взятки невозможно приобрести земельный участок под строительство, согласовать строительство с компетентными государственными органами, подключить коммуникации, ввести объект в эксплуатацию. При этом в случае если ты решишь осуществлять строительство "честно", то в скором времени с проверками придут контролирующие органы в лице санитарно-эпидемиологической службы, государственной противопожарной службы, управления по борьбе с экономическими преступлениями. Соответственно, понести уже легальные издержки в виде штрафных санкций в любом случае придется. Однако в данном случае вопрос об эффективности второго подхода неоднозначен.

Вместе с тем, несмотря на публичную огласку, для борьбы с коррупцией в строительной сфере либо предпринимается мало мер, либо они не предпринимаются вообще. Соответственно, утверждение о том, что коррупция в строительном бизнесе будет расти, вполне логично и обоснованно.

Одним из путей борьбы с указанной проблемой было утверждение распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 1336-р Плана мероприятий "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" ("Дорожная карта"). Согласно п. 1 Плана "Дорожная карта", он призван улучшить предпринимательский климат в сфере градостроительной деятельности, в том числе упростить процессы осуществления строительства от стадии подготовки градостроительной документации до ввода объектов в эксплуатацию и регистрации прав собственности. Целями "Дорожной карты" являются упрощение градостроительной подготовки земельных участков, совершенствование регуляторной среды, сокращение количества, совокупного времени и расходов на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов.

В соответствии с "Дорожной картой" к 2018 г. планировалось и планируется вывести РФ по показателю "получение разрешения на строительство" на 34 место.

Согласно Плану мероприятий к декабрю 2013 г. планировалось утвердить исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства, оптимизировать требования к составу и содержанию разделов проектной документации объектов капитального строительства, уточнить требования к составу и содержанию работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также выполнить ряд других мероприятий. Планировалось много, вместе с тем в декабре 2013 г. В. В. Путин, выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, в очередной раз заявил о необходимости установить единый, исчерпывающий перечень разрешительных документов на строительство, предельно сократить сроки необходимых процедур и сделать это уже до конца марта 2014 года. Видится, что соответствующим посланием была признана несостоятельность ранее принятых мер. Ввиду вышеизложенного, учитывая многолетнюю культуру поведения в строительной сфере, отсутствие надлежащих законодательных ограничений и все большее количество административных барьеров, вряд ли можно будет говорить о снижении уровня коррупции в строительной сфере в ближайшем будущем.

Название документа