Товары и продукция без маркировки: административная и уголовная ответственность
(Гусева Т. А., Васинев С. А.) ("Право и экономика", N 5, 2003) Текст документаТОВАРЫ И ПРОДУКЦИЯ БЕЗ МАРКИРОВКИ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Т. А. ГУСЕВА, С. А. ВАСИНЕВ
Гусева Татьяна Алексеевна Адвокат Орловской областной коллегии адвокатов. Доцент кафедры гражданского права и процесса Орловского государственного права и процесса Орловского государственного технического университета, кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву. Родилась 27 сентября 1960 г. в Мурманской обл. Окончила юридический ф-т Калининского университета. Имеет более 60 публикаций в юридических и экономических журналах, автор книги "Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности" (2002).
Васинев Станислав Александрович Аспирант Орловского государственного технического университета. Родился 6 июля 1980 г. В 2002 г. окончил юридический ф-т Орловского государственного технического университета.
Административная ответственность за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров или продукции без маркировки предусмотрена ст. 15.12 КоАП РФ. Статья направлена на защиту установленного порядка производства и оборота подакцизной продукции и товаров, экономических интересов государства, иных связанных с этим прав и интересов юридических и физических лиц. Предметом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются подакцизные товары и продукция, подлежащие маркировке марками установленного образца. Конкретный перечень данных товаров и продукции содержится в гл. 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 181 части второй Налогового кодекса РФ акцизами облагаются: 1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; 3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов); 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) ювелирные изделия; 7) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); 8) автомобильный бензин; 9) дизельное топливо; 10) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. К спирту этиловому, признаваемому подакцизным товаром, относятся все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от вида сырья, из которого они производятся, их концентрации и нормативно-технической документации, по которой они изготавливаются. Спирт коньячный не признается подакцизным товаром только при одновременном соблюдении следующих условий: данный товар в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. от 29 декабря 2001 г.; 24, 25 июля 2002 г.) должен быть произведен по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; данный товар должен пройти государственную регистрацию в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации. Одной из форм взимания акцизов является продажа акцизных марок установленного образца. С момента введения акцизных марок установлена обязательная маркировка спирта пищевого, винно-водочных изделий, табака и табачных изделий. Данная продукция подразделяется на две группы: изделия отечественного производства; изделия, ввозимые на территорию РФ. В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ; алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками. Указанные марки приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции; алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады. Порядок учреждения акцизных складов определяет Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. N 1026 "Об утверждении правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой" (ред. от 19 июля 2001 г.). Разрешение на учреждение акцизного склада выдается организации, производящей алкогольную продукцию, или организации, осуществляющей оптовую торговлю этой продукцией, на одно или несколько специально выделенных и обустроенных помещений, места нахождения которых совпадают, предназначенных для хранения в режиме налогового склада и реализации произведенной на территории Российской Федерации алкогольной продукции и принадлежащих организации-производителю или организации оптовой торговли на праве собственности или ином вещном праве либо находящихся у них в аренде, доверительном управлении. Акцизный склад используется для хранения и реализации только алкогольной продукции, помещенной под режим налогового склада и принадлежащей организации на праве собственности. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 30.12.2000 N 1026 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок". ------------------------------------------------------------------ С алкогольной продукцией, находящейся на акцизном складе, производятся только операции по обеспечению сохранности, подготовке ее к продаже и транспортировке, в том числе: а) маркировка региональными специальными марками; б) контроль качества; в) упаковка; г) переупаковка; д) сортировка; е) дробление партий; ж) перемещение алкогольной продукции в пределах склада с целью рационального размещения; з) размещение алкогольной продукции на демонстрационных стендах; и) формирование партий для отправки, погрузка и выгрузка. Обустройство акцизного склада должно исключать возможность поступления алкогольной продукции и изъятия ее со склада без контроля налоговых органов и гарантировать сохранность алкогольной продукции, находящейся на складе. Маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками осуществляется при условии проверки качества алкогольной продукции. Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции определяются Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции" (с изм. от 28 мая, 7 декабря 2001 г., 20 февраля 2002 г.) ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 01.10.2002 N 723 "Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок". ------------------------------------------------------------------ В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 648 "О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации" (с изм. от 29 января 2001 г.) табак и табачные изделия, производимые на территории Российской Федерации, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами, подлежат маркировке специальной маркой, подтверждающей легальность их производства. Ответственными за маркировку специальными марками табака и табачных изделий являются организации - производители этих изделий. Специальные марки оплачиваются указанными организациями с отнесением затрат на их приобретение на себестоимость табачной продукции. Правила маркировки алкогольной продукции, табака, табачных изделий, ввозимых на территорию Российской Федерации, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. N 1008 "Об акцизных марках" (в ред. от 20 апреля 2000 г. N 355, от 15 февраля 2001 г. N 124). Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца, за исключением ввозимой алкогольной продукции, разлитой в упаковку (тару) емкостью до 0,05 л и более 25 литров. Запрещается реализация на территории Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, не маркированных акцизными марками установленного образца или маркированных с нарушением установленного порядка, за исключением реализации конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ. Запрещается также ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, не маркированных акцизными марками, за исключением случаев ввоза: алкогольной продукции, табака и табачных изделий в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики; алкогольной продукции, табака и табачных изделий отдельными категориями иностранных физических и юридических лиц, пользующихся таможенными льготами в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации; алкогольной продукции, табака и табачных изделий физическими лицами не для производственных или иных коммерческих целей, в отношении которых применяется льготный порядок перемещения товаров в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации; алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 9% (включительно) объема готовой продукции; в качестве выставочных образцов и образцов для проведения сертификационных испытаний в количестве не более пяти единиц алкогольной продукции (бутылок или иной тары) и 200 штук табачных изделий каждого наименования. Приказом ГТК РФ от 28 декабря 2000 г. N 1230 (с изм. от 23 июля 2002 г.) утвержден перечень ввозимых на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками: 1) алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции; 2) вина виноградные натуральные, включая крепленые, вина игристые и шипучие, с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции; 3) вермуты и виноградные натуральные вина прочие с добавлением растительных или ароматических экстрактов, с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции; 4) напитки прочие сброженные (сидр яблочный, перри сидр грушевый, напиток медовый), смеси из сброженных напитков и смеси сброженных напитков и безалкогольных напитков, с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции, в другом месте не поименованные; 5) спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки, с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции; 6) сигареты, содержащие табак. Акцизные марки изготавливаются объединением "Гознак" и выдаются органами Министерства РФ по налогам и сборам. Обязанность обеспечить марками установленных образцов в соответствующих объемах организации, осуществляющие ввоз подакцизных товаров, подлежащих маркировке, на территорию РФ, возложена на Государственный таможенный комитет РФ. Приобретение марок акцизного сбора организациями - производителями подакцизной продукции является свидетельством внесения налогоплательщиками авансовых платежей по акцизам. Статья 15.12 КоАП РФ содержит два состава административного правонарушения: 1) выпуск подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки; 2) продажа немаркированных товаров и продукции в случае, если такая маркировка обязательна, а равно хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта. С объективной стороны данный вид нарушения характеризуется деянием (действием, бездействием) и выражается в необеспечении руководителями или должностными лицами организации - производителя маркировки марками установленных образцов при производстве и продаже подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками установленных образцов. Под необеспечением в указанном случае следует понимать приобретение акцизных марок установленных образцов в количестве, не отражающем реальные квартальные потребности производства продукции, подлежащей обязательной маркировке, нарушение срока их приобретения, а также выпуск, хранение или перевозку производителем или куплю-продажу подакцизной продукции без маркировки <*>. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к КоАП РФ / Под ред. Козлова Ю. М. М.: Юристъ, 2002. (комментарий к ст. 15.12).
Субъектами данного вида правонарушения являются юридические лица и должностные лица, непосредственно производящие подакцизные товары и зарегистрированные в установленном порядке в качестве плательщиков акцизов. За правильность нанесения и подлинность марки акцизного сбора или специальной марки ответственны юридическое лицо, должностное лицо, индивидуальный предприниматель (за исключением лица, купившего такую продукцию в розничной продаже). С субъективной стороны правонарушение, связанное с необеспечением маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, характеризуется виной в форме как прямого, так и косвенного умысла. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.12 КоАП РФ, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел, должностные лица федеральных органов налоговой полиции, а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения или в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении. В случае проведения административного расследования протокол составляется по окончании расследования (ст. 28.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.12 КоАП РФ, рассматривает суд. Срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 15.12 КоАП РФ - один год со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Административную ответственность за незаконные действия с товарами, подлежащими обязательной маркировке, предусматривал также КоАП РСФСР - ст. 146.7 "Продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов". Но составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 146.7 КоАП РСФСР и ст. 15.12 КоАП РФ, различаются, прежде всего, по объективной стороне. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 146.7 КоАП РСФСР, образуют продажа и (или) организация продажи товаров, подлежащих маркировке марками установленных образцов, без соответствующей маркировки. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.12 КоАП РФ, помимо продажи составляют выпуск организацией - производителем товаров и продукции без маркировки в случае, если такая маркировка обязательна, хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта. Следует заметить, что при определении предмета правонарушения законодатель использует два понятия: товары и продукция. Действующее законодательство не делает принципиальных различий между этими понятиями. Вместе с тем они не являются тождественными. На определенных стадиях производственного цикла, когда производимые предметы не имеют ярко выраженных потребительских свойств, следует говорить о продукции. К подакцизной продукции также следует относить те ингредиенты, без которых невозможно произвести товар. Например, ею является этиловый питьевой спирт. Кроме того, продукцией могут признаваться произведенные предметы, которые в силу различных технологических нарушений и внутренних дефектов лишены возможности активно участвовать в гражданском обороте <*>. -------------------------------- <*> См.: Камынин И. Спорные вопросы квалификации незаконных действий с подакцизными товарами // Российская юстиция. 2000. N 6.
Существуют различия между ст. 146.7 КоАП РСФСР и ст. 15.12 КоАП РФ также и по субъективной стороне состава административного правонарушения. Статья 146.7 КоАП РСФСР устанавливала административную ответственность граждан, индивидуальных предпринимателей, а также руководителей и должностных лиц предприятий, осуществляющих продажу подакцизных товаров, т. е. физических лиц. Субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.12 КоАП РФ, является помимо вышеназванных юридическое лицо. Размеры санкций сравниваемых статей существенно различаются. Совершение действий, образующих объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 146.7 КоАП РСФСР, влекло наложение штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 10 до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара; на руководителей и должностных лиц - до 100 МРОТ с конфискацией немаркированного товара. КоАП РФ предусматривает следующие размеры санкций. 1. Часть 1 ст. 15.12: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 МРОТ с конфискацией товаров и продукции; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 до 500 МРОТ с конфискацией товаров и продукции. 2. Часть 2 ст. 15.12: наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ с конфискацией товаров и продукции; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 МРОТ с конфискацией товаров и продукции; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 до 500 МРОТ с конфискацией товаров и продукции.
Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции
В 1999 г. Уголовный кодекс РФ пополнился ст. 171.1, которая установила уголовную ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции. Криминализация действий, описанных в ст. 171.1 УК, была вызвана рядом обстоятельств, которые имеют экономическую основу либо тесно с ней связаны. Как минимум можно назвать три таких обстоятельства: стремление государства увеличить количество денежных поступлений от производства и реализации товаров, подлежащих обложению акцизными сборами; упорядочение деятельности производителей и продавцов подакцизных товаров, расширение легального сектора экономики; обеспечение безопасности потребителей товарной продукции (прежде всего алкогольной). Административная ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки была установлена еще в 1996 г. (ст. 146.7 КоАП РСФСР). По-видимому, меры административного характера оказались недостаточно эффективными, и законодатель установил уголовную ответственность в надежде на то, что она будет способствовать достижению поставленных целей. Объектом анализируемого преступления следует считать установленный порядок занятия предпринимательской деятельностью, обеспечивающий легальное производство и последующий оборот товаров и продукции, контроль за поступлением акцизных платежей в федеральный бюджет. Хотя реализация акцизных марок имеет ярко выраженный фискальный характер, основным объектом следует считать порядок занятия предпринимательством, что подтверждает и законодатель, поместивший норму ст. 171.1 УК после ст. 171 УК (незаконное предпринимательство). На основной объект преступления указывает и предмет незаконного оборота, о котором идет речь в ст. 171.1 УК, - товары и продукция. Объективная сторона преступления включает производство, приобретение, хранение, перевозку товаров и продукции, подлежащих обязательной маркировке, если такие действия совершены с целью их сбыта, либо сам сбыт. Названные действия являются криминально значимыми в случае совершения их с товарами и продукцией, достигающими крупного размера (ч. 1 ст. 171.1 УК). Под производством следует понимать деятельность по изготовлению (созданию) товаров и иной продукции, подлежащей в соответствии с законами и подзаконными актами обязательной маркировке. Создание продукции или товаров может происходить в условиях промышленного производства или кустарным способом. Приобретение означает способы, посредством которых лицо становится фактическим обладателем товаров или продукции (покупка, получение в дар или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи и т. д.). Хранение представляет собой содержание товаров и продукции в приспособленных для этого местах (базах, складах, других нежилых и жилых помещениях), позволяющих обеспечить их сбережение. Перевозка - это перемещение товаров и продукции из одного места в другое, доставка их по назначению. Сбыт товаров или продукции характеризуется совершением действий, состоящих в любых способах возмездной или безвозмездной передачи, отчуждении любым способом (продажа, дарение, обмен, передача в уплату долга, возмещения причиненных лицом убытков и др.). Сбыт представляет собой последний этап незаконного оборота товаров и продукции, все предыдущие действия являются промежуточными звеньями такого оборота. Преступление, совершенное в виде производства, приобретения, перевозки или сбыта, может быть продолжаемым. Юридически значимыми для квалификации границами в этом случае будет размер (стоимость товара или продукции) от крупного до особо крупного. Преступление, совершаемое в виде хранения товаров или продукции, является длящимся. Содержащееся в законе указание на то, что предметами названных действий являются товары и продукция, дает основание говорить, что в конечном итоге предполагается извлечение дохода (прибыли). Поэтому в подавляющем большинстве случаев они (действия) будут иметь возмездный характер. Действия, составляющие незаконный оборот товаров и продукции, подлежащей обязательной маркировке, образуют преступление, если стоимость таких товаров достигает крупного размера. Крупным размером признается стоимость немаркированных товаров и продукции, в 200 раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления. Возможно возникновение сложностей, связанных с определением фактической стоимости товаров и продукции. Как известно, существует оптовая цена товара и отпускная (рыночная), по которой он реализуется торговыми предприятиями. На различных этапах незаконного оборота цена такой продукции (товаров) различна. На этапе производства она может быть равна себестоимости, на этапе реализации потребителям в розничной торговой сети ее стоимость, точнее было бы сказать - цена, должна определяться закупочными ценами у товаропроизводителя либо посредника. Представляется, что правоприменитель будет стремиться к определению стоимости товаров (продукции) исходя из сложившихся рыночных цен по месту ее реализации потребителям. В Постановлении Пленума Верховного Суда от 25 апреля 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности" отмечается, что при определении стоимости имущества, ставшего объектом преступления, следует исходить в зависимости от обстоятельств приобретения его собственником из государственных розничных, рыночных или комиссионных цен на момент совершения преступления. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле. На это указывает специальная цель, с которой совершаются действия, предусмотренные диспозицией статьи, а именно с целью сбыта. Сознанием лица, совершающего преступление, должна охватываться общественная опасность своих действий. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В рассматриваемой норме УК РФ не содержится признаков, которые указывали бы на специального субъекта преступления, что представляется не совсем правильным. Так, ст. 15.12 КоАП РФ устанавливает ответственность должностных лиц предприятий (организаций), осуществляющих продажу подлежащих маркировке подакцизных товаров без маркировки. Складывается впечатление, что субъектами преступления, предусмотренного ст. 171.1 УК, являются лица, непосредственно выполняющие все те действия, которые указаны в диспозиции уголовно-правовой нормы. Это необоснованно сужает правовое поле ее действия. Лица, занимающие определенное должностное положение, выполняющие управленческие функции, будут привлекаться к ответственности лишь в качестве соучастников преступления. Судебная практика идет по пути привлечения к ответственности собственников товаров (такая же практика сложилась с применением ст. 171 УК РФ) и продукции, и лица, выполняющие действия, указанные в ст. 171.1 УК и совпадающие с выполнением их профессиональных обязанностей, привлекаются к ответственности не как исполнители преступления, а как соучастники. Привлечение названных лиц в качестве исполнителей станет возможно лишь в случае, если они будут одновременно собственниками продукции или товара (например, при кустарном способе производства). Часть 2 ст. 171.1 УК содержит следующие обстоятельства, отягчающие содеянное: совершение преступления организованной группой; неоднократно и в особо крупном размере. Первые два признака, отягчающие ответственность, не имеют каких-либо отличительных черт применительно к рассматриваемому преступлению. Особо крупный размер будет иметь место, если стоимость товара (продукции) в 500 раз превышает минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления.
Название документа