Потребитель волеизъявляет, продавец исполняет

(Попова М.)

("Бизнес-адвокат", 2003, N 18)

Текст документа

ПОТРЕБИТЕЛЬ ВОЛЕИЗЪЯВЛЯЕТ, ПРОДАВЕЦ ИСПОЛНЯЕТ

М. ПОПОВА

Попова М., юрисконсульт.

Вопрос: Я ЧП, продаю сотовые телефоны. Рассмотрим такую ситуацию - мы продаем сотовый телефон с гарантией 1 год на сам телефон и 1 месяц на аккумулятор (кстати, имеем ли мы право давать гарантию на аккумулятор меньше, чем на телефон, как на отдельную часть комплекта?). Через полгода телефон ломается и, естественно, каждый хочет вернуть деньги или поменять на новый. А защита прав потребителя, естественно, ему в помощь. Что касается собственно ремонта телефонов. Человек обращается, мы берем на ремонт аппарат и в течение 20 дней обязаны его отремонтировать или заменить. Если ремонт по сроку больше - тогда мы аппарат меняем или возвращаем клиенту деньги. Есть понятие "технически сложный товар". Как быть здесь? Я читал, что возврат денег или обмен технически сложного товара осуществляется в том случае, если дефект либо неустраним, либо повторяется неоднократно. Относятся ли сотовые телефоны к такого вида товарам? Может быть, есть какое-то негласное постановление в нашу пользу. У нас все телефоны белые. Когда приходится менять телефон с внешним дефектом на новый, мы несем немало убытков. Должен же закон учитывать и наши интересы.

Ответ: Из текста вопроса следует, что гражданин, являющийся предпринимателем, осуществляет продажу потребительских товаров, коими являются в том числе мобильные телефоны. Его контрагентами являются граждане. Следовательно, его взаимоотношения как продавца с покупателями регулируются положениями гл. 30 "Купля-продажа" (и особенно - ее параграф 2 "Розничная купля-продажа") Гражданского кодекса РФ, а также Закона РФ "О защите прав потребителей".

Согласно ст. 135 ГК РФ аккумуляторная батарея является принадлежностью к главной вещи (в частности - к мобильному телефонному аппарату) и предназначена для ее обслуживания, а также следует ее судьбе, но сама по себе является вещью и самостоятельным предметом купли-продажи, входящим в комплект. Поэтому гарантийный срок на такую вещь может быть установлен меньшей продолжительности, чем на главную вещь.

Понятие "технически сложный товар" предусмотрено п. 1 (ч. 2) ст. 503 ГК РФ. В п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" установлено, что перечень таковых товаров утверждается Правительством РФ. Перечень технически сложных товаров был утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. Телефонные аппараты вообще, а мобильные - в частности, в соответствии с названным перечнем технически сложными товарами не являются. Поэтому урегулирование претензий покупателей осуществляется предпринимателем на общих основаниях.

На основании п. п. 2 и 3 ст. 503 ГК РФ, а также п. 1 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель (в данном случае - покупатель), которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи (с возвратом ранее уплаченных денежных средств).

Согласно п. 2 ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" таковые требования предъявляются потребителем продавцу (организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним). Следовательно, в данном случае потребитель (покупатель) вправе самостоятельно определить свои требования к продавцу товара ненадлежащего качества. Выбор между ремонтом товара, заменой его на другой аналогичный либо возвратом уплаченных за него денежных средств определяется сугубо волеизъявлением покупателя. В соответствии с п. 3 (ч. 3) Закона РФ "О защите прав потребителей" при возврате покупателю уплаченных за товар денежных средств продавец не вправе удерживать ту сумму, на которую понизилась стоимость товара в связи с его использованием, а также потерей его товарного вида и иных потребительских качеств.

КонсультантПлюс: примечание.

По-видимому, ссылаясь на п. 3 (ч. 3) Закона РФ "О защите прав потребителей", автор имел в виду ч. 3 п. 3 ст. 503 Гражданского кодекса РФ.

Исходя из изложенного следует, что "каких-либо постановлений" в пользу лица, задавшего вопрос, не существует. Однако предприниматель должен помнить, что он несет ответственность только в том случае, если вещь пришла в негодность при отсутствии вины покупателя. Существуют правила эксплуатации мобильных телефонных аппаратов. И если покупатель их нарушил, в результате чего вещь пришла в негодность, продавец не обязан удовлетворять его требования по замене (ремонту, возврату денежных средств) товара.

Если к предпринимателю поступает для дальнейшей купли-продажи товар ненадлежащего качества и это установлено положениями Закона РФ "О защите прав потребителей", то на основании ст. ст. 15, 393, 394 ГК РФ он вправе требовать от своих поставщиков возмещения тех убытков, которые понес вследствие поставки таких товаров. Поэтому было бы целесообразно рекомендовать тщательным образом устанавливать факт ненадлежащего качества товара, удовлетворять претензии покупателей, а затем в порядке регрессного требования предъявлять претензии к своим поставщикам по компенсации и возмещению понесенных убытков.

Название документа