Комментарий к частям 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ

(Маринушкина О. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2002)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТЯМ 2 И 3 СТАТЬИ 14.16 КОАП РФ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 25 июля 2002 года

О. В. МАРИНУШКИНА

Маринушкина Ольга Викторовна, юрисконсульт Управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Тульской области.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ с 1 июля 2002 года введен в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Вопросам административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности, к которой относится оборот алкогольной продукции, посвящена глава 14 КоАП РФ.

Ответственность за нарушения Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливается частями 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

В частях 2 и 3 комментируемой статьи можно выделить следующие составы административных правонарушений:

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов;

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции;

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию);

- поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям;

- нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Продажа алкогольной продукции относится к одной из областей коммерческой деятельности, правовые основы которой устанавливают прежде всего Федеральный закон от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 171-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2001 г. N 186-ФЗ) (далее - Закон) и Постановление Правительства РФ от 19 августа 1996 года "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией" N 987 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 16 ноября 1996 г. N 1364, от 14 июля 1997 г. N 867, от 13 октября 1999 г. N 1150, от 2 ноября 2000 г. N 840) (далее - Правила), а также другие нормативно - правовые акты.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 1 Закона "государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области".

Одним из государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в сфере розничной торговли алкогольной продукцией, является Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

При проведении проверок предприятий торговли и общественного питания сотрудниками Госторгинспекции практически в каждой торговой точке выявляются нарушения. Очень часто не только продавцы, но и поставщики алкогольной и спиртосодержащей продукции не знают нормативно - правовой базы, действующей в Российской Федерации на этом рынке.

Проанализировав материалы проверок, можно сделать вывод, что основную массу нарушений составляет продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия, подтверждения легальности ее производства и оборота (без справки к товарно - транспортной накладной (ТТН) или справки к грузовой таможенной декларации на импортную алкогольную продукцию (ГТД) или их копий, заверенных в установленном порядке, надлежаще оформленной копии справки к ТТН или копии справки к ГТД на продукцию иностранного производства, без удостоверений качества и безопасности, установленной информации о товаре и его изготовителе).

Таким образом, правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, действительно имеют место.

Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 16 Закона "не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сертификатов соответствия".

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 10 июня 1993 г. "О сертификации продукции и услуг" N 5151-1 (в редакции Федеральных законов от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ, от 2 марта 1998 г. N 30-ФЗ, от 31 июля 1998 г. N 154-ФЗ), "сертификат соответствия - документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям".

Согласно подпункту 2 пункта 9 Правил "не допускается продажа алкогольной продукции без информации о проведении обязательной сертификации".

Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 19.01.98 "Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" N 55 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 20 октября 1998 г. N 1222, от 2 октября 1999 г. N 1104, от 6 февраля 2002 г. N 81) (далее - Правила продажи товаров) устанавливается, что при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно - сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Таким образом, в подтверждение факта сертификации продавец может предоставлять покупателю один из вышеперечисленных документов.

Пункт 6 Правил устанавливает обязанность продавца своевременно предоставлять информацию о проведении сертификации алкогольной продукции. На практике зачастую встречаются случаи, когда при проверке по требованию контролирующего органа сертификат не предъявляется, а предоставляется в управление Госторгинспекции в другой день. Многие индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие торговлю, считают, что этим они не нарушают установленные требования и применение к ним за это мер административного взыскания является необоснованным. Однако продавец забывает о том, что данная информация необходима не только контролирующему органу, а прежде всего потребителю, который вправе получать своевременно необходимую и достоверную информацию о товаре. Данные права закреплены в статье 495 Гражданского кодекса РФ и статье 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Пункт 3 статьи 495 Гражданского кодекса РФ гласит, что если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли - продажи, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Таким образом, сертификат соответствия должен предоставляться своевременно по требованию покупателя.

Предприниматели и юридические лица, занимающиеся розничной продажей алкогольной продукции, интересуются, где можно ознакомиться с правилами оформления справки к товарно - транспортной накладной (далее - ТТН) и справки к грузовой таможенной декларации (далее - ГТД). Для этого необходимо обратиться к Постановлению Правительства РФ от 15 августа 1997 года "Об утверждении перечня документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории РФ" N 1019 (далее - Перечень), Постановлению Правительства РФ от 15 апреля 1996 года "Об утверждении порядка доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной табачной продукции иностранного производства" N 435 (далее - Порядок), Постановлению Правительства РФ от 19 декабря 1997 года "О порядке доведения до потребителей информации о происхождении пива, ввозимого на территорию РФ" N 1597.

Иногда предприниматели и юридические лица, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, считают, что справка к ТТН и справка к ГТД - одинаковые документы. Да, основное их направление - это довести до потребителя информацию о производстве и обороте алкогольной продукции. Но главное отличие между ними есть, и заключается оно в том, что справка к ТТН оформляется на алкогольную продукцию отечественного производства, а копия справки к ГТД - на импортную алкогольную продукцию.

Справка к ТТН состоит из раздела А и раздела Б, которые должны содержать сведения, предусмотренные приложением к Перечню.

В разделе А справки к ТТН указываются наименование, количество продукции, сертификат соответствия (орган его выдавший, номер, дата выдачи), дата государственной регистрации продукции, номер удостоверения, номер партии, дата выпуска, маркировка специальными марками (серия, коды), производитель продукции - наименование организации, юридический адрес, адрес производства, номер лицензии, орган, ее выдавший, ИНН налогоплательщика, код ОКПО, дата отгрузки, номер товарно - транспортной накладной, должность, фамилия, имя, отчество отправителя, получатель продукции - наименование организации, юридический адрес, адрес поставки, номер лицензии, орган, ее выдавший, ИНН налогоплательщика, код ОКПО, должность, фамилия, имя, отчество получателя. Раздел А подписывается должностным лицом отправителя и получателя и заверяется их печатями.

Раздел Б справки к ТТН должен содержать следующие реквизиты: наименование организации - продавца и организации - покупателя, их юридические адреса, адреса поставки, номера лицензий, органов, их выдавших, ИНН налогоплательщика, код ОКПО, количество продукции в дал (бут), маркировка продукции специальными марками (серия, коды), дата отгрузки, номер товарно - транспортной накладной, должность, Ф. И.О. отправителя. Указанные сведения должны быть заполнены четко и разборчиво, подписаны должностным лицом организации - отправителя и организации - покупателя и заверены оригиналами оттисков их печатей.

В случае если товар реализуется собственником товара через принадлежащую ему розничную торговую сеть, каждая торговая точка по продаже товара должна иметь копию справки к товарно - транспортной накладной, заверенную печатью собственника товара (п. 3 Перечня).

Справка к ГТД состоит также из двух разделов - А и Б, которые заверяются печатью таможенного органа.

Раздел А кроме сведений о товаре, производителе, получателе, сертификатах соответствия и происхождения, акцизных марках содержит сведения об импортере и таможенном органе, месте проведения таможенного оформления.

Раздел Б содержит сведения о продавце и покупателе, которые подписываются руководителем организации продавца и организации покупателя, и заверяется оригиналами оттисков их печати.

На практике применения Порядка возникал вопрос о том, необходима ли печать таможенного органа в разделе Б справки к ГТД, так как в одних проверяемых документах такие печати были, в других не было.

Приказом ГТК РФ от 10 октября 1996 года "О справке к грузовой таможенной декларации" N 630 (в редакции Приказа Государственного таможенного комитета РФ от 29 января 2002 г. N 84) утверждено приложение к Порядку представления, проверки и регистрации справки к грузовой таможенной декларации, где имеется бланк справки к ГТД. Согласно указанному приложению раздел Б должен заверяться печатью таможенного органа, но такое требование было принято лишь 29 января 2002 г. Таким образом, можно сделать вывод о том, что если товар был получен первым покупателем до 29 января 2002 года, то раздел Б справки к ГТД никак не мог быть заверен печатью таможенного органа.

Однако с внесением изменений в Приказ ГТК от 10 октября 1996 года N 630 возникла другая проблема. Как быть продавцу и покупателю, если первая страница раздела Б справки к ГТД, заверенная печатью таможенного органа, закончилась и движение товара необходимо оформлять на новой странице, необходимо ли заверять продолжение раздела Б печатью таможенного органа, правомочного это делать.

Если действовать по закону, то продолжение раздела Б также должно быть заверено именно тем органом, который заверял первую страницу раздела Б справки к ГТД.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, необходимо обращать внимание на следующий момент.

Сведения, заявленные в справке к ТТН или ГТД, всегда должны соответствовать данным, указанным на маркировке. Так, на практике было выявлено нарушение правил розничной торговли алкогольной продукцией, которое заключалось в следующем. Импортер, указанный на маркировке, не соответствовал импортеру, указанному в справке к ГТД, следовательно, данное несоответствие не позволяет идентифицировать продаваемый товар со сведениями, заявленными в справке к ГТД. В данном случае продажа алкогольной продукции будет производиться без подтверждения легальности ее производства и оборота (т. е. без справки к ГТД).

Другой пример. Расхождение номеров акцизных марок с номерами акцизных марок, указанных в справке к ГТД, также говорит о том, что данный документ выдан на другую партию товара.

Указанные нарушения часто оспариваются в судебном порядке. Но, как показывает судебная практика, в обоих приведенных случаях нарушение правильно квалифицировано должностным лицом контролирующего органа.

При рассмотрении данного вопроса необходимо опять вернуться к пункту 6 Правил, в котором говорится о том, что справка к ТТН и ГТД должна предоставляться по требованию покупателя.

При осуществлении данного вида деятельности индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам необходимо знать, что в соответствии с п. 6 Правил до покупателя также должна быть доведена информация о наименовании и цене алкогольной продукции, наименовании производителя и его юридическом адресе и стране происхождения, государственных стандартах, требованиям которых она должна соответствовать, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, наименовании основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции, содержании в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов), противопоказаниях к применению алкогольной продукции, дате изготовления и сроке годности.

"Наименование продукта должно конкретно и достоверно характеризовать продукт, позволять отличать данный продукт от других. Наименование должно состоять, как правило, из нескольких слов и включать названия группы, подгруппы, вида продукта, приведенных в любой последовательности, соответствовать нормам русского языка или иного языка, на котором дается информация о продукте" (п. 3.5 ГОСТ Р 51074-97 "Информация для потребителей. Продукты пищевые").

Хотелось бы обратить внимание, что наименование продукта, наносимое на упаковку, этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист - вкладыш, должно соответствовать применяемому в государственных стандартах.

Необходимо отметить, что для импортной алкогольной продукции информация о государственных стандартах не обязательна, так как в соответствии с ГОСТ Р 51074-97 "Информация для потребителей. Продукты пищевые" для импортных продуктов допускается обозначение нормативного или технического документа не наносить.

Также согласно п. п. 4.16, 4.18 указанного ГОСТа информации о сроке годности на продукты винодельческой промышленности, водку, ликероводочные изделия и питьевой 95-процентный спирт не требуется.

Таким образом, требование Правил в части информации о сроке годности алкогольной продукции отечественного и импортного производства является необязательным.

Законодатель устанавливает следующие штрафные санкции за нарушения правил продажи алкогольной продукции:

в соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 2 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях) (далее - КоАП РФ).

в соответствии с ч. 2 ст. 14.16 розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ).

Комментируя данную статью, необходимо отметить, что административный штраф за нарушение законодательства РФ о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налагаемый на должностных лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в пункте 2 и 3 статьи 14.16 КоАП РФ, но не может превышать для должностных лиц двести минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда (ст. 3.5 КоАП РФ). Однако превышение установленных законом санкций должно быть мотивированным и обоснованным, как этого требует новый КоАП РФ.

При рассмотрении данного вопроса следует указать перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Такое право предоставлено должностным лицам органов внутренних дел, налоговой полиции, федерального антимонопольного органа, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 14.16 КоАП РФ, уполномочены судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ - федеральные органы налоговой полиции (ст. 23.6 КоАП РФ), органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (ст. 23.49 КоАП РФ), органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50 КоАП РФ).

С введением в действие КоАП РФ утратил силу Федеральный закон от 08.07.1999 "Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" N 143-ФЗ. В отличие от Федерального закона N 143-ФЗ, в котором штрафные санкции за нарушение Правил продажи алкогольной продукции были очень высокие, новый КоАП РФ улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение, а именно: размеры штрафов за аналогичные правонарушения в нем значительно снижены.

В связи с этим вынесенные до 1 июля 2002 года и неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области продажи алкогольной продукции в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ должны быть пересмотрены уполномоченными лицами и приведены в соответствие с новым Административным кодексом.

Название документа