Перемены на наличном фронте

(Закорко Ж.) ("Коллегия", N 6, 2003) Текст документа

ПЕРЕМЕНЫ НА НАЛИЧНОМ ФРОНТЕ

Ж. ЗАКОРКО

Жанна Закорко, юрисконсульт компании "Гарант-ИнфоЦентр".

Подозрительность американца Джеймса Ритти, который считал, что его служащие часть выручки кладут себе в карман, привела к появлению в 1876 г. первого кассового аппарата, работающего по принципу увиденного хозяином кафе счетчика оборотов на двигателе корабля. Вряд ли Ритти предполагал, что его изобретение получит широчайшее распространение по всему миру, а "агентами" по продвижению аппарата в массы станут... государства, стремящиеся взять под контроль наличные обороты на своей территории. За годы существования кассового аппарата он был неоднократно модернизирован, и некоторые его современные модели представляют собой не просто прибор для фиксации полученной суммы, но мощный аналитический центр, способный учитывать остатки продукции, планировать закупки и контролировать движение товара на складе.

Законодательство о применении контрольно-кассовых машин (ККМ), несмотря на неоднократные попытки его усовершенствования, по-прежнему имеет существенные недостатки. Новый Федеральный закон N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" также не стал исключением, хотя его принятию предшествовала многолетняя работа законодателя. Рассмотрим некоторые вопросы, связанные с появлением нового Закона, и попробуем разобраться, что следует предпринять в связи с его вступлением в силу. Закон N 54-ФЗ был впервые официально опубликован 26.05.2003 в СЗ РФ и вступил в силу 27.06.2003. Именно с этой даты у многих юридических лиц возникли проблемы с приемом наличных денег. Дело в том, что ранее действовавший Закон о ККМ от 18.06.1993 N 5215-I не требовал применения кассового аппарата при расчетах юридических лиц друг с другом, что следовало даже из его названия - "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". При этом в течение всего времени действия Закона шла постоянная борьба за наличие кассовых аппаратов во всех местах, где граждане тратят наличные деньги. Так, в Московской области "в целях защиты прав потребителей, последовательной ликвидации неучтенного налично-денежного оборота, предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения и обеспечения поступлений в бюджеты всех уровней" в 2001 году была предпринята попытка установить кассовые аппараты на рынках, ярмарках, на разносных лотках, тележках и корзинах. Хотя сделано все было в рамках законной возможности ограничивать на региональном уровне действие Перечня отдельных категорий организаций, имеющих право не использовать ККМ (такой Перечень по старому Закону утверждало Правительство России), действия подмосковных властей привели к яростному сопротивлению предпринимателей. В результате правительство области вынуждено было несколько смягчить свое постановление и даже установить компенсацию некоторым категориям граждан при приобретении ККМ. Проект нового закона, внесенного в Государственную Думу в 1999 году, не предусматривал введения дополнительного контроля за оборотом денежной наличности между организациями. Речь в нем шла только о расчетах с населением. К весне 2002 года законопроект прошел три чтения. Термин "население" из него исчез, но закон по-прежнему был призван регулировать только расчеты с физическими лицами. Поэтому окончательная его редакция, прошедшая через Совет Федерации и Президента России, стала неожиданной для многих. Во-первых, из названия исчезло упоминание как населения, так и физических лиц. Во-вторых, четкие формулировки статьи 2 не давали повода усомниться в том, что сфера применения контрольно-кассовой техники (ККТ - такой термин появился вместо привычного ККМ) значительно расширилась. Статья 2 установила обязанность применения ККТ "в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг". Таким образом, исключение не было сделано и для расчетов юридических лиц между собой. С 27 июня 2003 года наличные деньги, принимаемые от юридических лиц, следует проводить через кассовый аппарат. Напротив, для юридических лиц и предпринимателей, торгующих в розницу, Закон предусмотрел послабления, хотя раньше именно эта сфера находилась под особенно пристальным вниманием налоговых органов. В частности, упоминаемый ранее Перечень был включен в сам Закон, и у регионов исчезло право его ограничивать. Такие неожиданные решения законодателя привели к предположениям о том, что требования нового Закона являются не более чем досадным недоразумением и в скором времени будут исправлены. К таким выводам, в частности, можно прийти, анализируя первые абзацы п. 1 и 2 ст. 2 нового Закона. Пункт 2 разрешает (при условии выдачи бланков строгой отчетности) осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению. Таким образом, юридическим лицам при расчетах друг с другом запрещено применять даже бланки строгой отчетности, что не поддается никакому рациональному объяснению <*>. Вызывает сомнения и целесообразность выдачи чека юридическому лицу. Кассовый чек является для гражданина практически единственным доказательством, подтверждающим заключение договора купли-продажи (хотя по закону его отсутствие не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, связанных с продажей товаров ненадлежащего качества). Юридическое лицо, в свою очередь, не является потребителем по смыслу соответствующего закона, а оплата товаров (работ, услуг) между юридическими лицами сопровождается заключением письменного договора. Таким образом, единственная цель, которую могут преследовать новые правила, состоит в существенном усилении контроля за наличным оборотом между организациями. Напомним, что не так давно указанием Банка России от 14.11.2001 N 1050-У уже были ограничены возможности юридических лиц по оплате наличными денежными средствами. Указание установило предельный размер расчетов (60 тысяч рублей) наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке, в то время как раньше ограничения устанавливались по одному платежу. Теперь к этим ограничениям добавился новый запрет. Контроль стал двойным, так как обязанности оформить операцию по приему наличных приходным кассовым ордером формально никто не отменял <**>. Некоторые представители налоговых органов считают, что оформление приходного кассового ордера останется обязательным и в дальнейшем, так как в чеке отсутствует информация о плательщике и не всегда есть информация о товаре (работе, услуге). -------------------------------- <*> В СМИ уже высказывались предложения о возврате к старому порядку без внесения изменений непосредственно в Закон. Предлагалось приравнять квитанцию приходного кассового ордера к бланку строгой отчетности. Однако то обстоятельство, что п. 2 ст. 2 разрешает использовать такие бланки только при работе с населением, делает невозможным реализацию таких предложений. <**> Налоговые органы не устают об этом напоминать (см., например, письмо УМНС РФ по г. Москве от 23.07.2003 N 29-08/41041 "О разъяснении законодательства о применении ККТ").

Таким образом, юридическим лицам, которые не имеют кассового аппарата, но периодически получают от организаций наличные денежные средства, придется либо приобрести его, либо разработать временные (до полного прояснения ситуации) механизмы работы без ККТ. От покупки аппарата предпринимателей часто удерживает мысль об экономической нецелесообразности такого действия (затраты на приобретение, обслуживание, поддержание машины в исправном состоянии и на обучение работников часто не оправдываются) и дополнительном контроле со стороны налоговых органов. В то же время не подчиняться требованиям нового Закона также накладно. За продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ предусмотрена установленная ст. 14.5 КоАП РФ ответственность в виде административного штрафа в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Если в таких условиях организацией будет принято решение по приобретению кассового аппарата, нужно помнить, что ФЗ N 54-ФЗ обязывает использовать только ту технику, которая включена в Государственный реестр, поэтому покупать нужно те модели, которые там перечислены. Правда, реестра, сформированного по новому Закону, еще нет. Нет и специального органа, который будет его вести (определить такой орган должно Правительство России; оно же должно определить порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу сведений). Новый реестр и все изменения в нем будут в обязательном порядке официально публиковаться в 10-дневный срок со дня принятия, что существенно облегчит доступ к этой важной информации. В настоящее время существует только старый перечень, который никогда официально не публиковался. Ознакомиться с наименованиями включенных в него моделей можно на сайте Государственной межведомственной Экспертной Комиссии (http://www. gmek-kkm. ru), где размещаются тексты выписок из протоколов ее заседания. Конечно, никто не может дать гарантии, что все модели старого перечня попадут в новый. Представляется, что в этом случае можно воспользоваться п. 5 ст. 3 нового Закона, позволяющим в случае исключения устаревшей модели из реестра эксплуатировать ее до истечения нормативного срока амортизации. С 27.12.2003 ФЗ N 54-ФЗ запрещает использовать ККТ без фискальной памяти. На первый взгляд, из такого запрета можно сделать вывод, что до этой даты аппарат можно использовать без нее. Это не так, поскольку требования о наличии фискальной памяти существуют уже десять лет, а Правительством были утверждены сроки замены машин <*> без фискальной памяти, последние из которых истекли в начале 2003 года. -------------------------------- <*> См. распоряжение Правительства РФ от 29.09.1997 N 1402-р.

Следует также помнить, что в новом Законе обязанность регистрации ККТ в налоговых органах (по месту учета организации) сохранена. Машина должна использоваться в исправном и опломбированном состоянии. Документацию, связанную с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, следует хранить для предъявления налоговым инспекторам при проверке. Присутствие представителей налоговых органов потребуется также при замене накопителей фискальной памяти аппарата. К радости многих предпринимателей, в новом Законе отсутствует ранее существовавшее требование, согласно которому кассовый аппарат должен был находиться на техническом обслуживании в специализированных центрах. Изменено и правило, определяющее вручение кассового чека покупателю: по старому Закону он выдавался после оказания услуги или вместе с покупкой, по новому - в момент оплаты. Многие организации, однако, не спешат с покупкой ККТ и приостанавливают прием наличных. Нередко на сайтах в сети Интернет можно увидеть объявления о том, что временно расчеты осуществляются только безналичным путем. Если же контрагент желает расплатиться именно наличными, то прибегают к одному из нижеследующих способов, рекомендуемых специалистами. Первый способ основан на сохранившемся в новом Законе положении о том, что при продаже ценных бумаг ККТ можно не применять. Согласно ст. 143 ГК РФ вексель является разновидностью ценной бумаги. Простой вексель удостоверяет ничем не обусловленное обязательство векселедателя выплатить по наступлении определенного срока денежную сумму, полученную взаймы. Согласно ст. 2 ФЗ от 11.03.1997 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" по простому векселю вправе обязываться и граждане РФ, и юридические лица. Вексель составляется на бумаге по правилам, описанным еще в 1937 г. в Положении о переводном и простом векселе <*>. Важно соблюсти все формальности при его составлении: указать наименование - "вексель" или "простой вексель", дату и место его составления, срок платежа (если срок платежа не указан, вексель подлежит оплате по предъявлении) и место совершения платежа. Также необходимо в простой и понятной форме изложить обязательство юридического лица уплатить определенную сумму (ООО "Векселедатель" безусловно обязуется оплатить по этому простому векселю сумму в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей самому ООО "Векселедержатель" или по его приказу другому лицу). Вексель подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, проставляется печать. Следует указать банковские реквизиты организаций и ИНН. Порядок оплаты с использованием векселя следующий: покупатель выдает продавцу вексель ровно на сумму покупки, оплачивает этим векселем товар, а продавец затем предъявляет вексель к оплате и получает от покупателя наличные средства уже не за товар, а за ценную бумагу. Существенным недостатком данной схемы является сложность оформления документов, которыми всегда сопровождается оплата ценными бумагами. К тому же не всякий покупатель согласится оформить вексель от своего имени. -------------------------------- <*> Утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341.

Можно пойти другим путем: выдать вексель от имени продавца, получить по нему деньги от покупателя и передать товар по договору купли-продажи (у покупателя возникнет задолженность по договору). Затем покупатель предъявит вексель к оплате, но продавец "вспомнит" о долге покупателя за проданный товар и на основании ст. 410 ГК РФ проведет зачет встречного требования в одностороннем порядке. В этом случае от покупателя не потребуется составления векселя, но оформление будет еще более сложным. Избежать формальностей позволит второй способ. Он подразумевает использование формы ПД-4 и услуг Сбербанка России по переводу денежных средств без открытия счета. Такие расчеты относятся к безналичным, что после выхода письма ЦБР от 04.01.2003 N 17-44/1, наконец, было признано и работниками налоговых органов, а следовательно, использование кассового аппарата не потребуется. Продавец получит средства на свой расчетный счет, а у представителя покупателя останется корешок квитанции формы ПД-4 для отчета перед собственной бухгалтерией. Этот способ существенно проще вексельного, но требует дополнительных расходов на оплату услуги по переводу. Подводя итог, можно сказать, что новый Закон о применении контрольно-кассовой техники накладывает на юридические лица неоправданные дополнительные обязанности, исполнение которых, возможно, приведет к всплеску продаж кассовых аппаратов, но не повлияет на собираемость налогов. Требования об использовании ККТ при расчетах юридических лиц друг с другом нецелесообразны, и было бы разумно их отменить.

Название документа