Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу

(Логофет Д. Д.) ("Право и экономика", N 4, 2003) Текст документа

ДОГОВОР ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ ПО МАГИСТРАЛЬНОМУ НЕФТЕПРОВОДУ

Д. Д. ЛОГОФЕТ

Логофет Данила Дмитриевич Юрист в международной юридической фирме "Герберт Смит". Внешний экзаменатор юридического факультета Лондонского университета. Специалист по гражданскому праву, проблемам трубопроводного транспорта. Родился 19 ноября 1977 г. В 1999 г. окончил юридический ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова. Имеет публикации о магистральных нефтепроводах в юридических журналах.

Договор транспортировки нефти по магистральному нефтепроводу (далее - договор ТНМН) - явление в российском праве сравнительно новое. Отношения по трубопроводной транспортировке нефти превратились в самостоятельный вид деятельности, в правовом смысле, лишь в результате приватизации российской нефтегазовой отрасли. В 1993 г. во исполнение Указа Президента РФ от 17 ноября 1992 г. <*> Правительством РФ была учреждена акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" в форме акционерного общества открытого типа (далее - Транснефть) <**>. Новый вид деятельности, осуществляемый Транснефтью, потребовал и соответствующего договора. -------------------------------- <*> САПП РФ. 1992. N 22. Ст. 1878. <**> Постановление Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 810 "Об учреждении акционерной компании по транспорту нефти "Транснефть".

Правовое регулирование

В настоящее время единственным актом на уровне федерального закона, регулирующим имущественные отношения в этой сфере, является Гражданский кодекс РФ. При этом, поскольку договор ТНМН является договором, не поименованным в ГК, нормы Кодекса могут применяться к нему только в той степени, в которой позволит аналогия закона. Единственным подзаконным нормативным актом, специально регулирующим отношения по нефтепроводной транспортировке нефти, до сих пор остается Приказ Минтопэнерго от 5 октября 1995 г. N 208 <*>, утвердивший Положение "О приеме и движении нефти в системе магистральных нефтепроводов" (далее - Положение о движении нефти). Помимо регулирования отношений между Транснефтью и рядом государственных органов по поводу согласования и утверждения квартальных графиков экспорта нефти этот документ достаточно подробно описывает порядок осуществления деятельности по ТНМН. Прежде всего устанавливается, что транспортировка нефти должна осуществляться Транснефтью на основании договора. Далее Положение устанавливает ряд требований относительно порядка и условий сдачи и приема нефти к транспортировке, качества нефти, порядка расчетов между отправителями и Транснефтью, отчетности между участниками транспортировки, возмещения убытков, связанных с потерей нефти при авариях, и т. д. -------------------------------- <*> Документ официально опубликован не был. Источник - СПС "КонсультантПлюс".

Из Положения о движении нефти видно, что на момент его принятия Минтопэнерго РФ рассматривало Транснефть в качестве подчиненной организации, деятельностью которой министерство может руководить посредством такого рода документов. Однако налицо ситуация, когда федеральный орган исполнительной власти регулирует договорные отношения самостоятельных юридических лиц (Транснефти и ее контрагентов), при этом значительно превышая свои полномочия <*>. Помимо того, что Положение о движении нефти противоречит ст. 421 и п. 2 ст. 1 ГК как нормативный акт, незаконно ограничивающий свободу договора, этот акт не зарегистрирован Министерством юстиции и не опубликован, а следовательно, не влечет правовых последствий, как не вступивший в силу, и не может служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений <**>. Несмотря на вышесказанное, Положение о движении нефти в соответствии со стандартной формой договора ТНМН является неотъемлемой частью этого договора и в силу этого должно соблюдаться его сторонами. -------------------------------- <*> См.: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30 мая 1993 г. N 504 "Об утверждении Положения о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации". <**> Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

В связи с отсутствием каких-либо действующих нормативных актов, непосредственно посвященных договору ТНМН, анализируются договоры ТНМН, заключаемые на практике. За основу принят стандартный текст договора, использованного Транснефтью в 2001 г.

Предмет договора

Договор определяет свой предмет как "услуги по транспортировке нефти грузоотправителя по системе магистральных нефтепроводов". При этом термин "транспортировка" собирательный и определен договором как "услуги по выполнению заказа и диспетчеризации, обеспечению приема, перекачки, перевалки, слива, налива и сдачи НЕФТИ ГРУЗООТПРАВИТЕЛЯ (выделено автором - Д. Л.)". Как видно, основной целью такого договора является доставка и сдача нефти грузоотправителя в пункте назначения. В таком виде цель и предмет договора полностью совпадают с договором перевозки груза. Этот вывод построен на одном главном допущении - "нефть грузоотправителя" является грузом, т. е. индивидуально определенной вещью. В качестве "груза" сдаваемую в систему магистральных нефтепроводов нефть предлагает рассматривать Инструкция по учету нефти <*>, п. 1.1 которой установлено, что: нефть является грузом для транспортирования по системе магистральных нефтепроводов, а п. 1.2 закрепляет, что "предприятия АК "Транснефть"... производят транспортировку нефти (в качестве груза) по магистральным нефтепроводам на основании договоров, заключаемых с производителями (грузоотправителями) нефти в порядке, установленном Минтопэнерго России". -------------------------------- <*> Инструкция по учету нефти при ее транспортировке, утвержденная Транснефтью 1 июля 1995 г. Документ официально опубликован не был.

Однако другие положения договора и практика его исполнения не дают оснований принимать такое допущение и согласиться с тем, что сданную в систему нефть можно рассматривать как груз (в понимании ГК РФ). Выделим основные обязательства сторон по этому договору, а именно Транснефти и лица, сдающего нефть для транспортировки, именуемого в договоре "грузоотправитель" (которого уместней называть просто "отправитель"). Основными обязанностями Транснефти являются следующие: осуществление координации транспортировки нефти; обеспечение приема нефти грузоотправителя в пункте отправления для ее последующей транспортировки в соответствии с маршрутными поручениями; обеспечение транспортировки соответствующей партии нефти грузоотправителя от пункта отправления до пункта назначения в течение срока, указанного в маршрутном поручении; обеспечение сдачи нефти в пункте назначения в количестве, указанном в маршрутном поручении. Основными обязанностями грузоотправителя являются обязанности сдать Транснефти в пункте отправления нефть, заявленную для транспортировки; произвести оплату услуг Транснефти; обеспечить прием нефти в пункте назначения. Анализ текста договора показывает, что в одних случаях договор оперирует понятием "нефть грузоотправителя", в других - "партия нефти грузоотправителя", а в третьих - "нефть". Только один из этих терминов - "нефть грузоотправителя" - подразумевает идентификацию нефти как груза, ее отделение от любой другой нефти, принадлежащей другим грузоотправителям. Как показано выше, этот термин используется лишь при описании обязанностей Транснефти по приему нефти от отправителя в пункте отправления. Для описания объекта действий Транснефти при транспортировке договор использует термин "соответствующая партия нефти грузоотправителя". Согласно Инструкции по учету нефти "партией нефти считается количество нефти (смеси нефтей), однородной по показателям качества, сопровождаемое одним транспортным документом и направляемое на один конечный ПСП (приемосдаточный пункт)" (п. 2.2). Следовательно, под партией нефти грузоотправителя понимается не индивидуально определенная нефть, но лишь определенное количество однородной нефтяной смеси. Когда в договоре речь идет о сдаче Транснефтью нефти в пункте назначения, используется термин "нефть". При этом у такой "нефти" есть только две характеристики - качество и количество. Таким образом, в соответствии с договором объектом действий Транснефти по транспортировке, а также объектом действий обеих сторон по сдаче-приему нефти в пункте назначения является нефть родовая, а не индивидуально определенная. Это в действительности соответствует тому, что происходит при исполнении договора ТНМН. Попадая в систему нефтепроводов, нефть грузоотправителя смешивается с нефтью других грузоотправителей и таким образом теряет свою индивидуализацию (обезличивается). В силу этого в пункте назначения грузополучателю в действительности выдается не сданная грузоотправителем нефть, а нефть, схожая с "нефтью грузоотправителя" лишь по количеству и качеству. Следует отметить и еще одну особенность исполнения договора. В системе магистральных нефтепроводов нефть перемещается в общем потоке, и выделить нефть конкретного грузоотправителя невозможно. Фактически это означает, что Транснефть не может точно проследить и определить, достигла ли нефть грузоотправителя пункта назначения или нет. Таким образом, перемещение нефти конкретного грузоотправителя является лишь предположением, фикцией. Теоретически Транснефть может выполнить свою обязанность по сдаче нефти в пункте назначения, вообще не осуществляя какого-либо перемещения нефти грузоотправителя. Обязанность же Транснефти обеспечить перемещение и сдачу конкретной нефти в большинстве случаев является технически невыполнимой. В соответствии с Положением о движении нефти "предприятия нефтепроводного транспорта производят взаимопередачу соответствующих количеств нефти, указанных в маршрутных телеграммах, начиная с производственного объединения магистральных нефтепроводов, принимающего нефть от производителя (грузоотправителя), в порядке очередности их поступления" (п. 12). Следовательно, действия Транснефти заключаются не в перемещении конкретного груза, а в обеспечении функционирования всей системы магистральных нефтепроводов или определенных ее частей с тем, чтобы к определенному сроку обеспечить наличие заданного количества нефти в пункте назначения. Таким образом, у действий Транснефти появляется некий овеществленный результат, поэтому предмет договора ТНМН усложняется по сравнению с отношениями по оказанию услуг, в частности по перевозке грузов, где такой результат отсутствует. Поскольку действия Транснефти не направлены на нефть конкретного грузоотправителя, интересы последнего смещаются от действий Транснефти по перемещению нефти грузоотправителя к получению определенного количества нефти в пункте назначения. Именно это становится главной целью договора для отправителя, а не то, каким образом Транснефть будет управлять своей системой нефтепроводов. В силу этого договор приближается к группе договоров о передаче имущества, и его предмет может быть сформулирован следующим образом. По договору ТНМН Транснефть обязуется принять определенное количество нефти от отправителя на одном узле магистрального нефтепровода (пункт отправления) и выдать управомоченному на получение нефти лицу такое же количество нефти (с учетом технологических издержек) на другом узле магистрального нефтепровода (пункт назначения). Отправитель обязуется передать соответствующее количество нефти Транснефти в пункте отправления, принять нефть в пункте назначения и оплатить установленный тариф. Если анализировать договор ТНМН как договор о передаче имущества, то в его предмете следует выделить два объекта. Объектом первого рода здесь выступают действия сторон по передаче определенного количества нефти, а объектом второго рода соответственно является определенное количество нефти. В таком случае неясным остается только объем передаваемых имущественных прав на нефть, т. е. кто является собственником нефти, находящейся в системе. Договор не содержит каких-либо указаний относительно этого вопроса.

Право собственности на нефть при транспортировке

Проанализируем, что происходит с нефтью и с правом собственности на нее при исполнении договора ТНМН. Приводит ли смешение нефти в системе магистральных нефтепроводов к возникновению права общей долевой собственности на смесь у всех соответствующих отправителей? По общему правилу, установленному ст. 244 ГК РФ, имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности (п. 1 ст. 244). В силу указанной статьи ГК общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц лишь неделимого имущества либо имущества, не подлежащего разделу в силу закона. В случаях с делимыми вещами общая собственность возникает лишь в случаях, предусмотренных законом или договором. Последнее правило распространяется на смесь нефти, образующуюся в нефтепроводе, поскольку это вещь делимая (ее раздел возможен без изменения ее назначения). Закон режима общей собственности в этом случае не предусматривает. Не делают этого и стороны рассматриваемого договора ТНМН. Учитывая эти положения ГК, остаются лишь два варианта решения вопроса собственности на нефть в системе: право собственности сохраняется за отправителем либо переходит к Транснефти. В первом случае сложность заключается в том, что сданная отправителем нефть смешалась с нефтью третьих лиц и не может быть идентифицирована. Специфика же права собственности традиционно усматривается в том, что его объектом могут служить только индивидуально определенные вещи <*>. Сдав в соответствии с договором нефть в систему, отправитель лишается возможности истребовать ее обратно либо распорядиться ею. Вместо этого у него появляется лишь право требования выдать определенное количество нефти, распорядиться которым (исключительно в порядке цессии прав по договору ТНМН) он вправе только с согласия Транснефти. Таким образом, признать право собственности на нефть в системе за отправителем невозможно. -------------------------------- <*> Гражданское право. Т. 1 / Под ред. Суханова Е. А. С. 475 - 476.

Второй вариант предусматривает переход права собственности на сданную отправителем нефть к Транснефти. Сдавая свою нефть Транснефти, отправитель передает право собственности на нее Транснефти, а Транснефть, в свою очередь, обязуется передать в собственность отправителю другую нефть. В этом случае договор ТНМН максимально приближается к договору мены, по которому в обмен на нефть отправителя в пункте отправления Транснефть предоставляет отправителю другую нефть в пункте назначения. Представляется, что на данный момент это единственный путь объяснить отношения собственности между Транснефтью и отправителем.

Мнения по поводу предмета договора ТНМН, высказанные в литературе

Правовые вопросы трубопроводного транспорта в отечественной литературе детально рассматривались очень редко. Наиболее полный анализ этих отношений в советское время сделал О. Н. Садиков в своих работах "Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР", "Правовые вопросы газоснабжения" и "Международные трубопроводы и их правовой статус". Исходя из действовавшей в то время системы экономических отношений и правовых норм, О. Н. Садиков приходит к выводу, что в отношениях по ТНМН должны использоваться два вида договоров - договор поставки нефти и договор перекачки нефти. Основная масса отношений по транспортировке нефти и газа по трубопроводу должна, по его мнению, строиться на договоре поставки. "При транспорте газа и нефти по трубопроводам между поставщиками этой продукции, трубопроводными управлениями и между этими последними и потребителями заключаются не разовые договоры перевозки, а единые годовые договоры. Затраты трубопроводных управлений, связанные с транспортом продукции, покрываются за счет разницы в ценах, установленных на газ и нефть, получаемые от поставщиков и сдаваемые потребителям. Хозяйственные договоры, заключаемые при эксплуатации трубопроводов, должны быть отнесены к числу договоров поставки" <*>. -------------------------------- <*> Садиков О. Н. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР // Правоведение. 1962. N 2. С. 136.

В связи с этим автор предлагает использовать следующую систему договорных отношений. "При транспорте газа и нефти по магистральным трубопроводам заключаются два договора: первый - между поставщиком газа (промыслом, газовым или нефтеперерабатывающим заводом) и трубопроводным управлением, второй - между трубопроводным управлением и потребителем газа и нефти... Если трубопровод эксплуатируется двумя управлениями, необходимо заключение между ними третьего договора" <*>. -------------------------------- <*> Садиков О. Н. Правовое регулирование трубопроводного транспорта в СССР // Правоведение. 1962. N 2. С. 137.

Похожий взгляд на природу договора ТНМН высказал и О. А. Красавчиков, отметив, что таковой договор следует относить к договорам поставки или снабжения, а не к договору перевозки, поскольку "владелец трубопровода выступает, как правило, в роли газонефтеснабжающей организации, т. е. в период транспортировки он одновременно является владельцем как трубопровода, так и транспортируемого продукта. По своей правовой природе эти отношения характеризуются как отношения по договору поставки или отношения снабжения (газоснабжения)" <*>. -------------------------------- <*> О. А. Красавчиков. Советское гражданское право: Учебник. Т. 1. М., 1980. С. 226.

В своей работе О. Н. Садиков также описал особый вид отношений ТНМН, когда отправителем и получателем перекачиваемой по нефтепроводу продукции выступает одно и то же лицо. Анализ этих отношений интересен прежде всего потому, что именно такая конструкция используется в настоящий момент. Для регулирования таких отношений, по словам О. Н. Садикова, использовался договор на перекачку. В соответствии с таким договором нефтепроводное управление принимает от нефтесбытовой организации продукцию для перекачки ее по трубопроводу и передачи затем в распоряжение той же самой организации. "Представляется, что договоры на перекачку продукции по трубопроводу должны быть отнесены к числу договоров перевозки, ибо они оформляют процесс транспорта продукции, а по своим основным правовым условиям близки к перевозочным договорам, хотя, конечно, имеют и ряд отличий от этих последних (наличие в договоре лишь двух участников, особый порядок оформления и исполнения договора и т. д.)" <*>. -------------------------------- <*> Садиков О. Н. Указ соч. С. 137.

Переход от плановой экономики к рыночным отношениям оказал существенное влияние на систему магистральных нефтепроводов. На месте производственных объединений по добыче нефти, соединявших в себе функции добычи, поставки и транспортировки, появились частные нефтедобывающие компании и независимые от них предприятия нефтепроводного транспорта, т. е. каждый из участников трубопроводной транспортировки приобрел гражданско-правовую самостоятельность. Вследствие этого изменилась и экономическая сущность отношений, которые стали строиться не на основании последовательных договоров поставки или снабжения, а на основании договора ТНМН, в соответствии с которым целью предприятия нефтепроводного транспорта является не приобретение нефти у отправителя, а совершение для отправителя определенных действий по перемещению нефти за соответствующую плату. В современной юридической литературе вопросам нефтепроводного транспорта до сих пор большого внимания не уделялось. В основном отношения по ТНМН упоминаются очень кратко (Д. А. Медведев <*> и Н. И. Клейн <**>), и авторы предлагают применять к ним правила о договоре энергоснабжения. Представляется, однако, что в отношениях по ТНМН понятие присоединенной сети, через которую происходит снабжение потребителя товаром, отсутствует. В рамках договора перемещение нефти не совпадает с моментом ее потребления. В силу этого к договору ТНМН нормы о договоре энергоснабжения неприменимы. -------------------------------- <*> Гражданское право: Учебник. Т. 2. Изд. 3-е / Под ред. Сергеева А. П., Толстого Ю. К. М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2001. С. 373. <**> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). Изд. 3-е / Под ред. О. Н. Садикова. М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 1998. С. 118. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. ------------------------------------------------------------------

Исключением является статья В. Богоненко "О правовой природе доставки грузов трубопроводным транспортом" <*>. По мнению этого автора, договор является договором об оказании услуг по доставке грузов с использованием трубопровода, являющегося специальной технологической системой, статичной по отношению к пространству и грузу. Такая позиция представляется не совсем правильной. Как было показано выше, интерес отправителя заключается не в услугах по доставке сданной им нефти в определенное место, но в получении определенного количества нефти в определенном месте. Сам процесс доставки какой-то определенной нефти является фикцией, используемой исключительно в целях расчета вознаграждения Транснефти. Понятие груза, как было показано выше, также не имеет применения в отношениях по ТНМН. -------------------------------- <*> Богоненко В. О правовой природе договора поставки грузов трубопроводным транспортом // Нефть, газ и право. 1998. N 4. С. 27.

Место договора ТНМН в системе гражданско-правовых договоров

На данный момент ни один из поименованных договоров не отвечает полностью природе отношений ТНМН. Договор ТНМН следует признать смешанным, состоящим из элементов договора перевозки, договора мены и договора иррегулярного хранения. Данную позицию разделяет Д. А. Медведев <*>. Рассмотрим каждый из этих элементов. -------------------------------- <*> Гражданское право. Т. 2. Учебник. Изд. 3-е.

Рассматривая договор перевозки, необходимо сразу уточнить, что речь пойдет о двух договорах - договоре перевозки конкретного груза и договоре об организации перевозок грузов. Существенное различие первого договора и договора ТНМН, как уже отмечалось выше, заключается в отсутствии в отношениях по ТНМН понятия груза как индивидуально-определенного имущества, являющегося объектом отношений. Объектом отношений ТНМН выступают обезличенные вещи с определенными родовыми признаками. Несмотря на это различие, у отношений по ТНМН и перевозке много общего. Прежде всего, основной деятельностью Транснефти, как и любого перевозчика, является перемещение вещей в пространстве. Как в перевозке, так и в ТНМН ключевое место занимает обязанность по доставке: перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу; Транснефть обязана обеспечить доставку в пункт назначения и сдачу управомоченному лицу определенного количества нефти определенного качества. Именно благодаря схожести видов деятельности перевозчика и Транснефти они используют одинаковый порядок расчета вознаграждения - тарифный. Схожи и основания ответственности. Перевозчик отвечает за несохранность груза, если не докажет, что несохранность вызвана обстоятельствами, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). В соответствии с договором ТНМН Транснефть освобождается от ответственности во всех случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение Транснефтью своих обязательств вызвано обстоятельствами, предотвратить наступление которых она не могла даже при проявлении исключительной, самой высокой степени заботливости, которую можно ожидать при данных обстоятельствах. Применение к отношениям ТНМН норм об ответственности перевозчика позволит ответить на ряд вопросов, не урегулированных в договоре. К примеру, каковы пределы ответственности Транснефти за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств? Должна ли Транснефть отвечать в полном объеме, как того требуют ст. 15 и 393 ГК, либо нести ограниченную ответственность, подобно перевозчикам, на основании ст. 793 ГК РФ. Применение норм о договоре перевозки позволит Транснефти ограничить свою ответственность рамками ч. 2 ст. 796 ГК. Договор ТНМН имеет много общего с договором об организации перевозок грузов. Помимо урегулирования вопросов планирования объемов и сроков, взаиморасчетов и учета договор об организации перевозок грузов, как и договор ТНМН, регулирует вопросы подачи транспортных средств. При перевозке подача транспортных средств заключается в предоставлении определенных емкостей (вагонов, контейнеров, трюмов и т. д.). При ТНМН речь идет о предоставлении свободных емкостей в системе магистральных нефтепроводов и пропускной мощности. Несмотря на технологическую разницу этих процессов, их юридическая природа идентична, а следовательно, должна подчиняться одним и тем же правилам. Применение к договору ТНМН норм ст. 794 ГК позволит отправителям оспорить ряд положений договора, освобождающих Транснефть от какой-либо ответственности за непредоставление пропускных мощностей, т. к. в соответствии с этой статьей перевозчик освобождается от ответственности в случае неподачи транспортных средств, если это произошло вследствие: непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий; прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или Кодексом; в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами. Применение модели договора мены к договору ТНМН возможно исключительно благодаря отсутствию как в ГК, так и в договоре положений, регулирующих вопрос права собственности на нефть в системе магистральных нефтепроводов. Использование данного договора позволяет решить этот вопрос и признать право собственности на нефть в системе за Транснефтью. Это, в свою очередь, разрешает вопрос о том, на ком из участников отношений ТНМН лежит риск случайной гибели и повреждения такой нефти, а именно - на Транснефти (ст. 211 ГК РФ). Факт смешения нефти в системе магистральных нефтепроводов и соответственно обязанность Транснефти передать получателю определенное количество нефти определенного качества схожи с ситуацией, имеющей место при иррегулярном хранении. В соответствии со ст. 890 ГК, когда принятые на хранение вещи смешиваются с вещами того же рода и качества, поклажедателю возвращается равное или обусловленное количество вещей того же рода и качества. Несмотря на существенную разницу в экономической сущности процессов транспортировки/доставки и хранения, гл. 47 "Хранение" содержит ряд положений, которые могут найти применение при решении вопросов, не урегулированных договором ТНМН. К примеру, в случае предотвращения затоваривания и приостановки работы системы в случае неисполнения отправителем обязанности принять нефть в пункте назначения, Транснефть может на основании ст. 899 ГК, посвященной обязанности поклажедателя взять вещь обратно, при неисполнении им этой обязанности, после письменного предупреждения отправителя самостоятельно продать соответствующее количество нефти по стоимости, сложившейся в пункте назначения, а вырученную сумму, за вычетом сумм, причитающихся Транснефти, передать отправителю. Развитие отношений, связанных с трубопроводной транспортировкой нефти и газа, а также реформа существующих естественных монополий неизбежно приведут к возникновению проблем гражданско-правовой квалификации отношений ТНМН. В связи с этим затронутые выше проблемы гражданско-правового регулирования таковых отношений требуют дальнейшего исследования.

Название документа