К вопросу определения понятия договора морской перевозки груза

(Косовская В. А.) ("Транспортное право", N 3, 2002) Текст документа

К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ДОГОВОРА МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА

В. А. КОСОВСКАЯ

Косовская В. А., преподаватель Института Морского Права.

Договор морской перевозки груза является одним из центральных институтов морского права. Однако вопрос, касающийся определения его понятия, составляет предмет наиболее дискуссионных тем в названной сфере. На наш взгляд, при выяснении сущности и определении понятия договора морской перевозки груза целесообразно выявить место, значение и роль данного договора в системе обязательств. Для этого прежде всего обозначим место рассматриваемого договора в системе смежных договоров. Известно, что договор морской перевозки груза относится к договорам перевозки груза, являющимся разновидностью договора перевозки. Договор перевозки, в свою очередь, относится к транспортным договорам (см. схему 1).

Схема 1. Место договора морской перевозки груза в системе договоров

Транспортный договор

\/

Договор перевозки

\/

Договор перевозки груза

\/

Договор морской перевозки груза

Вместе с тем термин "договор" в гражданском праве употребляется в нескольких аспектах: как основание возникновения правоотношения, как само правоотношение, возникающее из этого основания, и как документ, в котором закреплен факт установления обязательств. Мы предлагаем рассмотреть интересующий нас договор как юридический факт, лежащий в основе обязательственного правоотношения. Такой подход позволит нам перейти к определению места договора морской перевозки груза в системе транспортных обязательств - разновидности обязательства по оказанию услуг. Место договора морской перевозки груза в системе обязательств представлено на схеме 2.

Схема 2. Место договора морской перевозки груза в системе обязательств

Обязательства

\/

Обязательства по оказанию услуг

\/

Транспортные обязательства

На основе представленных схем рассмотрим, какую роль играет договор морской перевозки груза в системе обязательств. Согласно ст. 307 ГК РФ "обязательство - это гражданское правоотношение между двумя лицами, одно из которых обязано совершить в пользу другого определенные действия либо воздержаться от определенного действия, а последний вправе требовать выполнения этих действий либо воздержаться от выполнения определенных действий". Такова сущность обязательства как гражданско - правового института. В зависимости от характера опосредуемого сторонами обязательства перемещения материальных благ выделяются различные группы обязательств, к одной из которых относится обязательство по предоставлению услуг, в силу которого одно лицо обязано по заданию другого лица оказать определенные услуги, а другое лицо обязано оплатить эти услуги. Одним из видов обязательств по предоставлению услуг являются транспортные обязательства, обладающие специфическими чертами. Это обусловлено тем, что деятельность по перевозке грузов заключается в оказании особых нематериальных услуг, направленных на перемещение грузов в пространстве. При этом такая деятельность не сопровождается созданием новых предметов материального мира. Ее сущность - в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза. Рассматривая договор морской перевозки груза в системе транспортных договоров, можно отметить, что он обладает чертами, характерными для всех договоров данной группы, а также договоров перевозки и договоров перевозки груза. Согласно определению (ст. 785 ГК РФ) договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Следует отметить, что, во-первых, договор грузовой перевозки является взаимным и возмездным, а также строго формальным договором. Он всегда заключается в письменной форме. Во-вторых, данный договор является двусторонним, хотя чаще всего круг участников обязательства перевозки груза не ограничивается перевозчиком и грузоотправителем, который после доставки груза в пункт назначения сам его получает. Обычно в качестве грузополучателя указывается третье лицо. По конструкции такой договор может быть отнесен к договору в пользу третьего лица. Договор перевозки груза является срочным. В морских перевозках груза сроки доставки определяются соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - сроком, который разумно требовать от заботливого перевозчика с учетом конкретных обстоятельств (ст. 152 КТМ РФ). Срок действия договора морской перевозки груза определяется моментом исполнения обязательства по перевозке. На морском транспорте, как и на других видах транспорта, при систематических перевозках грузов на долгосрочной основе, помимо базового договора перевозки груза, перевозчик и грузовладелец могут заключать договор об организации морских перевозок грузов. При заключении долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов перевозка конкретной партии груза осуществляется в соответствии с договором морской перевозки груза, заключенным на основе такого долгосрочного договора (ч. 2 п. 1 ст. 118 КТМ). Последний относится к группе консенсуальных гражданско - правовых договоров, является предварительным, т. е. он не порождает права и обязанности сторон по перевозке конкретного груза, а определяет их взаимоотношения на будущее. В случае если условия договора морской перевозки груза противоречат условиям долгосрочного договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора перевозки груза (ч. 2 п. 2 ст. 118 КТМ). Однако специфика морского торгового судоходства обусловила появление особенностей, характерных только для морской перевозки груза. Законодательное определение договора морской перевозки груза дано в ст. 115 КТМ: "По договору морской перевозки груза перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал или передаст отправитель, в порт назначения и выдать управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (фрахт)". Договор морской перевозки груза может быть заключен: 1) с условием предоставления для морской перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений (чартер); 2) без такого условия (в этом случае договор оформляется коносаментом). Существование в торговом мореплавании двух систем организации судоходства: трамповой и линейной - предопределило деление договора морской перевозки груза на два вида. Обязательным признаком договора первого вида является осуществление перевозки на особых условиях: для размещения груза предоставляется все судно, его часть или определенные судовые помещения. Этот договор назван в ст. 115 КТМ чартером. Он используется при перевозке груза трамповыми судами. Договор перевозки груза второго вида заключается без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений. В КТМ или каких-либо иных нормативных актах России название такого договора не приводится. Условно его можно было бы назвать договором по коносаменту. Коносаментом подтверждается заключение договоров при перевозке грузов на линейных судах. В качестве другой особенности морской перевозки груза можно отметить следующее. Если договор перевозки груза всегда является реальным (в ст. 785 ГК говорится об обязанности перевозчика доставить вверенный, т. е. заранее переданный ему отправителем, груз), договор морской перевозки груза может быть как реальным, так и консенсуальным. Чартер - консенсуальная разновидность договора морской перевозки груза. Мы определили, что договор морской перевозки груза представляет собой разновидность транспортных договоров, которые являются одной из составляющих системы обязательств по оказанию гражданско - правовых услуг. Однако договор морской перевозки груза с предоставлением судна, его части или отдельных судовых помещений (чартер) обладает рядом черт, несвойственных договорам по оказанию услуг. Рейсовый чартер обслуживает трамповое судоходство, которое имеет дело с большими массами однородных грузов, перевозимых судовыми партиями. Для таких партий фрахтуется, то есть на определенных условиях нанимается, целое судно или его часть. Поэтому рейсовый чартер представляет собой сочетание элементов договора фрахтования и договора морской перевозки груза. Это дает основание говорить о наличии арендных отношений, разновидностью которых является договор фрахтования судна. Выявить сущность договора морской перевозки груза нам поможет сравнительный анализ договора морской перевозки груза и договора фрахтования. Пользуясь примененным выше приемом, рассмотрим место договора фрахтования в системе договоров аренды (схема 3).

Схема 3. Место договора фрахтования в системе договоров аренды

Договор аренды

\/

Договор аренды транспортных средств

\/

Договор фрахтования

\/ \/

Договор фрахтования судна Договор фрахтования судна с экипажем без экипажа Тайм-чартер Бербоут-чартер

Договор фрахтования судна относится к одному из видов договоров аренды транспортных средств. Аренда транспортных средств выделяется в качестве отдельного вида договора аренды исходя из ее предмета, которым может стать любое транспортное средство. Общие правила аренды транспортных средств ГК РФ не установлены. Рассматриваются только отдельные виды такого договора, а именно договоры аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем или договоры фрахтования на время) и без такого предоставления. Такого же разделения придерживается и КТМ РФ. По договору фрахтования судна на определенное время судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить судно фрахтователю для перевозки пассажиров, грузов и для других целей торгового мореплавания на определенное время. При этом предоставленное фрахтователю судно может быть укомплектовано экипажем (тайм-чартер) или не снаряжено и не укомплектовано экипажем (бербоут-чартер). Законодательное определение договора фрахтования судна на время дано в статье 198 КТМ РФ: "По договору фрахтования судна на время (тайм-чартеру) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания". Цель данного договора - обеспечить передачу судна во временное пользование фрахтователю. В этом заинтересованы обе стороны этого договора: судовладелец и фрахтователь. Фрахтователь нуждается в судне временно, поэтому фрахтует его на определенный срок для использования в целях торгового мореплавания. Судовладелец же преследует цель извлечения прибыли из передачи имущества во временное пользование другому лицу и отфрахтовывает его на определенный срок фрахтователю. Сторонами договора фрахтования судна на время являются судовладелец и фрахтователь. Рассмотрим их взаимные права и обязанности. Первая обязанность судовладельца заключается в предоставлении судна фрахтователю, то есть в передаче фрахтователю правомочия пользования, права коммерческой эксплуатации судна от своего имени. При этом судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю, то есть обеспечить годность судна для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, укомплектовать судно экипажем и надлежащим образом снарядить. Вторая обязанность судовладельца состоит в оказании им услуг по управлению судном и его технической эксплуатации. Формально оказание таких услуг выходит за пределы предмета договора аренды и сближает тайм-чартер с договорами об оказании услуг. В науке морского частного права на этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, В. Г. Забелин, А. Н. Шемякин, Т. Р. Короткий и другие говорят лишь о присутствии элементов договора аренды в договоре фрахтования судна на время, так как "тайм-чартер предусматривает помимо использования самого судна услуги людей (экипажа), которые обеспечивают функционирование судна. Естественно, что услуги экипажа и сами члены экипажа не могут быть предметом имущественного найма" <*>. -------------------------------- <*> Шемякин А. Н., Короткий Т. Р. Правовое регулирование морской перевозки грузов и пассажиров. Одесса, 1999. С. 39.

Другие авторы - В. Б. Козлов, П. А. Фалилеев считают тайм-чартер особым договорным институтом морского права, который "не может рассматриваться ни как договор аренды, ни как договор перевозки" <*>. -------------------------------- <*> Козлов В. Б., Фалилеев П. А. Соотношение общих и специальных норм на примере гражданского и морского права (критика современного законодательства). Государство и право. 1997. N 11. С. 92.

Однако, несмотря на сложную правовую природу договора тайм-чартера, на наш взгляд, его следует отнести к договорам аренды транспортных средств, так как основной целью этого договора все же является обеспечение передачи имущества во временное пользование. Фрахтователь обязан пользоваться судном и услугами экипажа в соответствии с целями и условиями их предоставления, определенными в тайм-чартере, по окончании срока действия которого он обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в котором оно было им получено с условием нормального износа судна. В обязанности фрахтователя также входит своевременная уплата фрахта. Вопросы подчинения капитана и экипажа судна решаются следующим образом. По вопросам коммерческой эксплуатации судна они подчинены распоряжениям фрахтователя, по вопросам, относящимся к управлению судна, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку и составу экипажа, - судовладельцу. Во время действия договора фрахт за плавание судном уплачивается судовладельцу независимо от того, используется ли судно фактически или нет. Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов по судну за период, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие не мореходного состояния, за исключением тех случаев, когда непригодным судно стало по его вине. Если в период действия тайм-чартера судно окажет помощь другому судну, то полагающееся при этом вознаграждение распределяется в равных долях между судовладельцем и фрахтователем, за вычетом сумм, надлежащих для возмещения понесенных убытков, и доли, причитающейся судовому экипажу. Риск повреждения и гибели судна в связи с коммерческой эксплуатацией несет фрахтователь, во всех других случаях - судовладелец. Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по обязательствам, вытекающим из договора морской перевозки груза, который он имеет право заключать от собственного имени. Фрахтователь не отвечает за убытки, вызванные спасением, повреждением или гибелью судна, если не доказано, что убытки произошли по его вине. Судовладелец несет ответственность за сохранную перевозку груза в той мере, в какой судовладелец отвечает за действие членов экипажа как за действие своих служащих. Как упоминалось выше, договор бербоут-чартера является разновидностью аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Предметом договора бербоут-чартера служит передача фрахтователю судна на время без предоставления услуг экипажа. К фрахтователю переходят правомочия пользования и владения судном (владение он осуществляет через подчиненный ему во всех отношениях экипаж). В правовом регулировании отношений по тайм-чартеру и бербоут-чартеру много общего. Поэтому отметим лишь особенности бербоут-чартера, необходимые для сравнительного анализа этих договоров с договором морской перевозки груза. Экипаж судна по договору бербоут-чартера укомплектовывается фрахтователем, в связи с чем капитан и экипаж судна во всех отношениях подчиняются фрахтователю. Риск повреждения и гибели судна во всех случаях несет фрахтователь. Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по требованиям, возникшим в связи с эксплуатацией судна, то есть помимо ответственности за неисполнение договорных обязанностей фрахтователь отвечает за внедоговорной вред, причиненный судном. Использование судна или его оборудования представляет собой деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих. По правилам ч. 2 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда падает на владельца источника повышенной опасности, в частности владельца на праве аренды (в данном случае на фрахтователя по бербоут-чартеру). Отметим основные отличия договора морской перевозки груза и договора фрахтования. 1. Различны цели договоров. Цель договора морской перевозки груза - предоставление услуг по перемещению груза из порта отправления в порт назначения, в то время как целью договора фрахтования является предоставление судна во временное пользование. 2. Предмет договора морской перевозки груза - это деятельность по перемещению груза морем. Предметом договора фрахтования как разновидности договора аренды являются судно и услуги экипажа по договору тайм-чартера и судно без предоставления услуг экипажа по договору бербоут-чартера. 3. Право пользования и владения судном принадлежит судовладельцу по договору морской перевозки груза. По условиям тайм-чартера фрахтователю принадлежит право пользования судном, а по бербоут-чартеру - право владения судном. 4. Различным является целевое использование судна. По договору фрахтования существует возможность зафрахтовать судно для иных, чем перевозка груза, целей торгового мореплавания (для перевозки пассажиров, промыслов водных ресурсов, лоцманской и ледокольной проводки и т. д.). 5. Капитан и члены экипажа судна по вопросам, относящимся к управлению судном, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа, а также по вопросам коммерческой эксплуатации судна по договору морской перевозки груза подчиняются судовладельцу. По договору тайм-чартера для капитана и других членов экипажа обязательными становятся распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, а по договору бербоут-чартера - распоряжения фрахтователя по всем вопросам. 6. Арендная плата (фрахт) по договору фрахтования судна не зависит от наличия на судне груза, его количества, эффективности эксплуатации судна. По договору морской перевозки груза размер платежей определяется в зависимости от веса или объема перевозимого груза с учетом его специфических свойств, а также количества дополнительных портов захода. 7. Риск повреждения и гибели судна по договору морской перевозки груза в любом случае несет судовладелец, по договору тайм-чартера фрахтователь несет риск повреждения и гибели судна, произошедших в связи с его коммерческой эксплуатацией, тогда как по условиям бербоут-чартера риск повреждения и гибели судна полностью лежит на фрахтователе. 8. Обязанность перевозчика по договору морской перевозки груза по приведению судна в мореходное состояние заключается в подготовке судна к транспортировке определенного груза в отдельном географическом районе. Зафрахтованное в тайм - и бербоут-чартер судно должно быть мореходно к началу срока, на которое оно зафрахтовано. Судовладелец не обязан всякий раз заново приводить трюма или иные грузовые помещения судна в состояние, которое отвечает особенностям каждой конкретной перевозки, осуществляемой в период действия этих договоров. Сравнительная характеристика договора морской перевозки грузов и договора фрахтования приведена в таблице 1.

Таблица 1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ МОРСКОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ДОГОВОРА ФРАХТОВАНИЯ СУДНА

Основные Договор морской Договор Договор характеристики перевозки груза фрахтования фрахтования тайм-чартер бербоут-чартер

Цель договора Предоставление Предоставление Предоставление услуг по судна во судна во перемещению временное временное груза пользование пользование и услуг экипажа и владение

Предмет Деятельность по Судно и услуги Судно договора перемещению экипажа груза

Право владения Судовладельцу Судовладельцу Фрахтователю судном принадлежит

Целевое Только для Для любых целей Для любых целей использование перевозки груза торгового торгового судна мореплавания мореплавания

Подчинение экипажа: А) по вопросам Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь коммерческой эксплуатации; Б) по иным Судовладелец Судовладелец Фрахтователь вопросам

Фрахт Зависит от Не зависит от Не зависит от количества количества количества груза, а также груза, его груза, его от дополните - наличия на наличия на льных портов судне, эффектив - судне, эффектив - захода ности эксплуата - ности эксплуата - ции судна ции судна

Риск повреждения и гибели судна: А) в связи с Судовладелец Фрахтователь Фрахтователь коммерческой эксплуатацией; Б) по иным Судовладелец Судовладелец Фрахтователь причинам

Ответствен - Перевозчик Судовладелец Судовладелец ность сторон - полная - только в той - только как ответственность мере, в которой собственник (в пределах, он отвечает за судна предусмотрен - действия членов ных КТМ РФ) экипажа Фрахтователь Фрахтователь - договорная - договорная; - внедоговорная (как владелец судна)

Проведенный нами сравнительный анализ двух видов договоров - морской перевозки груза и фрахтования - явственно свидетельствует о различной правовой природе этих договоров. Договор фрахтования судна, представленный двумя видами - тайм-чартером и бербоут-чартером, относится к группе договоров имущественного найма. В части предоставления услуг экипажа по тайм-чартеру он, несомненно, выходит за рамки "чистой" аренды. Однако, принимая во внимание основную цель договора (пользование и владение имуществом) и опустив второстепенную цель (услуги членов экипажа судна), следует констатировать: договор фрахтования судна на время - это договор аренды транспортных средств. Юридическая же природа договора морской перевозки груза в целом и чартера как одной из его разновидностей остается в рамках договоров перевозки. Предметом названных договоров является предоставление услуг особого рода - услуг по перемещению грузов в пространстве.

Название документа