Новая структура договорных отношений на энергетическом рынке России
(Осипчук Е.)
("Законность", N 8, 2003)
Текст документа
НОВАЯ СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
НА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ РЫНКЕ РОССИИ
Е. ОСИПЧУК
Е. Осипчук, Московская государственная юридическая академия.
В конце марта 2003 г. Президент Российской Федерации подписал шесть законов, касающихся электроэнергетики. В них заложены правовые основы новых экономических отношений в этой сфере. Реформа направлена на демонополизацию и развитие конкуренции в секторах производства и сбыта электрической энергии.
Реформирование электроэнергетики - длительный процесс, обусловленный масштабностью и значимостью отрасли. В настоящий момент более детально урегулирован переходный период реформирования электроэнергетики. Дата его окончания определена достаточно условно - день вступления в силу в полном объеме Федерального закона "Об электроэнергетике", т. е. не ранее 1 июля 2005 г. С учетом этого в новом законодательстве об электроэнергетике далеко не все правовые моменты изложены полно и ясно.
Основной закон в сфере электроэнергетики - Федеральный закон "Об электроэнергетике" (далее - Закон). В нем электроэнергетика определяется как комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии.
Закон закрепляет понятия оптового и розничных рынков электроэнергии, определяет круг их участников. В связи с изменениями инфраструктуры рынка электрической энергии изменилась соответственно и система договорных отношений.
Закон определяет оптовый рынок электрической энергии (мощности) как сферу обращения особого товара - электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус субъектов оптового рынка и действующих на основе его правил.
Статья 32 Закона закрепляет, что на оптовом рынке действует организованная система договоров между его субъектами, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке и условия продажи электрической энергии и оказания услуг.
Из договоров, заключаемых на оптовом рынке, которые указаны в Законе, можно выделить следующие.
Договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети. Этот договор публичный. Его стороны - электросетевая организация и покупатель электрической энергии. Обязательное условие оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю - его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключенного с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.
При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении организации заключить договор в соответствии с гражданским законодательством.
Сетевая организация в соответствии с Законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.
Правительством РФ устанавливаются правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, которые включают в себя правила заключения и исполнения договоров оказания услуг, включающие их существенные условия.
Договор оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Он заключается с системным оператором субъектами оптового рынка до заключения ими с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью договора оказания услуг по передаче электрической энергии. Организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью вправе отказать субъекту оптового рынка в заключении с ним договора оказания услуг по передаче электрической энергии при отсутствии у него заключенного договора с системным оператором.
Два вышеназванных договора именуются договорами оказания услуг естественно-монопольного характера.
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии. Поставщики и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать их в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.
Согласно ст. 3 Закона двусторонний договор купли-продажи электрической энергии - соглашение, в соответствии с которым поставщик обязуется поставить покупателю электрическую энергию в определенном количестве и определенного качества, а покупатель обязуется принять и оплатить ее на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора.
Эти договоры подлежат регистрации администратором торговой системы оптового рынка в порядке, установленном правилами оптового рынка.
При заключении субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.
В Законе определен также ряд организационных договоров, а именно:
- взаимодействие системного оператора и организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью при выполнении ими своих функций осуществляется на основании заключаемого ими соглашения, в подписании которого участвует уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
- взаимодействие системного оператора и администратора торговой системы оптового рынка при выполнении ими своих функций осуществляется на основании заключаемого ими соглашения, в подписании которого участвует уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти;
- договор о присоединении к торговой системе оптового рынка (заключается юридическим лицом с администратором торговой системы для приобретения статуса субъекта оптового рынка);
- договор между системным оператором и иными нижестоящими субъектами оперативно-диспетчерского управления, а также договоры между субъектами оперативно-диспетчерского управления нижестоящего уровня и субъектами оперативно-диспетчерского управления вышестоящего уровня (ими опосредуется деятельность системы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на нижестоящем уровне по отношению к системному оператору);
- договор о порядке использования объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (договор между организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и другими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть). Существенные условия этих договоров утверждает Правительство РФ;
- договор об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Этим договором не предусматривается оказание услуг по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение носит однократный характер. Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям устанавливается Правительством РФ. Порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Полный перечень, а также система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров будут определяться основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка, которые еще не приняты. Предполагается, что после вступления указанных нормативных актов в силу начнет действовать механизм формирования равновесных цен в рамках ценовых зон, устанавливаемых Правительством РФ. Основа такого механизма - система подачи поставщиками и покупателями ценовых заявок. В результате сопоставления заявок определяется цена, по которой осуществляется купля-продажа электроэнергии.
Кроме системы подачи заявок (оптового рынка) будет также действовать рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации электроэнергии по ценам, определяемым сторонами на основе двусторонних договоров.
Таким образом, по окончании переходного периода продажа электроэнергии на оптовом рынке будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено лишь в части регулирования деятельности субъектов естественной монополии.
Еще более значима договорная модель розничных рынков электрической энергии - сферы обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. Интересы потребителей в основном сводятся к следующему: надежное и бесперебойное электроснабжение и низкие тарифы на электроэнергию.
Обеспечить эти права потребителей электроэнергии, в частности, призвана система гарантированной поставки. Систему образуют организации, которым будет присвоен статус гарантирующего поставщика и функцией которых является обеспечение поставок электроэнергии любому обратившемуся лицу. Договор купли-продажи электрической энергии, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, публичный, т. е. для гарантирующего поставщика заключение такого договора обязательно. При его необоснованном уклонении от заключения договора купли-продажи электрической энергии потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении гарантирующего поставщика заключить договор.
Со стороны государства создание и развитие системы гарантированной поставки будет поддерживаться путем формирования системы договоров между гарантирующими поставщиками и поставщиками электроэнергии - субъектами оптового рынка. Правительство РФ будет определять условия этих договоров, в том числе цену за электроэнергию. Таким образом, в течение трех лет с момента окончания переходного периода поставка электроэнергии потребителям на розничных рынках будет осуществляться не по рыночной цене, сложившейся на оптовом рынке, а по цене гарантирующего поставщика, которая будет складываться из стоимости электроэнергии, установленной Правительством РФ, и регулируемой сбытовой надбавки.
Однако система гарантированной поставки носит некий обеспечительный характер, и, помимо нее, на розничных рынках электрической энергии общая структура договорных отношений, в соответствии с Законом, выглядит следующим образом.
Поставщики (за исключением гарантирующих поставщиков) и потребители электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры). Конечным потребителям предоставляется право выбора любой сбытовой компании, у которой он будет покупать электроэнергию по свободным, нерегулируемым ценам.
Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя.
Сетевая организация не вправе отказать потребителю в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем определенного поставщика.
Потребитель и поставщик не вправе расторгнуть договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
Следует отметить, что из норм Закона нельзя сделать однозначный вывод о правовой природе договора, опосредующего обращение электрической энергии на розничных рынках. Законодатель употребляет термин "смешанные договоры" и в дальнейшем речь ведет в основном о договорах купли-продажи и поставки. Поэтому проблемы, связанные с квалификацией договора о снабжении электрической энергией потребителей, продолжают оставаться предметом дискуссий ученых-правоведов.
ГК РФ предусматривает самостоятельный вид договора купли-продажи - договор энергоснабжения. Однако п. 4 ст. 539 ГК, дополненный Федеральным законом N 37-ФЗ от 26 марта 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации", гласит: "К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное". Таким образом, этим пунктом установлен приоритет специальных нормативных актов перед ГК в части снабжения электрической энергией.
Между тем договор энергоснабжения заслуживает особого внимания, поскольку зачастую неверный вывод о правовой природе договора по снабжению электрической энергией приводит к ошибкам в правоприменительной практике и ущемлению прав как участников обращения электрической энергии, так и потребителей. Представляется, что конструкция договорных отношений по снабжению потребителей энергией, в том числе электрической, закрепленная в ГК, должна подлежать не ломке, а лишь уточнению и дополнению.
Название документа